1) Федеральное собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всех российских граждан;
2) Федеральное собрание есть законодательный орган власти РФ. Данный орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета – принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти;
3) Федеральное собрание – это постоянно действующий орган власти;
4) Федеральное собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах – заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. В подобных формах никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции;
|
|
5) Федеральное собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов, контроль за деятельностью иных органов государственной власти, бюджетный процесс – порядок рассмотрения, утверждения государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением.
Компетенция Федерального собрания
Совет Федерации:
•Утверждает изменение границ между субъектами.
•Утверждает Указы Президента РФ
•Назначает выборы Президента РФ.
•Назначает на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
•Назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора.
•Рассматривает принятые Государственной Думой законы.
Государственная дума:
•Принимает Федеральные законы.
•Принимает Федеральный бюджет РФ.
•Даёт согласие Президенту на назначение ПредседателяПравительства РФ.
•Решает вопрос о доверии Правительству.
•Назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счётной палаты, Уполномоченного по правам человека.
Правовой статус органов судебной власти
•Только суды осуществляют правосудие.
•Только суды имеют право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.
•Передача функций правосудия другим органам противоречит Конституции РФ и недопустима.
|
|
•Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.
•Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводств
Компетенция высших судов РФ
Конституционный суд РФ
Полномочия Конституционного Суда РФ, в соответствие со статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;
Верховный суд РФ
•Осуществляет в предусмотренных федеральном законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды
•Даёт разъяснения по вопросам судебной практики
•Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт руководящие разъяснения суда по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел