Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств за­ключается в проверке их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Порядок  проведения инвентаризации определяется ру­ководителем организации, за исключением случаев, когда ее прове­дение обязательно.

Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:

Ø перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

Ø при смене материально ответственных лиц;

Ø если были выявлены факты хищения основных средств;

Ø если основные средства были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

В ходе инвентаризации основных средств проверяется достовер­ность учетных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются техническое состояние, степень испо­льзования основных средств по назначению и производится их оценка.

До начала проведения инвентаризации комиссия, проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), тех­нических паспортов и т. д. Комиссия в при­сутствии материально ответственных лиц (руково­дителей цехов, отделов, мастеров и т. п.) осматривают объекты основных средств и фиксирует в инвентарных описях их наличие.

Объекты основных средств, которые ко времени инвентариза­ции находятся вне территории организации, инвентаризируют до их выбытия. Объекты, не числящиеся в учете, приходуются по рыночной стоимости, с учетом технического состояния. Эти основные средства записываются в отдельную опись с оформлением акта приемки передачи и инвентарной карточки. Если при инвентаризации выявлены основные средства непригодные для эксплуатации, то на них составляется отдельная опись с указанием причин и виновников, которые привели к непригодности основных средств.

При выявлении недостачи или излишка объектов основных средств к инвентаризационным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц, на основании которых принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Из­лишки основных средств независимо от причин их образования прихо­дуют записью по дебету счета Основных средств и кредиту счета Прочих доходов и расходов.

Недостача объектов основных средств, выявленная при инвен­таризации, если ее конкретные виновники не установлены, отра­жается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

1) Дт – 01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств».

Кт – 01/1 Основные средства – балансовая стоимость объектов.

2) Дт – 02 Амортизация основных средств.

Кт –01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств» - на сумму износа отсутствующих объектов.

3) Дт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей.

Кт –01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств» на остаточную стоимость отсутствующих объектов.

4) Дт – 91 Прочие доходы и расходы.

Кт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей – на сумму недостачи объектов, которую невозможно взыскать с виновных.

Наличие недостач основных средств при невозможности определить виновных – своеобразный брак в работе организации. Чтобы его не допустить, нужно определить лиц, ответственных за сохранность и правильное использование основных средств по местам их нахождения, периодически проводить выборочные инвентаризации и т. п.

Если виновники недостач установлены, то на счетах бухгалтерского учета делают следующую запись:

Дт – 73/2 Расчеты с персоналом по прочим операциям, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Кт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей – на остаточную стоимость объектов.

Кт – 98 Доходы будущих периодов – на разницу между суммой, подлежащей взысканию, и остаточной стоимостью объектов.

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, утверждаемым руководителем организации.

Совершенствование учета основных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: