Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8% см. табл. 1[12].


Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

млрд. рублей

 

Январь-август

2009г.

В % к

январю-августу 2008г.

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде- ральный бюджет консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации феде- ральный бюджет консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 4052,7 1572,5 2480,1 71,6 59,4 82,4
из них: налог на прибыль организаций 833,6 134,2 699,4 45,6 24,6 54,5
налог на доходы физических лиц 1052,7 - 1052,7 99,4 - 99,4
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 773,4 773,4 - 94,3 94,3 -
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 212,5 52,0 160,5 103,4 64,4 128,7
налоги на имущество 408,2 - 408,2 116,1 - 116,1
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 630,1 586,3 43,8 50,8 50,2 60,3
из них налог на добычу полезных ископаемых 613,6 571,2 42,4 50,4 49,8 59,4
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 1,6 0,7 0,8 55,3 127,4 36,8

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1% см рис 2[13].

 

Рисунок 2. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ

 

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 41,9% см. табл. 2[14].

 

Таблица 2

Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей в % к итогу феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации млрд. рублей в % к итогу феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 833,6 100 134,2 699,4 1827,0 100 544,5 1282,5
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам 784,3 94,1 85,6 698,7 1766,9 96,7 487,9 1279,0
с доходов, полученных в виде дивидендов 40,5 4,9 40,5 - 50,3 2,8 50,3 -
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 7,9 0,9 7,9 - 5,5 0,3 5,5 -

 

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1052,7 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 120,9 млрд.рублей, что на 37,1% меньше, чем в предыдущем месяце см. табл.3[15].

 

Таблица 3

Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 1052,7 100 1059,1 100
из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций 27,7 2,6 23,9 2,3
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций 0,2 0,0 0,1 0,0
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации 1014,0 96,3 1023,2 96,6
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации 9,0 0,9 9,3 0,9
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств 1,8 0,2 2,6 0,2

 

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем см. табл. 4[16].

 

Таблица 4

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),

производимым на территории Российской Федерации

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей в % к итогу феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации млрд. рублей в % к итогу феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 212,5 100 52,0 160,5 205,4 100 80,7 124,7
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 2,9 1,3 1,5 1,4 4,1 2,0 2,1 2,0
табачную продукцию 50,2 23,6 50,2 - 40,0 19,5 40,0 -
автомобильный бензин 71,2 33,5 - 71,2 67,5 32,8 27,0 40,5
легковые автомобили и мотоциклы 1,3 0,6 1,3 - 2,1 1,0 2,1 -
дизельное топливо 20,6 9,7 - 20,6 22,1 10,8 8,8 13,3
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 0,8 0,4 - 0,8 1,0 0,5 0,4 0,6
вина 2,8 1,3 - 2,8 3,0 1,5 - 3,0
пиво 20,1 9,5 - 20,1 19,3 9,4 - 19,3
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 38,5 18,1 - 38,5 42,3 20,6 - 42,3
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) 0,8 0,4 - 0,8 0,8 0,4 - 0,8
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) 1,9 0,9 - 1,9 2,2 1,1 - 2,2

 

В январе-августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд.рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем см. табл. 5[17].

 

Таблица 5

Поступление налога на добычу полезных ископаемых млрд.рублей

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации феде- ральный бюджет консоли- дированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 613,6 571,2 42,4 1217,9 1146,4 71,5
из него: нефть 538,3 511,3 26,9 1125,9 1069,6 56,3
газ горючий природный 48,5 48,5 - 63,0 63,0 -
газовый конденсат 4,1 3,9 0,2 6,0 5,7 0,3
прочие полезные ископаемые 22,7 7,3 15,3 23,0 8,1 14,9

 

В январе-августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1377,0 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6%.

В августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 млрд. рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1% см. табл. 6[18].

 

Таблица 6

Поступление единого социального налога и страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

млрд. рублей удельный вес в общей сумме поступлений, % млрд. рублей удельный вес в общей сумме поступлений, %
Всего 1377,0 100 1355,0 100
из них: единый социальный налог 540,8 39,3 534,7 39,5
в том числе зачисляемый в: федеральный бюджет 337,6 24,5 329,5 24,3
Фонд социального страхования Российской Федерации 38,8 2,8 44,6 3,3
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 59,8 4,3 58,1 4,3
территориальные фонды обязательного медицинского страхования 104,6 7,6 102,5 7,6
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 835,3 60,7 818,9 60,4

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5% см. рис. 3[19].

 

1) По методологии соответствующих лет, без единого социального налога.


Рисунок 3. Динамика задолженности по налоговым платежам

 

Таблица 7

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам

в консолидированный бюджет Российской Федерации1)

на 1 сентября 2009 года

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 644,1 100 291,7 100 344,1 100
в том числе: по федеральным налогам и сборам 531,6 82,5 215,4 73,8 310,1 90,1
в том числе: налог на прибыль организаций 117,7 18,3 43,3 14,9 73,4 21,3
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь 290,4 45,1 115,4 39,6 171,8 49,9
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 289,0 44,9 114,5 39,3 171,3 49,8
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 25,3 3,9 4,5 1,6 20,7 6,0
из них налог на добычу полезных ископаемых 18,6 2,9 1,9 0,6 16,7 4,9
акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь 29,6 4,6 11,6 4,0 17,1 5,0
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 5,9 0,9 0,8 0,3 5,0 1,5
табачную продукцию 0,7 0,1 0,4 0,2 0,2 0,1
автомобильный бензин 1,8 0,3 1,1 0,4 0,7 0,2
легковые автомобили и мотоциклы 0,7 0,1 0,0 0,0 0,7 0,2
дизельное топливо 1,8 0,3 1,7 0,6 0,0 0,0
пиво 0,4 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 9,0 1,4 2,1 0,7 6,7 2,0
остальные федеральные налоги и сборы 68,6 10,7 40,5 13,9 27,1 7,9
по региональным налогам и сборам 70,5 11,0 50,6 17,4 18,4 5,3
по местным налогам и сборам 28,2 4,4 16,6 5,7 11,0 3,2
по налогам со специальным налоговым режимом 13,8 2,1 9,1 3,1 4,6 1,3

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и по уплате пеней и налоговых санкций.

 

Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% см табл. 7[20].

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.


Таблица 8

Структура задолженности по единому социальному налогу1

на 1 сентября 2009 года

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 81,8 100 33,0 100 47,3 100
в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 65,2 79,7 25,3 76,7 38,6 81,7
Фонд социального страхования Российской Федерации 3,3 4,1 1,9 5,7 1,4 3,0
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,0 3,7 1,6 4,9 1,4 2,9
территориальные фонды обязательного медицинского страхования 10,3 12,5 4,2 12,7 5,8 12,3

1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.

 

Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 14,9% см. табл.8.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 41,1 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 1,3%.


Таблица 9

Структура задолженности по взносами на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды1)

на 1 сентября 2009 года

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 127,9 100 68,6 100 36,5 100
в том числе: задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды 28,8 22,5 7,6 11,1 20,1 55,2
в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации 24,7 19,3 6,6 9,6 17,2 47,2
Фонд социального страхования Российской Федерации 1,6 1,3 0,4 0,6 1,1 3,1
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,1 0,1 0,0 0,0 0,1 0,2
территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,3 1,8 0,6 0,8 1,7 4,6
задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации 99,2 77,5 60,9 88,9 16,4 44,8

1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.


Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 48,7% см. табл. 9[21].

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 114,0 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2009г. на 0,9%.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: