Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.
Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:
Ø перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
Ø при смене материально ответственных лиц;
Ø если были выявлены факты хищения основных средств;
Ø если основные средства были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
В ходе инвентаризации основных средств проверяется достоверность учетных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются техническое состояние, степень использования основных средств по назначению и производится их оценка.
До начала проведения инвентаризации комиссия, проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов и т. д. Комиссия в присутствии материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров и т. п.) осматривают объекты основных средств и фиксирует в инвентарных описях их наличие.
|
|
Объекты основных средств, которые ко времени инвентаризации находятся вне территории организации, инвентаризируют до их выбытия. Объекты, не числящиеся в учете, приходуются по рыночной стоимости, с учетом технического состояния. Эти основные средства записываются в отдельную опись с оформлением акта приемки передачи и инвентарной карточки. Если при инвентаризации выявлены основные средства непригодные для эксплуатации, то на них составляется отдельная опись с указанием причин и виновников, которые привели к непригодности основных средств.
При выявлении недостачи или излишка объектов основных средств к инвентаризационным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц, на основании которых принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Излишки основных средств независимо от причин их образования приходуют записью по дебету счета Основных средств и кредиту счета Прочих доходов и расходов.
Недостача объектов основных средств, выявленная при инвентаризации, если ее конкретные виновники не установлены, отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
1) Дт – 01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств».
Кт – 01/1 Основные средства – балансовая стоимость объектов.
2) Дт – 02 Амортизация основных средств.
Кт –01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств» - на сумму износа отсутствующих объектов.
|
|
3) Дт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей.
Кт –01/2 Основные средства, субсчет 2 «Выбытие основных средств» на остаточную стоимость отсутствующих объектов.
4) Дт – 91 Прочие доходы и расходы.
Кт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей – на сумму недостачи объектов, которую невозможно взыскать с виновных.
Наличие недостач основных средств при невозможности определить виновных – своеобразный брак в работе организации. Чтобы его не допустить, нужно определить лиц, ответственных за сохранность и правильное использование основных средств по местам их нахождения, периодически проводить выборочные инвентаризации и т. п.
Если виновники недостач установлены, то на счетах бухгалтерского учета делают следующую запись:
Дт – 73/2 Расчеты с персоналом по прочим операциям, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Кт – 94 Недостачи и потери от порчи ценностей – на остаточную стоимость объектов.
Кт – 98 Доходы будущих периодов – на разницу между суммой, подлежащей взысканию, и остаточной стоимостью объектов.
Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, утверждаемым руководителем организации.
Совершенствование учета основных средств