Вопрос 16. Основные принципы реализации научного подхода к анализу социальной реальности

1. Принцип эмпиризма.

Предполагает обязательное использование в социологии эмпирических процедур с целью установления объективности полученных в исследовании фактов.

Критерием истинности добываемых социологом фактов и обобщений может служить только их эмпирическая, опытная проверка.

2. Принцип объяснения или теоретического обоснования полученных данных.

Позволяет раскрыть причины, лежащие в их основе, сделать соответствующие выводы, вывести закономерности и включить их в общую систему знания.

Принцип базируется на аргументации. Аргументация – интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу, и имеющая целью достичь принятия адресатом одного из содержащихся в тексте утверждений.

Цель аргументации – принятие тезиса.

Теоретические обоснования требуют неукоснительного соблюдения таких законов логики, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

· Закон тождества

Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

Нарушение закона: подмена понятия (страты и классы)

· Закон противоречия

Если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно.

· Закон исключенного третьего

Из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно, а третьего не дано.

«А есть либо В, либо не В»

· Закон достаточного основания

Всякая истинная мысль имеет достаточное основание.

Всякое суждение, которое используется в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано.

3. Принцип беспристрастности (объективности).

Предполагает независимость выводов исследователя от каких-либо идеологических или моральных воздействий.

3.1. Принцип быть «свободным от оценок».

Социологу следует быть беспристрастным исследователем и преодолевать свои личные вкусы и симпатии, поскольку без этого невозможно получить объективные результаты.

Социолог должен уметь разграничивать роль учёного и роль гражданина.

3.2. Принцип «отнесения к ценностям»

Принцип связи объектов познания с ценностями, играющий существенную роль в историческом познании, в различении идиографического (индивидуализирующего) и номотетического (генерализирующего) методов.

По М.Веберу: специфический научный интерес, определяющий выбор и формирование объекта культурно-исторического и социального исследования; согласование ценностей, определяющих исследование, с ценностями, которые принимаются самими исследуемыми объектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: