Занятие 3. Сплочение группы

«Атомы-молекулы» (4-6 минут)

Цель: организация взаимодействия участников, тактильного контакта.

Ход игры/упражнения:

В начале игры все игроки (кроме ведущего) – атомы. Участники беспорядочно перемещаются по отведенному месту. По команде ведущего необходимо объединиться в молекулы. По команде: «Молекулы, по два!» – объединиться в пары; «Молекулы, по три!» – в тройки и т.д. В «молекулу» могут объединяться и пять-шесть атомов. Те участники, которым не хватило места в молекулах, временно выбывают из игры. Они могут опять присоединиться к играющим, когда ведущий подаст команду: «Атомы!» По этой команде все молекулы распадаются, и выбывшие игроки снова могут вступить в игру.

Примечание:

Желательно обратить внимание, какие подростки слишком часто остаются «за бортом», не могут встроиться в «сообщества-молекулы».

«Живая скульптура» (6-8 минут)

Доп. материалы: устройство для проигрывания музыки, бодрая, веселая музыка.

Цель: организация тактильного контакта участников, снятие эмоциональных барьеров.

Ход игры/упражнения:

Играют под музыку. Перед началом игры участники делятся на пары. В каждой паре один – Скульптор, второй – Глина. Глина садится на корточки и расслабляется. Скульптор начинает «лепить» скульптуру. Глина поддаётся любому его движению и застывает в том положении, которое придаёт ей Скульптор. Когда музыка заканчивается, скульптура считается готовой. Скульпторы придумывают название для своих скульптур, не говоря его другим. Все оглядываются друг на друга, смотрят, кто что «слепил». Каждый скульптор по очереди представляет свою скульптуру, остальные участники угадывают её название. Потом Скульптор и Глина меняются ролями, вновь играет музыка, участники «лепят», представляют скульптуры, угадывают названия.

Примечание:

Ведущий может сам выбирать продолжительность музыки в процессе игры, либо заранее оговорить её с участниками.

«Вдвоем» (5-7 минут)

Доп. материалы: один лист бумаги А4 на каждого второго участника группы (можно использовать «черновики»).

Цель: обучение способам координации совместных действий, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Участники делятся на пары (можно повторить пары предыдущей игры), каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной, ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом отводятся за спину, придерживать лист чем бы то ни было, кроме лбов (губами, зубами, деталями одежды и т. д.), нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету.

Вопросы для обсуждения:

- Чем определялся успех при выполнении этого упражнения?

- На какие реальные жизненные ситуации похоже это упражнение?

«Биг-мак» (5-7 минут)

Цель: формирование группового доверия, чувства групповой цельности.

Ход игры/упражнения:

Для игры желательно найти просторную площадку. Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг», – другой: «Мак»; один: «Ореховое», – другой: «Масло» и т.д.). Затем объясните, что, по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца игры, и, кроме того, можно произносить только своё выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая своё слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, ведущий отводит ее с пути тех, у кого глаза ещё закрыты. По завершению задания каждая пара сообщает всем участникам своё словосочетание.

Примечание:

Если участвует нечетное количество людей, ведущий может предложить оставшемуся человеку наблюдать за безопасностью игроков вместе с ним.

«Вслепую» (5-7 минут)

Доп. материалы: подушка для сидения или стул для каждого участника.

Цель: организация невербального взаимодействия, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Участники группы сидят по кругу. Ведущий произносит: «Сейчас я скажу “раз”, и вы все закроете глаза, а на счёт “два” встанете и, не открывая глаз, поменяетесь местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения упражнения я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, “раз” (пауза), “два”». Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, ведущий может предложить сделать ещё одну попытку.

После того, как участники успешно справились, им предлагается немного усложненный вариант игры. Ведущий говорит: «В течение тридцати секунд посмотрите внимательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит. Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно будет только после того, как вы окажетесь на новом месте. Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами». Ведущий называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут участие в упражнении.

Вопросы для обсуждения:

- Было ли упражнение в чем-то сложным? В чем?

- Что помогало справиться с заданием?

«Связанные одной ложкой» (5-7 минут)

Доп. материалы: столовая ложка, привязанная к веревке (10-15 метров, примерно по 1м на человека).

Цель: снятие эмоциональных барьеров, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Участники игры стоят, образуя круг. Первый участник продевает ложку с веревкой под одеждой (рубашкой, футболкой) снизу вверх так, чтобы вытащить ложку через горловину воротника и передать следующему участнику по кругу. Засекают время, за которое ложка обошла круг, и предлагают участникам подумать, как можно сократить это время.

Примечание:

Рекомендуется провести игру пару раз. Во второй раз участники обычно начинают активно придумывать способы ускорить выполнение задания.

«Коллективный креатив» (6-8 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги для каждого участника, карандаши, фломастеры.

Цель: развитие креативности, создание условий для формирования у участников чувства цельности коллектива.

Ход игры/упражнения:

Участники группы сидят по кругу, у каждого из них в руках чистый лист бумаги. В кругу лежат простые и цветные карандаши, фломастеры (можно положить материалы на стул в центре круга). Ведущий произносит: «Сейчас каждый из вас возьмет все то, что ему потребуется для рисования на своём листе. Когда я скажу “начали”, вы начнете рисовать. На рисование у вас будет 15 секунд. Вы рисуете на своём листе то, что вам захочется, и через 15 секунд передаёте лист соседу справа. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать ещё что-то, развивая сюжет рисунка. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдёт по кругу и не вернется к начальному владельцу».

Вопросы для обсуждения:

- Понравился ли вам рисунок, который к вам вернулся?

- Что вам было приятно увидеть на своём рисунке?

Дополнительные игры

«Общий счёт» (2-3 минуты)

Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Участники сидят в кругу. Задача группы – называть по порядку числа от 1 до количества членов группы, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счёт и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, счёт начинается с единицы.

Примечание:

В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Упражнение проводится до двух успешных попыток, либо в течение 2-3 минут.

«Комплименты» (3-4 минуты)

Доп. материалы: мяч (или предмет его замещающий); при необходимости можно провести игру без дополнительных материалов.

Цель: организация позитивного взаимодействия.

Ход игры/упражнения:

Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Игра проводится в течение 2-3 минут. Желательно, чтобы каждый из участников сказал кому-либо комплимент.

Примечание:

Для организации игры без мяча каждому участнику по очереди предлагается сказать комплимент своему соседу справа или слева. Ведущий тоже может участвовать в игре.

«Болото» (4-6 минут)

Доп. материалы: 15-20 листов бумаги (можно использовать черновики).

Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

На полу раскладываются листы в неровную линию на расстоянии 40-50 см. друг от друга (можно делать повороты и закругления, главное, чтобы начало и конец линии были на разных сторонах выбранной площадки). Участникам говорится, что вокруг них болото и в него нельзя ни в коем случае наступать. Игроки, наступившие в болото – выбывают. Листы – это кочки. Кочки плотные, по ним можно ходить. Однако необходимо быть аккуратным. Если после того, как на кочку наступили, на ней не будет хотя бы секунду находиться чья-либо нога, кочка уйдет под воду (в таком случае ведущий убирает лист). Задача группы – перебраться через болото.

Примечание:

В случае если какие-либо участники выбыли, можно провести игру ещё раз, чтобы группа могла перебраться целиком.

Для усиления атмосферы игры рекомендуется убирать листы за последним участником, как только он будет поднимать с них ногу (так как это соответствует правилам).

«Священная земля» (5-7 минут)

Цель: создание условий, способствующих формированию группового доверия.

Ход игры/упражнения:

Игру желательно проводить на открытой местности. Все становятся в одну шеренгу, впереди – ведущий. Все, кроме ведущего, закрывают глаза повязкой. Когда все закрыли глаза, ведущий сообщает, что они собираются в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться взгляд. Попросите каждого положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном) месте.

Примечание:

Выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание руки идущего сзади на своём плече, щелчок пальцев, хлопок в ладоши и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: