Выбор утилизационного котла

В целях повышения экономичности судовой энергетической установки на судне применена система частичной утилизации тепла выхлопных газов с применением утилизационного котла.

На судне установлен длинноходовой двигатель с пониженной температурой выхлопных газов перед утилизационным котлом.

Для выбора котла производим расчёт:

 

Gг = ge*Ne*a*j*Lo /3600,

 

где Gг - расход газов через котёл;

Ne- эффективная мощность главного двигателя, кВт;

a - коэффициент избытка воздуха (для данного типа двигателя принимаем a=2,2);

j - коэффициент продувки (принимаем j=1,4);

Lo- теоретический расход воздуха (принимаем Lo=14,3 кг/кг);

ge- удельный расход топлива (ge=159 г/(кВт*ч));

 

Gг = 0,159*7830*2,2*1,4*14,3 = 54833 кг/ч

 

Из формулы КПД имеем:

 

hк = [Dп*(iн-iпв)]/[Gг*Ср*(tвх.г-tу.г)],

 

где hк - КПД утилизационного котла (принимаем hк = 0,3);

Dп - паропроизводительность котла;

iн - энтальпия насыщенного пара (принимаем из условий расчёта вспомогательного котла iн = 2855,4 кДж/кг);

iпв- энтальпия питательной воды (тоже, iпв= 166,72 кДж/кг);

tвх.г - температура входящих газов, °С (для длинноходовых двигателей

tвх.г»260°С);

tу.г - температура уходящих газов, °С (принимаем tу.г = 160°С);

Ср - изобарная теплоёмкость, Ср=1,07 кДж/(кг*°С).

Следовательно:

 

Dп = hк* Gг*Ср*(tвх.г-tу.г)/ (iн-iпв)= 0,3*54833*1,07*(260-160)/(2855,4-166,72)=655 кг/ч

 

Исходя из расчётов выбираем котёл отечественного производства марки КУП 95/5 с параметрами:

· паропроизводительность Dп = 800 кг/ч;

· рабочее давление пара в сепараторе 0,5 МПа;

· площадь поверхности нагрева Нп = 95 м^2;

Работа теплохода планируется в южных широтах, поэтому потребность в паре будет минимальная, а паропроизводительность утилизационной котельной установки обеспечит нужды судна в паре. При острой необходимости в параллельную работу можно запустить вспомогательный котёл.

 



Комплектация вспомогательных механизмови систем для силовой установки

Топливная система

Применяемые топлива марки IFO с вязкостью до 700 сСт при температуре 50°С.

 

gт = 0,95¸0,98 г/см^3 Nе=7830 кВт gе=159 г/(кВт*ч)

 

Дальность плавания L = 8000 миль

а) Запас топлива

 

Gт = к*(Gх + Gст),

 

где к=1,1¸1,25 - коэффициент штормового запаса;

Gх - расход топлива на ходу, т;

Gст - расход топлива на стоянке, т;

Gх = tх*(ge*Ne+geдг*Neдг)=0,15*tх* ge*Ne

tх = L/Vs = 8000/19 = 421 ч

Gх = 1,15*421*0,159*7830 = 603 т

 

Gст = К3*Gx,

 

где К3 = 0,2

 

Gст = 0,2*603 = 121 т

 

окончательно:


Gт = к*(Gх + Gст) = 1,1*(603+121)=796 т

Gтт = 0,85*796 = 677 т

Gдт = 0,15*796 = 119 т

 

б) Объём топливных цистерн:

Тяжёлое топливо

 

Vтт =b*Gтт/gтт,

 

где b = 1,04¸1,05 - коэффициент загромождённости цистерн набором корпуса;

 

Vтт = 1,05*677/0,97 = 733 м^3.

 

Дизельное топливо

 

Vдт =b*Gдт/gдт = 1,05*119/0,88 = 142 м^3;

 

Объём отстойной цистерны (вне двойного дна):

 

Vотс= 24*b*1,15*ge*Ne*10^(-3)/gтт=24*1,05*0,159*7830*10^(-3)/0,97 = 32,3 м^3

 

Объём расходной цистерны тяжёлого топлива на 12 часов работы главного двигателя:

 

Vрасх=12*b*1,15*ge*Ne*10^(-3)/gтт=12*1,05*0,159*7830*10^(-3)/0,97=16,2 м^3


Объём расходной цистерны для дизельного топлива:

 

Vрасх = 0,66*0,15*Vрасх тт = 0,66*0,15*16,2 = 1,6 м^3

 

в) Топливоперекачивающие насосы:

Производительность перекачивающего насоса тяжёлого топлива

 

Qтт = Vmax / t,

 

где Vmax - объём наибольшей цистерны основного запаса топлива;

t = 3ч4 часа - время работы насоса

 

Qтт = 180/4 = 45 м^3/ч

 

Принимаются к установке два насоса (один из них резервный, обеспечивающий перекачку дизельного топлива) марки ONV-35/10 производительностью 40 м^3/ч, мощность электропривода N=12,5 кВт

г) Топливоподкачивающие насосы определяем исходя из формулы потребной мощности:

 

Gпт = к*ge*Ne*gтт*10^(-3),

 

где к=1,2ч1,3 - коэффициент запаса производительности насоса

 

Gпт = 1,3*0,159*7830*0,97*10^(-3) = 1,6 м^3/ч

 

К установке принимаются насосы марки 2ВВ 1,6/4,5 в количестве двух штук, производительностью Q=2,5 м^3/ч, мощность электропривода Nэдв = 1,5 кВт.

д) Сепараторы тяжёлого топлива

Производительность сепараторов:

 

Qсеп = к*24*ge*Ne*10^(-3)/gтт,

 

где к=0,3 - коэффициент рабочего времени сепараторов

 

Qсеп = 0,3*24*0,159*7830*10^(-3)/0,97=9,2 м^3/ч

 

К установке принимаются два сепаратора марки МАРХ-309, производительностью 8,5 м^3/ч каждый и мощностью электродвигателя Nэд = 10 кВт.

Для сепарации дизельного топлива устанавливается сепаратор СЦ-1,5 производительностью Q = 1,5 м^3/ч и мощностью электродвигателя Nэд = 4 кВт.

 



Масляная система

К использованию принимаем масла отечественного производства с целью удешевления эксплуатации: для системы охлаждения поршней, смазки подшипников двигателя и ГТН - масло М 10 Г2 ЦС, для цилиндровой смазки - масло М16 Е 30.

Удельный расход масла:

а) для циркуляционной системы gцирк = 0,14 г/(кВт*ч);

б) для смазки цилиндров gцил = 1,6 г/(кВт*ч).

Необходимое количество смазочного масла определяем по формуле:

 

G = g*Ne*L/Vs*10^(-6) т;

 

· цилиндровое: Gцил = 1,6*7830*8000/19 *10^(-6) = 5,3 т;

· смазочное: Gсм = 0,14*7830*8000/19 *10^(-6) = 0,46 т.

Из расчётов следует, что объём цистерн основного запаса масла:

· для цилиндрового Vц = кц*b*Gц/gм,

где b=1,05; Gц=5,3 т; кц = 5¸8.

Vц = 1,05*5*5,3/0,94 = 30 м^3

· для смазочного масла Vсм = 1,05*8*0,46/0,9 = 4,3 м^3

Для расчёта характеристик системы циркуляционной смазки дизеля в качестве исходного параметра принимается количество тепла, отводимое с маслом:

 

Qтр = 632,3*Nе*aтр*(1-hм)/hм,

 

где aтр= 0,4¸0,5 - коэффициент, учитывающий долю тепла от трения, воспринимаемую маслом.

 

Qтр = 632,3*7830*0,4*(1-0,9)/0,9 = 22*10^4 кДж/ч = 0,6*10^5 Вт

 

Количество тепла, отводимое охлаждающим маслом:

 

Qохл = aохл*ge*Ne*Qнр,

 

где aохл = 0,04¸0,06, принимаем aохл = 0,05

 

Qохл =0,05*0,159*7830*42000 = 261 * 10^4 кДж/ч = 0,725*10^6 Вт

 

Часовые расходы масла:

 

G1 = Qтр/(Сm*Dt1),


где Сm= 1,92 кДж/(кг*град) - теплоёмкость масла

 

Dt1= 8¸12°С - повышение температуры масла в тихоходном двигателе

 

G1 =22*10^4/(1,92*10) = 11,5*10^3 кг/ч

Gохл = Qохл/(Cm*Dt2),

 

где Dt2 = 10°С

 

Gохл =261*10^4 / (1,92*10) = 135,9*10^3 кг/ч

 

Пропускная способность фильтра тонкой очистки, включённого в систему параллельно:

 

G¢ф = (0,1¸0,15)*G1= 0,1*11,5*10^3= 1,2*10^3 кг/ч

 

Производительность циркуляционного масляного насоса:

 

G= к*(G1+Gохл+Gф),

 

где к=1,2¸1,5 - коэффициент запаса производительности насоса.

 

G=1,3*(11,5+135,9+1,2)*10^3 = 148,6*10^3 кг/ч

 

В установке применяются два вертикальных трехвинтовых насоса (основной и резервный) марки ЭМН 250/4,5, производительностью 250 м^3/ч, мощность электродвигателя Nэдв = 49,0 кВт

Поверхность охлаждения маслоохладителя [22]:


F= [Qтр +Qохл]/[Км*Dtср], м^2

 

где Км - коэффициент теплопередачи от масла к воде,

Км=500 Вт/(м^2*К);

Dtср = 15°С - средняя разность температур

 

F = (0,6*10^5+0,725*10^6)/[500*15 ] = 105 м^2

 

В установке применяем два маслоохладителя с поверхностью охлаждения

 

F=150 м^2.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: