Конспект открытого занятия № 2

Тема: Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста.

Цель:

1. Развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы.

2. Развивать зрительное внимание и память, тактильные ощущения

3. Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания

4. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.

5. Формировать связную речь детей на примере словосочетаний

6. Закрепить понятие "родственные слова", составляя предложения с разными словами из разных групп.

7. Закрепить знание о предлоге, как отдельном слове, используя ребусы.

8. Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных проверить умение детей загадывать самостоятельно слова, состоящие из двух слогов, данных в обратном порядке.

9. Уточнить понятие детей о словосочетании, учить согласовывать существительные с прилагательными.

10. Закрепить представление о предложении, проверить умение составлять предложение из слов, данных в ложном порядке.

11. Учить чтению слов, написанных разными шрифтами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом "Цепочка слов".

Какой сейчас идет месяц? (март).

Это будет первое слово в нашей цепочке. (Мяч передается от ребенка к ребенку, по мере называния слова на заданный звук ребенок садится). Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: март — такси — игла — апельсин — нос —

При возможных затруднениях у одного ребенка, обращаются за помощью к остальным детям, а затем вновь предлагается ответить не справившемуся с заданием.

На столе слева и справа разложены карточки с буквами. Дети, перед которыми лежит карточка с верной буквой, молча поднимают руки.

2. Развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, имеющих "зеркального" двойника.

Игра "Внимательные глазки".

Игра-соревнование проводится по колонкам.

Часть карточек показываются всем сразу, а остальные раздаются индивидуально.

Необходимо назвать верную букву.

Выделение букв из геометрических фигур, развитие мелкой моторики рук.

При проверке дети выходят к доске и указкой обводят контур найденной буквы, а также называют слова, которые ее содержат:

И — индюк, М — муха, У — укроп и т.д.

Фишки в качестве награды за выполнение задания получают дети, не допустившие ошибок в выкладывании букв.

3. Работа с предложениями и союзами, отгадывание слов по ребусам, развитие зрительной памяти.

На доске — картинки с ребусами.

Задание: отгадать слово, выделить предлог и составить с ним предложение:

Например: Ваня — в первом ребусе предлог "В". Мы ходим в цирк. Слова: Ваня, Наташа, дуб, поле, кот.

Все картинки с ребусами по мере отгадывания переворачиваются, а в конце дети должны вспомнить, какое слово было зашифровано в этом ребусе и составить с ним предложение.

Составление предложений с предлогами, данными на схемах:

4. Чтение и отгадывание слов с пропущенной буквой. Учить выполнять серию заданий.

Задание: отгадать, какая буква потерялась, назвать слово, подобрать к нему родственные слова и составить предложение с данным словом:

гла... ду... зу... су...

5. Составление слов по заданному звуку. Например, по второму звуку из названий картинок: улитка, тигр, крокодил, банан.

лира — что такое лира? Музыкальный струнный инструмент.

6. Поэтическая пауза. Чтение лирического стихотворения Б.Заходера "Что красивей всего?"

Вопрос детям после прочтения стихотворения: что они считают самым красивым?

Уточнить правильное произношение слова "красивей".

7. Составление слов по заданной букве. Чтение слов, составленных из букв разного шрифта.

Детям предъявляются изографы:

Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами только что прочитанные слова и выделяют новое слово по третьей букве:

часы, слониха, лампа — сом.

8. Определение букв "на ощупь".

Вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово:

, К, У, Н, Ш, Б, 3

9. Чтение слова по пол-буковке:

лиса заяц волк

Что общего между этими словами? (Обозначают диких животных наших лесов).

10. Подбор слов на обобщающие понятия (игра с мячом) Игра "Добавь словечко"

трамвай, автобус — лимон, апельсин — Лена, Катя — среда, четверг — синий, красный — четыре, пять — кровать, шкаф —...

11. Работа со словосочетаниями (существительное + прилагательное): НОВЫЙ КНИГИ НОВАЯ УТЮГ НОВОЕ ШАПКА НОВЫЕ ПАЛЬТО

Соединить стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания.

12. Работа с предложением.

Из написанных на карточках слов, расположенных в неопределенном порядке, составить предложение:

ПТИЦЫ ЖАРКИХ ЛЕТЯТ СТРАН ИЗ (Из жарких стран летят птицы. Птицы летят из жарких стран).

13. Подведение итогов.

Необходимо вспомнить, чем занимались, какие задания выполняли.

ИЗОГРАФЫ

1. Дом 10. Пенал 19. Трактор
2. Аист 11. Курица 20. Слониха
3. Гусь 12. Сорока 21. Вертолет
4. Маяк 13. Яблоко 22. Пистолет
5. Часы 14. Страус 23. Парашют
6. Утюг 15. Фонарь 24. Велосипед
7. Лист 16. Колокол 25. Телевизор
8. Лампа 17. Луноход 26. Экскаватор
9. Сумка 18. Паровоз 27. Автомобиль

 

 

 

Литература

1. Аксенова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М.: Аурис, Айсберг, 1991.

3. Бурмако В.М. Русский язык в картинках. — М.: Просвещение, 1991.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.

5. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. — М.: 1982.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.

7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. "Занимательно о русском языке"" — Л.: Просвещение, 1990.

8. Ильин А.М., Ильина Л.П. "Букварь XXI века" — СПб.: АО "Сфера", 1992.

9. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. "Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи", сборн. "Патология речи", — СПб.: Образование, 1992.

10. Корнев А.Н. "Методика раннего выявления дислексии у детей". — СПб., 1991.

11. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. "Грамматика русского языка в иллюстрациях" — М.: Русский язык, 1990.

12. Потапова Е.Н. "Радость познания" — М.: Просвещение, 1990.

13. "Превращения слов", сост. А.В. Полякова — М.: Просвещение, 1991.

14. Садовникова И.Н." Нарушение письменной речи у младших школьников" — М.; 1983.

15. Шибаев А." Язык родной, дружи со мной!" — Л.:Детская литература, 1991.

16. Шкатова Л.А. "Подумай и ответь (занимательные задачи по русскому языку)" — М.: Просвещение, 1989.

17. Ястребова А.В. "Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы" — М.; 1984.

18. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г.Кружков — М.: Просвещение, 1992.

19. "Речевые секреты", под ред. Ладыженской Т.А. — М.: Просвещение, 1992.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: