Тенденции и перспективы российско-британских отношений

 

После всеобщих выборов 2011 г. в Великобритании коалиционное правительство приступило к реализации нового внешнеполитического курса. Внешняя политика кабинета базируется на принципах рационализма, укрепления роли Великобрита-нии в мире, расширении связей с быстрорастущими экономика-ми, сдержанности в «особых отношениях» с США и некоторой отдалённости от участия в европейских делах, с акцентом на ук-репление отношений с отдельными государствами-членами ЕС.

На момент прихода к власти консерваторов и либеральных демократов отношения России и Великобритании переживали далеко не лучшие времена. В начале 2000-х гг. между странами установились доверительные и партнёрские отношения. Однако уже через несколько лет между государствами постепенно стали накапливаться серьёзные противоречия, переросшие в один из самых острых диломатических конфликтов в современной исто-рии двусторонних отношений. Пройдя пик кризиса в 2007 г., от-ношения между Москвой и Лондоном закрепились на стабильно низком уровне и в таком виде оставались до прихода к власти коалиционного правительства. Снижение уровня политиче-ского доверия между государствами, большое количество накопившихся двусторонних проблем (политические эмигранты, вопрос об экстрадиции А.Лугового, неоднократные шпионские скандалы, закрытие отделений Британского совета и др.) негативно отразились на отношениях между странами.

Во время предвыборной компании в Великобритании ни од-на из политических партий не упоминала о перспективах российско-британских отношений. Однако в начале 2010 г. теневой министр иностранных дел Консервативной партии У. Хейг посетил Москву. Второй визит Хейга в Россию состоялся уже в качестве главы Форин-офис в октябре 2010 г. В ходе совместной пресс-конференции министров иностранных дел Хейг определил ключевые сферы взаимодействия между странами: «в Британии рассматривают Россию как важного партнёра в области международной безопасности и торговли. Россия является стра-ной, с которой мы хотим строить честные и продуктивные отно-шения»[227].

В поздравительной телеграмме президента России Д.А. Медведева в связи со вступлением Д. Кэмерона в должность премьер-министра говорилось: «Россия рассматривает всестороннее развитие сотрудничества и налаживание равноправного партнёрства с Великобританией как одно из основных направлений своей внешней политики, а также важного фактора обес-печения международной безопасности и стабильности»[228].

Заинтересованность в выстраивании партнёрских отношений с Москвой проявилась на фоне оформления новой внешнеполи-тической стратегии тори, опирающейся на идею «отчётливо британской» внешней политики. Она должна расширить влияние Великобритании, в том числе за счёт укрепления связей с быстрорастущими экономиками мира.

В посткризисный период одной из целей британской дипло-матии стало развитие торговли и инвестиций, увеличение числа рабочих мест внутри страны путём активного привлечения иностранных инвестиций. В этом отношении инвестиционный потенциал российского рынка служит фактором активизации британской коммерческой дипломатии.

Коммерческая дипломатия – явление для внешней политики Британии не новое. Ещё в 1997 г. лейбористское правительство сделало акцент на том, чтобы дипломатическая служба за-нималась развитием коммерческих связей страны. Коммерческую дипломатию можно определить как «взаимодействие сети государственных и частных áторов, которые устанавливают коммерческие связи посредством дипломатических каналов и процессов»[229].

В мае 2011 г. опубликована стратегия Министерства торгов-ли и инвестиций Великобритании и «бизнес-устав» Министерства иностранных дел и по делам Содружества, предусматривающие государственную поддержку британских компаний, ра-ботающих заграницей, а также меры по привлечению инвесторов в Великобританию. Два принципиально новых и важных документа для британской дипломатии подчёркивают особое внимание, которое Великобритания намеревается уделять разви-тию бизнеса. Министр иностранных дел У. Хейг заявил: «Бизнес-устав МИД представляет собой часть нашей политики по созданию новой коммерческой направленности в работе МИД». Он подчеркнул: «мы будем использовать влияние Великобритании на международной арене для помощи британским предприятиям в обеспечении новых торговых возможностей»[230].

Поиск новых рынков сбыта, расширение экономических свя-зей для британского бизнеса, обеспечение модернизации британской экономики ведёт к расширению связей Великобритании с быстрорастущими экономиками. Традиционные торгово-эко-номические партнёры Британии вынуждены сосредоточиться на решении внутренних социально-экономических проблем. Раз-витие экономики ЕС тормозит сложная экономическая ситуация в Греции, Португалии, Испании, Италии. Традиционный политический и экономический союзник Британии – США – пережи-вает кризис дефицита бюджета, время от времени лавируя на грани технического дефолта. В сложившейся мировой финансо-во-экономической ситуации наиболее логично и перспективно для Британии установить прочные контакты с быстроразвиваю-щимися экономиками, среди которых связи с Россией, служащей во многом мостом между европейскими и азиатскими стра-нами, представляются привлекательными.

На этом фоне возобновился политический диалог между странами в многостороннем формате. Первая встреча премьер-министра Д. Кэмерона и президента Д. Медведева состоялась на саммите «большой восьмёрки» в Канаде 26 июня 2010 г. Д. Кэмерон подчеркнул: «стороны согласились, что нужно создавать новую основу для двусторонних отношений, нужно придать сильный импульс их развитию»[231].

Ещё одна встреча президента и премьер-министра состоялась на саммите «большой двадцатки» в Сеуле 11 ноября 2010 г. В ходе неё Кэмерон выразил заинтересованность в участии британского бизнеса в проекте Сколково.

Существенным «прорывом» в дипломатических переговорах между странами стал визит в феврале 2011 г. министра иност-ранных дел России в Великобританию. На встрече С. Лаврова с Д. Кэмероном были отмечены «позитивные сдвиги в отношени-ях, регулярный характер двустороннего диалога, конструктивное взаимодействие по международной повестке дня»[232].

Отдельно стороны подготовили совместное заявление по си-туации в Афганистане, в котором подтвердили свою готовность оказывать всестороннюю поддержку стабилизации и устойчивому экономическому развитию Афганистана, а также договорились сотрудничать в противодействии незаконному производству и транспортировке наркотиков на политическом и опе-ративном уровне. Были утверждены шесть основных направле-ний работы Межправительственной комиссии по торговле и ин-вестициям: финансовая сфера, высокие технологии, включая на-нотехнологии, энергетика и энергоэффективность, малый и сред-ний бизнес, использование олимпийской и другой спортивной инфраструктуры, а также улучшение делового климата.

Следующая встреча лидеров двух государств состоялась на экономическом форуме во французском Довиле в мае 2011 г. в рамках саммита «большой восьмёрки». На ней вновь говорилось о развитии торгово-экономических и инвестиционных отношений.

В ноябре 2010 г. Москву посетил министр Великобритании по делам бизнеса В. Кейбл, а также представители крупных британских компаний, таких как Rolls Royce, British Airways, Shell, BP и Barclays. По словам британского министра, Россия, как и другие быстрорастущие экономики мира, «находится в центре британской коммерческой дипломатии»[233]. (Нескольки-ми месяцами ранее британский министр посетил с подобными визитами Китай, Индию и Бразилию). Кейбл также отметил, что российский рынок «обладает большим потенциалом не только для торговли, но и для инвестиций… Именно в этом направле-нии мы собираемся работать, строить хорошие отношения с русскими, в первую очередь, в коммерческой сфере»[234].

Другая важная сфера кооперации России и Великобритании – развитие сотрудничества в области образования. В феврале 2011 г. прошёл официальный визит в Россию Д. Уиллетса, британского министра по делам образования и науки. Целью переговоров стало развитие инициативы «Партнёрство во имя знаний» в рамках работы Объединённого комитета по научному и технологическому сотрудничеству между Великобританией и Россией. По словам Уиллетса, они успешно сотрудничают в на-учно-исследовательских и образовательных программах: «при-мером такого сотрудничества является совместная грантовая научная программа между Российским фондом фундаментальных исследований и Королевским обществом Великобритании»[235].

Страны намерены развивать сотрудничество в ряде научных областей, таких как биомедицина, ядерная физика, нанотехнологии, наука о космосе, исследования Арктики, климата и энер-гоэффективности. Во время визита британского министра был официально открыт российско-британский «Год космоса 2011», а в июле в Лондоне прошла торжественная церемония открытия памятника Юрию Гагарину.

Отдельная сфера сотрудничества России и Великобритании – олимпийское партнёрство. В июне 2009 г. между Министерст-вом регионального развития России и Министерством торговли и инвестиций Великобритании подписан Меморандум о сотрудничестве в развитии экономического наследия стран, принимающих Олимпийские и Паралимпийские игры. «Подписанное партнёрское соглашение официально устанавливает рабочие взаимоотношения между Великобританией и Россией, направленные на то, чтобы максимально увеличить экономическую выгоду от общего для них статуса страны, принимающей Олимпийские и Паралимпийские игры»[236].

В рамках олимпийского партнёрства проходят регулярные консультации экспертов для обмена мнениями и опытом по подготовке Олимпийских игр. Так, для проведения консультаций по строительству олимпийских объектов в апреле 2011 г. состоялся визит в Россию С. Райта, директора по инфраструктуре и коммунальному хозяйству Управления по подготовке олимпийских объектов Великобритании.

В октябре 2010 г. в Россию прибыла торговая делегация бри-танских бизнесменов. Программа визита включала проведение серии семинаров по вопросам использования передовых техно-логий в строительстве и оснащении зданий, инжиниринга, обес-печения безопасности и специализированной технической поддержки, а также обсуждение передовых маркетинговых стратегий и необходимости доступа к ведущим поставщикам профессионального языкового образования при подготовке квалифицированных кадров.

Безусловно, самым динамично развивающимся сектором дву-сторонних отношений стало торгово-инвестиционное сотрудни-чество: за последний год объёмы экспорта Британии в Россию выросли на 35%, товарооборот между странами достиг 16 млрд долл., а общие объёмы британских инвестиций в российскую экономику составили порядка 22 млрд долл. Повышается вес в британской экономике и российских компаний.

Однако политические проблемы по-прежнему осложняют двусторонние отношения. Соединённое Королевство даёт понять, что стоит на прежних позициях в «деле Литвиненко», настаивает на выдаче А. Лугового и увязывает его экстрадицию с возобновлением сотрудничества наших стран в борьбе с между-народным терроризмом, в военно-технической области, в упро-щении визового режима. Не достигнут компромисс и в вопросах выдачи России «политических эмигрантов» Березовского, Закаева и др.

Негативный потенциал в отношениях периодически дополняется широко освещаемыми в СМИ шпионскими скандалами. Так, в декабре 2010 г. в Великобритании арестована гражданка России Е. Затуливетер по подозрению в шпионаже. Одновремен-но Британия объявила персоной нон-грата российского дипломата в Лондоне. Со стороны России последовала ответная мера.

В феврале 2011 г., накануне визита С. Лаврова в Великобри-танию, из России был выслан журналист британской газеты «Гардиан» Л. Хардинг. Российский МИД мотивировал высылку тем, что журналист «допустил целый ряд нарушений правил ра-боты иностранных корреспондентов, которые были утверждены правительством Российской Федерации в 1994 году»[237]. Поз-же Хардинг вернулся в Москву, однако инцидент получил широкий общественный резонанс в Великобритании. Тем не менее, Великобритания подчёркивает, что остаётся открытой для продуктивного диалога с Россией.

До сих пор отношения между Москвой и Лондоном развива-лись в контексте перезагрузки отношений России и США, кото-рые в период администрации Б. Обамы существенно продвину-лись по ряду направлений. Значительно укрепились отношения России и ЕС: близкое партнёрство с Германией и Италией дополнилось сближением России с Францией и Польшей. Россия стала приглашаться на саммиты «Веймарского треугольника».

На этом фоне дальнейшее осложнение российско-британ-ских отношений оставило бы Великобританию за скобками об-щего диалога России и Запада, что, безусловно, не в интересах Лондона. Однако груз накопленных политических противоречий пока не позволяют двум странам пойти на существенное сближение.

Сдержанная позиция Великобритании в определённой степени объясняется предстоящими парламентскими и президентскими выборами в России. Накануне смены российского руководства Великобритания не торопится с заявлениями о будущем российско-британских отношений, предпочитая занимать выжидательную позицию.

Визит Д. Кэмерона в Москву в сентябре 2011 г. послужил новой отправной точкой в развитии двусторонних отношений, задал вектор развития диалога. Лондон, диверсифицируя внеш-нюю политику, нацеливая её на развитие отношений с растущи-ми экономиками, заинтересован в стабильных отношений с Рос-сией. Особенно заинтересованы в этом британские деловые круги.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: