Транспортный пилотируемый корабль «Союз»

Транспортный пилотируемый корабль типа «Союз» предназначен для доставки на МКС и возвращения на Землю экипажа до 3-х человек и полезного груза.

ТПК «Союз» выводится на промежуточную орбиту, лежащую в одной плоскости с орбитой МКС, ракетоносителем «Союз ФГ» с космодрома Байконур.

Заправка РН топливом начинается за 5 час 30 мин до старта и заканчивается перед посадкой экипажа в корабль. Посадка экипажа в корабль начинается за 2 часа 30 мин до старта. Вывод на орбиту ТПК осуществляется на 528,26 секунде.

После выведения на орбиту в течение первых 2-х витков полета осуществляется контроль состояния и работоспособности систем и агрегатов космического корабля, тест - включения аппаратуры сближения и причаливания «Курс», системы управления движением, переход экипажа в бытовой отсек (далее - БО) и снятие скафандров.

На 3-ем витке осуществляется подготовка и ввод данных для первого двухимпульсного маневра сближения корабля со станцией. На 3-м - 4-м витках проводится маневр, в процессе которого ТПК переходит на орбиту фазирования, двигаясь по которой, ТПК догоняет МКС, находящуюся относительно него впереди по фазе.

Период с 6-го по 12-й виток отводится космонавтам на отдых. На 16-м витке осуществляется подготовка ко второму одноимпульсному маневру дальнего сближения. На 17-м - 18-м витках производится 2-й одноимпульсный маневр дальнего сближения. На 30-м - 31-м витках вводятся данные по КРЛ на заключительный маневр дальнего сближения, космонавты надевают скафандры. На 32-м - 33-м витках проводится заключительный маневр дальнего сближения, зависание (расстояние до станции 200 - 400 м) и автоматический облет станции на расстоянии 50 м.

На 34-м витке полета корабля в зоне радиовидимости станций слежения осуществляется причаливание и стыковка корабля с МКС (в зависимости от высоты орбиты МКС стыковка и причаливание может быть осуществлено на 33-м витке). На 34-м - 35-м витках проводится проверка герметичности отсеков корабля и стыковочного узла. На 36-м витке экипаж переходит в станцию и осуществляет консервацию корабля.

Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА» состоит из 3-х основных отсеков: герметичного бытового отсека; герметичного спускаемого аппарата; приборно-агрегатного отсека.

 

Глава 3. Космический туризм

Космический туризм доступен уже сегодня. Путевку можно купить в России, у Федерального космического агентства. Чтобы позволить себе эту роскошь, среднестатистический россиянин должен откладывать всю свою зарплату в течение примерно пяти тысяч лет.

 «Любительские экскурсии» в космос проводятся уже много лет. С определенной долей допущения можно сказать, что началось все еще в советские времена. Некоторые участники старых космических программ посылались на орбиту исключительно по политическим соображениям, получали лишь самую общую тренировку, не допускались до ответственных операций и проводили наверху гораздо меньше времени, чем штатные пилоты.

Существует мнение, что первые космические полеты слабого пола организовывались лишь для демонстрации возможностей советской женщины, которая, как известно, «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет». Действительно, многие женщины-космонавты прошлых лет фактически не являлись профессионалами. Валентина Терешкова не справилась с ручным управлением «Востока-6», чем сильно разозлила Королева и порадовала генералов ВВС.

Даже первый полет, финансируемый не из государственного бюджета (за экскурсию журналиста Тоёхиро Акияма на станцию «Мир» в 1990 году токийская телевизионная компания заплатила 28 миллионов долларов), был скорее деловым предприятием. Японец работал не покладая рук и ежедневно выходил в эфир с «орбитальными» репортажами.

Первый вояж к звездам ради собственного удовольствия совершил в 2001 году американский мультимиллионер Деннис Тито. NASA активно возражало против полета Тито.

Год спустя следом за Тито на МКС отправился южноафриканский интернет-предприниматель Марк Шаттлворт. Стоимость полета составила 20 миллионов долларов.

В 2005 году  «Союз ТМ» -  третий турист, американец Грегори Олсен.

Последним на сегодняшний день частным посетителем небесных сфер была женщина Анюша Ансари Позапрошлогодний тур обошелся ей дороже, чем предшественникам (около 25 миллионов).

Анюша Ансари впервые в истории покорения космоса вела интернет-дневник прямо с орбиты

Windows в космосе

Следующий кандидат на туристический «автостоп по галактике» — Чарльз Симонии. С 1981 по 2002 год он был ведущим разработчиком фирмы «Майкрософт» и руководил созданием ряда сверхпопулярных приложений К моменту верстки данного материала старт был назначен на март 2007.

Реальность

В настоящий момент все туристические полеты к МКС были организованы американской компанией Space Adventures Ltd., основанной группой частных лиц в 1998 году. Один из крупнейших ее офисов расположен в Москве.

Первичные тесты проводятся в Институте биомедицинских проблем при Российской Академии Наук и Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Сюда включается полное медицинское обследование, тесты на перегрузку, тесты в свободном падении (невесомости), полет на МиГ-25 в стратосферу, полет на МиГ-29 с выполнением фигур высшего пилотажа, космическая симуляция в бассейне и упражнения на модели корабля «Союз».  

Главная проблема, стоящая перед космическими туристами, — здоровье. Требования к нему чрезвычайно высоки, поэтому большинство желающих отсеивается еще на первой стадии. Если же «космическому кадету» удается пройти все начальные испытания, то он получает допуск до многомесячной программы основной подготовки — специальному «короткому курсу» для новичков. Помимо всех предыдущих тестов, будущий турист учится астронавигации, обращению со скафандром «Сокол», а также осваивает азы науки выживания (в случае внештатной посадки).

Все стадии подготовки фиксируются на фото и видео. В конце урса вам вручается именной DVD, чтобы вы могли полюбоваться на свое лицо, расплющенное в центрифуге.

Цена вопроса

В настоящее время:

Сеанс невесомости в пикирующем самолете — 9850.

Билет на старт Чарльза Симонии — от 14295 до 19695.

Полет на МиГ-25 в стратосферу — 31995.

Восьмидневный тур на МКС — от 20 миллионов.

В недалеком будущем:

Выход в открытый космос (отдельная услуга) — 15 миллионов.

Короткий суборбитальный полет — 100 000.

Корабли в моей гавани

Пока что Россия сохраняет лидерство в сфере космотуризма. Путешествия за пределы земной атмосферы стоят крайне дорого.

Космический туризм — мероприятие сугубо коммерческое. Его будущее зависит исключительно от рыночных перспектив. Ежегодный оборот самого крупного на планете американского рынка туризма — примерно 400 миллиардов долларов.

 Однако будущее космического туризма — не в астрономически дорогих экскурсиях на МКС, а в сравнительно доступных суборбитальных полетах.

При наилучшем варианте развития событий через 10—20 лет мы сможем позволить себе зайти в ближайшее туристическое агентство и сделать выбор между поездкой на море и полетом в космос.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: