Воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы

воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.

 

По сравнению с административными методами управления природоохранной деятельностью налоговые методы имеют ряд преимуществ. Платежи за загрязнение среды содействуют устойчивому развитию региона. На их основе субъекты хозяйственной деятельности принимают решение об оптимальном размещении предприятия, распределении ресурсов и масштабе производства. Налоги на использование природно-ресурсного потенциала способствуют сближению индивидуальных и общественных затрат, интернализации внешних издержек, включению их в цены. При этом изменяется поведение субъектов хозяйствования в результате воздействия на мотивы принятия ими конкретных экономических решений. Ущерб, причиняемый окружающей среде, становится воздействующим фактором, наблюдается реальная оценка и эффективное использование ресурсов.

Изменение относительных цен на продукцию влияет на прибыльность отдельных производств и позволяет управлять их развитием. Региональные органы власти получают возможность привлекать представителей тех видов деятельности, которые способствуют оптимальному использованию природно–ресурсного потенциала управляемой ими территории. Это позволяет снизить негативное взаимовлияние хозяйствующих субъектов [27, 28].

Данные платежи, как и остальные экономические инструменты регулирования природопользования, являются эффективными структурными элементами механизма, позволяющего интегрировать экологический фактор в стратегию экономического развития. Платежи за использование природно–ресурсного потенциала оказывают воздействие на хозяйствующие субъекты, стимулируя проведение мероприятий, направленных на решение экологических проблем. Система экономических рычагов способствует улучшению инвестиционного климата в сфере охраны окружающей среды, усиливает приоритетность достижения экологических целей.

Использование экологических налогов предоставляет право каждому субъекту экономики самостоятельно определить, что более выгодно: снижать выбросы путем проведения природоохранных мероприятий или выплачивать платежи за загрязнение окружающей среды. При этом, чем меньше предельные расходы на снижение уровня загрязнения по сравнению с предельными выплатами, тем существеннее будут сокращаться выбросы. Это позволит предприятиям обеспечить достижение оптимального использования средств, формирующихся в результате функционирования производства.

Экологические налоги обладают потенциалом саморегуляции. Это проявляется в способности субъектов хозяйствования самостоятельно приспосабливаться к изменениям рыночных условий наиболее эффективным способом, что усиливается возможностью полной реализации конкурентных преимуществ, которые проявляются у них в результате размещения на определенной территории. При этом достигается динамическая эффективность природоохранных платежей, обусловленная тем, что они выплачиваются за любую оставшуюся единицу загрязнения. Таким образом, создается постоянный стимул для перехода на более эффективные и экологически безопасные технологии.

Отсутствие или недостаточный размер платы за загрязнение окружающей среды приводит к искажению рыночных сигналов, содействуя в долгосрочном периоде развитию объектов, которые не соответствуют требованиям оптимального использования природно-ресурсного потенциала, а в некоторых случаях препятствуя развитию приоритетных отраслей. Фундаментальная цель экологических налогов – интернализация внешних эффектов, которые возникают на протяжении жизненного цикла продукта, включая добычу ресурсов, производство, распределение, потребление и конечную утилизацию. Это необходимо для того, чтобы экологически чистые продукты не находились в менее выгодном конкурентном положении на рынке по сравнению с продуктами, создающими условия для формирования негативного влияния на среду [29].

Экологические налоги способствуют практической реализации принципов «загрязнитель платит» и «пользователь платит». В соответствии с их требованиями расходы, связанные с мероприятиями по предотвращению, ограничению и сокращению вредных выбросов, должны оплачивать объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, а также потребители природных ресурсов и экологически опасной продукции.

Одно из основных достоинств экологизации налоговой системы – способность обеспечивать нормальное состояние природной среды, не создавая дополнительной нагрузки на бюджеты всех уровней. В отличие от методов прямого управления природоохранной деятельностью, которые не только не создают доход, но и требуют значительного финансового сопровождения, экологические налоги сами генерируют средства для достижения целей охраны природы и позволяют обеспечить финансовую, организационную и научно-техническую поддержку соответствующих инициатив по защите среды. В том случае, когда целевое использование полученных средств не предусматривается, за их счет могут увеличиваться доходы сводного бюджета либо снижаться ставки других налогов при сохранении фискальной нейтральности налоговой системы. Таким образом обеспечивается сбалансированное единство экономического развития и улучшения качества окружающей среды.

Еще одной позитивной особенностью экологических налогов является то, что они являются стимулом принятия инновационных решений и, как следствие, – повышения конкурентоспособности субъектов экономики. При достаточной обоснованности использование этих налогов на определенной территории стимулирует предприятия к разработке и внедрению новых технологий, более рациональному использованию всех имеющихся экономических ресурсов, что в долгосрочном периоде обеспечит дополнительные конкурентные преимущества.

Экологические налоги характеризуются высокой эффективностью при решении проблем, связанных с ограничением выбросов нестационарными источниками загрязнения. Использование в этом случае административных инструментов вызывает значительные трудности как организационного, так и финансового характера. Указанные преимущества платежей природопользования свидетельствуют о том, что они способствуют улучшению как экономической, так и экологической ситуации, стимулируя устойчивое развитие региона, что показано на рисунке 1.1.

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: