Функции и структура политической культуры

Г. Алмонд и С. Верба в своей работе «Гражданская культура и стабильность демократий» выделили три так называемых чистых типа политической культуры:

- «Парохиальная» (parochial culture) политическая культура (время от времени её называют приходской, традиционной, патриархальной). Этот тип политической культуры характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таковых обществах отсутствуют специализированные политические роли, главные акторы (вожди, шаманы и др.). Реализуют сразу и политические, и экономические, и религиозные функции. Не считая того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социально-культурная идентификация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как часть локального общества (рода, деревни и т.п.).

- «Подданическая» политическая культура (subject culture). Этому типу политической культуры свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает собственного рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены общества или ждут благ, или боятся наказания. Таковой тип политической культуры можно встретить в обществах, где отсутствует четкое выделение входных каналов политической системы, а индивиды не разглядывают себя в качестве политических акторов.

- «Партисипаторная» политическая культура (participant culture) либо культура роли (активистская политическая культура). «Партисипаторному» типу политической культуры свойственно активное роль индивидов в политической жизни, основанное на довольно высокой политической грамотности людей и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного роли. Такие общества характеризуются относительно высокой степенью функциональной дифференциации: разные сферы публичной жизни относительно автономны, а подсистемы довольно развиты и разветвлены (в частности, политическая подсистема)[7].

Однако, как они сами говорили, это всего лишь утопический идеал и в реальной жизни таких типов политической культуры нет, а встречаются их смешанные формы. Бывает и такое, что в одном обществе встречается сразу несколько типов таких культур.

 Политическая культура — явление, которое состоит из множества подсистем. Большое количество связей политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределя­ют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние струк­туры политической культуры отражают процесс формирования поли­тического поведения человека, этапы становления политической культу­ры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное — различный характер и иерархию различных ценностей.

Так, к примеру, В. Розенбаум считает, что ориентации людей относительно политической системы есть базовые компоненты по­литической культуры. В частности, он предлагает дифференциро­вать ориентации на следующие блоки:

— ориентации относительно институтов государственного уп­равления; сюда входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

— ориентации относительно «других» в политической системе,
включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.),
политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним
людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «пра­вил игры» и господствующего правопорядка;

— ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при
участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти[8].

Политические ориентиры и ценности могут структурировать по­литическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политического поведения человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно по­литические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Благодаря этому человек соотносит  свои нравственно-этические представления (о добре и зле, смысле и целях жизни) с особенностями политической системы и режима, формирует представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей и установок. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как учас­тника властных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд), чья дея­тельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод, их отсутствия или притеснения. С точки зрения политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практической деятельности правительства, партий, официальных лиц и т.д.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться до­вольно противоречивые представления о политике. Причем отношение к конк­ретным политическим событиям изменяется значи­тельно быстрее, нежели мировоззренческие идеалы. В результате чего восприятие новых целей, ценностей, норм и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия внутренних ориентаций и окружающей действительности непосредственно определяет характер целост­ности и внутреннего несоответствия политической культуры.

Типичным способом структуризации политической культуры является различие ценностных ориентиров и способов политического поведения в той или иной ситуации в зависимости от принадлежности человека к социальной, наци­ональной, демографической, территориальной, конфессиональной, элитарной или электоральной общественным группам. Тем са­мым политическая культура представляется как совокупность миникультурных или субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных и несущественных, видимых и невидимых различий в отношении к власти и государству, политическим партиям, способам политического участия и т.д.

Такой подход позволяет понять, почему в конкретных странах большим политическим влиянием обладают религиозные (Ливан), этнические (Руанда), кастовые (Индия) общественные объединения и партии.

Характеризуя активность человека в сфере власти, политическая культу­ра объясняет его способность понимать специфику его политических интересов, действовать при достижении своих целей не только по общепринятым правилам политической игры, но и творчески. Пере­страивая при этом приемы и способы деятельности в зависимости от изменения потребно­стей и внешних обстоятельств. Это может быть заложено в виде духовных побуждений и ориентаций человека, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Но так как не все ценно­сти одновременно воплощаются на практике и уж тем более часто  инсти­туционально не закреплены, то существует определённые противоречия между названными формами проявления по­литической культуры.

Основная функция политической культуры обеспечивать иерархию ценностей, преемственность — тем самым гарантируя эволюционный ход развития истории конкретной нации. Политическая культура является главным механизмом поддержания целостности всей политической системы. И чем сложнее и многограннее политическая культура, чем большими традициями политического поведения она обладает, тем большими адаптационными ресурсами владеет политическая система.

Но это далеко не все функции политической культуры. Рассмотрим и другие, которые также являются важными для любой политической культуры.

● Интегрирующая функция. Она помогает людям в обществе осознавать себя как единый народ, одна нация. Помнить свою историю, понимать место своего народа в мире, передавать из поколения в поколение ценный политический опыт. В истории было много случаев, когда политическая культура помогала целым народам выжить и сохранить свое достоинство даже во времена тяжелейших испытании. Ярчайшим примером этого является еврейская нация, которая, несмотря на все ужасы холокоста, сохранила свою целостность и создала своё государство. Также эта функция явно видна, когда происходит поддержка людей одной нации друг друга, когда они оказываются за пределами своей страны. Статья в газете «Нью-Йорк Таймс» упоминала о «фактическом отделении округа Дейд» и «независимой международной политике» местных лидеров, выступающих от имени кубинских иммигрантов. Дело Элиана Гонсалеса вызвало оживленную дискуссию относительно возможности отделения Майами от США; политические лидеры иммигрантов возглавляли митинги и шествия, участники которых размахивали кубинскими флагами и топтали и сжигали флаги американские. «Майами — свободный город, — заявил один кубинский социолог. — У нас своя внешняя политика»[9]. В противоположность ей выступает дезинтигративная функция. Она разъединяет людей, проживающих в одной стране, но имеющих различные политические и культурные традиции. Примером тут могут послужить страны, в которых, например, религиозные интересы преобладают над общегосударственными (Ливан).  

● Коммуникaтивная функция помогает наладить контакты между людьми, выражать интересы и волю, жизненные цели народа цивилизованными способами. Обеспечивает для каждого максимально комфортные условия для выражения собственных интересов. Гражданин, говорим мы, находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне — к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, четвертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание — цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности[10]. Способствует проявлению законных политических устремлений при решении вопросов власти и подчинения. Обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов поведения, языка общения и других средств.

● Регулятивная функция заключается в том, чтобы взаимодействие различных, часто противоречащих друг другу интересов не привело к разрушению существующей политической системы, необходимы правила, признаваемые всеми политическими силами и, что более важно жителями этой страны (необязательно гражданами). Выработка этих правил и контроль за их выполнением составляют суть регулятивной функции. Таким образом, важнейшее назначение политической культуры состоит в установлении и укреплении конституционного строя. Чтобы новые, постоянно появляющиеся интересы не выходили за его пределы. После Первой мировой войны интеллектуальные, социальные и просто жизненные конфликты становились все более острыми и они ощущались повсеместно. Но в Англии, Франции, Северной Америке всегда оставались перспективы разрешения этих конфликтов нормальными, стандартными средствами. В Германии же ситуация была совсем иной. День ото дня проблемы усложнялись и обострялись. Лидеры Веймарской республики делали все возможное, чтобы совладать с этими проблемами дипломатическими акциями и при помощи права. Но все их усилия оказывались тщетными. Во времена инфляции и безработицы социальная и экономическая жизнь Германии оказалась под угрозой краха. Казалось, что все реальные средства исчерпаны. Это была как раз та питательная почва, откуда могли возникнуть и черпать свои силы политические мифы[11].

● Ценностная функция дает возможность выявить, осознать ту систему ценностей, которая преобладает в данной стране и более всего отвечает взглядам и интересам её граждан. К таким ценностям может относиться не только материальные предметы (флаг, герб), но и духовные, культурные. Например, система политических ценностей. В семнадцатом и начале восемнадцатого столетия свободные люди, проживавшие в английских колониях в Новом Свете, имели между собой много общего — общее происхождение, общая расовая принадлежность, общие политические ценности, язык, культура и религия, «унаследованные» ими от населения Британских островов[12].

Сюда же или даже можно сказать, что из ценностной функции вытекает функция предписания (программирования). Она выражает приоритетность определенных ценностей, норм и представлений о поведении человека в конкретных политических ситуациях. Так многие жители России, которые провели большую часть жизни в Советском союзе, голосуют за КПРФ. Но более всего это проявляется опять-таки в США, где целыми семьями на протяжении нескольких поколений голосуют за демократов или республиканцев. Эта функция обуславливает определённую направленность человеческой деятельности и её границы, пределы.

● Адаптивная функция выражает способность человека  приспосабливаться к изменениям в политической среде. Как он сможет реализовать свой права в новых условиях и способен ли он оказать реальное воздействие на политическую сферу. Модернизация есть прежде всего процесс, в ходе которого увеличиваются экономические и политические возможности данного общества: экономические — посредством индустриализации, политические — посредством бюрократизации. Модернизация обладает большой привлекательностью благодаря тому, что она позволяет обществу двигаться от состояния бедности к состоянию богатства. Соответственно, ядром процесса модернизации является индустриализация; экономический рост становится доминирующей социетальной целью, а доминирующую цель на индивидуальном уровне начинает определять достижительная мотивация. Переход от доиндустриального общества к индустриальному характеризуется "всепроникающей рационализацией всех сфер общества" (по Веберу), приводя к сдвигу от традиционных, обычно религиозных, ценностей к рационально-правовым ценностям в экономической, политической и социальной жизни[13].

● Функция социализации это также одно из главных предназначений политической культуры. Она характеризует приобретение человеком опре­деленных навыков и свойств, социально значимых качеств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские и политические права, а также свои политические фун­кции и интересы. Этот процесс идёт на протяжении всей жизни человека и ни как не регулируется. В Великобритании, политическая культура которой также весьма приближена к гражданской культуре, мы почти не наблюдаем выраженных попыток привить детям ни систему норм поведения, ассоциирующихся с гражданской культурой, ни ту, которая выражена в рационально-активистской модели. Там практически нет четко сформулированной теории относительно того, что же такое "хороший британский подданный" и как готовить детей к выполнению роли гражданина. Это не означает, что непосредственное обучение в школе не играет никакой роли в выработке гражданской культуры. Речь идет скорее о том, что его роль второстепенна.

Неудивительно, что гражданская культура не передается исключительно путем прямого обучения ей. Составляющие ее ориентации и поведение соединены сложным, запутанным образом – ведь это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, – многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения. Как же тогда гражданская культура передается от поколения к поколению?

Ответ на вопрос содержится в процессе политической социализации. Гражданская культура передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах – в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно и в политической системе как таковой. Тип опыта, получаемого в этих институтах, различен. Индивиды приобретают политические ориентации путем направленного обучения – например, на специальных уроках основ гражданственности; но они также обучаются, сталкиваясь с политическим опытом, который вовсе не рассчитан на то, чтобы на нем учились, – например, ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы или наблюдает за деятельностью субъектов политической системы. Воспитание политических ориентаций может быть и не направленным и не политическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид узнает о власти из своего участия во властных структурах семьи или школы, или когда он узнает о том, заслуживают ли люди доверия, из своих ранних контактов со взрослыми[14].

 

 

 

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: