Вопрос 17. Научная объективность, социальные ценности и профессиональная мораль в социологии

Требования к объективному исследованию:

· отсутствие внутренних противоречий. Логика исследований должна быть убедительна для любого человека, даже если он и не разделяет заявленных идей.

· настоятельная необходимость понять и принять правомерность существования различных точек зрения на одну и ту же проблему. Все исследовательские направления равноправны. Иначе бы мы не имели различных направлений в социологии.

«Свобода от оценок» и «отнесение к ценностям».

Научная объективность – идея, согласно которой методы и результаты исследования не находятся под влиянием личных и групповых интересов, а также других субъективных факторов.

Объективная часть рассматривается как идея научных исследований, а также как основание для придания научному знанию особого статуса в современном обществе. (какой в этом смысл?)

Социальные ценности – общепринятая в данной социальной системе совокупность образцов, которая создает у индивидов или групп предрасположение к определенному виду социального поведения.

Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Важнейшая функция социальных ценностей — играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

Нормы научной этики, которые также называют профессиональной моралью, охватывают практически все сферы деятельности ученых. Этими нормами регламентируется процесс подготовки и проведения исследований, научных дискуссий и публикаций.

Для реального прогресса социологического знания нужна научная этика, а точнее – профессиональная мораль, которая связана с возрождением таких понятий, как профессиональная совесть, долг, порядочность, интеллигентность, с поднятием престижа ученого и науки в целом

Профессиональная этика ученого – это целая наука со своими принципами, законами, правилами этикета и стилем поведения.

 

Кодекс социолога:

· В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом

· При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов

· При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи

· При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом

· Во взаимоотношениях с респондентами социолог должен строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусматривается программой сбора данных, о чем респонденты (обследуемые) должны быть заблаговременно поставлены в известность

· Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.

· Отношение социолога к другим идеям и людям - авторам или сторонникам этих идей - отличается терпимостью и уважением.

· Уважение труда своих коллег и предшественников, обязательность упоминания доли их участия и связи с публикуемым научным трудом (отчетом об исследовании), благодарность за любую помощь, не дающую право на соавторство, являются непреложными нормами научного общения социолога.

Вопрос 18. Этапы научного познания (исследования) и их содержательное наполнение.

Этапы научного познания:

1. Подготовительный

выбор направления научного поиска

конкретизация темы исследования

поиск и отбор научных источников

знакомство с научными источниками

постановка цели и задач исследования

выбор методов проведения исследования

(На данном этапе важно изучить базовые труды, составить аннотацию и дать адекватную оценку возможности реализации задуманной темы и ее реальной актуальности)

2. Основной

систематизация и обработка текстового материала

обобщение и изложение материала

формирование текста научной рукописи

концептуализация исследования

структурирование научной работы

Последовательность мероприятий основного этапа

1. внимательное изучение отобранного научного материала

2. структурирование и систематизация научного материала -группировка материала в рамках структурных разделов работы, в логической последовательности и согласно схеме исследования. Результат структурирования -подборка материалов по каждому разделу будущей научной работы.

3. изложение и обобщение научного материала. Типы изложения: описательный и объяснительный

3. Заключительный

публикация или представление научному сообществу работы

формулирование законов, закономерностей

построение научных теорий

???? Общую характеристику любого научного исследования содержит его методологический аппарат. Методологический аппарат состоит из ряда рубрик, расположенных в строгой последовательности и имеющих конкретный заголовок

1. Обоснование актуальности выбранной темы

2. Освещение степени ее научной разработанности

3. Определяется объект и предмет, цель и задачи

4. Выдвигаются гипотезы исследования

5. Характеризуются теоретико-методологические основы работы

6. Обозначается эмпирическая база исследования

7. Конструируются элементы научной новизны

8. Определяется научная значимость и практические ценности исследования

9. Указывается апробация научных результатов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: