В Казахстане проводится активная работа по совершенствованию гендерной статистики, как одного из важнейших источников оценки фактически сложившейся ситуации в области гендерного равенства. В целях дальнейшего совершенствования необходимо внедрение и использование дополнительных гендерных индикаторов, в том числе при формировании республиканского и местных бюджетов, а также при оценке деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий в области гендерной политики.
Настоящие Рекомендации определяют общую процедуру проведения мониторинга, характеризующего основные факторы развития гендерного равенства в РК.
По итогам анализа, нами был выявлен ряд дополнительных индикаторов, учет которых не производится Агентством Республики Казахстан по статистике, но которые являются значимыми показателями при оценке фактически сложившейся ситуации в области гендерного равенства, а также позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы в данной сфере и пути их решения.
|
|
Назначение методики – расчеты дополнительных показателей состояния развития гендерного равенства на республиканском уровне в разрезе областей и городов республиканского значения.
Преимущества методики отслеживания развития гендерного равенства в Республике Казахстан:
- детальный анализ состояния гендерного равенства в Республике Казахстан;
- высокая оперативность: сводная информация по состоянию гендерного равенства по заявленным информационным источникам представляется на момент формирования внутренней отчетности.
- рейтинговая оценка состояния гендерного равенства в целом по республике.
Отчетной (информационной) базой для формирования статистических показателей по развитию гендерного равенства в Казахстане являются сводные данные профильных государственных органов.
Понятия и определения, используемые в настоящей методике:
Гендерное равенство - равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.
Гендерная статистика – это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся дисциплиной, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей. Одновременно важную роль играет готовность стран усилить требования к сбору данных, следовать рекомендациям всемирных конференций.
|
|
Количество семей с одним родителем – число домохозяйств, в обеспечении которого задействован единственный родитель (опекун), с градацией по половому признаку.
Число женщин-ученых – численность женского населения, задействованного в научно-исследовательской деятельности и осуществляющего научную деятельность.
Женщины с высшим образованием – численность женщин, прошедших обучение по очной или заочной формам образования в высших учебных заведениях, результатом которого явилось присвоение академической степени бакалавр (специалист).
Индекс здоровья населения в гендерном разрезе – комплексная оценка данных о состоянии здоровья населения с разбивкой по половому признаку, включающая данные о рождаемости, обращаемости в лечебные учреждения, смертности и другие, обеспечивающая простоту и удобство логического понимания комплексной оценки.
Методика определения показателей, рекомендуемых к применению в рамках совершенствования гендерной статистики и ее формирующих показателей
Методика расчета количества семей с одним родителем
Показатель: Количество семей с одним родителем
Источник: Национальная перепись населения
Методика расчета: метод прямого подсчета (сплошное обследование)
Показатель «Количество семей с одним родителем» является актуальным как для гендерной, так и для демографической статистики, который отражает влияние на состояние института брака и семьи в целом, разводов, уровня смертности и такого социального явления, как рождение ребенка без создания семьи.
Количество семей с одним родителем по республике и по регионам определяется данной методикой, информационным источником для которой будут служить данные национальной переписи населения.
Выборка данных будет осуществляться периодически (с частотой проведения национальной переписи населения) по критерию «Семья с одним родителем» в разделении данных об одиноких родителей на «мужчины» и «женщины». Информационная выборка осуществляется на двух уровнях: региональном, включая города областного значения, и на республиканском. Далее определение числа семей с одним родителем будет производиться методом прямого подсчета и оценки данных.
Для дальнейшей корректировки показателя рекомендуется использование данных первоисточника. Первоисточником, показывающим динамику предлагаемого показателя, является ЗАГС. Внутри переписного периода первоисточник имеет возможность предоставления подробной информации о количестве семей с одним родителем с требуемой периодичностью.
В целях получения информации подобного среза в существующую форму отчетности, предоставляемую со стороны ЗАГСов, рекомендуется внести строку:
«Семья с одним родителем: Мужчина_____ Женщина____ (отметить нужное)»
Далее определение числа семей с одним родителем будет производиться методом прямого подсчета и оценки данных.