Роль политической культуры в жизни общества в современной России

Политическая культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противо­речивое.  Можно сказать, что и сейчас с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических направлений, столкнове ние совершенно различных политических субкультур. Представители этих течений говорят разными политическими языками и в силу склада своего мышления прибегают к настолько разным системам политической аргумента­ции, что, похоже, едва понимают друг друга. С другой стороны, сужение легального политического разнообразия после событий 3—4 ок­тября 1993 года, привело к исчезновению с политической сцены ряда радикальных оппозиционных организаций. Это вынуждает оп­понентов правительства переходить к политической борьбе в рамках рыночной экономики и президентской республики, а также постепенное осоз­нание правящими кругами важности защиты государственных ин­тересов и учета национальной специфики России. Всё это дает надежду на будущую консолидацию российской политической культуры.

В 90-х годах, после легализации частной собст­венности, распространенная в «верхах» психология выскочки-выдвиженца плавно трансформировалась в психологию выскочки-ну­вориша. Длительное отлучение народа от собственности и процесса принятия решений неизбежно породило распространенное среди бук­вально всех слоев населения люмпен-пролетарское сознание, кото­рое, в свою очередь, обусловливает крайнюю неустойчивость обще­ственных настроений, падкость на обещания, повышенную воспри­имчивость к демагогии[19].

Особенности отношения гражданина к государству в России, учитывая длинный тоталитарный опыт развития, обуславливает значительную специфику его политического поведения. В такой ситуации уход властей от решения многих вопросов и передача слишком многих управленческих функций обществу, ко­торое как структурно, так и психологически не готово к этому, приводит к негативным последствиям. При этом в России, опять же из-за специфики нашей истории, прави­тельство, которое не решается употребить, где нужно, власть, не пользуется достаточным уважением. Отказ от жесткого контроля сверху часто воспринимается как признак слабости власти и стимулирует региональный сепаратизм и другие формы политического радикализма, вследствие чего возникает угроза анархии. Исходя из этого уже кажется неслучайным паралич центральной власти во время конфликта между Съездом депутатов и президентом Б. Ельциным в 1993 году, который едва не поставил Российскую Федерацию на грань развала. Рос­сийское общество, не привыкшее жить в условиях свободы, не могло само заполнить возникшие политическое пространство. Властные полномочия, от ко­торых отказывалось государство, перенимали другие, часто нелегитимные структуры (в том числе и связанные с орга­низованной преступностью).

В конечном счете, проблема эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна по­строить устойчивую демократическую систему и достойно войти в третье тысячелетие.  Или всё-таки перевесит груз авто­ритарно-монархических и тоталитарно-деспотических традиций и Россия вновь вернется к антидемократическому строю, обусловленное ее политико-культурным и историческим развитием. Причем надо иметь в виду, что демократия не сводится к регулярным выборам, многопартийности, плюрализму, парламента­ризму и прочему — это всего лишь внешние атрибуты, демократические ширмы, которые имели и многие диктатуры, в том числе и Советский Союз. С другой стороны, развитие рыночных отношений и внедрение частной собственности не всегда гаранти­рует автоматическое развитие демократии. Развитие капита­лизма в условиях диктатуры хорошо известно на примере стран Латинской Америки[20].

Сложность нашего положения заключается в том, что демокра­тические идеи в России не имеют глубоких традиций. Надежда была на Февральскую революцию, но Октябрьская революция 1917 года прервала процесс медленного развития в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы и демократий Новгородских и Псковских республик. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей и ценностей.

Не следует упускать из виду, что либеральная демократия — это не власть толпы, не власть простого боль­шинства избирателей, а власть закона, основывающаяся на абстрактном, формализованном мышлении. У мно­гих же россиян нет привычки к формализованному мышлению. Наше мышление более предметно, более конкретно и, соответственно, наше восприятие политики более эмоционально. Если кто-то из политических лидеров поступает не так как желает большинство населения, то народ на него попросту обижается.

Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники, институты и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и по своим носителям. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, уровнем жизни, социальным опытом. В условиях появившейся свободы в русском человеке противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, главным фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, её желания, широта её кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании и поведении населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от материального положения конкретного индивида[21].

 Ориентация большинства населения на удовлетворение насущных интересов и желаний делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых демократических политических ценностей, а так же объектов политической социализации, которые воспроизводят эти ценности и показывают широким слоям населения как их применять в практической жизни. Что порождает многие трудности на пути демократических преобразований в нашей стране.

К таким трудностям можно отнести, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида. Это делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций и приоритетов различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения. Это очень опасно, так как затрудняет достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

Помочь сплотить людей может общегосударственные, универсальные ценности. К которым в первую очередь относится политическая символика.

Политическая символика — это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким символам относятся флаг, герб, гимн.

В 1989г. был восстановлен исторический национальный флаг России- бело-сине- красное полотнище (триколор).

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях ее граждан и иностранцев отожествляется с ее гербом. Изображение двуглавого золотого орла на красном фоне было заимствовано Россией в XVI в. у Византии после женитьбы великого московского князя Ивана III на Софье Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности согласно указу президента России в конце 1993г.

 Одно из центральных мест среди политических символов занимают национальные гимны. В качестве гимна России используется музыка «Патриотической песни» М.И. Глинки.

В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры и процессах политической социализации, принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Нынешние средства массовой информации — это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти и управления обществом. Оперативность и динамичность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широких масс населения. Они могут способствовать поднятию общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные (дезинтеграционные) функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально-политические ценности.

СМИ и связанные с ними информационные и компьютерные технологии, в том числе и все более внедряющийся в жизнь россиян Интернет, используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе, в первую очередь, для оказания большего влияния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий. Политических деятелей, на сам процесс принятия политических решений.

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся  господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования  политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является  условием совершенствования политической культуры.

Таким образом, функции средств массовой информации состоят в:

- информировании граждан;

- содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;

- возможности выражения, артикуляции различных общественных  интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

- мобилизации и формировании общественного мнения.

Однако следует заметить, что сильные и хорошо спланированные информационно-политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся  ожиданий граждан.

Информационное манипулирование человеком — это, прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру, опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политического поведения[22].

 Можно сказать, что без наличия общепринятых российским обществом ценностей, власти будет трудно создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим окажется неспособным осуществлять интеграцию российского общества, сплотить население вокруг общепризнанных ценностей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности населения, но и путем целенаправленного формирования его политической культуры. Благодаря тому, что политическая культура задаёт направленность и характер политической деятельности государства и населения, то её уровень во многом определяет способность общества к прогрессу, экономическому и социальному прогрессу, созиданию.

 

 

Заключение

Политическая культура общества проявляется во многих политических процессах и одновременно в существенной мере предопределяет их результат.

Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

На формирование политической культуры влияет множество факторов — начиная от географического положения места поселения людей и заканчивая генной исторической памятью конкретного человека. Всё это делает её крайне сложной и запутанной структурой, которая влияет на практические действия человека не только в политике, но и в повседневной жизни.

В конечном счёте, смысл изучения политических культур заключается в выявлении социально-политических механизмов укрепления стабильности политической системы, а так же её потенциально слабых, деструктивных элементов, выявлении соответствия или расхождения преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической практики. Не случайно политологи говорят о ценности знания политической культуры с точки зрения её способности предсказывать политическое поведение людей. Так как стабильность политических режимов напрямую связываться с политическими ориентациями населения.

Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

Мы можем дать своё определение понятию политической культуры, которое можно разделить на более узкое и широкое определение.

В широком смысле слова под политической культурой мы будем понимать совокупность свойственных определенному историческому периоду развития общества устойчивых компонентов политического сознания и поведения, закрепляющие принципы отношений в системе «человек — политика» и проявляющихся в деятельности как людей и социальных групп, так и политических институтов. В узком смысле слова политическая культура конкретного исторического периода, конкретного человека воплощается в устойчивых, явно или неявно разделяемых в обществе в целом или в его отдельных социальных группах представлениях и моделях поведения, затрагивающих отношения человека и власти.

Политическая культура России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности и поведения. Формирование рыночных отношений, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентаций. Развитие рыночных отношений политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы восприятия и выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.

В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одно стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов.

Спецификой политической культуры современного российского общества является равнозначная ориентация на противоположные автократические (порядок и единовластие) и демократические (свобода и права человека) ценности. Новая политическая культура России, соответствующая системе власти, должна быть основана на балансе этих ориентаций.

Все выше изложенные доводы, говорят о том, что изучение политической культуры общества — одна из важнейших задач политологии. Она  должна помогать в формировании наиболее приемлемой для данного общества политики, в предупреждении и избегании политических конфликтов. Эта наука должна прогнозировать развитие политической культуры, говорить о наиболее приемлемых ее вариантах и о некоторых возможных ее изменениях через политическую социализацию, воспитание индивида.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: