Правовой статус Федерального собрания РФ

1) Федеральное собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всех российских граждан;

 2) Федеральное собрание есть законодательный орган власти РФ. Данный орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета – принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти;

3) Федеральное собрание – это постоянно действующий орган власти;

4) Федеральное собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах – заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. В подобных формах никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции;

5) Федеральное собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов, контроль за деятельностью иных органов государственной власти, бюджетный процесс – порядок рассмотрения, утверждения государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением.

Компетенция Федерального собрания

Совет Федерации:

•Утверждает изменение границ между субъектами.

•Утверждает Указы Президента РФ

•Назначает выборы Президента РФ.

•Назначает на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.

•Назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора.

•Рассматривает принятые Государственной Думой законы.

Государственная дума:

•Принимает Федеральные законы.

•Принимает Федеральный бюджет РФ.

•Даёт согласие Президенту на назначение ПредседателяПравительства РФ.

•Решает вопрос о доверии Правительству.

•Назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счётной палаты, Уполномоченного по правам человека.

 

Правовой статус органов судебной власти

•Только суды осуществляют правосудие.

•Только суды имеют право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

•Передача функций правосудия другим органам противоречит Конституции РФ и недопустима.

•Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.

•Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводств

Компетенция высших судов РФ

Конституционный суд РФ

Полномочия Конституционного Суда РФ, в соответствие со статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Верховный суд РФ

•Осуществляет в предусмотренных федеральном законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды

•Даёт разъяснения по вопросам судебной практики

•Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт руководящие разъяснения суда по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: