III. Основные направления социально-экономического развития

Г. Санкт-Петербурга

Хозяйственный климат, под которым понимается комплекс экономических и административных (институциональных) условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.п., оказывает определяющее воздействие на развитие деловой активности в городе и определяет инвестиционную привлекательность городской экономики в стране и мире. Хозяйственный климат России пока не создает необходимых условий для эффективного функционирования рынков. В этой связи задача города – как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала, труда.

Это направление должно вывести Санкт-Петербург на одно из первых мест в России по инвестиционной привлекательности, сделать город максимально удобным для законной экономической деятельности. Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Санкт-Петербург. Необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы в экономике, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства.

Либерализация экономики России позволяет выявить и реализовать конкурентные преимущества Санкт-Петербурга на мировом рынке, связанные, прежде всего, с внешнеэкономическими функциями. Открытая экономика приносит Санкт-Петербургу многократно больше пользы, чем протекционизм федеральных властей. Поэтому приоритетным направлением для властей города должна стать всесторонняя поддержка мер, содействующих расширению внешнеэкономических связей.

В городском сообществе сформировалось осознание необходимости изменения условий хозяйственной деятельности для эффективного использования всех факторов производства – труда, земли и капитала. В связи с этим первое направление социально-экономического развития города включает действия по совершенствованию:

· условий деятельности предпринимателей и конкурентной среды,

· налоговой системы в целях создания условий для экономического роста,

· рынка недвижимости и градостроительного регулирования,

· рынка труда и трудовых отношений,

· мобилизации финансовых ресурсов на рынке капитала.

В основу развития условий хозяйствования положены два принципа:

· поддержка производителей путем уменьшения налогового бремени, ликвидации препятствий для предпринимательской деятельности и осуществления антимонопольных мероприятий,

· создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов путем отмены льгот.

Равномерное распределение налогов будет способствовать развитию между производителями рыночной конкуренции взамен бюрократического торга за привилегии. Протекционистские меры, так же как и льготы по налогам, поддерживают на плаву фактических банкротов и сдерживают развитие конкуренции.

Основной формой протекционизма должна стать ликвидация препятствий для законной предпринимательской деятельности всех отраслей и инвесторов. Одним из наиболее сложных препятствий могут стать необоснованное завышение тарифов естественными монополистами, что может лишить конкурентных преимуществ все отрасли. Поэтому формирование эффективной конкурентной среды предполагает в качестве одного из первых условий создание системы контроля и регулирования естественных монополий. Как приоритетная задача, обозначено обеспечение равнодоступности услуг естественных монополий и исключение ущемления интересов потребителей их продукции и услуг.

Принцип равнодоступности должен быть применен и при распределении городских заказов и осуществлении закупок из бюджета. Для этого необходимо продолжить работу по созданию соответствующих нормативных документов и системы информирования о распределяемых и предоставляемых городом заказах и ресурсах и о порядке участия в конкурсных процедурах для их получения.

Необходимость изменения налогового режима в городе в направлении выравнивания условий налогообложения и снижения налогового бремени для всех обусловлена растущей конкуренцией с регионами России, и особенно Ленинградской областью, которая практикует значительные льготы для инвесторов на протяжении длительного периода.

Для улучшения инвестиционного климата необходимо ускорить формирование рыночной инфраструктуры и рационализировать процедуры в сфере недвижимости. В первую очередь, это упрощение процедур согласования проектов застройки, разработка зональных регламентов, расширение предложения земельных участков, обеспечение гарантий прав собственности. Важно обеспечить регламентированный (по возможности свободный) доступ к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью, а также об имеющихся сервитутах и градостроительных ограничениях. Необходимо реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования, предусмотрев введение эффективной правовой системы получения разрешений на проектирование и строительство, разработку и принятие градостроительных зональных регламентов изменений недвижимости, плана резервирования территорий.

Основу современной экономики составляют квалифицированные кадры и высокие технологии. Поэтому стратегическую важность имеет качество трудовых ресурсов. В той части хозяйственного климата, которая определяет состояние рынка труда и мобильность рабочей силы, основные действия связаны с укреплением системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, созданием условий для малого бизнеса и самозанятости, изменением ряда общих норм регулирования трудовых отношений.

Главным направлением в деле мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования является целенаправленное снижение привлекательности операций с государственными ценными бумагами и, соответственно, повышение привлекательности вложений в реальный сектор.

Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие возможно, только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Это залог успеха и на внешнем, и на внутреннем рынках. Городу нужна четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Санкт-Петербург, ориентированный на открытую экономику, имеет несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. К числу ключевых в настоящее время отнесены:

· отрасли, обеспечивающие транспортно-торговые функции (порт, аэропорт, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля);

· некоторые промышленные отрасли;

· отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания);

· комплекс науки, образования и инновационной деятельности;

· телекоммуникационно-информационный комплекс.

Дальнейшее развитие этих отраслей может позитивно повлиять на экономику города в целом.

Через порты Балтики проходит огромный поток внешнеторговых грузов из России в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку. Здесь же обрабатываются транзитные грузы из Японии и Юго-Восточной Азии. Сегодня большая часть этого потока идет через порты стран Балтии и Финляндии (например, 74% российского контейнерного грузопотока). Стратегическая цель – усиление внешнеторговых и транспортных функций, переключение в Санкт-Петербург потока российских грузов и развитие внешнеторговых, промышленных и транспортных функций обслуживания этого потока. Значительный эффект в смысле роста доходов и занятости может дать обслуживание потока. Например, организация бондовых и консигнационных складов предпродажного хранения массовых экспортных грузов позволила бы перевести в Санкт-Петербург заключение внешнеторговых сделок, получать стабильный доход от хранения, подработки и отгрузки, а также от обслуживания этих сделок банками и страховыми компаниями.

В рамках стратегии укрепления конкурентоспособных промышленных производств вычленяются три звена: содействие расширению спроса на продукцию городских предприятий, содействие развитию внутрирегиональной кооперации как средства снижения затрат, повышение технического и технологического уровня производства.

Многие промышленные предприятия Санкт-Петербурга ориентированы на выполнение государственных заказов, поэтому представление их интересов на федеральном уровне должно стать одной из стратегических мер.

Совместные действия города и предприятий необходимы в целях завоевания петербургской промышленностью новых региональных и экспортных рынков. Для этого продолжится заключение межрегиональных соглашений, будут расширяться выставочная активность, создание бизнес-центров и торговых домов. Намечается организация представительств петербургского бизнеса в зарубежных городах, проведение торговых миссий, создание сервисных центров по обслуживанию изделий петербургских предприятий в других городах и странах.

В последние годы доказали свою эффективность финансово-промышленные группы. Поддержка их создания в Санкт-Петербурге поможет подъему промышленности.

Причиной низкой конкурентоспособности многих промышленных предприятий остаются слабый менеджмент и технологическая отсталость. Поэтому необходимо содействие обновлению управленческих кадров на промышленных предприятиях, продажа государственных пакетов акций с целью обеспечения прихода на предприятие стратегического инвестора и квалифицированных менеджеров. Планом предусматривается поддержка программ по переподготовке управленцев промышленных предприятий Санкт-Петербурга, в частности обучение методам обоснования инвестиционных проектов.

Практически вне конкуренции стоит получившая мировое признание петербургская культура. Именно богатый культурный потенциал Санкт-Петербурга может сыграть уникальную роль в возрождении и процветании города, став не только самостоятельным продуктом, но и катализатором развития деловой активности во всех отраслях, прежде всего - в отраслях, связанных с обслуживанием туристов.

Наличие огромного культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, а также отсутствие финансирования активных рекламных и маркетинговых кампаний. Основной проблемой в этой сфере является увеличение продаж туристского продукта, превращение культурных событий в культурно-туристский продукт, создание устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга и повышение его привлекательности для туристов. При наличии объектов уникальной привлекательности тормозом туризма становится отсутствие общих условий – комфортной и безопасной среды, разнообразия гостиниц, системы информации. Улучшить общие условия пребывания – первая задача в этой сфере. Вторая задача состоит в поддержке организаций, работающих в сфере туризма и культуры, создания для них благоприятного нормативно-правового поля, снятие излишних барьеров при сохранении контроля качества. Третья задача – нацеленный на перспективные секторы рынка маркетинг города в целом и отдельных туристских продуктов.

Традиционно высокий уровень образования населения города и сложившиеся научные коллективы предопределяют перспективы таких видов деятельности, как наука, образование, инновации.

На положение в сферах образования, науки и нововведений определяющее влияние оказывает политика финансирования и организации управления на федеральном уровне. Целеустремленное лоббирование федерального законодательства должно стать одним из важных направлений деятельности властей Санкт-Петербурга и общественных организаций. Необходимо расширить взаимодействие с федеральной исполнительной властью путем заключения договоров с различными министерствами и ведомствами.

В условиях Санкт-Петербурга приоритетными направлениями представляются: сохранение и развитие научной информационной инфраструктуры города (включая уникальные научные коллекции, архивы, библиотеки); биолого-медицинские науки, медицинские приборы и технологии, ресурсо- и энергосберегающие, экологически замкнутые технологии; научные исследования и подготовка кадров в области гуманитарных и социальных наук. Особую важность имеют прикладные научные исследования в сферах, тесно связанных с наукоемкой промышленностью города, способные создать базу инновационного производственного потенциала и структурного преобразования экономики (судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникации, машиностроение).

Предлагается поддержать активно идущие процессы формирования системы инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур, ориентировать научно-технический и образовательный потенциал города на удовлетворение современных и перспективных потребностей рынка, включить образовательные учреждения Санкт-Петербурга в российскую и мировую образовательную систему.

Одной из самых динамичных в мировой экономике стала отрасль связи и телекоммуникаций. Быстро развивается она и в Санкт-Петербурге, создавая основу для интеграции в мировое информационное пространство.

Предполагается создание городской цифровой сети интегрального обслуживания, обеспечивающей высококачественную внутригородскую междугородную и международную телефонную связь и передачу данных, услуги электронной почты, радиомобильную связь, персональный радиовызов, охранную и пожарную сигнализацию, многоканальное телевидение, доступ в региональные, федеральные и мировые информационные сети, услуги мультимедиа.

Исходя из понимания важности информационной культуры населения, необходимо закладывать в процесс образования обучение современным информационным технологиям во всех звеньях образовательной системы Санкт-Петербурга.

Конкурентные возможности Санкт-Петербурга обеспечиваются и через улучшение городской среды, как техногенной искусственной среды, так и природной. При этом важно не распылять, а концентрировать инвестиции в зонах активной градостроительной реконструкции и направлять их в первую очередь на развитие инфраструктуры, давая тем самым рыночный импульс для преобразований городской среды в целом. В рамках данного направления первоочередной задачей становится возрождение исторического центра Санкт-Петербурга, который сам по себе составляет одно из естественных преимуществ города в конкуренции с другими регионами. Для этого необходимо разработать стратегию реконструкции центра города и программы действий в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Формирование зон активной градостроительной реконструкции актуально не только в центре, но и по всей территории города, где имеется большое число неиспользуемых или нерационально используемых земель. Наиболее выгодные для коммерческого развития территории должны быть выставлены на торги. Для этого необходимо определить для них градостроительные регламенты, фиксирующие возможности изменения использования территорий. В зонах интенсивной градостроительной реконструкции можно ожидать быстрого формирования вторичного земельного рынка. Активное участие города в высвобождении перспективных участков для их продажи или сдачи в аренду по рыночным ценам может существенно пополнить городской бюджет. Необходимо выявить территории, где существует опасность деградации среды. Для реконструкции этих зон нужно создать максимально льготный и привлекательный для инвесторов режим освоения и развития.

Развитие сети городского и пригородного транспорта – одна из важнейших задач для улучшения городской среды Санкт-Петербурга. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом, увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, обеспечить возможности парковки. Для этого необходимо улучшить организацию строительства, ремонта и эксплуатации дорог; осуществить реконструкцию и развитие транспортной сети города; построить новые объекты дорожного хозяйства.

Развитие инженерной инфраструктуры должно проходить путем ее существенной модернизации. Программа развития инженерной инфраструктуры нацелена на обеспечение надежной работы энергетических систем города, бесперебойной подачи воды и повышения качества питьевой воды, улучшение очистки канализационных стоков.

Необходимо регулировать условия подключения к сетям, стимулируя, где это возможно, конкуренцию между источниками. Программа развития инженерной инфраструктуры увязана с мерами по контролю за естественными монополиями и с тарифной политикой таким образом, чтобы обеспечить окупаемость ряда проектов на уровне, допускающем привлечение долгосрочных кредитов для выполнения работ.

Всевозрастающее значение в формировании имиджа любого города приобретает экологическая составляющая. Улучшение состояния окружающей среды, в первую очередь, требует решения проблем утилизации и переработки отходов, что связано с реконструкцией предприятий по переработке токсичных и бытовых отходов, принятием некоторых нормативно-правовых документов, разработкой схемы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов.

Необходимо уделить серьезное снимание охране атмосферного воздуха. На основе программы «Чистый воздух» провести ряд организационных мероприятий и разработать региональные законодательные акты. Для улучшения качества водных ресурсов предлагается улучшить систему мониторинга и внедрить интегрированную схему управления ими.

Достижение главной цели социально-экономического развития предполагает формирование благоприятного социального климата, что невозможно, в частности, без повышения эффективности деятельности отраслей социальной сферы и городского хозяйства.

Процесс глобального реформирования экономики, начавшийся с производственной сферы, в настоящее время все в большей мере охватывает жизненно важный для всех слоев населения блок общественных услуг в области городского хозяйства и социальной сферы. Традиционно эти услуги оказывались за счет государственного бюджета и других общественных средств. В настоящее время предоставление полного объема коммунальных и социальных услуг всем слоям населения, включая наиболее обеспеченных, за счет средств городского бюджета становится для города непосильной ношей и не согласуется с принципами рыночного ведения хозяйства. Этим обусловлена необходимость реформ в социальных отраслях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в политике обеспечения жильем, в работе общественного транспорта, в системе управления городом и регионом.

Стратегия, направленная на формирование целостной системы обеспечения социальных запросов населения, базируется на сбалансированном учете и представительстве интересов различных групп горожан. Повышение устойчивости социальной среды предполагает реализацию права на труд для трудоспособных, создание равных возможностей для групп с особым социальным статусом и особыми потребностями и социальную защиту горожан, попавших в неблагополучную социальную ситуацию, обеспечение охраны здоровья всего населения.

В качестве особого приоритета выделена задача формирования социальной защиты семьи и детства. В сложившихся условиях реальная помощь нуждающимся людям может быть оказана при отказе от системы универсальных выплат и переходе к адресной социальной поддержке, основанной на показателе уровня семейного дохода. Первоочередными мерами в этом направлении являются разработка системы учета и проверки доходов, критериев нуждаемости, пересмотр ранее введенных льгот, использование заявительного порядка получения социальной помощи.

Необходимо более активно привлекать к оказанию социальных услуг негосударственные организации, например, церковные, стимулировать благотворительность.

Для укрепления физического и психического здоровья петербуржцев, поддержания долголетней активной жизни каждого человека предусмотрены повышение качества профилактики заболеваемости, реформирование структуры лечебно-профилактической помощи матерям и детям, разработка и внедрение целевой программы льготного лекарственного обеспечения граждан, повышение доступности для всех слоев населения услуг учреждений физической культуры и спорта.

Воспроизводство петербургского менталитета требует роста качества школьного образования при интенсификации включения детей, подростков и молодежи в общественную и культурную жизнь города. Здесь предусмотрен переход на образовательные стандарты, гарантирующие получение образования надлежащего качества и соответствующие статусу Санкт-Петербурга, как одной из столиц мировой культуры; внедрение независимой системы аттестации учащихся; реализация концепции «Воспитание петербуржца» и целевых программ художественного образования и поддержки детского творчества «Культура и дети»; создание учебно-методического комплекса «Петербургский учебник». Особое место занимают целевые региональные программы «Молодежь Санкт-Петербурга», направленные на обеспечение социализации молодежи и включение ее потенциала в развитие города.

Ускорение решения жилищной проблемы позволит снизить остроту одного из самых больных социальных вопросов города. В этих целях предполагается увеличение ввода жилья для малообеспеченных и социально незащищенных граждан в сочетании с предоставлением субсидий и льготных кредитов на покупку квартир. Новым направлением станет формирование социального жилищного фонда путем приобретения городом квартир на вторичном рынке, реконструкции пятиэтажек и общежитий. Дальнейшее развитие получит программа муниципального жилищного займа, который будет в основном ориентирован на конечных покупателей жилья. Широкое внедрение ипотечного кредитования будет стимулировать развертывание коммерческого жилищного строительства. Решению проблемы будут также способствовать развитие системы жилищных кооперативов, ссудо-сберегательных жилищных товариществ, индивидуального жилищного строительства.

Основными задачами реформирования системы обслуживания жилищного фонда является повышение качества работ при одновременном снижении производственных издержек в сфере городского хозяйства на основе создания конкурентной среды. Это обеспечивается путем: демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными организациями, введения конкурсных процедур отбора подрядчика, коммерциализации государственных ремонтно-эксплуатационных организаций, развития товариществ собственников жилья с передачей им функций заказчика. Указанные меры будут сопровождаться снижением расходов городского бюджета на содержание жилищно-коммунальной сферы и введением системы семейных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм с учетом совокупного дохода семьи.

В систему целей социально-экономического развития города включено создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества. Это обусловлено важностью задач снижения уровня техногенных и природных опасностей для населения и повышения социальной безопасности. Среди техногенных опасностей выделяется радиационная, в связи с чем планируется разработка и реализация стратегии безопасной и стабильной работы комплекса радиационно опасных объектов (ЛАЭС и др.). В области социальной безопасности требуются консолидированные усилия по улучшению криминогенной обстановки и укреплению правопорядка в городе, снижению социальной напряженности.

 

 

Стратегический план развития г.Санкт-Петербурга должен иметь следующий вид.

 

       I. Итоги анализа конкурентных возможностей

Г. Санкт-Петербурга

Сильные стороны   Слабые стороны
     
Угрозы   Возможности
     

 

 

       II.Преимущества и недостатки Санкт-Петербурга в конкуренции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: