Пояснительная записка

Нередко люди, занимающиеся работой со старшими подростками – учителя, школьные психологи, преподаватели колледжей, организаторы молодёжных мероприятий, различных лагерных смен – имеют желание организовать систему эффективных развивающих занятий, направленных на личностную трансформацию, эмоциональное и коммуникативное развитие, формирование и совершенствование личностных навыков участников.

Не всегда в такие моменты под рукой оказывается подробное описание серии тренингов, позволяющих решить данные задачи. Настоящая тренинговая система «Комплексное личностное развитие» создавалась с целью обеспечить специалистов, работающих со старшими подростками практическим материалом, на основе которого они смогут провести серию занятий, направленных на развитие компонентов личности  участников. Также данная тренинговая система способствует формированию групповой сплочённости в коллективе подростков, что актуально для любых групп, реализующих в течение определённого времени совместную деятельность.

Спецификой предлагаемой системы является минимальное использование дополнительных материалов в большинстве занятий (основные материалы – чистые листы бумаги), подробное описание тренинговых игр и упражнений с указанием вариаций их проведения, возможность организации занятий в помещении, большое количество реализуемых направлений развития.

Основной целью данной тренинговой программы является создание условий, способствующих формированию сплоченного коллектива, личностному развитию участников.

Задачи:

- создать условия для продуктивного знакомства участников тренинга;

- способствовать формированию групповой сплоченности;

- развивать коммуникативные навыки подростков, навыки работы в коллективе;

- способствовать формированию и совершенствованию эмоционального интеллекта участников;

- развивать творческие способности (креативность) участников;

- способствовать формированию способности членов тренинговой группы адаптироваться к ситуациям неопределенности, развитию гибкости мышления;

- создать условия для эффективного самопознания, развития способности подростков к рефлексии.

Целевая аудитория: подростки 14-17 лет.

Оптимальное количество участников: 10-15 человек.

Представленная система тренингов состоит из 14 занятий. Первое и последнее занятие являются опциональными, т.е. в некоторых условиях их проведение является необязательным, поэтому тренинговая сессия может сокращаться. Условия, при которых рекомендуется сокращать количество занятий, описаны ниже. Продолжительность занятий составляет 1 астрономический час (60 минут). При реализации тренинговой работы в условиях совместного проживания подростков в течение определённого времени (лагерная смена, выездное мероприятие) предлагается проводить по одному занятию в день. В случае проведения тренингов без совместного проживания участников (в образовательных организациях или в рамках каких-либо кружков, секций), рекомендуется проводить 2 занятия в неделю в течение 6-7 недель.

Предполагается, что описанные тренинги будут проводиться в группах, состав которых не превышает 15 человек или превышает незначительно. Данные тренинговые занятия может проводить педагогический или психологический работник, а так же сотрудник, прошедший курс подготовки для работы с подростками(классный руководитель, куратор,  вожатый отряда или инструктор, координатор, руководитель группы).

Хотелось бы отметить, что описываемая система тренингов не содержит в себе большого количества упражнений и игр, непосредственно направленных на нравственное и профессиональное самоопределение участников. При этом, реализуемые в программе цели и задачи, несомненно, создают благоприятные условия для продуктивного течения профессионального и нравственного самоопределения взрослеющих детей. Это организуется благодаря включению участников в большое количество ситуаций, требующих переосмысления своего отношения к себе и окружающему миру, развивающих различные способности участников, совершенствующих их способность и готовность ориентироваться в недостаточно стабильных условиях. Всё это повышает их возможности в осознании самого себя, своих желаний и особенностей, формирует способность принимать взвешенные решения относительно того, какими и кем им быть в своей будущей жизни.

 

Тематический план тренинговых занятий

№ п/п Название Цель
1 Первичное знакомство Организация первичного знакомства участников тренинга
2 Самораскрытие Создание возможности для вторичного (углубленного) знакомства подростков, их самораскрытия в коллективе
3 Сплочение коллектива Создание условий, способствующих формированию групповой сплоченности, повышению качества группового взаимодействия
4 Принятие общегруппового решения Формирование и совершенствование умения принимать коллективные решения, организовывать совместную деятельность
5 Групповые роли Выявление групповых ролей, создание условий, способствующих формированию навыков оптимизации групповой деятельности
6 Эмоциональный интеллект Развитие умений выражать и распознавать эмоции
7 Креативность Совершенствование творческого мышления, воображения
8 Нацеленность на саморазвитие и самоаудит Формирование мотивации к саморазвитию, совершенствование навыков самоаудита
9 Умение общаться Развитие умений аргументировать свою точку зрения, формулировать собственные мысли, осуществлять эффективную коммуникацию
10 Самопознание Организация условий для самопознания
11 Поведение в ситуации неопределенности Тренировка умения адекватно реагировать на ситуации неопределенности
12 Психологическая гибкость Развитие гибкости мышления, формирование и совершенствование навыков реагирования на изменяющиеся условия
13 Подведение итогов Отражение впечатлений подростков о прошедших тренингах (смене, мероприятии), собственных изменениях, завершение тренинговой сессии
14 Закрепление результатов программы Организация совместного времяпрепровождения для участников

 

Проведение тренинговых занятий предполагает реализацию следующих принципов:

- Принцип гуманистического отношения к личности

- Принцип конфиденциальности

- Принцип добровольности

- Принцип активности

Реализация данных принципов в большей степени осуществляется через установление определённых тренинговых правил на первом занятии и их поддержание. Немалую роль в мотивации участников к соблюдению этих правил играет готовность самого ведущего их реализовывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: