Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей. В системе маркетинга товар рассматривается как совокупность полезных свойств, наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей. Товаром может выступать материальное благо (изделие, предмет) или вид деятельности (услуга). Ценность — значимость, объектов окружающего мира для человека. Существуют три направления создания маркетингом ценностей для потребителей. Первое — реагирование на существующие потребности. Второе связано с умением определить скрытые потребности. третье заключается в активном формировании новых ценностей для потребителей, используя достижения технического, экономического или социального прогресса.Маркетинговые решения в области товара включают:
• формирование ассортимента товаров с набором функциональных и эмоциональных ценностей, соответствующих требованиям рынка;
• обеспечение конкурентоспособности и прибыльности товара;
• разработку эффективной марочной политики;
|
|
• поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны.
Практическая ценность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств данного предмета. По классификации Котлера товар воспринимается потребителем в трех измерениях:
1. товар по замыслу — набор функциональных характеристик товара (свойства стиральной машины стирать, отжимать)
2. товар в реальном исполнении — внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика (габариты, вес и внешний вид стиральной машины);
3. товар с расширением — гарантии, сервис, доставка (например, абонентное обслуживание по ремонту стиральной машины на дому у потребителя).
Важным основанием для управления развитием товара является концепция «жизненного цикла товара». Такой цикл имеет несколько стадий:
• зарождение и внедрение — период появления товара на рынке;
• развитие и рост — период признания и распространения то вара на рынке;
• зрелость — период наибольшей стабильности реализации то вара, насыщения рынка;
• старение, отмирание — период снижения продаж, исчезновения спроса.
В зависимости от различных стадий жизненного цикла, в которых по-разному протекают продажа и получение прибыли, предприятие также по-разному строит свою рыночную деятельность в расчете на возможно более полное использование особенностей и преимуществ той или иной стадии. Переход от одной стадии жизненного цикла к другой принято объяснять существенными изменениями темпов роста продаж и прибыли
Под конкурентоспособностью понимаются преимущества товара на рынке, способствующие его успешной продаже в условиях конкуренции. Это общее понятие раскрывается через систему показателей:
|
|
• качество товара — технический уровень (соответствие стандартам и нормативам) и потребительская полезность (потребительские свойства товара);
• затраты потребителя — цена покупки и эксплуатационные расходы в период срока службы товара.
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления показателей «качество/цена» по отношению к товарам-конкурентам (а также нормативов, образцов).
Проблема новых товаров в маркетинговой деятельности — это один из ключевых вопросов успеха на рынке. С помощью товара, имеющего «рыночную новизну», предприятие выдвигается вперед, формирует новый рынок, опережает конкурентов, увеличивает свои доходы. Существует система критериев, по которым можно определить рыночную новизну тех или иных товаров. Это не только принципиально новые товары, удовлетворяющие потребность в новых видах спорта (виндсерфинг, дельтапланеризм), или товары (услуги), по-новому удовлетворяющие уже существующие потребности (видеомагнитофон, Интернет). Рыночная новизна — это и новая упаковка уже известного изделия (новая упаковка молока «Тетра Пак»), новая цена по сравнению с товаром-конкурентом. Использование новых сырьевых материалов и технологий также является признаком рыночной новизны товаров. Основные этапы разработки нового товара Этап 1. Поиск (генерация) идей нового товара. Области поиска:
• современные сферы жизнедеятельности (скрытые потребности);
• достижения научно-технического прогресса;
• предложения, исходящие от потребителей;
• идеи персонала фирмы;
• копирование или совершенствование товаров-конкурентов;
• использование патентов
Этап 2. Оценка и отбор идей. Проведение фильтрации идей на совместимость с ресурсами фирмы:
• построение оценочных матриц;
• тестирование рынка;
• мнения менеджеров и оценки потребителей.
Этап 3. Определение и проверка концепции нового товара. Описание продуктов в терминах, которые отражают его полезность для потребителя:
• проверка концепции товара;
• тестирование рынка;
• фокус-группа.
Этап 4. Разработка пробных образцов товара:
• организация работ — создание межфункциональной группы;
• обеспечение новых функций — разработка технических характеристик нового товара на основе развертывания функции качества;
• последовательность работ — метод сетевого планирования выпуска новой продукции.