Изучаемые художественные произведения | Ч. Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход»), Р. Брэдбери «Всё лето в один день» | ||||
Виды речевой деятельности | Чтение Письмо | ||||
Цель обучения | 9.3.7.1 Извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение 9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания | ||||
Критерий оценивания | Обучающийся: · Извлекает и синтезирует информацию, определяя особенности текста и делая выводы · Пишет эссе - рассуждение | ||||
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Навыки высокого порядка | ||||
Время выполнения | 20 минут | ||||
Задания Прочитайте интервью корреспондента газеты «От севера до запада» С.Фёдорова с писателем - фантастом Алексеем Калугиным и выполните задания. http://alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=8
Алексей, скажите, пожалуйста, почему Вы пишете именно фантастику? — Фантастика представляется мне наиболее живым жанром, используя который можно говорить с читателем о многих серьезных вещах. Хорошая фантастика строится по принципу слоеного пирога. Можно сделать один блин, к примеру, чисто фантастический боевик, на него можно наложить массу других слоев: социальные вопросы, философия, история, космогония — и все это будет читаться достаточно легко, поскольку изначально есть фантастическая подложка. Этот жанр подразумевает некий приключенческий, авантюрный элемент, в нем непременно должно присутствовать чудо. Если же определять фантастику, как жанр, то в нем есть определенный набор приемов, увидев которые, читатель сразу понимает, — это фантастика. Используя эти приемы, можно говорить с читателем о многих очень серьезных вещах. Фантастика с элементами социального романа, с элементами философии, с элементами альтернативной истории, с чем угодно, но все равно фантастика остается главенствующей. — Вы нашли себя именно как писатель? Это Ваше призвание? — На сто процентов. Я начал писать достаточно давно. Еще в школе этим развлекался. В 7 классе я даже выпускал рукописный журнал, который распространялся среди одноклассников и пользовался определенной популярностью. Кстати, фантастику я начал писать с самого начала. Все, что было написано в доармейский период, похоронено. Это было не больше, чем детское баловство. А после армии я начал писать серьезно. Посылал рассказы в журналы «Вокруг света», «Химия и жизнь», «Юный техник». Но ответов не получал.
— Практически во всех Ваших произведениях присутствует юмор — где-то больше, где-то |
меньше. Как Вы думаете, литература и юмор неразделимы?
— Полагаю, что так. Какой бы грустной, трагической вещь ни была, в ней всегда найдется место для смешного. Литература должна вбирать в себя все, что есть в жизни. А в ней трагические моменты всегда соседствуют с чем-то смешным. Это вполне естественно. И выкинуть из литературы юмор — это ненормально, нереально, она многое потеряет от этого. Чисто юмористическая фантастика — это нонсенс. В фантастике юмор может и должен присутствовать, как элемент, как составная часть произведения. В фантастике юмор не является самоцелью. Даже гуслярские рассказы Булычева, которые на первый взгляд кажутся смешными и только, несут в себе умное, рациональное зерно.
— Кто в фантастике является Вашим гуру?
— Мне всегда хочется не повторить, а сделать что-то совершенно не похожее на других. Тем не менее, есть авторы, которых я считаю образцами. Один из моих любимых авторов — это Филипп Дик. Страшно люблю его за неожиданные концовки, за парадоксальный подход к ситуации. Нравится мне и Роджера Желязны. Наверное, у фантастики должно быть две обязательные составляющие: парадокс и лиризм. Удивительный лиризм был присущ Киру Булычеву. Если бы мне кто-то заказал составить сборник лучших рассказов тысячелетия, первым номером я бы поставил его гениальный рассказ «Снегурочка».
1. Предметом разговора является … А) Юмор
В) Литература С) Творчество
D) Фантастика
2. В каком значении употреблено слово «гуру» в тексте? А) Наставник
В) Пример
С) Специалист
D) Учитель
3. По каким признакам различается жанр фантастики от других жанров литературы?
Сформулируйте вывод о роли фантастики на современном этапе.
5. Напишите эссе – рассуждение (объемом 100- 120 слов) на один из предложенных вопросов. Аргументируйте свою точку зрения (не менее 2-х аргументов). Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы.
ü В чём причина успеха фильмов в жанре фантастики среди молодежи?
ü Популярны ли книги фантастического жанра в вашем кругу?
Критерий оценивания | Дескрипторы | Балл | ||
Обучающийся | ||||
Извлекает и синтезирует информацию, определяя особенности текста и делая выводы | - называет предмет разговора; | 1 | ||
- находит значение слова; | 1 | |||
- определяет фантастики; | различия | жанра | 1 | |
- формулирует вывод текста; | 1 | |||
Пишет эссе - рассуждение | - соблюдает рассуждение; | структуру | эссе- | 1 |
- приводит два аргумента; | 1 | |||
- делает выводы | по проблеме; | 1 | ||
- выражает свое проблеме; | отношение к | данной | 1 | |
- допускает не более орфографических ошибок; | 2-х | 1 | ||
- допускает не более пунктуационных ошибок. | 2-х | 1 | ||
Всего |
| 10 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Реальность и фантазия»
Ф.И.О. обучающегося
Критерий оценивания | Уровни учебных достижений обучающихся | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Извлекает и синтезирует информацию, определяя особенности текста и делая выводы | Затрудняется при определении информации и значений слов из текста, неверно формулирует вывод текста | Определяет информацию из текста, неверно называет значение слова; допускает ошибки при формулировке вывода текста | Верно определяет информацию прочитанного текста, находит значение слова, формулирует вывод текста |
Пишет эссе - рассуждение | Затрудняется написать эссе- рассуждение, нарушает структуру, не приводит аргументы, затрудняется сделать вывод по проблеме и выразить свое отношение проблеме, допускает грубые орфографические и пунктуационные ошибки | Допускает ошибки при создании эссе – рассуждения, частично нарушает структуру, приводит слабые аргументы, делает неудачный вывод по проблеме, допускает орфографические (более 2-х) и пунктуационные ошибки (более 2-х) | Правильно пишет эссе – рассуждение, соблюдает структуру, приводит убедительные аргументы, делает вывод по проблеме, выражает свое отношение проблеме, допускает орфографические (не более 2-х) и пунктуационные ошибки (не более 2-х) |
|
|
17