Глава 3. Вышивка как оберег

Вышивание – один из самых распространённых видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала, как необходимость, появилось шитьё. Со временем появилась вышивка в качестве декоративного дополнения к шитью. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Инструментами вышивки того времени были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Самые древние вышитые орнаменты, сохранившиеся до наших дней, датируются V-IV веками до н.э.

Само слово "орнамент" нерусское. Происходит оно от латинского слова "орнаментум", что означает "украшение", то есть улучшение художественного и эстетического качества чего-либо путем нанесения на него орнамента. Иноземное "орнамент" по-русски называется "узор". Слово же "узор" происходит от древнерусского слова "узорочье", что означает "украшение", "драгоценности".

Узорочье  русского народного костюма служило не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Элементы, которые составляли русские узоры имеют древнейшее происхождение и непосредственно связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками. Боги-покровители, олицетворявшие силы добра, должны были оберегать честных, добрых людей от действия злых сил.  Для этого на одежде и существовала вышивка. Интересна, с этой точки зрения, сказка «Финист – ясный сокол». Марьюшка в поисках возлюбленного трижды попадает к Бабе-яге – костяной ноге (по версии некоторых учёных баба-яга у древних славян – божество-берегиня) и трижды получает подарки, обладающие магической силой: серебряное блюдечко с золотым яичком, серебряные пяльцы с золотой иголочкой и серебряное донце с золотым веретёнцем. Все эти предметы помогают героине спасти Финиста - ясного сокола. В сказке читаем: «Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать – не продавай. Просись Финиста – ясна сокола повидать». Так Марьюшка и сделала: «Целый день работала, а вечером взяла серебряные пяльцы да золотую иголочку. Сидит вышивает, сама приговаривает:

- Вышивайся, вышивайся, узор, для Финиста – ясна сокола. Было бы чем ему по утрам вытираться».

Вышитое героиней полотенце должно стать для возлюбленного оберегом. Полотенце само по себе – сильный оберег, а украшенный охранительной вышивкой тем более. Героиня другой волшебной сказки – Марья-царевна – отправляя мужа в дальний путь, даёт ему вышитую ширинку, то есть всё то же полотенце, и приговаривает: «Будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей». «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много царств и земель прошёл Андрей и дошёл до избушки на курьих ножках». И быть бы ему съеденным («вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь»), да вовремя пригодилась ширинка, женой вышитая. Выпарился Андрей, вымылся да и стал ширинкой утираться, Баба-яга и увидела: «Откуда у тебя ширинка? Её дочь моя вышивала». Орнамент, вышитый на полотенце, оказался не просто знакомым Бабе-яге, она смогла его «прочитать», а, «прочитав», помогла «зятюшке» найти «то – не знаю что»[8].

Условные знаки, вышитые или нарисованные, должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили в сторону руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе. Силы зла всевозможными магическими заклинаниями могли отнять у человека самое главное, без чего он был бы "не жилец на белом свете".

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. Ноги  передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи.  И, наконец, спина – самое уязвимое место человека, именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна, важно, что, находясь в нужном месте, она предохраняла хозяина от злых сил. В орнаменте были заключены знаки, письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой беды. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Подтверждение этому находим в русской народной сказке «Чудесная рубашка». Иван - купеческий сын, получив в подарок рубашку, которую «коли наденешь, никто не осилит», побеждает Змея Горыныча; а лишившись рубашки, погибает. И лишь помощь братьев да возвращённая чудесная рубашка помогает герою ожить и обрести былую силу[8].

Слово «узорочье» происходит от слов «заря», «гореть», «солнце». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Следовательно, о вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

Важно отметить, что орнамент предполагал ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нём вышивались ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладали наоборот солярные знаки, изображения птиц. Через такую композицию костюм уподоблялся Мировому дереву.

Сохранилось старинное заклятие: «Пойду я во чисто поле – под красное солнце, под светел месяц, под частые звёзды, под полётные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачусь, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звёздами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга»[15]. Заклятие не только передаёт образно-поэтическое восприятие действительности древними славянами, но и выражает идею целостности мира. Кроме того подчёркнутая часть текста ещё раз доказывает, что костюм русского человека отражает его связь с природным миром и призван оберегать о т недуга.

Таким образом, орнамент подобен тайнописи, скрывающей магический смысл в графических символах. Он, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями орнамент восходит к архаичным временам и является хранителем мифологических представлений о мире. Со временем охранительное значение вышитых орнаментов было забыто, но крестьянки, в силу приверженности традициям, продолжали наносить на свою одежду старинные узоры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: