Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

По предмету «Русский язык и литература»

(с нерусским языком обучения)

Класс

Нур-Султан, 2019


Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для обучающихся 9-ых классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы.

Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.

Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации общеобразовательных школ.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.




СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ........................................ 4

Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»................................................... 4

Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля»................................ 7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 11

Суммативное оценивание за раздел «История и личность»........................................................ 11

Суммативное оценивание за раздел «Реальность и фантазия».................................................... 14

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 18

Суммативное  оценивание  за  разделы  «Отцы  и  дети:  диалог  и  конфликт  поколений»  и

«Молодежь и средства массовой информации»............................................................................ 18

Суммативное оценивание за раздел «Мир един: глобализация»................................................. 22

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ...................................... 26

Суммативное оценивание за раздел «Знаменитые люди»............................................................ 26

Суммативное оценивание за раздел «Я и закон».......................................................................... 30



ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»

Изучаемые художественные произведения А. Кунанбаев «Слова назидания» - «17 Слово», М. Шаханов «Четыре матери», В. Гундарев «На земле Абая»
Виды                     речевой деятельности Слушание, говорение
Цель обучения 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы 9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы
Критерий оценивания Обучающийся: · Различает информацию, определяя особенности текста и делая выводы · Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы
Уровень                  мыслительных навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задание

Прослушайте внимательно стихотворение М. Шаханова «Четыре матери» и выполните задания:

1. Какова тема и идея прослушанного текста?

2. Каких «четырёх матерей», кроме той, которая родила, упоминает автор?

3. Сделайте вывод о роли языка, традиций в жизни человека. Составьте 2-3 предложения.

4. Ознакомьтесь с темой дискуссии «Надо ли сохранять традиции и язык своего народа?»

a) Сформулируйте проблему, связанную с темой.

b) Подготовьте убедительные аргументы, используя свой читательский и жизненный опыт.

Предложите пути решения данной проблемы.


Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Обучающийся

Различает           информацию,

определяя особенности текста и делая выводы

- формулирует тему текста; 1
- определяет идею текста; 1
- указывает «четырех матерей» по Шаханову; 1
- делает вывод по проблеме; 1
- составляет 2 предложения; 2

Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы

- формулирует проблему; 1
- приводит убедительные аргументы (не менее 2-х); 2
- предлагает пути решения; 1
- демонстрирует грамотную речь. 1

Всего баллов

11

Транскрипт

Четыре матери

Судьбу от болезни беспамятства ты защити

-Ведь у человека на долгом и трудном пути, Помимо Матери - той, что его родила, Четыре есть матери - словно четыре крыла. Родная Земля - наша суть и основа основ,

И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов, Родные Обычаи - добрый и благостный свет, Горящий для нас через тьму поколений и лет, Родная История - как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела... Беспамятным ветром развеет беспамятный прах, Того, кто забыл о своих четырех Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить, Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить. Четыре Матери - словно судьба дорогих:

Коль жить - лишь для них,

А погибнуть - так только за них!


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел

«Культура народов мира» Ф.И.О. обучающегося                                                    

 

 

Критерий оценивания

Уровни учебных достижений обучающихся

Низкий Средний Высокий
Различает информацию, определяя особенности текста и делая выводы Испытывает значительные затруднения                          при определении темы и идеи прослушанного                текста. Затрудняется сформулировать вывод                и свое мнение                            по предложенной проблеме Испытывает некоторые затруднения при         определении темы и        идеи прослушанного текста. Допускает недочеты при формулировке вывода и своего мнения   по         предложенной проблеме Называет тему и идею прослушанного текста. Делает вывод, высказывая свое мнение
Высказывает свою точку зрения и предлагает пути решения проблемы Затрудняется сформулировать проблему, привести аргументы и пути решения, допускает ошибки в речи, которые затрудняют понимание Допускает  ошибки                        в определении                         проблемы, приводит                        неубедительные аргументы, предлагает не совсем четкие пути решения, допускает незначительные ошибки в речи Верно определяет проблему, приводит                          убедительные аргументы, предлагает пути решения                                       проблемы, демонстрирует грамотную речь

 

 

6




Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля»

Изучаемые художественные произведения К. Паустовский «Мещерская сторона» (отрывки), Ч. Айтматов «Плаха» (отрывок), В. Распутин «Прощание с Матерой» (отрывок), С. Сейфуллин поэма «Кокшетау».
Виды                     речевой деятельности Чтение Письмо
Цель обучения 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 9.3.5.1Составлять тезисный план 9.4.3.1Представлять информацию в виде презентации, в т.ч. содержащей таблицу, схему, диаграмму, график 9.5.1.1 Использовать существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах
Критерий оценивания Обучающийся: · Различает главную и второстепенную информацию сплошных текстов · Составляет тезисный план · Представляет прочитанную информацию в виде презентации · Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации
Уровень                  мыслительных навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задание

Прочитайте текст и выполните задания.

Национальный Природный Парк "Бурабай" (Боровое)

На севере Акмолинской области расположен Национальный парк "Бурабай". Это рекреационная жемчужина Казахстана находится в фантастической горной местности, наполненной мистическими чудесами. Великолепные сосновые леса, громадные скалы, фантастические по форме вершины, иногда напоминающие египетские пирамиды, разделены тихими озерами. Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, а местные путеводители именуют его "Казахстанская Швейцария".

Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года и находится в ведении Управления делами Президента.

Территория ГНПП "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной возвышенности. Климат резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой. Современная структура ландшафтов территории парка представлена степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами и ландшафтами низкогорий.

На территории парка имеются 14 озер, с площадью водной поверхности около 1 кв.км каждое, и большое количество более мелких озер. Блестят на зеленом сукне леса озера:

Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачье, Котырколь. С гребня Кокшетау видны еще и малые озёра: Светлое, Карасье, Горное, Лебединое. Визитной карточкой Борового является


Голубой залив на одноимённом озере. Речная сеть развита слабо и представлена малыми реками, ручьями и временными водотоками.

Растительность на территории парка представлена лесным, степным, луговым, болотным и солончаковым типами, флора насчитывает около 800 видов растений. Позвоночные животные представлены 305 видами.

Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет свою собственную легенду.

Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам неожиданные тайны. Среди них живописная скала Окжетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой напоминает слоненка, а поднимающаяся прямо из воды залива скала Жумбактас (в переводе "Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса, интересного тем, что если смотреть на него с разных точек, то можно увидеть лицо девушки с развевающимися волосами, потом женщины, и, наконец, старухи.

https://kazakhstan.orexca.com/rus/national_park_burabay.shtml

 

1. Выделите в тексте главную и второстепенную информации, отмечая их буквами «Г» и

«В».

 

2. Используя главную информацию текста, составьте простой тезисный план.

 

3. Представьте прочитанную информацию в виде презентации, содержащей таблицу, схему, диаграмму или график. В презентации используйте существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах.


Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Обучающийся

Различает      главную     и второстепенную информации сплошных текстов

- выделяет в тексте главную информацию («Г»); 1
- отмечает второстепенную информацию («В»); 1

Составляет тезисный план

- создает простой план; 1
- формулирует тезисы; 1
- использует в плане главную информацию; 1

Представляет прочитанную информацию      в      виде презентации

- представляет прочитанную информацию в виде презентации; 1
- включает в презентацию несплошной текст; 1
Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации - использует в презентации существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах. 1

Всего баллов

8




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Природные ресурсы планета Земля»

Ф.И.О. обучающегося                                                                                                                 

 

 

Критерий оценивания

Уровни учебных достижений обучающихся

Низкий Средний Высокий
Различает                   главную              и второстепенную информацию                    сплошных текстов Затрудняется выделить в тексте        главную                  и второстепенную информации Определяет главную информацию, допускает ошибки в определении второстепенной информаций Выделяет в тексте главную и второстепенную информации
Составляет тезисный план Затрудняется формулировать тезисы, неверно использует главную информацию при составлении плана Составляет простой план, но не совсем верно использует главную информацию и допускает ошибки при формулировке тезисов Формулирует           тезисы, использует                                главную информацию при создании плана
Представляет прочитанную информацию в виде презентации Затрудняется                                передать прочитанную информацию в виде презентации Создает  презентацию                                                    по прочитанному тексту, не совсем верно использует несплошной текст Создает презентацию по прочитанному тексту и использует несплошной текст
Применяет существительные, прилагательные и наречия в презентации Допускает  ошибки                    при правописании существительных прилагательных                                 в соответствующих формах, не использует наречия Применяет                         существительные, прилагательные в соответствующих формах Допускает ошибки при правописании наречий Применяет существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах. Допускает не более двух ошибок

 

10




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: