Рекомендации по организации занятий

Описание каждого тренингового занятия состоит из перечня игр и упражнений, направленных на реализацию общей цели занятия. В каждом упражнении указана примерная продолжительность, его частная цель, инструкция по проведению. Для некоторых игр и упражнений имеются примечания, описывающие дополнительные возможности игры или иные детали. Также, для некоторых упражнений указана необходимость в дополнительных материалах, которые рекомендуется подготовить заранее. В случае если для конкретной игры рекомендуется провести обсуждение после её завершения, то в конце её описания указаны вопросы, с помощью которых это обсуждение можно организовать. Можно предлагать отвечать каждому участнику по очереди (ведущий тоже может отвечать на некоторые вопросы), можно предлагать отвечать только желающим. Некоторые вопросы можно задавать сразу всей группе. Время на обсуждение также включено в примерную продолжительность игры или упражнения.

При реализации предлагаемого перечня игр и упражнений иногда могут возникать непредвиденные обстоятельства, из-за которых будет сокращаться или увеличиваться их продолжительность. Возможно, какая-то из игр не покажется участникам достаточно интересной, и тогда она закончится гораздо быстрее запланированного, или, наоборот, упражнение окажется настолько интересным, что его захочется повторить. Для каждого из таких случаев предлагается определенное решение.

В случае если все игры из основного перечня проведены, а время ещё осталось, предлагается обратить своё внимание на раздел «Дополнительные игры», имеющийся в описании каждого дня, и провести некоторые из этих игр. Для предотвращения ситуации, когда времени не хватает для всех игр из основного перечня, рекомендуется заранее выделить наиболее ключевые упражнения из него и при возникновении каких-либо задержек проводить именно их. Оставшиеся игры можно не проводить, если организатор считает их не принципиальными для оптимизации текущей ситуации в группе, либо провести их в другие дни при наличии времени.

Упражнения из раздела «Дополнительные игры» можно использовать для замены игр, провести которые не предоставляется возможным(например из-за  отсутствия необходимых материалов).

Стоит учитывать, что в начале практически каждого дня представлены игры, способствующие психологическому «разогреву» участников тренинга, необходимому для дальнейшей эффективной работы. При выборе порядка других игр также учитывались психологические особенности подростков. Однако при необходимости порядок проведения игр и упражнений может меняться.

В конце каждого занятия рекомендуется проводить завершающее упражнение. Варианты завершающих упражнений указаны в конце данного пособия в соответствующем разделе (стр. 84). Предлагается выбрать одно из этих упражнений и использовать его для завершения каждого тренингового занятия. Повторное проведение одного и того же завершающего упражнения позволяет создать некоторый привычный для участников ритуал, помогающий воспринимать всю систему тренингов целостно.

Сами тренинговые занятия эффективнее проводить в начале дня, чтобы участники не находились в состоянии усталости, имели возможность получить максимальную пользу от предлагаемых им игр и упражнений, могли, благодаря тренингу, настроиться на активное участие в других мероприятиях.

Первое занятие данной системы тренингов направлено на организацию первичного знакомства. Если участники в некоторой степени знакомы друг с другом (хорошо знают имена членов своей группы, имеют опыт совместной работы или общения), можно начинать реализацию системы тренингов со второго занятия, не организуя дополнительный раз первичное знакомство подростков.

Успешной Вам тренинговой работы!


Содержание занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: