Какие события периода наиболее значимы для России

План                                                                                                       

Вступление                                                                                             

Основная часть                                                                            

Пилотируемые полеты.

Первые пилотируемые полеты в России и мире                        

Международное сотрудничество

              «Интеркосмос»

              «Союз-Аполлон»

      Совместные полёты на МКС

              Различные факты о МКС  

    Космический туризм                                                           

Заключение                                                                                   

Список литературы

Приложение                                                                   

План реферата:

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Период исследования.

a) События периода наиболее значимые  для России.

b) Силы для их реализации.

2. «Современная Российская космическая наука. Её влияние на                       развитие международных космических исследований»

a) Международная космическая станция

b) История создания

c) Общие характеристики станции

d)  Конструкция станции и её модули.

e) Модули «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск» и остальные модули

f)

Космический туризм                                                         

а)

III.Заключение



Вступление

С определенного исторического периода люди начали освоение воздушного и космического пространств.

В (век) веке начитают проводиться первые пилотируемые полёты. 

В ХХI веке идет активное освоение и изучение космического пространства. Огромный вклад в развитие программы освоение космоса внесли ученые:……. Циолковский, Королев, Уткин, Янгель, 

Развитие космических технологий и дальнейшее освоение космоса в современном мире приводит к необходимости взаимодействия и соответственно к улучшению отношений между различными странами.

Объединяясь для решения комплексных задач страны, развивают свои технологии в космической области. В ходе кооперации технологий различных стран и появляются международные космические проекты, что приносит определенную пользу. Страна получает вливание денежных средств в развитие своей экономики и, одновременно, получает доступ к технологиям других развитых стран. Проводится обмен подготовленными специалистами-профессионалами, развивается научный потенциал, растет научно-материальная база.

 Примером такого научно-технического сотрудничества является существующий уже много лет проект между РФ и США «Союз-Апполон». В ходе реализации этого проекта можно отметить существенное улучшение отношений между нашими странами.

Российские ракеты-носители отличаются высокой надежностью и безопасностью. В настоящее время для вывода искусственных международных космических аппаратов применяется межконтинентальная ракета-носитель 15А35 (РС-18) доработанная разгонным комплексом «БРИЗ».

Существующие в настоящее время в РФ космодромы и испытательные полигоны «Капустин-Яр», «Плесецк» и арендуемый РФ космодром «Байконур» в г. Ленинск Казахстана позволяют в полной мере решать задачи по выводу на различные орбиты любых типов космических аппаратов  как пилотируемых, так и искусственных.

Иностранных специалистов в Российской космонавтике привлекает высокая надежность космических станций и безопасность спускаемых аппаратов. Последняя нештатная ситуация на орбитальной станции еще раз это подтвердила. Она была успешно решена менее чем через сутки и космонавты благополучно вернулись на землю.

Различные страны в настоящее время стремятся к обладанию космическими аппаратами и вкладывают огромные средства в развитие космических технологий.

Возможности современной космонавтики способствуют развитию новой ступени в международных отношениях. Этой ступенью является космический туризм.

 

Глава 1. Период исследования.

Какие события периода наиболее значимы для России.

Полет человека в космос — закономерный и, можно сказать, неизбежный этап развития цивилизации, и это отмечал еще на рубеже XX в. К.Э.Циолковский.

Ещё в конце 40-х годов возможности ракетной техники расширились значительно, и 24 февраля 1949 г. американская ракета «Бампер» достигла высоты 400 км. В связи с этим стали выдвигаться различные проекты полета человека на ракете с достижением «космических» высот, но без выхода на орбиту вокруг Земли (суборбитальный полет), В Советском Союзе такой идеей выступил М.К.Тихонравов, который был конструктором первой ракеты, запущенной в СССР (1933 г.). Он предложил использовать для полета человека один из вариантов разрабатывавшейся в 1947—1948 гг., высотной геофизической ракеты, и группа специалистов под его руководством создала эскизный проект кабины космонавта.

В середине 50-х годов успехи СССР в области исследований верхней атмосферы с помощью высотных геофизических ракет, казалось бы, приблизили момент, когда в полет на ракете должен был отправиться человек. Проводившиеся одновременно медико-биологические эксперименты с животными на борту ракет, подтвердили, что возникающие при таком полете перегрузки переносимы для человека. Все это позволило С.П. Королеву еще в 1954 г. в первом отчете о своей Научной деятельности в Академию наук СССР предложить создание ракеты-лаборатории для подъема 1—2 экспериментаторов на высоту до 100 км со специальной системой для спуска лаборатории и ее экипажа на Землю. В апреле 1956 г. в Академии наук СССР состоялась Всесоюзная конференция по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы, в которой С.П.Королев выступил с докладом, где подвел итоги пусков ракет, сообщил о полученных результатах, наметил перспективы дальнейших исследований. Он сообщил, что предполагается рассмотреть ряд вопросов, касающихся рациональной траектории снижения ракеты (с учетом разности температурных режимов при торможении и посадке ракеты с человеком), формы ракеты, теплозащитных средств и т.д. К этому времени специалисты проанализировали вариант вертикального подъема ракеты с человеком на борту с последующим его катапультированием и спуском на парашюте и пришли к выводу, что более целесообразно создание ракеты для полета человека, рассчитанной на подъем по наклонной траектории. Обсуждались возможные кандидатуры экспериментаторов для полета на ракете, и было решено использовать для этой цели специалистов, участвующих в медико-биологических экспериментах с животными на борту высотных ракет. Так в конце 1956 г. и первой половине 1957 г. коллектив ОКБ С.П.Королева уже заканчивал работы по созданию гораздо более мощной ракеты, которая позволяла осуществить более сложные задачи.

Это была первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), успешное испытание которой 21 августа 1957 г. показало, что появилось мощное, качественно новое средство для мирного исследования космоса. Эта ракета под названием ракета-носитель (РН) «Спутник» использовалась для запуска первого в мире искусственного спутника Земли и двух последующих советских спутников, что стало выдающимся достижением советской науки и техники. И естественно, на повестку дня встал вопрос о полете человека уже не на ракете, а на космическом корабле по орбите вокруг Земли.

27 мая 1959 г. С.П.Королев вместе с академиком М.В.Келдышем направили в правительство докладную записку «О развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по освоению космического пространства», в которой поднимался комплекс проблем, связанных с созданием новых специализированных КБ и НИИ и реорганизацией существующих КБ, привлеченных к работе над космической тематикой. Во главе с С.П.Королевым Совет главных конструкторов разработал требования с целью привлечь особое внимание к обеспечению надежности в процессе разработки, изготовления, испытаний и подготовки к запуску пилотируемых космических аппаратов и их ракет-носителей (РН «Восток»). Для более широкого привлечения научных сил страны в 1959 г. был создан межведомственный научный совет при Академии наук СССР под председательством академика М. В. Келдыша.

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут на корабле «Восток» и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации.

 Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный счет был открыт американскими астронавтами. В январе 1967 г. В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи заживо сгорели в кислородной атмосфере космического корабля Apollo при его испытаниях. Через три месяца при испытаниях нового транспортного корабля "Союз" гибнет космонавт В.М. Комаров.

В 1971 г. первый экипаж орбитальной станции "Салют" в составе космонавтов Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева погиб, возвращаясь после успешного выполнения задания. А космос продолжал собирать жертвы. В 1986 г. катастрофа с американским многоразовым космическим кораблем Challenger унесла жизни семи космонавтов.

Легендарные "Востоки" и "Восходы" быстро были заменены космическими станциями "Салют" первого поколения, позволившими обеспечить жизнедеятельность и работу орбитальных экипажей на значительное время, ограниченное лишь объемом тех запасов, которые были доставлены на космическую станцию.

Следствием органичного развития научно-технической мысли явилось создание станций "Салют" второго поколения, наиболее существенным отличием которых явилась отработанная система транспортного обслуживания, дающая возможность организации длительных космических полетов.

Очередным шагом в развитии советской космонавтики - создание орбитальной станции следующего поколения - пилотируемого космического комплекса "Мир", оперативно-техническое руководство по подготовке и запуску которого осуществлял директор Машиностроительного завода им. М.В. Хруничева, А.И. Киселев. "Мир" представлял собой сложную блочно-модульную конструкцию, которая могла адаптироваться в полете даже к радикально изменяющимся условиям. При проектировании комплекса "Мир" и в первые годы его полета и речи не было о стыковке комплекса с орбитальным кораблем системы Space Shuttle и уже в условиях космического полета комплекса были проведены его доработка и дооснащение, позволившие решить и эту задачу.

В процессе эксплуатации комплекса "Мир" накоплен уникальный опыт, основа которого - долгосрочное прогнозирование технического состояния, периодическое продление срока эксплуатации и специальная, постоянно совершенствуемая технология ремонтно-восстановительных работ, включая работы в открытом космическом пространстве.

Участие России в проекте создания и использования МКС делает программу МКС более устойчивой и реализуемой. Ключевые элементы и технологии, которые поставляет Россия, позволяющими существенно ускорить сборку МКС, являются: служебный модуль (СМ), обеспечивающий жизнедеятельность от 3 до 6 членов экипажа; грузовые корабли "Прогресс-М" и их модификации, обеспечивающие снабжение станции расходными компонентами, в том числе топливом; пилотируемые корабли типа "Союз ТМ", обеспечивающие доставку и возвращение экипажа, его аварийное спасение в непредвиденных ситуациях. Аналогов этих средств у других партнеров по МКС на сегодня нет. Российский сегмент МКС включает в свой состав следующие элементы: модуль "Заря", служебный модуль "Звезда", стыковочные отсеки, универсальный стыковочный и стыковочно-складской модули, научно-энергетическую платформу, исследовательские модули, корабли "Союз ТМ" и "Прогресс". Для доставки на орбиту основных модулей российского сегмента МКС используется ракета-носитель "Протон".

                Силы для их реализации.

Настойчивость и упорство ученых, энтузиастов и пропагандистов ракетной техники Н.И.Тихомирова, Ф.А.Цандера, Ю.В.Кондратюка, С.П.Королева, Р.Эно-Пельтри (Франция), Р.Годдарда (США), Г.Оберта (Германия) и многих других позволили в 20—30-х годах нашего века создать и осуществить запуски первых жидкостных ракет. В конце 40-х годов их «потолок» подъема равнялся пятистам километрам, а к середине 50-х превысил тысячу километров. Наша Родина стала пионером в освоении космического пространства, а ее ученые, инженеры, техники, рабочие, космонавты — первыми, кто проложил дорогу человечеству в космос.

Большой творческий вклад в рождение практической космонавтики внесли наши ученые, такие, как М.В.Келдыш, С.П.Королев, В.П.Глушко и ряд других. Многие из них руководили и руководят крупнейшими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, их трудом закладывались теоретические и практические основы космонавтики.

Советские исследователи - первооткрывателями на пути покорения космоса, а на долю первооткрывателей выпадает основная тяжесть, самые сложные испытания.

Необходимо было разработать и создать совершенные конструкции многоступенчатых ракет-носителей, способных нести на борту потребное для полета количество топлива и необходимую полезную нагрузку.

При проектировании таких ракет нужно было учесть соответствующие аэрогазодинамические требования при полете в земной атмосфере и в космосе; возможные упругие колебания корпуса ракеты и колебания жидких масс топлива в баках; обеспечить необходимые запасы прочности, а также найти наивыгоднейшие условия разделения ракет по ступеням и исследовать оптимальные траектории полета.

Принципиально важным было создать и испытать мощные ракетные двигатели с высокой удельной тягой при устойчивом горении, т. е. создать постоянство параметров температуры и давления в камерах сгорания, обеспечив при этом подавление опасных высокочастотных вибраций в двигателе, возникающих в некоторых случаях при его работе.

Нужна была также совершенная система автоматического управления полетом ракеты, которая с высокой точностью выдерживала бы заданную траекторию полета, управляя как положением ракеты в пространстве, так и режимом работы ее двигательных установок.

Необходимо было создать также и стартовые комплексы, без которых невозможен пуск ракет; и наземные радиокомплексы, обеспечивающие траекторные измерения; и надежные системы связи и управления полетом космических ракет; и производственно-экспериментальную базу для изготовления и наземной отработки надежности ракетных конструкций и т. д.

Чтобы осуществить первый полет человека в космос, необходимо было создать пилотируемые космические корабли со сложной аппаратурой, способной поддерживать необходимые для жизнедеятельности человека во время полета условия, отработать надежные системы ориентации, управления и связи, а кроме того, обеспечить устойчивую наземную систему контроля за полетом корабля.

Большой круг сложных научных и технических проблем был связан с возвращением первых пилотируемых космических кораблей на Землю и приземлением их в намеченном районе.

Для решения всех этих вопросов с весны 1960 года в Советском Союзе стали проводить экспериментальные запуски кораблей-спутников. Основная цель этих полетов - последовательные испытания и тщательная отработка технических систем пилотируемых космических кораблей, а также, проведение необходимых медико-биологических исследований. В августе 1960 года впервые из полета по околоземной орбите с первой космической скоростью был благополучно возвращен на поверхность Земли корабль-спутник. Серия дальнейших полетов кораблей-спутников позволила накопить достаточный опыт и подготовиться к осуществлению полета человека в космическое пространство. Принципиально новый шаг в освоении космоса человеком был сделан в марте 1965 года. На орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен советский корабль-спутник «Восход-2» с космонавтами П.Беляевым и А.Леоновым на борту. На втором витке полета А. Леонов в специальном скафандре впервые осуществил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние нескольких метров, провел комплекс запланированных исследований и благополучно возвратился в корабль. Выход человека в открытый космос явился беспримерным подвигом, доказывавшим, что человек может не только совершать полеты в космос, но и работать непосредственно в космическом пространстве вне корабля. Решение этой трудной задачи ознаменовало собой начало качественно нового этапа в развитии космонавтики.

Результаты, достигнутые советскими автоматическими межпланетными станциями серии «Венера», «Марс» и американскими космическими аппаратами серии «Маринер», позволили получить новую информацию о дальнем космическом пространстве и этих планетах. Были получены многочисленные данные о межпланетном магнитном поле, космических лучах, межпланетной ионизированной плазме и т.д. С каждым новым годом усложнялись задачи космонавтики, решаемые с помощью автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей.

 Следующий этапный момент — это стыковка космических аппаратов. Она имеет первостепенное значение для изучения и освоения космоса. Значительные успехи в осуществлении процессов стыковки и сближения аппаратов были достигнуты во второй половине 60-х годов. В 1966 году во время полетов американских пилотируемых кораблей серии «Джемини» впервые была проведена ручная стыковка кораблей с пассивной ракетой «Аджена». Автоматическая стыковка космических аппаратов была осуществлена впервые в 1967 году с помощью советских искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188».

 1969 год принес космонавтике новые крупные успехи. В январе этого года на орбиты искусственных спутников Земли были выведены советские космические корабли «Союз-4» и «Союз-5».

Мужественные летчики-космонавты В.Шаталов, Б.Волынов, Е.Хрунов и А.Елисеев успешно выполнили в процессе орбитального полета взаимный поиск, многократное маневрирование, причаливание и ручную стыковку кораблей, что позволило создать первую в мире экспериментальную космическую станцию. Впервые в истории космоплавания два космонавта совершили групповой переход через космическое пространство из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».

Полеты кораблей «Союз» позволили осуществить много других сложных научно-технических экспериментов в космосе.

Советские ученые, конструкторы и космонавты многое сделали, чтобы приблизить время создания постоянно действующих орбитальных станций.

Таким новым и важным шагом на пути к созданию в околоземном космическом пространстве долговременных орбитальных научных станций явился полет станции «Салют», которая была выведена на орбиту искусственного спутника Земли в апреле 1971 года.

Программа продолжавшегося около шести месяцев полета орбитальной станции «Салют» состояла из нескольких этапов. Вначале станция функционировала в автоматическом режиме. На втором этапе был проведен совместный полет станции с космическим кораблем «Союз-10», пилотируемым экипажем в составе космонавтов В.Шаталова, А.Елисеева и Н.Рукавишникова. В этом полете проводилась проверка функционирования усовершенствованных систем, обеспечивающих поиск, стыковку и расстыковку корабля и станции. Последующая работа орбитальной лаборатории проходила в автоматическом режиме. Следующий этап космического эксперимента начался 6 июня 1971 года запуском на орбиту искусственного спутника Земли космического корабля «Союз-11».

После успешного выполнения стыковки с транспортным кораблем «Союз-11» станция «Салют» стала первой пилотируемой орбитальной научной станцией. Самоотверженная работа экипажа станции в составе командира подполковника Добровольского Георгия Тимофеевича, бортинженера Волкова Владислава Николаевича, инженера-испытателя Пацаева Виктора Ивановича явилась крупным вкладом в дело развития орбитальных пилотируемых полетов и позволила получить важные научные результаты.

В течение 23-суточного полета пилотируемой орбитальной станции «Салют» ее экипаж осуществил важные научно-технические исследования и эксперименты. Весь комплекс научных и технических данных, опыт практической работы космонавтов на борту станции «Салют» — все это стало прочным фундаментом для дальнейших исследований космического пространства и развития орбитальных пилотируемых полетов.

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на родную планету погиб героический экипаж первой в мире пилотируемой орбитальной научной станции «Салют». Причина - разгерметизация спускаемого аппарата транспортного корабля.

После завершения пилотируемого полета бортовые системы станции «Салют» вновь были переведены в автоматический режим.

 1971 год был также годом интенсивного изучения планеты Марс, приблизившейся к Земле на наименьшее расстояние. В мае 1971 года к нашему космическому соседу стартовали советские автоматические межпланетные станции «Марс-2» и «Марс-3» и американская станция «Маринер-IX».

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: