С другими городами и регионами

Геополитическое положение:

· приграничное положение, контактная зона с Европейским Союзом,

· приморское положение,

· мощный транспортный узел, пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей,

· периферийное положение относительно важных центров России, Европы и мира,

· неблагоприятный климат, плохие гидрогеологические условия.

Население:

· высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения,

· относительно низкая социальная конфликтность населения;

· большая имущественная дифференциация,

· существенная скрытая безработица.

Пространственная организация, градостроительное регулирование:

· наличие пригодных для застройки участков в историческом центре, в новых районах и в пригородах,

· большие территориальные ресурсы в собственности городской Администрации,

· наличие системы земельного кадастра и регистрации прав собственности,

· физический износ и устаревшая инженерно-транспортная инфраструктура исторического центра города,

· высокий удельный вес промышленной застройки в центре и в городе в целом,

· некомплексность новых жилых районов,

· неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (отсутствие транспортных магистралей непрерывного движения, кольцевой дороги, тупиковый характер пассажирских железнодорожных вокзалов, нехватка мостов),

· сложность процедур оформления разрешения на строительство.

Природная среда:

· наличие пригородных рекреационных зон,

· недостаток мощностей по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков и очистки водопроводной воды.

Жилищная сфера:

· разнообразие типов жилья,

· сложившаяся система риэлтерских компаний, активный рынок жилья,

· продвинутая система регистрации сделок в жилищной сфере,

· опыт использования муниципальных жилищных сертификатов,

· большое число горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий,

· высокая доля жилья низкого стандарта,

· большая доля ветхого и аварийного жилья,

· неразвитость системы жилищного кредитования,

· техническая отсталость строительства и промышленности стройматериалов.

Инженерная инфраструктура, транспорт и связь:

· относительно развитая система связи и телекоммуникаций,

· разнообразие видов общественного транспорта,

· плохое состояние дорожного покрытия,

· нехватка подвижного состава общественного транспорта, перегрузка метрополитена,

· ресурсоемкие и морально устаревшие технологии предоставления городских услуг, высокие потери в сетях,

· высокий износ городских инженерных коммуникаций.

Социальная сфера:

· развитая система подготовки кадров, хороший уровень среднего и высшего образования,

· развитые культурно-досуговые потребности и наличие возможностей их удовлетворения,

· слабая материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений,

· неэффективная организация социального обеспечения,

· низкий уровень общественной безопасности,

· «утечка мозгов».

Экономический потенциал:

· многоотраслевая структура экономики,

· емкий потребительский рынок,

· преобладание частной и смешанной собственности над государственной,

· развитая система внешнего транспорта,

· относительно развитая правовая хозяйственная среда европейского типа,

· наличие кредитного рейтинга, жесткий, реалистичный бюджет,

· конкурентные позиции в некоторых отраслях,

· высокий туристский потенциал (архитектурные ансамбли, культурные события, всемирно известные музеи и театры),

· международная известность города,

·  относительно высокий удельный вес завоза промежуточных товаров (комплектующих) из других регионов и невысокая степень вертикальной интеграции машиностроения,

· неразвитая инфраструктура бизнеса,

· неразвитость малого бизнеса,

· отсталая отраслевая структура экономики,

· медленная реструктуризация предприятий промышленности,

· слабый менеджмент,

· недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест,

· относительно высокие риски для предпринимателей.

 

Тенденции, создающие благоприятные возможности или потенциальные опасности для развития города

Общая политика России, отношения с центром:

· улучшение правовой и институциональной среды в России, благоприятные условия для внешних и внутренних инвестиций,

· политическая стабильность,

· переориентация на закрытую модель экономики, ограничение импорта,

· формирование в России модели рынка со слиянием государственных и крупных корпоративных интересов, монополизация.

Демографические и социальные процессы:

· увеличение мобильности населения,

· рост образовательного уровня населения,

· временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте,

· усиление социальной конфликтности,

· депопуляция.

Экономика:

· начало экономического роста в России,

· рост внешнеторгового оборота России,

· развитие и улучшение нормативно-правовой базы,

· привлечение кредитов Мирового Банка и ЕБРР под общественные проекты,

· смягчение визовых и таможенных барьеров (ратификация Соглашения о сотрудничестве и партнерстве с ЕС, присоединение к ВТО),

· сокращение доли государственной собственности и числа предприятий с государственным участием,

·  конкуренция со стороны других отечественных (Москва, Ленинградская область, Северо-Запад) и зарубежных экономических центров, развитие конкурирующих портовых центров на Балтике,

· падение спроса на продукцию и услуги профильных отраслей Санкт-Петербурга вследствие глобальных изменений спроса или технологической отсталости отечественных производителей,

· ужесточение таможенной политики,

· усиление экономической преступности,

· рост теневой экономики.

Региональные и интернациональные контакты:

· экономическое сотрудничество с Ленинградской областью и крупными компаниями в масштабных инвестиционных проектах,

· развитие сотрудничества со странами региона Балтийского моря и областями Северо-Запада и Севера России,

· политические конфликты с Ленинградской областью (между администрациями),

· конкуренция со стороны других регионов,

· объединение Финляндии и стран Балтии в борьбе за российский транзит.

Туризм и коммуникации:

· увеличение спроса на туристские услуги,

· строительство транспортного коридора,

· реализация проекта «Балтийский мост»,

· развитие паромных переправ,

· распространение сети Интернет,

· ужесточение конкуренции, в том числе недобросовестной, на мировом туристском и транспортном рынках.

Крупные общественные проекты:

· реконструкция центра города,

· нестабильное финансирование федеральных программ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: