Параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SРАСЕ используются следующие.
Потенциал роста - связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих производственных ресурсов.
Потенциальная прибыльность - оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли.
Финансовая стабильность - имеются в виду условия функционирования среднего, типичного предприятия данной отрасли.
Технологическое know-how - качественная характеристика уровня технологической экспертизы, необходимой для работы в отрасли.
Использование ресурсов - оценка эффективности использования ресурсов на предприятиях отрасли (в сравнении с другими отраслями).
Капиталоемкость
Легкость вхождения на рынок - качественная оценка фактора с учетом всего комплекса действий, которые должны быть предприняты для вхождения на рынок: осуществление единовременных капитальных затрат, создание имиджа и т.д.
Производительность, использование мощностей
Факторы, определяющие конкурентное преимущество фирмы
| Доля рынка | Малая | 3 | Большая |
| Качество продукта | Низкое | 1 | Превосходное |
| Стадия жизненного цикла продукта | Поздняя | 1 | Ранняя |
| Цикл замены продукта | Переменный | 1 | Фиксированный |
| Приверженность потребителей | Низкая | 3 | Высокая |
| Использование производственных мощностей у конкурентов | Минимальное | 6 | Минимальное |
| Технологическое know-how | Малое | 1 | Большое |
| Степень вертикальной интеграции | Низкая | 5 | Высокая |
| Прочие: | 0 1 2 3 4 5 6 |
Среднее - 6 = ____________ 3 _______________
Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы
Конкурентное преимущество фирмы характеризуется следующими показателями:
Доля рынка это относительная доля рынка, которая может быть измерена отношением объема продаж за некоторый период к объему продаж вашего ведущего конкурента.
Качество продукта - относительная экспертная оценка качества Вашего продукта в сравнении с продукцией Ваших конкурентов.
Стадия жизненного цикла продукта понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также зарождения), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка (старения).
Стадия введения продукта на рынок характеризуется прежде всего распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. Дифференциации продукта в этот период мала.
Спрос неэластичен по цене. Экономия на масштабах производства незначительна. Отношение постоянных затрат на производство продукта к переменным как правило относительно мало.
Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов продаж. Растет дифференциация продуктов конкурентов. Растет экономия на масштабах производства и отношение постоянных затрат к переменным. Спрос становится все более эластичным по цене.
Стадия зрелости характеризуется высокой степенью дифференциации продукта, выраженной сегментацией рынка, значительной экономией на масштабах производства, высокими значениями отношения постоянных затрат к переменным и эластичности спроса по цене.
Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью спроса по цене, уменьшающимся отношением постоянных затрат к переменным при сохранении значительной экономии на масштабах производства.
В методике SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по шкале 0-6, что дает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом измерении.
Цикл замены продукта - характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла).
Приверженность потребителей характеристика степени верности клиентов торговой марке (заметим, что такая верность может быть достигаема за счет разных способов и речь идет в данном случае о конечном результате).
Использование производственных мощностейу конкурентов.
Технологическое ноу-хау характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании.
Степень вертикальной интеграции под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной фирмы звеньев одной и той же производственной цепи. Например, производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная вертикальная интеграция), или мебельный магазин (прямая вертикальная интеграция).
Факторы, определяющие финансовое положение фирмы
| Отдача на вложение (ROI) | Низкая | 5 | Высокая |
| Финансовый рычаг | Несбалансированный | 1 | Сбалансированный |
| Ликвидность | Несбалансированная | 3 | Сбалансированная |
| Степень удовлетворения потребностей в капитале | Низкая | 5 | Высокая |
| Поток платежей в пользу фирмы | Малый | 5 | Большой |
| Простота выхода с рынка | Трудно | 0 | Легко |
| Рискованность бизнеса | Высокая | 1 | Низкая |
| Оборачиваемость запасов | Медленная | 2 | Быстрая |
| Прочие: | 0 1 2 3 4 5 6 |
Среднее значение __________ 3 _________________
Примечания для экспертной оценки факторов