Общие характеристики компонентов личности

Для понимания феномена личностного развития нужно, в первую очередь, обсудить, что такое личность, а точнее, какова её структура. В психологии существует большое количество подходов к описанию структуры личности. Наиболее часто в современной теории и практике выделяются такие основные компоненты личности как направленность, способности, характер, жизненный опыт.

Направленность содержит в себе потребности, мотивы, интересы, стремления человека.

Способности – это индивидуальные психологические качества, обусловливающие успешность или не успешность определённой деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.

Характер – система относительно стабильных психических свойств, определяющих особенности поведения и деятельности человека.

Под жизненным опытом подразумеваются не только те знания, представления и впечатления, которые накопил человек в течение своей жизни, но и его умения и навыки.

Соответственно, когда мы говорим о личностном развитии, мы подразумеваем, что развиваться будут какие-либо компоненты личности. Напрямую термин развитие используется только по отношению к способностям, умения и навыкам. В отношении направленности, характера и представлений человека обычно используются слова «изменение», «расширение». В процессе развивающей работы изменяются мотивы человека, расширяются и углубляются его интересы, жизненный опыт, изменяется система его отношений к окружающему миру, преобразуются модели поведения и т.д. Указанные процессы, включая развитие способностей, умений и навыков, и подразумеваются под термином личностное развитие.

Сегодня довольно часто понятие soft skills («гибкие, мягкие» навыки) используют в противовес понятию hard skills («твёрдые» навыки). Под soft skills подразумеваются навыки, важные в деятельности, вне зависимости от профессии и сферы. Это может быть умение находить общий язык с людьми, системно мыслить, находить новое, творческое решение проблемы, управлять эмоциями и т.д. Для этих навыков характерна универсальность. Термином hard skills называют навыки, необходимые в конкретной профессии: умение написать программу для программиста, правильно смешивать краску для художника, интерпретировать результаты конкретной психодиагностики для психолога и т.д. Существует мнение, что Soft skills или «надпрофессиональные навыки» во многих сферах считаются более важными, нежели hard skills. Это обусловлено быстрым изменением современного профессионального мира, необходимостью в любой работе эффективно взаимодействовать с людьми, разрешать нестандартные ситуации и т.д.

Развитие soft skills и hard skills в полной мере относится к личностному развитию.

Формирование коллективов, в свою очередь, тесно связано с феноменом групповой сплочённости. И. В. Вачков следующим образом определяет данное понятие: «Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой» [4]. Групповая сплочённость является условием успешной организации тренингов. В большинстве случаев определённая доля времени тратится на создание уровня сплочённости, достаточного для конструктивной работы группы. Одновременно с этим, работа по сплочению коллектива создаёт подходящие условия для развития коммуникативных способностей, умения взаимодействовать с другими людьми, уважать чужую личность и организовывать совместную деятельность, т.е. для развития soft skills.

Рекомендуемые «мишени» личностного развития в старшем подростковом возрасте

То, какие именно способности, качества, отношения предполагается развивать, изменять в процессе развивающей работы зависит непосредственно от проблемы, которую предполагается решить или предупредить. Если нет специализированного запроса, и занятия организуются с целью помочь взрослеющей личности в решении основных возрастных задач, то предлагается ориентироваться на развитие личностных навыков и качеств, на которых они основываются: коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способность к самоанализу, рефлексии, эмоциональный интеллект, креативность, системное мышление, адаптивность к ситуациям неопределённости и т.д.

Личностные навыки существенно помогают в любой деятельности, будь то самоопределение, подготовка к поступлению в образовательное учреждение, взаимодействие в школьном коллективе и т.д. Совершенствование soft skills также облегчает процесс развития специальных навыков (hard skills), необходимых в конкретных профессиях, что упрощает для подростка овладение профессией в будущем. Преимущество в развитии «надпрофесиональных» навыков по сравнению с hard skills заключается в большей универсальности первых. Они повышают вероятность успешного самостоятельного разрешения подростком гораздо большего спектра проблем, нежели специальные навыки. В организации развития soft skills старших подростков значительно помогает факт того, что данный возраст сензитивен для многих из них: для коммуникативных, рефлексивных навыков, креативности и т.д. Однако не стоит забывать, что полностью компенсировать личностными навыками отсутствие специальных навыков в процессе выполнения какой-либо профессиональной деятельности невозможно.

При осуществлении личностного развития в формате тренинговых занятий немалое внимание рекомендуется уделять не только групповому сплочению для успешной работы тренинговой группы, коммуникативного развития и умения работать в команде, но и способствовать процессу адаптации подростка к новым условиям и новому коллективу, при условии, что группа только сформировалась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: