1. Принцип эмпиризма.
Предполагает обязательное использование в социологии эмпирических процедур с целью установления объективности полученных в исследовании фактов.
Критерием истинности добываемых социологом фактов и обобщений может служить только их эмпирическая, опытная проверка.
2. Принцип объяснения или теоретического обоснования полученных данных.
Позволяет раскрыть причины, лежащие в их основе, сделать соответствующие выводы, вывести закономерности и включить их в общую систему знания.
Принцип базируется на аргументации. Аргументация – интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу, и имеющая целью достичь принятия адресатом одного из содержащихся в тексте утверждений.
Цель аргументации – принятие тезиса.
Теоретические обоснования требуют неукоснительного соблюдения таких законов логики, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
|
|
· Закон тождества
Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
Нарушение закона: подмена понятия (страты и классы)
· Закон противоречия
Если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно.
· Закон исключенного третьего
Из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно, а третьего не дано.
«А есть либо В, либо не В»
· Закон достаточного основания
Всякая истинная мысль имеет достаточное основание.
Всякое суждение, которое используется в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано.
3. Принцип беспристрастности (объективности).
Предполагает независимость выводов исследователя от каких-либо идеологических или моральных воздействий.
3.1. Принцип быть «свободным от оценок».
Социологу следует быть беспристрастным исследователем и преодолевать свои личные вкусы и симпатии, поскольку без этого невозможно получить объективные результаты.
Социолог должен уметь разграничивать роль учёного и роль гражданина.
3.2. Принцип «отнесения к ценностям»
Принцип связи объектов познания с ценностями, играющий существенную роль в историческом познании, в различении идиографического (индивидуализирующего) и номотетического (генерализирующего) методов.
По М.Веберу: специфический научный интерес, определяющий выбор и формирование объекта культурно-исторического и социального исследования; согласование ценностей, определяющих исследование, с ценностями, которые принимаются самими исследуемыми объектами.