Воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com

Однако в последующем указанный перечень основополагающих теоретических принципов налогообложения претерпел ряд изменений. Сейчас большинство экономистов сходится во мнении, что эффективная налоговая система должна соответствовать таким критериям: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности (эффективности), нейтральности [51, 58, 60, 61, 62].

Согласно принципу справедливости каждый экономический субъект обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. При этом налоговая система не должна давать преимущества одним налогоплательщикам по сравнению с другими. Различают два теоретических подхода к реализации этого принципа: первый – исходя из возможности платить, и второй – с учетом выгод, получаемых налогоплательщиком.

Использование первого из них предполагает, что сумма налогов, которую должны выплачивать экономические субъекты, определяется на основе их финансового положения и, как следствие, их возможности платить налоги. Второй подход базируется на том, что чем существеннее выгоды, получаемые налогоплательщиками от предоставляемых государством услуг, тем большие суммы они должны выплачивать в виде налогов. При этом структура государственных расходов является определяющей при установлении перечня и величины платежей.

Очевидно, что этот аспект принципа справедливости применить на практике достаточно сложно. Ведь в помощи государства более всего нуждаются малообеспеченные группы населения, которые, как правило, имеют право по определенным причинам получать от государства значительные суммы для обеспечения условий жизнедеятельности, но не обладают достаточными средствами для выплаты соответствующих размеров налогов.

В рамках приведенных подходов различают горизонтальную и вертикальную справедливость. Согласно этим критериям субъекты с одинаковыми показателями должны выплачивать равные суммы налогов, а для получающих больше доходов либо государственных услуг сумма платежей должна увеличиваться.

В последнее время в мире наблюдается тенденция к повышению значимости второго подхода [60]. Считается, что справедливо, если «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет» [63, С. 40 ]. Украинская система налогообложения содержит элементы обоих указанных подходов к реализации принципа справедливости.

Количество получаемых преимуществ является основой для расчета величины таких платежей, как автомобильный сбор, государственная пошлина. Но преимущество отдается первому аспекту указанного принципа. Его базовые положения отражены в статье 3 Закона Украины «О системе налогообложения» [52] следующим образом:

принцип равнозначности и пропорциональности – удержание налогов и платежей с юридических лиц производится в размере определенной доли от их прибыли, при этом с одинакового дохода взимаются равные суммы обязательных платежей, а при увеличении прибыли сумма отчислений в бюджет пропорционально возрастает;

принцип равенства – недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации, обеспечение одинакового подхода к хозяйствующим субъектам (физическим и юридическим лицам, включая нерезидентов);

принцип социальной справедливости – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и использования дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые имеют высокие и сверхвысокие доходы.

Следует отметить, что хотя с момента принятия указанного закона в 1991 году в него более 30 раз вносились изменения, его последняя редакция недостаточно объективно отображает действующую систему налогообложения. Так, упомянутые в последнем из приведенных выше принципов понятия связаны с Законом «О налоге на прибыль граждан»[64], утратившим действие после вступления в силу Закона «О налоге на доход физических лиц»[65].

Согласно следующему из базовых принципов – соразмерности, сумма уплаченных налогов не должна быть чрезмерной и тем самым вызывать спад производства. Необходимо соблюдать разумный компромисс между наполнением бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика финансовыми последствиями. В литературе [54] эта концепция подтверждается зависимостью Лаффера, где повышение эффективной сверх оптимального уровня налоговой ставки, показывающей, какую долю дохода хозяйствующие субъекты выплачивают в виде платежей, вызывает сокращение базы налогообложения и поступлений в бюджет.

Величина налоговой нагрузки зависит от целей государственного регулирования экономики и существенно различается в отдельных странах. Так, если в Литве и Латвии она составляет соответственно 28,5% и 28,9% от ВВП, то в Финляндии — 45,9%, Швеции — 50,6%, Дании — 48,9%, Венгрии – 54,1% [66, 67].

В Украине диапазон оценок величины налоговой нагрузки, по мнению специалистов [68, 69, 66], составляет от 22 до 83,5 %. Существование столь существенных различий обусловлено высоким уровнем сложности действующей налоговой системы. Проблемы налогообложения проявляются не столько из-за размеров ставок, сколько в результате отсутствия четкой структуры платежей, и как следствие – трудности планирования мероприятий по позитивному влиянию на экономику. Большое количество предоставляемых льгот, далеко не все из которых являются экономически обоснованными, приводит к нарушению рыночного равновесия не только в субсидируемых областях, но и в масштабах всей экономики [70].

Сравнение долей налоговых поступлений в ВВП Украины и экономически развитых стран позволяет некоторым авторам делать вывод о приемлемости действующей в Украине фискальной политики и возможности введения новых налогов в дополнение к существующим [71]. Однако следует указать на то, что такой подход не учитывает необходимости создания условий для сбалансированного роста экономики, проявления деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности страны.

Именно нерациональная фискальная политика является фактором, сдерживающим экономическое развитие в Украине. Необходимость уменьшения налоговых отчислений доказывается во многих работах как отечественных, так и зарубежных авторов [72, 68, 73]. Снижение фискальной нагрузки возможно осуществить на основе количественного и качественного подходов.

Количественный подход предполагает, что определение наиболее рациональных размеров налоговых ставок будет происходить в рамках существующего фискального законодательства. При этом действующая система налогообложения не подвергается кардинальным изменениям, но производится корректировка ставок платежей.

Особенность качественного подхода проявляется в том, что оптимизируется система налогообложения в целом. При этом могут изменяться: перечень налогов, методы определения их базы, пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней, прогрессивность шкалы налоговых ставок. Хотя этот подход более сложен в использовании, его применение предоставляет больше возможностей для воздействия на экономику страны.

Следует отметить, что постепенное внедрение в систему налогообложения изменений, направленных на достижение целей, актуальных на данном этапе развития страны и в то же время ориентированных на перспективу, позволит при условии постепенного и последовательного внедрения нововведений обеспечить устойчивый рост экономики.

Одним из методов стимулирования экономической активности предприятий, предполагающих существенное изменение действующего налогового механизма, является замена прогрессивных и пропорциональных ставок на регрессивные. Этот подход получил развитие в работах ряда украинских и зарубежных экономистов [74,75]. В рамках этого подхода перспективной является предложенная Педько А.Б. [74] регрессивно-динамическая система налогообложения, которая представляет собой порядок взимания налогов, согласно которому положительной динамике экономического роста на предприятии соответствует убывающая шкала налогообложения. При этом экономический рост стимулируется законодательно установленным порядком распределения прибыли.

Важным моментом, который необходимо учитывать при осуществлении подобной трансформации является то, что предприятия выплачивают не один, а несколько налогов, которые имеют различные ставки и базы налогообложения. Кроме того, платежи по-разному воздействуют на экономическое состояние предприятия, региона и государства в целом, что лежит в основе реализации принципа классификации налогов исходя из оценки влияния на мотивы экономического поведения производителя [75]. Согласно этому подходу, все налоги подразделяются на фиксированные, которые не зависят напрямую от уровня производства (имущественные налоги, налоги на отдельные виды деятельности), и перераспределительные, активно контролирующие экономическую деятельность (налоги с доходов, акцизы).

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: