1. Корнейчук, Б. В. Информационная экономика: учебное пособие / Б. В. Корнейчук. – CПб.: Питер, 2006. – 400 с. – ISBN 5-469-01072-4.
2. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. – М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. –352 с. – ISBN 5-8137-0095-1.
3. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. – СПб.: Питер, 2005 – 352 с.
4. Козырь Ю.В. Размышления о стоимостной оценке знаний. – М.: ИФРА-М, 2004.-200с.
5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.:Инфа,2009. – 940с. – ISBN 5-16-002468-9.
6. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978. – 275 с.
7. Майбуров И.А. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России/И.А.Майбуров // МЭ и МО. – 2004. – №4. – С.3 –13.
8. Марцинкевич В.И. Структура и источники развития сферы образования в США /В.И.Марцинкевич//Экономика образования. – 2001. – №1. С. 26.
9. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями. / А. Ф. Лысков // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. –№6. – С.3– 11.
10. Беккер. Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ./Сост., науч. послесл. Р.И.Капелюшников.; предисл.М.И.Левин. – М.: ГУ ВШЭ,2003-672с. – ISBN 5-7598-0173-2.
11. Егоров Е.Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации/Е.Егоров//, Вопросы экономики, 2004, №5. –С.85–96.
Приложение А
Различия в средних заработках по уровню образования и возрасту работников в США, 2003 г., тыс. долл.[7,5]
Группы по возрасту
| Уровень образования
| Рост заработков благодаря образованию, % (4:1)
| |||
1. ниже среднего | 2.среднее | 3. высшее | 4.аспирантура | ||
18-24 | 6.8 | 11.4 | 16.1 | 19.6 | 288 |
25-34 | 13.7 | 20.2 | 31.7 | 40.4 | 295 |
35-44 | 17.3 | 23.9 | 42.1 | 62.8 | 363 |
45-54 | 17.2 | 25.7 | 44.1 | 75.0 | 436 |
56-64 | 18.6 | 24.8 | 45.1 | 68.3 | 367 |
65 и старше | 10.8 | 16.4 | 26.4 | 60.9 | 564 |
В среднем по всем группам | 14.0 | 21.4 | 37.0 | 64.5 | 461 |
Прирост заработков по возрасту, % | 274 | 225 | 280 | 383 |
Приложение Б
Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных доходов" в США,2003г.[7,8]
Уровень образования
| Годовая норма отдачи, % | Годовые издержки тыс. долл./человек | Доля в совокупных издержках, %
| ||||||||
частная
| социальная | индивидуума | государства
| индивидуума
| государства | ||||||
Среднее | 11.1 | 11.1 | 11.5 | 7.8 | 59.6 | 40.4 | |||||
Высшее | 9.5 | 9.5 | 23.1 | 16.0 | 59.2 | 40.8 | |||||
Послевузовское | 7.3 | 7.3 | 22.3 | 30.9 | 41.9 | 58.1 | |||||
Приложение В
Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям российской промышленности, 2000 г., тыс. руб.[7,9]
Отрасль
| Уровень образования
| Прирост заработков по образованию, % (5: 1)
| ||||
1.неполное среднее общее | 2.полное среднее | З.ПТУ | З.СУЗ | 5. ВУЗ | ||
Нефтедобывающая | 47.4 | 68.9 | 87.9 | 113.9 | 175.2 | 370 |
Нефтеперерабатывающая | 31.5 | 50.3 | 58.2 | 68.2 | 95.1 | 300 |
Нефтехимическая | 16.6 | 24.5 | 29.2 | 34.4 | 53.4 | 320 |
Газовая | 43.9 | 66.5 | 92.0 | 153.2 | 207.9 | 475 |
Угольная | 67.2 | 69.9 | 72.8 | 81.2 | 86.7 | 130 |
Черная металлургия | 38.4 | 46.2 | 58.3 | 69.9 | 83.1 | 215 |
Хлебопекарная | 27.3 | 29.1 | 32.3 | 36.9 | 51.1 | 185 |
Мясная | 20.9 | 24.1 | 28.9 | 34.8 | 48.4 | 230 |
Молочная | 22.8 | 23.9 | 26.0 | 33.7 | 42.8 | 190 |
Средневзвешенная | 36.5 | 45.1 | 54.2 | 66.8 | 88.1 | 240 |
Приложение Г
Издержки и доходы накопления человеческого капитала в России в ценах 2000 г. [7,10]
Уровень образования
| Число лет обучения по образовательной траектории
| Число лет работы1
| Среднегодовые издержки, тыс. руб./человек
| Пожизненные доходы, тыс. руб.
| Налоговые поступления, тыс. руб.
| ||||
1 | 2 | 3 | стоимость обучения | индивидуальные | косвенные | ||||
Неполное среднее общее | 9 | 9 | 9 | 50 | 4.2 | 2.2 | О2 | 1590 | 235 |
Полное среднее общее | 2 | 2 | 48 | 4.8 | 2.8 | 31.7 | 1885 | 280 | |
ПТУ | 3 | 47 | 7.2 | 9.2 | 39.2 | 2215 | 330 | ||
СУЗ | 3 | 45 | 9.3 | 15.2 | 39.2 | 2615 | 390 | ||
ВУЗ3 | 5 | 4 | 5 | 424 | 12.5 | 19.4 | 47.1 | 3240 | 480 |
Вуз по 2 траектории | 41 | 12.5 | 19.4 | 58.1 | 3140 | 470 | |||
Вуз по 3 траектории | 43 | 12.5 | 19.4 | 39.2 | 3300 | 490 |
1 С момента окончания соответствующего уровня по 65-ти летний возраст включительно.
2 Предполагается, что индивидуум начнет работу только после окончания 9-ти классов школы.
3 Расчеты проводятся на квалификацию специалиста.
4 Получение высшего образования по первой образовательной траектории.[7,10]
Приложение Д
Годовые нормы отдачи в зависимости от доли участия государства и личности в накоплении человеческого капитала в России,2000г., %.[7,10]
Уровень образования | Государственное участие в оплате стоимости обучения | ||||||
0 | 10 | 30 | 50 | 70 | 90 | 100 | |
Социальная норма отдачи | |||||||
Полное общее | ¥ | 95.7 | 31.9 | 19.1 | 13.7 | 10.6 | 9.6 |
ПТУ | ¥ | 92.5 | 30.8 | 18.5 | 13.2 | 10.3 | 9.2 |
СУЗ | ¥ | 87.1 | 29.0 | 17.4 | 13.4 | 9.7 | 8.7 |
Вуз по 1 траектории | ¥ | 57.1 | 19.0 | 11.4 | 8.2 | 6.3 | 5.7 |
Вуз по 2 траектории | ¥ | 38.4 | 12.0 | 7.7 | 5.5 | 4.3 | 3.8 |
Вуз по 3 траектории | ¥ | 78.5 | 26.2 | 15.7 | 11.2 | 8.7 | 7.9 |
Частная норма отдачи | |||||||
Полное общее | 7.9 | 8.0 | 8.2 | 8.4 | 8.6 | 8.9 | 9.0 |
ПТУ | 8.0 | 8.1 | 8.3 | 8.6 | 8.8 | 9.1 | 9.2 |
СУЗ | 8.5 | 8.6 | 8.9 | 9.2 | 9.5 | 9.8 | 9.9 |
Вуз по 1 траектории | 6.0 | 6.1 | 6.3 | 6.2 | 6.8 | 7.0 | 7.2 |
Вуз по 2 траектории | 3.5 | 3.6 | 3.7 | 3.8 | 3.9 | 4.0 | 4.1 |
Вуз по 3 траектории | 9.2 | 9.4 | 9.7 | 10.1 | 10.5 | 11.0 | 11.2 |