Методика расчета индекса здоровья населения в гендерном разрезе

Показатель: Индекс здоровья мужчин и женщин

Источник: Данные единовременного обследования МЗ РК и административных отчетов МЗ РК

Методика расчета: расчетная

Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья. В практике применения индекса здоровья не существует универсального подхода. В настоящей методике определен авторский подход для получения показателя индекса здоровья.

Шкала оценки результата:

Плохо Среднее значение Оптимально Отлично
От 0 до 0,4 От 0,4 до 0,6 От 0,6 до 0,8 От 0,8 до 1

 

Информация о состоянии здоровья по основным показателям определяется из общей базы АРКС за год.

Предварительно проводится разделение данных в гендерном аспекте о количестве обратившихся за медицинской помощью и о населении региона или республики в целом. Определение этих данных происходит посредством отношения разницы общего числа населения (региона или республики) и числа обратившихся за медицинской помощью к общему числу населения страны или региона. Затем производится оценка полученных результатов по приведенной шкале.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию в мировое сообщество. В Декларации тысячелетия, которую подписали практически все страны мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены как третья цель развития человечества в третьем тысячелетии.

В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами своих прав и возможностей.

За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин. В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины». Подписан Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека.

В 2003 году постановлением Правительства одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране - достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижение по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола.

Первый этап написания аналитической записки был посвящен обзору и анализу гендерной статистики, а также гендерной ситуации в целом, сложившейся в Казахстане. На основе приведенных расчетных данных были определены основные наиболее проблемные аспекты гендерного равенства в Республике Казахстан. Анализ выявил основные тенденции и закономерности, происходящие в гендерной области, в таких вопросах как достижение гендерного равенства в экономической, политической и других сферах деятельности. Так же был проведен анализ международного опыта по достижению гендерного равенства, в котором основными исследуемыми странами стали ведущие демократические страны мира. Адаптация различных методов и подходов достижения гендерного равенства к отечественным реалиям - основная задача раздела посвященного сравнительному анализу состояния гендерного равенства в Казахстане СНГ и странах ЕС.

В ходе проведение второго этапа разработки основную часть работы составило выявление причин сложившейся ситуации в области гендерного равенства по вышеуказанным направлениям, что в последующем стало прочным фундаментом для разработки методологических рекомендаций.

Разработка методологических рекомендаций по усовершенствованию механизмов мониторинга гендерной ситуации проводилась на основе сравнительного анализа международного опыта и существующей отечественной практики с учетом положений Стратегии гендерного равенства 2006-2016 гг. Результатом проведенной работы стало предложение ряда новых для Казахстана показателей в области гендерного равенства. Предложенные для внедрения показатели помогут более полно отображать процессы гендерного развития, происходящие в современном казахстанском обществе, и в целом будут способствовать качественному развитию статистического учета гендерных процессов в стране.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Демографический ежегодник Казахстана, 2008 г.

2. Женщины и мужчины Казахстана, 2008 г.

3. Женщины и мужчины Казахстана, 2009 г.

4. Методологические положения по статистике, 2006 г.

5. www.stat.kz – Сайт Агентства Республики Казахстан по статистике

6. www.cisstat.kz – Статистический комитет СНГ

7. www.europa.eu.int/comm/eurostat - Статистический офис Европейского союза

8. unescostat.inesco.org – Институт статистики ЮНЕСКО

9. unstats.in.org\unsd - Статистический сайт ООН

10.  Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан, Январь-февраль 2009 г»

11. Приложение к журналу «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан» «Статистические показатели социально-экономического развития Республики Казахстан и его регионов, январь-февраль 2009 года»

12. Бюллетень /Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан/ Занятость населения и оплата труда, серия 13, Астана, 2007.

13. Статистический сборник /Под редакцией Ж.И.Омарова/ Наука и инновационная деятельность Казахстана в 2007 году. Астана, 2008 – 79

14. Информационно-аналитический сборник. Казахстан 1991-2002гг.

15. Социально-демографические процессы в Казахстане в период 1990-2000

16. Демографические страницы Казахстана, 2007г.

17. Федотов, Ю. Д. Социально-экологическая оценка качества жизни региона: автореф. канд. дисс. канд. социол. наук / Федотов Юрий Дмитриевич; МО РФ, Мордов. гос ун-т. – Саранск, 2000. – 18 с.

 

 


[1] К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственным служащими назначаемые Президентом Республики Казахстан и их заместители, назначаемые и избираемые палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями и их заместители, а также являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией и возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства и их заместители.

 

[2] Административный государственный служащий – государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: