В 1933 г. президентом США был избран Франклин Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта.
«Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путём планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный – с 1933 до 1935 г., и второй этап – с 1935 г.
Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращён обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы.
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. Первый раздел основной упор делал на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была издана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота (за это фермерам выплачивались премии).
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. Признавалась необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путём заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьёзный шаг навстречу рабочему движению.
Большое значение имел закон о социальном обеспечении, принятый в июле 1935 г. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда: запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливалась единая заработная плата, её минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели – 44 часа.
Благодаря «Новому курсу» администрации Рузвельта удалось вывести страну из кризиса. Была реформирована и взята под плотный государственный контроль финансовая система, создана обширная государственная система поддержки безработных и социально незащищенных. Огромные масштабы приняли также общественные работы, давшие заработок миллионам людей и заказы тысячам предприятий. К основным недостаткам можно отнести отсутствие притока капитала в реальный сектор экономики, прежде всего в промышленность.
Выводы
Анализируя экономическое развитие США в 1919-1939г.г. можно сделать вывод, что достижение лидерских позиций в мировом хозяйстве происходило постепенно. Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на политической и экономической арене мира. За годы войны США увеличили свое национальное богатство, сконцентрировав за счет продажи вооружения у себя около половины мировых запасов золота. Значительные инвестиции в экономику и науку, и последующая реорганизация производительных сил, индустриализация производства, существенно увеличили удельный вес США в мировой экономике. Укреплению позиций США в мире способствовал и подъем ее экономики в 20-е гг – эпоха «процветания». Несмотря на это, цикличные явления в экономике привели к глубочайшему кризису
Мировой кризис показал, что рыночный механизм несовершенен, он не может регулировать себя сам на протяжении длительного периода времени, государственное вмешательство необходимо. В США в то время это было вынужденной мерой выхода страны из катастрофического положения. В свою очередь, «Новый курс» Рузвельта ознаменовал коренные сдвиги в социальной политике и оздоровление аграрной сферы, что в совокупности не только вывело страну из глубочайшего экономического кризиса, но и обусловило обновление экономики, введение политики государственного регулирования хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика: Монография / Мальков В.Л.: М., 1973.
2. “Новый курс” Рузвельта. Послание Ф.Д. Рузвельта конгрессу (17 мая 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.
3. Галкин И.В., Тарасов А.А. Место административной реформы в преобразованиях периода “нового курса” 1930-х годов в США. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1992, N4.
4. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2001
5. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива // США экономика, политика, идеология, №7, 1998
6. Костюк В.В. История экономических учений Курс лекций - М. Изд-во Центр, 1997.
7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./ Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.- М.: Флинта, 2000.
8. Омельченко В.Я., Хаджинова Г.П. Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения курса «Экономическая история». – Д.: ДонНУ, 2003.
9. США: проблемы истории и современная историография: Монография / Болховитинов Н.Н..: М.: Наука, 1980
10. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Голубовича. В. – Мн.,2002.