Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области

Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории

Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории
в Иркутской области

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона
от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», руководствуясь частью 4 статьи 66,статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области (прилагаются).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете «Областная», сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлен иной срок вступления в силу.

Положения пункта 25 Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области вступают в силу через шесть месяцев после дня официального опубликования настоящего постановления.

 

  Утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 19 сентября 2019 года № 777-пп


ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЕ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области (далее – Правила) устанавливают принципы, направления, экологические и иные требования к организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, расположенной
на территории Иркутской области (далее – ЦЭЗ БПТ).

2. Основной целью Правил является соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ БПТ.

3. Организация туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ осуществляется на основе следующих принципов:

локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах;

приоритет экологического туризма как вида туризма, обеспечивающего нормативы допустимой антропогенной нагрузки на уникальную экологическую экосистему озера Байкал, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 5 марта 2010 года № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» (далее – нормативы антропогенной нагрузки), за пределами туристско-рекреационных зон и населённых пунктов;

обеспечение благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации туризма и отдыха на территориях туристско-рекреационных зон и населенных пунктов;

мониторинг антропогенных воздействий через оценку показателей экологического состояния природных комплексов, реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и учет средств размещения и других объектов туристской индустрии.

4. Для достижения указанной в пункте 2 Правил цели реализуются следующие задачи:

1) определение существующих антропогенных нагрузок на различные территории в границах ЦЭЗ БПТ;

2) туристско-рекреационное зонирование территории ЦЭЗ БПТ с установлением видов туристской деятельности для каждой зоны;

3) мониторинг деятельности субъектов туристской деятельности в границах ЦЭЗ БПТ.

5. Правила определяют особенности организации туризма и отдыха в зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов на следующих территориях:

На земельных участках, расположенных на землях населенных пунктов, используемых в соответствии с правилами землепользования и застройки и на которые распространяются действия градостроительных регламентов;

особо охраняемые природных территорий (далее – ООПТ) регионального значения;

особо охраняемые территории рекреационного назначения регионального значения (ООТ РН РЗ);

природные ландшафты.

Правила носят рекомендательный характер для ООПТ федерального и местного значения, для особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, расположенной в ЦЭЗ БПТ.

6. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

объект туристской индустрии (рекреационный объект) – гостиница и иное средство размещения, средство транспорта, объект санитарно-курортного лечения и отдыха, объект общественного питания, объект и средство развлечения, объект познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, являющийся составной частью туристской индустрии;

площадка для наблюдения за природой - специально обозначенный и оборудованный участок территории, на котором посетителям предоставляется возможность наблюдать за природой;

региональный туристский маршрут – маршрут передвижения организованных туристских групп, туристов и экскурсантов, включенный в перечень маршрутов, рекомендуемых для знакомства с природным и историко-культурным разнообразием ЦЭЗ БПТ и использования при формировании экотуров;

стадия рекреационной дегрессии - этап изменения биогеоценоза в результате воздействия антропогенной нагрузки при организации туризма и отдыха;

субъект туристской деятельности – юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую или турагентскую деятельность, индивидуальный предприниматель, осуществляющий турагентскую деятельность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность гостиниц и других средств размещения туристов, туристских информационных центров, деятельность по предоставлению услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристско-рекреационная специализация – приоритетное направление развития туризма на определённой территории в зависимости от характера инфраструктуры, природного и социально-экономического потенциала этой территории, не исключающее виды туристско-рекреационной деятельности в виду естественно нарастающей по мере развития туристской отрасли потребности в расширении спектра услуг;

туристско-рекреационная зона – часть территории Иркутской области в границах ЦЭЗ БПТ, выделенная в целях локализации антропогенной нагрузки и привлекательная для инвестирования;

туристско-рекреационное зонирование – деятельность, направленная на определение границ туристско-рекреационных зон для территориального планирования Иркутской области и муниципальных образований Иркутской области;

укрытие - конструкция или сооружение, предназначенные для защиты от метеорологических осадков и неблагоприятных климатических явлений, используемые на туристских маршрутах для организации отдыха или ночлега в течение непродолжительного периода времени. Укрытия могут быть частью природного ландшафта;

экологическая туристская тропа – специально оборудованный объект туристской инфраструктуры ЦЭЗ БПТ, проходящий через различные экологические системы и разные природные объекты, архитектурные, геологические, исторические и иные памятники, создаваемый для обеспечения передвижения туристов по маршруту следования и экологического просвещения населения через установленные по маршруту знаки туристской навигации.

Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЭЗ БПТ

 

7.В сфере туризма на территории ЦЭЗ БПТ взаимодействуют субъекты туристской деятельности, иные организации, осуществляющие деятельность на территории ЦЭЗ БПТ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправленияИркутского муниципального образования Иркутской области, органы местного самоуправления муниципального образования «Слюдянский район», органы местного самоуправления Ольхонского районного муниципального образования (далее - муниципальные образования ЦЭЗ БПТ) и граждане.

8. В целях уменьшения воздействия на природные комплексы субъектами туристской деятельности разрабатываются региональные туристские маршруты, по которым допускается передвижение туристских групп. Субъекты туристской деятельности разрабатывают и направляют такие маршруты в уполномоченный орган для включения в реестр региональных туристских маршрутов.

Включение в реестр региональных туристских маршрутов осуществляется в порядке, определенным уполномоченным органом. Реестр региональных туристских маршрутов ведет уполномоченный орган.

9. Исполнительные органы государственной власти Иркутской области обеспечивают создание и поддержку интерактивного приложения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях доведения достоверной информации обуникальной экологической системе озера Байкал, об ограничениях, налагаемых настоящими Правилами и правовом режиме особо охраняемых природных территориях на территории ЦЭЗ БПТ.

10. Уполномоченный орган ведет единый реестр экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ (далее – единый реестр).

11. Внесение сведений об экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ, в единый реестр осуществляется при условии добровольного желания экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом положений профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 539н.

12. Внесение сведений об инструкторах-проводниках, осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ, в единый реестр осуществляется при условии добровольного желания инструкторов-проводников, в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом положений профессионального стандарта «Инструктор-проводник», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 702н.

13. При организации туров экологической направленности (экотуров) приоритет отдается следующим способам передвижения: пешком, на велосипедах по отведенным тропам, на безмоторных лодках, на парапланах и иными способами, минимизирующими ущерб окружающей среде. Туроператоры при проектировании экотуров самостоятельно определяют способ передвижения по маршруту.

14. Для организации туров на автомобилях, квадроциклах, снегоходах и иной моторизованной технике должны выбираться ранее затронутые, не покрытые лесом и древесно-кустарниковой растительностью территории, в соответствии с запретами, установленными 65 статьей Водного кодекса Российской Федерации.

Глава 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

 

15. Основными принципами туристско-рекреационной специализации являются:

предотвращение увеличения площадей антропогенного воздействия в ЦЭЗ БПТ в результате туристской деятельности;

уменьшение существующего негативного воздействия на природные комплексы;

развитие предлагаемых туристских продуктов.

16. В зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов в ЦЭЗ БПТ происходит туристско-рекреационное зонирование территорий, на основании которого формируется туристско-рекреационная специализация территорий. Указанная информация приведена в приложении 1 (прилагается).

17. В целях локализации негативных воздействий на окружающую среду, связанных с туристской деятельностью, при территориальном планировании Иркутской области и муниципальных образований ЦЭЗ БПТ выделяются туристско-рекреационные зоны, в которых создаются благоприятные условия для развития туристской деятельности.

Глава 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЭЗ БПТ

 

18. Территориальная организация туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ осуществляется с учетом туристско-рекреационного зонирования, включающем информацию о налагаемых на территорию ЦЭЗ БПТ Иркутской области особых природоохранных требований, установленных законодательством. Указанная информация содержится в Приложении 1 к настоящим Правилам(прилагается).

19. На территории ЦЭЗ БПТ Иркутской области выделяется 11 территорий, на которых возможно создание ООТ РН РЗ. Сведения на которых возможно создание ООТ РН РЗ отражены в приложении 2 (прилагается).


Глава 6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ТУРИСТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ЦЭЗ БПТ

20. Туристы, находящиеся на территории ЦЭЗ БПТ, обязаны бережно относиться к объектам инфраструктуры, соблюдать чистоту и общественный порядок, выполнять законные требования государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля муниципальных образований ЦЭЗ БПТ.

21. При использовании водных объектов на ЦЭЗ БПТ физические лица, субъекты туристской деятельности должны соблюдать Водный кодекс Российской Федерации, Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 27 марта 2009 года
№ 87-пп, Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 8 октября 2009 года № 280/59-пп.

24. Туристам, находящимся в ЦЭЗ БПТ запрещается:

осуществление движения механизированных транспортных средств в пределах водоохранной зоны за исключением дорог с твёрдым покрытием, а также осуществление стоянки механизированных транспортных средств за пределами специально отведенных мест стоянок;

парковка и непосредственное мытье механизированных транспортных средств в открытых водоемах;

оставление мусора вне контейнерных баков или вне специально отведенных мест;

передвижение на гидроциклах в непосредственной близости от берега и в бухтах в целях исключения фактора беспокойства животных и птиц, особенно в период спаривания и выкармливания потомства;

деятельность, влекущая за собой нарушение природных комплексов ЦЭЗ БПТ, приводящая к нарушению лесных насаждений, растительного и почвенного покрова, геологическим обнажениям;

сбор декоративных и лекарственных растений, составление гербариев и биологических коллекций, спортивная и любительская охота и рыбная ловля при отсутствии разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

вырубка леса и кустарников в целях разведения костров, устройства настила;

разведение костров в установленный период пожароопасного сезона;

установка палаток вне специально отведенных для этого мест, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

передвижение вне дорог или обустроенных троп в целях недопущения вытаптывания растительного покрова;

выход на маршруты передвижения, проходящие по труднодоступной местности, на водный, горный, спелеологический и другой маршрут, связанный с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью и имуществу, без регистрации в поисково-спасательных отрядах;

нанесение надписей, граффити, расклейка плакатов, объявлений на природных объектах (скалах, камнях, деревьях).

 

Глава 6. МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

23. В целях проведения анализа туристской деятельности в ЦЭЗ БПТ и информирования участников туристской деятельности осуществляется мониторинг за организацией туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ.

24. Информация об уровне негативного воздействия рекреационных объектов и экологической обстановке на территориях туристско-рекреационных зон, рекреационных местностей публикуется в ежегодном докладе о состоянии окружающей среды в Иркутской области.

25. Субъекты туристской деятельности, имеющие объекты туристской индустрии на территории ЦЭЗ БПТ, разрабатывают природоохранные паспорта по форме, установленной в приложении 3 (прилагается) и предоставляют их в уполномоченный орган в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом. Природоохранные паспорта актуализируются 1 раз в 3 года.

26. Уполномоченный орган:

осуществляет учет объектов туристской индустрии путем ведения реестра, включающего информацию о природоохранных паспортах объектов туристской индустрии;

на основании данных мониторинга готовит аналитические материалы, обзоры, информирует органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, субъекты туристской деятельности, общественные организации и граждан;

вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования туристской деятельности в ЦЭЗ БПТ в установленном порядке

создает Комиссию по оценке показателей экологического состояния природных комплексов (далее – Комиссия) и утверждает положение о ней.

27. В состав комиссии входят представители уполномоченных исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, лесных отношений. Комиссия производит оценку показателей экологического состояния природных комплексов используемых для организации туризма и отдыха на основании информации, полученной из природоохранных паспортов и рассчитывает существующую антропогенную нагрузку на территории. Показатели экологического состояния природных комплексов приведены в приложении 4 (прилагается),.

28. На основании результатов оценки показателей экологического состояния природных комплексов, проведенной Комиссией, правообладатели земельных участков, которые относятся к территории, подвергшейся антропогенной нагрузке, соответствующей 3 - 5 стадиям дигрессии, разрабатывают планы мероприятий по снижению антропогенного воздействия.

29. Регулированию подлежат следующие виды воздействий на уникальную экосистему озера Байкал и окружающие ее естественные экосистемы, возникающие при организации туризма и отдыха:

нарушение почвенно-растительного покрова в результате вытаптывания, сопровождающееся рекреационной дигрессией экосистем (минерализацией почв, уничтожением биотических компонентов);

накопление и утилизация твердых коммунальных отходов, жидких бытовых отходов, выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;

антропогенная нагрузка на социальную и коммунальную инфраструктуру от прибывающих на территорию туристских потоков;

воздействие автомобильного и водного транспорта;

воздействие мототранспортных внедорожных средств самоходных машин, гидроциклов;

воздействия имеющихся объектов туристской индустрии;

предполагаемое воздействие при изменении правового режима земельного участка на участки естественных экосистем при размещении объектов, предназначенных для организации туризма и отдыха, а также объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, необходимой для развития туризма).

30. При проектировании экскурсий и экотуров рекомендуется разрабатывать ряд альтернативных туристских маршрутов, посещение которых можно регулировать, сокращая чрезмерную нагрузку на особо популярных направлениях, временно закрывая их и предлагая туристам другие маршруты по выбору.

31. Организация укрытий, привалов, бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи должна осуществляться в строго отведенных и обозначенных местах согласно функциональному зонированию в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Места для организации укрытий, привалов, бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в границах ООТ РН РЗ – уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в ведении которого находится ООТ РН РЗ.

32. Организацию пляжей рекомендуется осуществлять в соответствии с предельно допустимыми рекреационными нагрузками для пляжей, приведенными в приложении 5.

33. Туалеты должны быть оборудованы водонепроницаемыми ёмкостями, препятствующими попаданию содержимого в грунт и воду.

34. При строительстве и маркировке экологических троп, в том числе используемых в региональных туристских маршрутах и экотурах, необходимо соблюдать классификацию туристических троп, согласно приложению 6 (прилагается). При этом расположение указателей и знаков должно соответствовать установленным графическим символам, а также общепринятым указателям туристской навигации.

Для каждой экологической тропы рекомендуется разработать паспорт экологической туристской тропы, рекомендуемая форма которого приведена в приложении 7 (прилагается).

35. Региональные туристские маршруты разрабатываются с учётом различных уровней протяженности и физической подготовленности посетителей.

Региональные туристские маршруты разрабатываются в соответствии с характеристиками данного природного ландшафта и доводятся до сведения посетителей путем размещения в интерактивном приложении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На указателях должна быть размещена информация о минимальных сведениях о региональных туристских маршрутах, приведенная
в приложении 8 (прилагается).

36. Для региональных туристских маршрутов, по которым туристы передвигаются самостоятельно без сопровождения, маркировка должна совпадать с описанием, приведенным в информационном материале. В информационном материале должна предоставляться информация о сложности и возможности прохождения маршрута туристами различных возрастных групп, включая максимальные и минимальные подъемы, ограничения и рекомендации для туристов, сезонность с указанием наилучшего времени для прохождения маршрута, актуальные погодные условия.

37. Смотровые площадки должны быть обозначены указателями, соответствовать требованиям безопасности. Их следует интегрировать в схему региональных туристических маршрутов.

 

 

Заместитель Председателя Правительства Иркутской области   А.Б. Логашов

 


 








Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: