Проект — информационная служба «ШОС»

После расширения ШОС крайне необходимо создание Специального подразделения (ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖ­БА «ШОС») со штаб-квартирой в Москве, предназначенно­го для повышения эффективности информационно-ана­литической поддержки деятельности ШОС, улучшения оперативности и достоверности предоставления аналити­ческой информации руководству стран ШОС.

Основные направления деятельности:

1. Организация, поддержание и развитие актуального информационно-аналитического обеспечения по вопро­сам деятельности «ШОС».

2. Стратегическая разработка проектов нормативных документов, экспертная оценка действенности политиче­ских решений, участие в организации мероприятий, про­водимых «ШОС».

3. Организация процесса получения информации, пря­мо или косвенно влияющей на стабильность функциони­рования «ШОС». Информационное взаимодействие с аналитическими структурами специальных служб стран ШОС, СНГ, ОДКБ, НАТО.

 

4. Развитие научно-методической базы анализа ин­формации по вопросам деятельности «ШОС» в тесном взаимодействии с аналитическими структурами СНГ, ОДКБ, ООН, НАТО, АСЕАН.

5. Самостоятельное составление аналитических мате­риалов по наиболее важным проблемам в регламентном, оперативном и инициативном порядке.


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


509


6. Разработка прогнозов и вариантов развития поли­тической (информационной, экономической, финансовой, военной и т.д.) ситуации в каком-либо регионе или в ми­ре в целом.

7. Организация конструктивного взаимодействия с ор­ганами государственной власти, различными политиче­скими, финансовыми, общественными, религиозными си­лами в интересах повышения эффективности деятельно­сти «ШОС».

8. Работа по формированию позитивного обществен­ного мнения в мире по отношению к странам ШОС.




ПРАГМАТИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США

Напомним, что в 1824 году российский император АЛЕКСАНДР I просто отдал США и Канаде так называе­мую РУССКУЮ АМЕРИКУ — тихоокеанское побережье Северной Америки от Аляски до Сан-Франциско. А ведь это расстояние, равное расстоянию от Москвы до Тби­лиси.

А в 1867 году племянник АЛЕКСАНДРА I — АЛЕК­САНДР II отдал США АЛЯСКУ в аренду на 99 лет за 7 млн. 200 тыс. долларов.

Тенденция продавать Россию — увы, без всякой поли­тической выгоды для страны, но зато с большой выгодой лично для себя — усилилась в последние годы существо­вания Советского Союза и «укрепилась» в постсоветские времена (и наши дни не исключение). В 1990 году совет­ский министр иностранных дел и сообщник предателя М. Горбачева Эдуард Шеварднадзе продолжил эту «тра­дицию», БЕЗВОЗМЕЗДНО (!!!) УСТУПИВ американцам бо­гатый нефтью и газом континентальный шельф в районе Берингова пролива (см.: НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА. Влад­лен СИРОТКИН. — 26.09.2000). Взаимоотношения с США должны быть ПРАГМАТИЧНЫМИ. РОССИЯ ДОЛЖНА БА­ЛАНСИРОВАТЬ МЕЖДУ США И КИТАЕМ.


510


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Агентство ИТАР — ТАСС напечатало 18 октября 2005 года выступление на конференции в Американском пред­принимательском институте специального помощника президента США Томаса Грэма, курирующего отношения с Россией. В своем докладе 14 октября Т. Грэм оценил нынешнее состояние и показал ближайшие перспективы американо-российских отношений. Автор лично знаком с Томасом Грэмом. Это суперпрофессионал, и его доклад важен для понимания истинных намерений руководства США. Мы приведем ключевые положения доклада и свои комментарии.




ИЗ ДОКЛАДА Т. ГРЭМА

1. Самое очевидное — то, что Россия больше не зани­мает такого центрального места во внешней политике США, как в свое время, в период «холодной войны», Со­ветский Союз. Россия, восставшая из руин Советского Союза, — это, в отличие от него, не стратегическая угроза и не стратегический противник. При этом, однако, Рос­сия остается для нас важной страной. Благодаря своему географическому положению с выходами на Европу, рас­ширенный Ближний Восток и Восточную Азию, своим колоссальным арсеналам ядерных вооружений, своим ре­сурсам, особенно нефти и газа, своему талантливому на­роду.

2. Каким же нам хотелось бы видеть развитие Рос­сии в первые десятилетия XXI века?

 

1 Прежде всего нам, несомненно, хотелось бы видеть Россию интегрированной в две основные зоны интересов экономики и безопасности — европейско-трансатлантиче-ский регион и Северо-Восточную Азию.

2 Во-вторых, мы бы хотели, чтобы Россия была парт­нером стран в этих двух зонах в борьбе с терроризмом, с распространением опасных вооружений и технологий, особенно на своем южном фланге — в регионе расширен­ного Ближнего Востока, на Кавказе, в Центральной Азии.

3 В-третьих, мы бы хотели видеть такую Россию, ко­торая вносила бы свой вклад в деятельность международ-


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


511


ных коалиций, работающих над укреплением региональ­ной стабильности и оказанием гуманитарной помощи.

4 В-четвертых, мы хотели бы видеть в России надеж­ного поставщика энергоресурсов на мировые рынки на коммерческих условиях.

5 В-пятых, нам нужен партнер для реализации прези­дентской концепции освоения космического пространст­ва и раздвижения технологических границ.

6 И в-шестых, мы бы хотели видеть Россию страной с укрепившейся демократией и свободным рынком.

От автора. По сути, России предлагается роль не равноправного, а младшего партнера, который был бы ин­тегрирован в существующие американские модели. По на­шему мнению, необходимо равноправное партнерство Рос­сии и США, основанное на взаимных интересах, а не только на национальных интересах США. России целесо­образно выстроить свое видение российско-американских отношений, основанное на обеспечении национальных ин­тересов России.

3. Четыре года назад наш президент обнаружил в президенте Путине надежного партнера в построении таких новых отношений....Но я готов утверждать, вопре­ки большинству текущих комментариев в Америке и Рос­сии по поводу наших отношений, что общая тенденция за последние 4 года была позитивной. Успех приходил в разных формах. Обе стороны сумели сохранить отноше­ния в условиях, когда многие ожидали серьезных тре­ний, — при выходе США из договора по ПРО, расшире­нии НАТО, развертывании войск США в Центральной Азии.

Реальный прогресс был достигнут при подписании Московского договора по сокращению развернутых стра­тегических ядерных вооружений. В последние 2—3 года у нас сближается видение подходов к таким вопросам, как военные ядерные программы Ирана и Северной Кореи. Мы вместе работаем в рамках инициативы по безопасно­сти в борьбе с распространением (ИБОР), мы форсируем сотрудничество по усилению защиты российских ядер-


512


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ных объектов, гораздо более широким становится взаи­модействие наших служб безопасности и военных в борь­бе с терроризмом. Наконец, за последние 2—3 года мы достигли прогресса в становлении Совета Россия — НА­ТО и теперь ищем пути улучшения оперативной совмес­тимости войск России и НАТО в миротворческих опера­циях и борьбе с терроризмом по всему миру.

От автора. России необходимо ставить вопрос и об усилении защиты американских ядерных объектов. Меры российского участия на ядерных объектах США должны быть аналогичными американским.

4. При всем том многое еще необходимо сделать для установления того широкого партнерства, которое мы по­ставили себе в качестве цели 4 года назад. Сотрудничество в области энергетики оставляет еще желать много лучше­го, несмотря на энергодиалог, который мы начали 3 года назад. Поддержка Соединенными Штатами демократиче­ских завоеваний на российских границах, на мой взгляд, ошибочно воспринимается многими людьми в России как попытка ослабить Россию. И это мешает такому сотрудни­честву наших стран, которое отвечало бы интересам США, России и, что еще важнее, самих стран на российской пе­риферии.

5. Наконец, ясно также, что внутриполитические со­бытия в России, особенно сосредоточение власти в Крем­ле, ослабление ответственности перед российским наро­дом, вызывают серьезную тревогу в США по поводу при­верженности России тем демократическим ценностям, которые, на наш взгляд, необходимы для прочного парт­нерства между нашими странами. Ясно, что в последний год развитие событий в самой России и ее поведение на своих границах ухудшили имидж России в США. Одно­временно и в самой России внутренние дебаты о Соеди­ненных Штатах сопровождались усилением подозрений и, я бы сказал, недопониманием мотивов и (содержания) политики США по всему миру. Как следствие этого в настоящий момент общественность в обеих наших стра­нах сфокусирована больше на проблемах, чем на благо-


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


513


приятных возможностях в американо-российских отно­шениях.

6. Как же нам в этих условиях двигаться к тому широ­кому партнерству, которое остается нашей целью? Три соображения на этот счет.

А. Во-первых, надо помнить, что построение такого партнерства — это долгосрочное обязательство. Эта кон­цепция и реальная политика рассчитаны не только на нынешнее, но и на будущие поколения российских лиде­ров и граждан. Что касается общественной поддержки, ее необходимо мобилизовать путем демонстрации скепти­кам в обеих странах, что в американо-российских отно­шениях присутствует существенное наполнение, субстан­ция, приносящая реальные выгоды уже сейчас.

От автора. Томас предлагает диалог, и автор согла­сен с этим. Целесообразна публичная дискуссия россий­ских и американских экспертов по проблемам российско-американских отношений с ее одновременной прямой трансляцией по телеканалам России и США.

Отчасти именно этой целью объяснялись инициативы, выдвинутые нашими президентами в Братиславе ранее в нынешнем году. Они касаются безопасности ядерных ма­териалов, борьбы с терроризмом, энергетики, торговли и инвестиций, космоса, гуманитарной помощи, борьбы со СПИДом, программ обменов. Вместе с российскими кол­легами мы выбрали эти инициативы, потому что они яв­но отвечают интересам каждой страны. Еще важнее, на наш взгляд, что каждая из стран может сделать реальный вклад в их реализацию на общее благо — настолько, на­сколько возможно это равноправное сотрудничество. Нам представлялось также, что эти инициативы достаточно важны для того, чтобы привлечь внимание общественно­сти в обеих странах и начать демонстрировать, что в дву­сторонних отношениях присутствует реальное наполне­ние.

После Братиславы мы достигли существенного про­гресса в реализации этих инициатив. В сфере ядерной безопасности согласован перечень российских ядерных


514


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


объектов, системы защиты которых будут модернизи­роваться в ускоренном режиме. Мы многое успели сде­лать, и, самое главное, мы видим, что и сами россияне те­перь уделяют гораздо больше внимания, финансовых ре­сурсов и энергии для успеха этих усилий.

Мы определили приоритеты в графике возвращения свежего и отработавшего высокообогащенного урана с созданных по американским и российским проектам ис­следовательских реакторов в третьих странах. Недавний пример — возвращение урана из Чехии в Россию.

В области борьбы с терроризмом мы договорились обмениваться информацией по ПЗРК, обмениваемся конкретной информацией по борьбе с самодельными взрывными устройствами, от которых страдают наши войска в Ираке и российские в Чечне, продолжаем обме­ниваться данными, помогающими пресекать каналы фи­нансирования террористов по всему миру.

Мы продолжаем работать над двусторонним согла­шением об условиях вступления России в ВТО, настаи­вая при этом на принятии Россией активных мер по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собст­венности.

Все более многообещающим становится и наше энергетическое сотрудничество. Ряд конкретных сделок близки к реализации. Объявляются новые договоренно­сти. Совсем недавно «Газпром» огласил «короткий спи­сок» компаний, которые смогут претендовать на участие в консорциуме по разработке гигантского Штокмановско-го месторождения в Баренцевом море. Этот проект может привести к поставкам российского сжиженного природ­ного газа в США к концу текущего десятилетия.

Наконец, американо-российские государственные и неправительственные партнеры работают совместно для привлечения внимания к проблеме ВИЧ/СПИД в самой России и выработки рекомендаций, пригодных для ис­пользования в третьих странах.

Ясно, что можно сделать и гораздо больше. Но в по­следние месяцы мы видим новый импульс, позитивный импульс в американо-российских отношениях на ряде ключевых направлений. Такое взаимодействие необходи-


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


515


мо для укрепления доверия, без которого не обойтись в подходе к более щекотливым вопросам.

Б. С этим связана моя вторая мысль — о соседях Рос­сии. Об этом много говорят и пишут и в России, и в США, особенно после «розовой» революции в Грузии два года назад. Наша позиция ясна: мы поддерживаем территориальную целостность и независимость стран, находящихся на периферии России, как поддерживаем территориальную целостность и независимость стран по всему миру. Мы убеждены, что продвижение демократии и принципов свободного рынка жизненно важно для безопасности этих государств. Как и повсюду, там, по на­шему убеждению, это лучшая страховка от экстремист­ской идеологии и террористических сил.

Мы уверены, что России хорошо иметь демократи­ческие и процветающие страны на своих границах. Это только способствует интеграции России в международ­ные структуры в области безопасности и экономики. По­этому мы будем продолжать работать вместе со странами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии для продвижения этих интересов — как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

От автора. А мы не уверены в этом. России необходи­мо самой определять, какие страны должны быть у ее границ: дружественные или недружественные.

Но нам необходимо также давать ясно понять, что эти усилия не продиктованы стремлением повредить от­ношениям России с этими странами и не преследуют та­кой цели. По множеству исторических, культурных, по­литических и иных причин эти страны будут занимать особое место в российском мировоззрении и приорите­тах. России нужны хорошие отношения с этими страна­ми, и всем им будет лучше, если у них будут хорошие от­ношения с Россией. Собственно говоря, трудно себе представить появление на российской периферии устой­чивых структур в области безопасности и экономики без активного участия России.


516


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Задача для нас в продвижении вперед — постараться скомбинировать интересы стран региона, российские интересы других внешних держав так, чтобы это приве­ло к формированию таких устойчивых структур. При этом необходимо учитывать конкретные характеристики и нарождающиеся тенденции в таких местах, как Восточ­ная Европа, Кавказ и Центральная Азия. Подходы по принципу «игры с нулевым результатом» не отвечают ус­ловиям задачи. Необходим более творческий подход. И мы, выстраивая свои отношения со странами на рос­сийской периферии, готовы усесться за один стол с на­шими коллегами из России и стран региона и продумать, как нам развивать подобные структуры. Последние сиг­налы со стороны самих россиян говорят о том, что они сами приветствуют такой диалог. Так что начнем это де­лать.

Еще одно последнее замечание на этот счет. Кое-кто в России, кажется, считает, что продвижение демократии на границах вашей страны — следствие некоего амери­канского заговора, направленного на ослабление Рос­сии и вытеснение ее из данных регионов. Мне кажется, это следствие серьезного недопонимания ситуации.

В Грузии, Украине, Киргизии и других местах мы на самом деле наблюдаем медленное выдвижение вперед первого по-настоящему постсоветского поколения. Оно приспособлено к контактам с внешним миром, бывало за рубежом, собственными глазами видело успехи демокра­тии и свободных рынков и хочет повторить эти успехи у себя дома. Так что дело не в американской поддержке, а в естественной эволюции этих постсоветских госу­дарств. Этому не надо противиться, это надо приветст­вовать.

От автора. К сожалению, экспорт американской де­мократии у границ нашей страны четко направлен на геополитическое ослабление России. В Грузии, Украине, Молдавии, Киргизии под пропагандистский шум «об успе­хах демократии и свободы» США пытаются создать ан­тироссийские режимы. Этому надо жестко противодей­ствовать.


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


517


В. И вот еще о демократии напоследок. Наш прези­дент дал ясно понять, что для безопасности США жиз­ненно важно продвижение свободы и демократии. Общие ценности демократии и свободы — непременная основа для прочного американо-российского партнерства. Во­просы демократии и свободы будут неизбежно привле­кать все большее внимание в ходе подготовки президента Путина к приему участников саммита лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге летом будущего года и по мере приближения России к избирательному циклу 2007—2008 годов.

По этим причинам мы привлекаем внимание к по­следним внутриполитическим событиям в России. Сосре­доточение власти в Кремле, сужение рамок публичных политических дебатов, уменьшение отчетности властей перед народом — все это лишает Кремль информации, гибкости и творческих возможностей, которые понадо­бятся ему, чтобы отвечать на вызовы XXI века и оста­ваться сильным, самостоятельным, уверенным в себе и надежным партнером для США. Эти события подрывают также публичную поддержку и доверие, которые нам не­обходимы для полной реализации потенциала американо-российского партнерства.

Большой вопрос для нас — как поощрять укрепление демократии в России. Скажу для начала, что мы стре­мимся к устойчивому прогрессу, а не к моментальному рождению идеала. Мы понимаем, что совершенствование демократии — постоянная задача, которая никогда не бы­вает полностью выполнена. Мы отдаем себе отчет в том, что со времени распада СССР достигнут большой про­гресс. Нас тревожат последние события не потому, что мы опасаемся возврата к советскому прошлому, а потому, что не хотим новых задержек на пути к демократии. Рос­сия ведь двигалась в этом направлении еще в начале XX века, до того, как большевистский переворот пресек это многообещающее движение.

Кроме того, как подчеркивал наш президент, мы пони­маем, что хотя принципы демократии, возможно, уни­версальны, их конкретное воплощение существенно варьируется между разными странами в зависимости от


518


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


истории, культуры, традиций и иных факторов. Но в конечном счете все мы стремимся к одним и тем же ме­ждународным стандартам.

От автора. Сначала надо определиться со стандар­тами демократии. Например, США сами не выполняют международные стандарты демократии (во всех цивили­зованных странах мира выборы президента — прямые, и только в США — не прямые), а пытаются учить демо­кратии другие страны.

Чтобы содействовать укреплению демократии в Рос­сии, нам, на мой взгляд, необходимо помнить, что из-за на­шей собственной прошлой причастности к развитию Рос­сии в 1990-х годах — в период, который большинство рос­сиян считает временем кризиса и упадка, — у нас есть проблема нехватки доверия со стороны многих россиян, когда мы говорим о демократии, критикуем развитие внут­риполитической ситуации в России, особенно теперь, в мо­мент быстрого экономического роста в вашей стране. Что­бы вернуть доверие к себе, мы должны показать, что по­нимаем, какие сложные вызовы стоят перед россиянами.

Мы должны ясно показывать, что наша поддержка власти закона (эти вопросы поставило «дело ЮКОСа») не означа­ет, что мы поддерживаем те проявления социально-эконо­мической несправедливости, которые стали результатом порочного и зачастую коррумпированного процесса прива­тизации в 1990-х годах. Не оправдываем мы и зачастую коррумпирующую роль колоссальной аккумуляции капи­талов в российской политической системе. Свобода прессы касается независимости редакций и плюрализма мнений, а не поддержки одной группы олигархов против другой. Что касается Чечни, мы должны ясно показывать, что

наша законная обеспокоенность серьезными наруше­ниями прав человека со стороны федеральных и про-московских чеченских сил отнюдь не умаляет нашей приверженности сотрудничеству с Россией в борьбе с терроризмом и понимания чудовищных страданий, при­чиняемых террористами российскому народу, в том числе только что в Нальчике.


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


519


От автора. Аналогичные претензии мы должны предъявить США по поводу нарушения прав человека внутри США, что так ярко проявилось в ходе устранения последствий урагана «Катрина».

России придется заниматься всеми аспектами уста­новления подлинно демократического общества. Это ко­лоссальная задача. И мы не обязательно будем согла­шаться со всеми политическими решениями, которые бу­дут приниматься, и не будем навязывать наше мнение России. Но мы действительно можем предлагать нашим российским коллегам четко излагать нам их собствен­ную стратегию укрепления демократии. Мы можем их выслушивать, оценивать, а затем смотреть, реализуется ли стратегия на практике.

От автора. Согласен. Мы должны вести диалог. Но Россия также не должна обязательно соглашаться со все­ми политическими решениями США (внутренними и внешними), которые будут приниматься, и Россия долж­на постоянно доводить свое мнение США.

Обсуждая эти вопросы, мы должны и дальше прово­дить политику, направленную на вступление России в организации, основанные на соблюдении правил и норм, включая ВТО. Поддерживать гражданское общество в России и расширять контакты между нашими общества­ми, особенно молодежью. Это, наверное, в конечном сче­те лучший и наиболее эффективный способ насаждения ценностей демократии и свободного рынка. Я считаю, та­ков конструктивный подход к нашим тревогам по поводу демократии в России.

За последние четыре года мы многое сделали, но ясно, что и в следующие четыре надо сделать немало, чтобы реализовать полный потенциал американо-российского партнерства. Каждой стране необходимо подходить к это­му процессу без иллюзий, с полным пониманием того, какая упорная работа потребуется, чтобы преодолеть еще сохраняющиеся недоверие и подозрения, неизбежные по­сле многих десятилетий враждебных отношений, разоча-


520


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


рований 1990-х годов и неопределенностей последних че­тырех лет.

С нашей стороны мы будем предлагать России со­трудничество там, где наши интересы совпадают, и по­стараемся свести к минимуму разногласия там, где та­кого совпадения нет. Мы будем продолжать работать со­вместно с нашими российскими единомышленниками в правительстве и вне его для продвижения и развития де­мократии в России. Мы считаем, что это жизненно важно для нашего партнерства. И мы будем давать ясно понять, что в любых обстоятельствах США готовы защищать своих друзей, союзников, свои ценности и интересы. Этого подхода наша администрация придерживалась по­следние 4 года. Я бы сказал, что он сулит наилучшие шансы на реализацию многообещающего партнерства США и России.

От автора. Томас предложил политической элите Рос­сии экспертный диалог. И это очень хорошо, так как это умный и профессиональный эксперт, с которым политиче­ская элита России должна вести диалог. Осталось только добавить — диалог равноправный и взаимовыгодный.

***

После Т. Грэма хотелось бы высказать и свои тезисы о российско-американском партнерстве.

Высшим этапом российско-американских взаимоотно­шений было их боевое сотрудничество в годы Второй ми­ровой войны. Во главе наших великих стран были два ве­ликих лидера — Ф. Рузвельт и И. Сталин.

В 1942 году президент Ф. Рузвельт в послании кон­грессу США писал: «Мужественное сопротивление рус­ского народа является огромной помощью всем народам, сопротивляющимся нацистской военной машине. Это со­противление полностью нарушило нацистские планы и развеяло миф о непобедимости нацистов».

Под Сталинградом и Курском наступил перелом в ве­ликой битве с фашизмом, а в мае 1945 знамя Победы уже реяло над рейхстагом.


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


521


Однако впоследствии, после смерти Ф. Рузвельта, агенты НБИ смогли «навязать» Вашингтону другой курс — курс конфронтации, который на длительное вре­мя затормозил и отбросил назад то позитивное развитие дружеских отношений между нашими странами, которое наметилось после Второй мировой войны.

Эти исторические обстоятельства определяют важ­ность личных отношений лидеров наших стран для улуч­шения диалога и взаимоотношений наших великих госу­дарств.

В последние годы личные дружеские контакты суще­ствуют между лидерами России и США. В. Путин и Дж. Буш продемонстрировали это не раз. Именно В. Пу­тин и Дж. Буш, находясь под сильным давлением агентов НБИ, проводят национально ориентированый курс. Именно В. Путин и Дж. Буш спасли мир от угрозы ядер­ной войны 11 сентября 2001 года, когда опасность ее воз­никновения была как никогда реальной. Кстати, возмож­но, что одной из главных целей заговорщиков 11 сентяб­ря 2001 года был ядерный конфликт между Россией и США. Хотелось бы, чтобы эта проявившаяся в трудные для человеческой цивилизации позитиная тенденция раз­вивалась и укреплялась. Однако необходимо, чтобы парт­нерство двух великих держав на основе хороших личных отношений лидеров двух стран динамично развивалось и было равноправным.

В инаугурационной речи президента США Джорджа Буша теме свободы и демократии было посвящено в 2005 году 1564 слова (в 2001 году — 431 слово). Причем слово СВОБОДА было использовано 27 раз. Но чья эта идео­логия? Это идеология НБИ, идеология сил, которые по­стоянно «давят» на Дж. Буша. После 11 сентября силы НБИ стали доминирующими в США.

Целесообразно высказать определенные озабоченно­сти политических экспертов России, связанные с прида­нием российско-американскому диалогу нового дина­мизма.

1. Часть американской политической элиты не избави­лась от стереотипов «холодной войны». Отдельные пред­ставители американского политического класса демонст-


522


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


рируют свое враждебное отношение к России, давая по­нять, что Россия по-прежнему воспринимается как соперник. Более того — потенциальный противник.

2. Российскую политическую элиту не может не тре­
вожить факт продвижения военной инфраструктуры бло­
ка НАТО к границам России. Так, уже создана военно-
воздушная база в Литве, новая база радиоэлектронной
разведки в Норвегии (всего в 40 км от границы с Росси­
ей), планируется развернуть новые военные базы в Лат­
вии, Болгарии и Румынии. Этот процесс постепенного и
последовательного окружения России военными базами
США и НАТО сопровождается многочисленными прось­
бами западных коллег ускорить вывод российских воен­
ных баз с территории стран СНГ.

В России в 70 раз больше, чем в США, погибло людей в годы Второй мировой войны, поэтому россияне крайне негативно воспринимают приближение военной инфра­структуры блока НАТО к границам России. И граждан России можно понять. Ведь именно с Запада дважды в ХХ веке на землю России приходили незваные жестокие гости. И именно с аэродромов Прибалтики проводились варварские бомбардировки Москвы и Ленинграда и дру­гих городов России. Поэтому большое недоумение вызы­вает сам факт размещения в Литве боевых самолетов, по­тенциально способных наносить бомбовые удары и по Москве, и по С.-Петербургу, и по Калининграду.

Около половины россиян считают сегодня, что воз­можна военная агрессия против России. Число наших граждан, так считающих, увеличилось за последние годы в 2,5 раза.

3. Новая внешнеполитическая доктрина США (док­
трина «продвижения демократии») по сути является уже
не доктриной США как национального государства, а
доктриной НБИ, так как предполагает активный экспорт
демократии по-американски в страны СНГ (в том числе
и в Россию), конгрессом США уже, например, выделено
43 млн. долларов на поддержку демократии в России и
Азии.

США намерены активизировать работу в области пуб­личной дипломатии и информационной деятельности за


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


523


рубежом. Об этом заявила Кондолиза Райс в сенатском комитете по иностранным делам, на слушаниях по утвер­ждению ее кандидатуры на пост госсекретаря США. На треть увеличены финансовые расходы на внешнеполити­ческую пропаганду. Определены и главные объекты мас­сированного информационно-психологического воздейст­вия. Это страны СНГ и Большого Ближнего Востока.

«Если мы хотим победить в «войне идей», нам придет­ся вести соревнование на игровой площадке намного бо­лее успешнее, чем мы это делаем в настоящее время», — подчеркнула Райс. Таким образом, новая администрация США провозглашает курс на активизацию политико-ди­пломатических методов информационной экспансии. Ин­тересно, что Райс не выдвигает ничего нового, а лишь по­вторяет мысли американского президента Р. Рейгана. По­сле прихода к власти он особо акцентировал растущее значение СМИ на международной арене. Р. Рейган в своей речи в британском парламенте 8 июня 1981 года заметил, что «исход борьбы, развернувшейся в мире, будет зависеть не от числа бомб и ракет, а от победы или поражения стремлений и идей». Эти концептуальные взгляды полу­чили полную поддержку со стороны Дж. Буша и Д. Чейни.

Таким образом, в дополнение к военно-политическому давлению на просторах СНГ вслед за Грузией и Украи­ной готовятся новые «разноцветные демократические» революции. Вместе с тем события в Киргизии показыва­ют, что без консультаций и тесного взаимодействия с Россией такой «экспорт демократии» ведет к дестабили­зации и хаосу, гибели невинных граждан.

Российских аналитиков настораживают начавшиеся в 2003 году процессы политической дестабилизации в стра­нах СНГ, происходящие с участием американских орга­низаций, в том числе и правительственных. На это, по их мнению, указывают недавние события в Украине, деста­билизация обстановки в Киргизии, эскалация политиче­ского кризиса в Азербайджане и в Армении, попытки обострения ситуации в Белоруссии.

Алгоритм дестабилизация обстановки в различных странах СНГ практически одинаков: активизация дейст­вий оппозиции вследствие больших потрясений в полити-


524


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ческой или экономической сфере, после чего выдвигаются обвинения действующему руководству в том, что оно не способно стабилизировать ситуацию в стране. Попытки власти разрешить сложившуюся кризисную ситуацию блокируются оппонентами целенаправленной кампанией в СМИ с обвинениями в нарушениях прав человека.

При этом негативные последствия некоторых, не все­гда просчитанных на перспективу, действий США на ми­ровой арене затрагивают государства, на которые они впрямую не направлены. В ситуации со странами СНГ последствия кризисных явлений в данных государствах напрямую отразятся на России, которую с ними связыва­ют давние и прочные политические, экономические и ис­торические связи. Такие односторонние действия США, без учета интересов России, не способствуют улучшению российско-американских отношений, ведут к росту анти­американских настроений в странах СНГ, в российском обществе. В конечном счете такие действия наносят ущерб и национальным интересам США.

В таких условиях в Москве не может не накапливать­ся скептическое отношение к перспективам конструктив­ного сотрудничества с США.

Исключительно сложная ситуация, возникшая в свя­зи с политическим кризисом на Украине, подтвердила, что России следует очень осторожно относиться к амери­канским попыткам установить свое глобальное домини­рование в зоне бывшего СССР.

Возможно, для сбалансирования попыток американ­ской гегемонии в СНГ России следует активизировать свои контакты с соседями США, прежде всего с Канадой, Мексикой и Кубой.

4. При возникновении разногласий и трений между Россией и США — а они неизбежно будут возникать, как, например, в СНГ и Большом Ближнем Востоке, — Россия и США должны прямо и решительно отстаивать свои национальные интересы. Вместе с тем к таким про­тиворечиям надо относиться как к естественным элемен­там сложных взаимоотношений между двумя нашими странами, а не как к кризисам, ставящим под вопрос ха­рактер и значимость этих отношений в целом.


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


525


Однако целесообразно исключить из системы россий­ско-американских отношений так называемые двойные стандарты, которые иногда характерны для американской внешнеполитической линии.

В борьбе с терроризмом не должно быть двойных стандартов. Не бывает «плохих» и «хороших» террори­стов». Есть просто террористы. И с ними нужно бороть­ся. США отказываются от переговоров с террористами на территории Ирака, но почему-то постоянно призывают Россию вести переговоры с другими террористами. Как ученый-политолог, я полностью поддерживаю позицию российского президента В. Путина по данному вопросу — никаких переговоров с террористами, никаких двойных стандартов в борьбе с террором.

5. Часть американских СМИ печатает многочислен­ные антироссийские публикации и дошла до циничных и оскорбительных сравнений лидера великой державы В. Путина с Муссолини, Гитлером и С. Хусейном (о чем говорилось выше в нашей книге). Такие действия амери­канских СМИ, тесно связанных с ведущими политиче­скими партиями США, вызывают тревогу у российских внешнеполитических экспертов. Ведь в российских СМИ подобного рода публикаций с голословными и без­доказательными обвинениями в адрес США просто нет. К сожалению, часть американской политической элиты заражена вирусом русофобии.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Хотелось бы совместными усилиями российско-американских интел­лектуалов поставить заслон русофобии в некоторых СМИ США в XXI веке.

Отдельные американские СМИ пытаются навязать России некий «единственно правильный» стандарт демо­кратии, не реализуемый ни в США, ни в странах ЕС. На­пример, в Италии и Испании, членах ЕС, местным зако­нодательством вообще запрещено присутствие в стране на выборах иностранных наблюдателей, да и США на свои национальные выборы их практически не допуска­ют. Однако эти факты не вызывают озабоченности у масс-медиа США.


526


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Россия больше всего из других государств мира сделала для появления независимого американского государства. Во время освободительной войны американцев за незави­симость с Великобританией (1775—1783) российская им­ператрица Екатерина Великая отказалась послать в Аме­рику по просьбе англичан русский экспедиционный кор­пус для подавления восстания против английского короля.

А во время Гражданской войны в США (1861—1865) две русские эскадры в течение трех лет находились в Нью-Йорке и Сан-Франциско, обеспечивая защиту аме­риканских берегов от возможного вооруженного вмеша­тельства английского флота на стороне южан.

В XXI веке Россия является менее сильной державой, чем США. Но Россия по-прежнему — великая держава. К сожалению, в последние годы США не всегда проявля­ют по отношению к России аналогичную терпимость.

Тем не менее возможность конструктивного развития российско-американских отношений остается.

Однако необходимо, чтобы партнерство двух великих держав на основе хороших личных отношений лидеров двух стран было равноправным. И прежде всего это необ­ходимо в информационной сфере.

Целесообразно обеспечение коммуникационного ба­ланса (одинаковых по объему информационных потоков Россия — США и США — Россия).

Российско-американские отношения, хотя и не в та­кой мере, как советско-американские, остаются одним из главных направлений внешней политики обоих госу­дарств и важным элементом современных международ­ных отношений. Состоянию и развитию этих отношений уделяет неизменно большое внимание руководство Рос­сии и США. Постоянные личные встречи, контакты по телефону президентов России и США, работа комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, частые переговоры министра иностранных дел России и государственного секретаря США, российских и амери­канских дипломатов, представителей деловых кругов и т.д. наглядно свидетельствуют об этом. Отношения с США особенно важны для России, поскольку США иг­рают доминирующую роль в решении многих междуна-


ГЛАВА 21. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


527


родных вопросов, региональных конфликтов, в работе мировых финансовых учреждений. Со своей стороны Ва­шингтон не может не считаться с тем, что по многим па­раметрам Россия остается великой державой — ядерной, постоянным членом Совета Безопасности ООН, огром­ным потенциальным рынком и источником сырья.

Именно на такой взаимной заинтересованности могут и должны строиться и развиваться российско-американ­ские отношения в дальнейшем.

Россия могла бы стать партнером США в противодей­ствии попыткам НБИ разрушить США как государство. Россия и США в XXI веке испытывают на себе «мощное давление» транснациональных сил, заинтересованных в их распаде.

Россия в ситуации неизбежного военного столкнове­ния США и КНР в 2007 году гарантирует свою ней­тральность.

Россия и США должны стремиться совместно обеспе­чить безопасность мирового информационного простран­ства от акций сил международного терроризма по воздей­ствию на психику миллионов людей во всем мире.

Важным шагом в борьбе с международным террориз­мом могло бы быть создание специального российско-американского информационно-аналитического центра противодействия террору. В его составе должны работать прежде всего ученые, аналитики, журналисты, представи­тели гражданского общества. Специальные аналитиче­ские доклады и прогнозы данного центра целесообразно систематически доводить до лидеров стран — членов Со­вета Безопасности ООН.

В целом российско-американские отношения должны быть РАВНОПРАВНЫМИ и ПРАГМАТИЧНЫМИ. Равный и конструктивный диалог целесообразен при обсуждении самых сложных международных проблем (Ирак, Косово, СНГ, Большой Ближний Восток).

России и США целесообразно сосредоточиться на се­ми основных темах:

— укрепление своих национальных государств и со­вместная борьба с НБИ;


528


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


—конструктивное решение региональных проблем и конфликтов;

—совместное проведение российско-американских ин­формационных антитеррористических операций;

—расширение экономических и торговых связей;

—усиление духовных, образовательных и культурных связей;

—создание коммуникационного баланса (одинаковых по объему информационных потоков Россия — США и США — Россия);

—развитие отношений в космической сфере.









































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: