Для построения контурных карт, характеризующих транспортную сеть Северо-Западного района, были использованы данные 1985 и 1995 годов, а также особый коэффициент развитость транспортной системы (РТС), который рассчитывается как сумма абсолютных величин перевозок грузов, протяженности линий, а также количества перевезенных пассажиров.
Далее приводятся сводные таблицы данных, по которым и происходит расчет коэффициента РТС.
Таблица № 19: Железнодорожный транспорт в 1985 году.
Протяженность путей, тыс. км | Перевозки пассажиров, тыс. чел. | Перевозки грузов, млн. тонн | РТС | |
Северо-Западный район | 5,1 | 416409 | 109 | - |
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) | 2,8 | 404243 | 94,6 | 239 |
Новгородская область | 1,2 | 5892 | 10,9 | 31 |
Псковская область | 1,1 | 6274 | 3,5 | 26 |
Из коэффициента видно, что на 1985 год транспортная система Ленинградской области была наиболее развита, по сравнению с Псковской и Новгородской областями. Наиболее наглядно это представлено на карте № 1.
Карта № 1.
|
|
|
|
|
Таблица № 20: Железнодорожный транспорт в 1995 году.
Протяженность путей, тыс. км | Перевозки пассажиров, тыс. чел. | Перевозки грузов, млн. тонн | РТС | |
Северо-Западный район | 5,1 | 213328 | 47,4 | - |
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) | 2,8 | 203350 | 39,3 | 233 |
Новгородская область | 1,2 | 3757 | 5,1 | 37 |
Псковская область | 1,1 | 6221 | 3,0 | 30 |
|
|
Особенность этого года состоит в том, что расстановка областей по показателю РТС не изменилась, а, следовательно, карта будет выглядеть аналогичным образом.
Таблица № 21: Автомобильный транспорт в 1985 году.
Протяженность путей, тыс. км | Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел. | Перевозки грузов, млн. тонн | РТС | |
Северо-Западный район | 21,7 | 2078,7 | 536,2 | - |
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) | 9,7 | 1738,3 | 413,5 | 206 |
Новгородская область | 5,2 | 173,2 | 66,4 | 44 |
Псковская область | 6,7 | 167,2 | 56,3 | 49 |
В данном случае показатель РТС остается наивысшим у Ленинградской области, но у Псковской области он больше, чем у Новгородской, в отличие от железнодорожного транспорта. Предлагается карта № 2.
Карта № 2.
|
|
|
|
|
Таблица № 22: Автомобильный транспорт в 1995 году.
Протяженность путей, тыс. км | Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел. | Перевозки грузов, млн. тонн | РТС | |
Северо-Западный район | 28,4 | 1512,4 | 146,6 | - |
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) | 10,2 | 1183,0 | 101,5 | 183 |
Новгородская область | 8,3 | 1175,8 | 29,1 | 126 |
Псковская область | 9,8 | 166,9 | 16,1 | 57 |
Данные этой таблицы опять показывают первенство Ленинградской области в РТС. Но показатель Новгородской области здесь значительно больше показателя Псковской области. Предлагается карта № 3.
Карта № 3.
|
|
|
|
|
Таблица № 23: Перевозка грузов и протяжённость путей сообщения в субъектах Российской Федерации
Цветом на карте отображается количество перевозимых грузов, штриховкой - обеспеченность путями сообщения. Обеспеченность путями сообщения рассчитывается по следующей формуле:
ОПС = (Lжд + 0,8La + 0,5Lввп + 0,01Vмп)/ S, где:
Lжд - протяжённость железных дорог, км;
L а - протяжённость автомобильных дорог, км;
L ввп - протяжённость внутренних водных путей, км;
Vмп - объём морских перевозок, тонн
S - площадь субъекта Федерации.
В таблице:
1 - перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования, по отправлению (млн. тонн)
2 - перевозка грузов автомобильным транспортом отраслей экономики (млн. тонн)
3 - перевозка грузов внутренним водным транспортом, по отправлению (млн. тонн)
4 - перевозка грузов морским транспортом, по отправлению (млн. тонн)
5 - протяжённость железных дорог общего пользования, км
6 - протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием, км
7 - протяжённость внутренних водных путей общего пользования, км
перевозка грузов | Протяжённость путей сообщения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Северо-западный район | 48 | 167 | 7,3 | 5 | 5036 | 27649 | 3125 |
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)(1) | 40 | 107 | 6 | 5 | 2780 | 9616 | 1909 |
Новгородская область(2) | 4 | 29 | 1 | - | 1156 | 8179 | 627 |
Псковская область(3) | 4 | 31 | 0,3 | - | 1100 | 9854 | 589 |
ОПС 1=130,59
ОПС 2=145,68
ОПС 3=168,69
Перевозка грузов:
(1)– 158
(2) – 34
(3) – 35,3
Заключение
В заключении хочется подвести итоги проделанной работы по анализу транспортной сети Северо-Западного региона.
Меня наиболее волнует настоящее положение транспортной системы областей региона. Как показывают данные, в Ленинградской области показатели развития транспортной системы очень велики, но в расчете на территорию области выходит, что показатели обеспеченности путями сообщения самые низкие в регионе. Обратное наблюдается в Новгородской и Псковской областях.
Но, просматривая данные на сегодняшний момент, можно увидеть незначительную, но тенденцию к повышению показателей развития всех субъектов региона.
Список литературы
1. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география». – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. – 150 с.
2. Волков А.А., Клименко Е.Д., Мелещенко В.И. Ленинградский социально-экономический комплекс. – Л.: Лениздат, 1979. – 240 с.
3. Народное хозяйство РСФСР в 1975 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ РСФСР. – М.: Статистика, 1976. –519 с.
4. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ РСФСР. – М.: Финансы и статистика, 1986. – 398 с.
5. Показатели экономического развития республик, краев, областей Российской Федерации/ ГОСКОМСТАТ России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. – 240 с.
6. Развитие региона: цели, проблемы, перспективы. (На примере Северо-Западного экономического района) / АН СССР., отв. ред. Б.С. Жихаревич, О.П. Литовка. – Л.: «Наука», 1989. – 152 с.
7. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 424 с.
8. Регионы России: Стат. сб.: [В 2 т.]. / Гос. ком. Российской Федерации по статистике; [Ред. кол.: В.И. Галицкий (отв. ред.) и др.]. – М.: [Моск. Издат. Дом], 1998. Т.2. – 797 с.
9. Российская Федерация, Санкт-Петербург и области Северо-Западного экономического района в 1992 году /ГОСКОМСТАТ России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. – 247 с.
10. Транспорт и связь Российской Федерации. 1992.: Краткий статистический сборник. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1992. – 88 с.
11. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. – 533 с. – (Высшее образование).