Суммативное оценивание за раздел «Реальность и фантазия»

Изучаемые художественные произведения Ч. Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход»), Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
Виды речевой деятельности Чтение Письмо
Цель обучения 9.3.7.1 Извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение 9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания
Критерий оценивания Обучающийся: · Извлекает и синтезирует                   информацию, определяя особенности текста и делая выводы · Пишет эссе - рассуждение
Уровень                    мыслительных навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задания

Прочитайте интервью корреспондента газеты «От севера до запада» С.Фёдорова с писателем - фантастом Алексеем Калугиным и выполните задания. http://alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=8

Алексей, скажите, пожалуйста, почему Вы пишете именно фантастику?

— Фантастика представляется мне наиболее живым жанром, используя который можно говорить с читателем о многих серьезных вещах. Хорошая фантастика строится по принципу слоеного пирога. Можно сделать один блин, к примеру, чисто фантастический боевик, на него можно наложить массу других слоев: социальные вопросы, философия, история, космогония — и все это будет читаться достаточно легко, поскольку изначально есть фантастическая подложка. Этот жанр подразумевает некий приключенческий, авантюрный элемент, в нем непременно должно присутствовать чудо. Если же определять фантастику, как жанр, то в нем есть определенный набор приемов, увидев которые, читатель сразу понимает, — это фантастика. Используя эти приемы, можно говорить с читателем о многих очень серьезных вещах. Фантастика с элементами социального романа, с элементами философии, с элементами альтернативной истории, с чем угодно, но все равно фантастика остается главенствующей.

— Вы нашли себя именно как писатель? Это Ваше призвание?

— На сто процентов. Я начал писать достаточно давно. Еще в школе этим развлекался. В 7 классе я даже выпускал рукописный журнал, который распространялся среди одноклассников и пользовался определенной популярностью. Кстати, фантастику я начал писать с самого начала. Все, что было написано в доармейский период, похоронено. Это было не больше, чем детское баловство. А после армии я начал писать серьезно. Посылал рассказы в журналы «Вокруг света», «Химия и жизнь», «Юный техник». Но ответов не получал.

— Практически во всех Ваших произведениях присутствует юмор — где-то больше, где-то


меньше. Как Вы думаете, литература и юмор неразделимы?

— Полагаю, что так. Какой бы грустной, трагической вещь ни была, в ней всегда найдется место для смешного. Литература должна вбирать в себя все, что есть в жизни. А в ней трагические моменты всегда соседствуют с чем-то смешным. Это вполне естественно. И выкинуть из литературы юмор — это ненормально, нереально, она многое потеряет от этого. Чисто юмористическая фантастика — это нонсенс. В фантастике юмор может и должен присутствовать, как элемент, как составная часть произведения. В фантастике юмор не является самоцелью. Даже гуслярские рассказы Булычева, которые на первый взгляд кажутся смешными и только, несут в себе умное, рациональное зерно.

— Кто в фантастике является Вашим гуру?

— Мне всегда хочется не повторить, а сделать что-то совершенно не похожее на других. Тем не менее, есть авторы, которых я считаю образцами. Один из моих любимых авторов — это Филипп Дик. Страшно люблю его за неожиданные концовки, за парадоксальный подход к ситуации. Нравится мне и Роджера Желязны. Наверное, у фантастики должно быть две обязательные составляющие: парадокс и лиризм. Удивительный лиризм был присущ Киру Булычеву. Если бы мне кто-то заказал составить сборник лучших рассказов тысячелетия, первым номером я бы поставил его гениальный рассказ «Снегурочка».

 

1. Предметом разговора является … А) Юмор

В) Литература С) Творчество

D) Фантастика

 

2. В каком значении употреблено слово «гуру» в тексте? А) Наставник

В) Пример

С) Специалист

D) Учитель

 

3. По каким признакам различается жанр фантастики от других жанров литературы?

 

 

Сформулируйте вывод о роли фантастики на современном этапе.

 

 

 

5. Напишите эссе – рассуждение (объемом 100- 120 слов) на один из предложенных вопросов. Аргументируйте свою точку зрения (не менее 2-х аргументов). Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы.

ü В чём причина успеха фильмов в жанре фантастики среди молодежи?

ü Популярны ли книги фантастического жанра в вашем кругу?


Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Обучающийся

 

Извлекает      и      синтезирует информацию,                определяя особенности текста и делая выводы

- называет предмет разговора;

1

- находит значение слова;

1
- определяет фантастики; различия жанра 1

- формулирует вывод текста;

1

Пишет эссе - рассуждение

- соблюдает рассуждение; структуру эссе- 1

- приводит два аргумента;

1
- делает выводы по проблеме;   1
- выражает свое проблеме; отношение к данной 1

- допускает     не     более орфографических ошибок;

2-х 1

- допускает     не     более

пунктуационных ошибок.

2-х 1
Всего

 

10

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Реальность и фантазия»

Ф.И.О. обучающегося                                                                                

 

 

Критерий оценивания

Уровни учебных достижений обучающихся

Низкий Средний Высокий
Извлекает          и синтезирует информацию, определяя особенности текста и         делая выводы Затрудняется при определении информации и значений слов из текста, неверно формулирует вывод текста Определяет информацию из текста, неверно называет значение слова; допускает       ошибки                         при формулировке вывода текста Верно определяет информацию прочитанного текста, находит значение слова, формулирует вывод текста
Пишет эссе            - рассуждение Затрудняется написать эссе- рассуждение, нарушает структуру, не              приводит          аргументы, затрудняется сделать вывод по проблеме и выразить свое отношение проблеме, допускает грубые орфографические и пунктуационные ошибки Допускает ошибки при создании эссе – рассуждения, частично нарушает структуру, приводит слабые аргументы, делает неудачный вывод по проблеме, допускает орфографические (более 2-х) и пунктуационные ошибки (более 2-х) Правильно      пишет эссе – рассуждение, соблюдает структуру, приводит убедительные аргументы, делает вывод по проблеме, выражает свое отношение проблеме,                           допускает орфографические (не более 2-х) и пунктуационные ошибки (не более 2-х)

 

17









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: