Позиция правительства Д. Кэмерона по Ливии

 

Взаимоотношения Великобритании с Ливией в свете гражданской войны и военной операции коалиции западных стран, в числе которых наибольшую активность проявили Франция и Британия, ставят множество вопросов, в том числе о том, как и почему при Дэвиде Кэмероне резко изменился внешнеполитический курс по отношению к режиму М. Каддафи.

Следует отметить, что на фоне волны протестных выступле-ний в арабских странах ситуация в Ливии выглядит особой. За-пад оказался плотно вовлечён в ливийские события. Великобри-тания, как и другие участники этих событий, преследовала свои интересы. Известно, что британская структура энергобезопасности во многом опирается на энергетические ресурсы Африки (нефть и газ). В этой связи правительству Т. Блэра представлялось перспективным развитие сотрудничества с Ливией.

«Новые лейбористы» сумели наладить вполне миролюбивые отношения с режимом Каддафи, который долгое время до этого считался и спонсором, и источником терроризма. Блэр встретился с ливийским лидером в г. Сирт 24 марта 2004 г. В резуль-тате была заключена «сделка в пустыне». Каддафи, который в 2003 г. пообещал отказаться от разработки оружия массового поражения и выплатить компенсации жертвам террористических актов, осуществлённых при поддержке ливийских спецслужб, во время встречи с Блэром потребовал вернуть на родину ливийского террориста А. аль-Меграхи. Он был осуждён за взрыв самолёта авиакомпании «Пан-Американ» над г. Локерби и отбывал заключение в шотландской тюрьме. В 2009 г. решением министра юстиции Шотландии «по соображениям состра-дания» аль-Меграхи, который болел раком, был освобождён и прибыл в Триполи, что особо резкое недовольство вызвало в США, ведь жертвами теракта стали в основном американские граждане.

Во многом благодаря этой уступке Британии и в обмен на международную реабилитацию ливийского режима компания Би-Пи получила крупный контракт в Ливии. Также, по результатам переговоров Блэра и Каддафи, Национальная нефтяная корпорация Ливии заключила в мае 2005 г. контракт с компанией «Шелл» на разработку газовых месторождений на ливийском побережье и строительство завода по производству сжиженного газа[194]. Официальная британская помощь Ливии за по-следние пять лет составила более 2 млн ф.ст.[195]

В ходе прощального визита британского премьера в Ливию 30 мая 2007 г. стороны заключили соглашение о сотрудничестве в области обороны и другие документы, а президент Национальной нефтяной компании Ш. Ганем подписал контракт с Би-Пи на сумму 900 млн долл. на разведку запасов углеводороды на территории Джамахирии и в её оффшорной зоне. По утверж-дению политического корреспондента А. Бултона, решение Блэ-ра включить Ливию в программу прощального турне по Африке было принято по просьбе руководства компании Би-Пи. Бул-тон писал, что новая концессия британского нефтяного гиганта – большой и осязаемый плод улучшившихся политических отношений. Месторождения нефти и газа, по площади равные Бельгии, должны были, как ожидалось, принести около 28 млрд долл. прибыли в течение последующих 40 лет. В обозримом бу-дущем возможность получения концессии рассматривалась и для компании Шелл[196].

Год спустя после заключения сделки Великобритания импортировала ливийскую нефть на сумму порядка 1 млрд ф.ст., а экспорт британских товаров в эту страну возрос наполовину[197]. Был создан Ливийско-британский бизнес-совет, и в после-дую-щие годы целый ряд британских компаний активно работал на прибыльном ливийском направлении. Среди них – Би-Пи, Барк-лейс, ГлаксоСмит Кляйн, Бритиш Америкэн Тобакко, ЭлЭсИ – энтерпрайз (бизнес-структура Лондонской школы экономики)[198] и др.

Правящая коалиция во главе с Кэмероном далеко не во всём разделяла взгляды Блэра и Брауна в отношении Ливии. В вину предыдущим правительствам вменяли неспособность или нежелание обращать внимание на усиление репрессивных тенденций во внутренней политике Каддафи, а также продажу ему британского оружия, которое могло использоваться для подавления выступлений оппозиции[199]. Однако надо сказать, что подобная практика использовалась и после прихода Кэмерона к власти, хотя военные поставки Лондона в Ливию давно вызывали критику международного сообщества, в том числе США и ООН. Британское оружие недавно использовалось для подавле-ния массовых протестных выступлений в ряде ближневосточных государств. Лишь в феврале 2011 г. поставки вооружений в Ливию стали сокращаться (был отозван ряд экспортных лицензий на поставки слезоточивого газа, деталей для стрелкового оружия).

Но в целом эта тенденция не получила развития. Тогда же, в феврале 2011 г., Кэмерон посетил Египет, Кувейт, Катар и Оман, прогулялся по площади Тахрир, повсеместно поддержая движение народных масс к демократии. На практике же пресле-довалась цель увеличить поставки британского оружия в регион. Не случайно британского премьера сопровождали представители восьми британских оружейных компаний, планировавших заключить новые многомиллиардные контракты с режима-ми стран Залива.

Что касается Ливии, то Кэмерон занимал в отношении неё всё более критические позиции. В частности, ещё в качестве ли-дера оппозиции он счёл неправильным освобождение аль-Мег-рахи. Стремление вернуть Ливию в семью цивилизованных го-сударств, с его точки зрения, было похвальным, однако, методы использовались не верные[200]. Особенно тесными отношениями с Каддафи отличался Блэр и до, и после ухода с поста премьер-министра. Так, он дважды звонил ливийскому лидеру в феврале 2011 г., выражая обеспокоенность происходящим в Джамахирии. Одновременно Блэр выступил с рядом заявлений в британских СМИ, защищая свою репутацию[201].

Журналист С. Баскеттер отмечал, что все усилия правитель-ства Блэра по выводу режима Каддафи из международной «немилости» обусловлены заинтересованностью в ливийской нефти и реалиями англо-американского партнёрства на Ближнем Востоке. Решению этой задачи подчинены совместные действия бри-танского правительства, разведки и даже академических кругов, особенно Лондонской школы экономики (ЛШЭ)[202]. Она получила крупные пожертвования от ливийского лидера и его сына, Сейфа аль-Ислама, который защитил кандидатскую диссертацию в стенах этого престижного учебного учреждения. Дело до-шло до того, что директор ЛШЭ Г. Дэвис был вынужден подать в отставку из-за обвинений в тесных связях его организации с ливийским режимом.

После прихода к власти правительство Кэмерона – Клегга выступило с резким осуждением Каддафи, а затем и присоединилось к военной операции в Ливии. Коалиция всячески подчёркивала обязанность Триполи соблюдать права человека. Ди-пломатические отношения между двумя странами быстро портились, из Лондона был выслан ливийский посол[203].

Некоторые высокопоставленные представители режима Кад-дафи, позже бежавшие от него, нашли убежище в Великобрита-нии и в ряде других европейских странах. Так, 30 марта 2011 г. через Тунис в Великобританию сбежал министр иностранных дел Ливии Муса Куса, считавшийся одним из ближайших соратников полковника. После прибытия в Лондон он заявил, что слагает с себя полномочия и просит не считать его больше членом ливийского руководства. До работы в МИД он 15 лет возглавлял ливийскую разведку. Ранее о переходе на сторону повстанцев объявили Мустафа Абдель Джалил (министр юстиции), Абдул Фатах Юнис аль-Абиди, возглавлявший МВД, посол Ли-вии при ООН и несколько генералов. В апреле 2011 г. на Мальте оказался министр энергетики Ливии Омар бен Фатхи Шатван. В июне министр нефти и глава Национальной нефтяной компа-нии Ливии Шукри Ганем публично отрёкся от режима Каддафи[204]. Тогда же Ливию покинул министр труда Амин Манфур.

Кэмерон встретился с представителем ливийского оппозиционного Переходного национального совета (ПНС) Мустафой Абдель Джалилем и предложил ему открыть в Лондоне своё первое зарубежное представительство[205]. Джалиль, в свою очередь, обратился к мировому сообществу с просьбой поставить повстанцам оружие.

Великобритания предоставила для военной операции на тер-ритории Ливии атомную подлодку, два фрегата, реактивные ист-ребители и самолёт-разведчик[206]. Министр иностранных дел У. Хейг отметил, что к концу апреля 2011 г. Лондон оказал Ливии помощь на сумму 13 млн ф.ст, включая продукты для 10 тыс. человек в осажденном правительственными войсками городе Мисрата[207]. По данным британского министерства международ-ного развития ливийцам были предоставлены деньги Междуна-родного комитета Красного Креста, обеспечены базовые потреб-ности около 100 тыс. жителей, оказана медицинская помощь 3000 раненых, высланы палатки и одеяла беженцам, нашедшим убежище в приграничных лагерях, обеспечено временное пристанище для оставшихся без крова 12 тыс. человек, переправле-ны домой более 12 тыс. рабочих-мигрантов, трудившихся в Ли-вии по контрактам, проведено разминирование в Мисрате, Бенгази и других местах[208].

В конце мая 2011 г. в Ливию прибыла международная Стабилизационная группа из 11 экспертов, в том числе британских, которым предстояло оценить возможности политического урегулирования[209]. Британские военные были направлены в качестве военных советников повстанцев. Лондон также поставлял им оборудование военного назначения: ок. тысячи комплектов бронежилетов, сто спутниковых радиостанций и т.п. Представи-тели британского правительства отмечали, что следовало готовиться к затяжным событиям в Ливии. Ситуацию характеризовали как «довольно статичную» в восточной части Ливии, хотя и не патовую в целом, и считали, что дни режима Каддафи сочтены[210].

Как отметил бывший посол Великобритании в Ливии сэр Р. Долтон в интервью радио «Свобода», существует несколько сценариев развития ливийских событий. Цель резолюции Совбеза ООН – защита гражданского населения и достижение перемирия. Первый сценарий предполагает, что после перемирия начнутся переговоры и будет достигнуто соглашение о создании общенационального правительства без полковника Каддафи. По другому сценарию, достичь договорённости не удастся, и Ливия окажется поделена на Западную и Восточную: в первой будет править Каддафи, во второй – оппозиция. Возникнет край-не нестабильная ситуация, чреватая гражданской войной, что может привести к интервенции международных сил. Ещё один, наилучший для Ливии и более вероятный сценарий, по мнению дипломата, состоит в том, что оппозиция при поддержке между-народной коалиции предпримет успешное контрнаступление в западном направлении, сопровождаемое антиправительственны-ми восстаниями в ряде городов западной Ливии[211]. Великобритания, поддерживая повстанцев, конечно, рассчитывала на то, что после смены режима получит и материальную выгоду и га-рантирует защиту своих экономических интересов в этой стране.

Таким образом, с приходом к власти в Великобритании пра-вительства Д. Кэмерона подход Британии к взаимоотношениям с Ливией существенно изменился. С началом протестных выступлений против режима Каддафи риторика Кэмерона и других представителей правительства ужесточилась. Если Блэр пытал-ся умиротворить Ливию, наладить двустороннее сотрудничест-во, то Кэмерон избрал путь участия в силовых действиях. Хотя Великобритания утверждала, что действовала строго в рамках резолюции № 1973 Совета безопасности ООН, на деле она её нарушала. Резолюция предусматривала введение бесполётной зоны над Ливией и применение «всех необходимых мер» для за-щиты мирных граждан. Ввод иностранных наземных войск ис-ключался[212]. Однако Великобритания, Франция, другие участни-ки военной кампании трактовали текст резолюции крайне воль-но. Начались массированные авиаудары по ливийской террито-рии, от которых гибли не только солдаты Каддафи, но и мирные жители.

Между тем, представители министерства обороны Великобритании настаивали на ещё большем расширении мандата ООН[213]. Фактически, Великобритания, Франция и США под прикрытием резолюции приняли решение о смещении ливийского лидера. Президент США дал понять, что уход Каддафи – одно из обязательных условий прекращения военной операции в Ливии. Его точку зрения поддержал и Кэмерон в ходе визита Барака Обамы в Европу.

Переброска в Ливию штурмовых вертолётов и возрастание интенсивности бомбовых ударов по Триполи указывали на то, что ситуация вышла далеко за рамки защиты мирного населения[214]. Велись разговоры о совместном визите Кэмерона и Сар-кози в Бенгази для политической поддержки повстанцев. Эксперты не исключали, что дело идёт к вводу войск отдельных стран НАТО на территорию Ливии якобы с целью обеспечить наземную безопасность лидеров Британии и Франции[215].

4 июня Бенгази посетил министр иностранных дел Великобритании У. Хейг и министр по международному развитию Э. Митчелл. «Мы собрались здесь сегодня по одной причине – по-казать нашу поддержку ливийскому народу и Переходному на-циональному совету, законному представителю ливийского на-рода», – говорилось в сообщении британского МИД. Хейг не ис-ключил, что операция в Ливии могла продлиться до Рождества и впервые упомянул о возможности отправки туда наземных войск[216]. До этого в мае Кэмерон назвал Переходный национальный совет легитимным политическим партнёром в Ливии.

Но ситуация была далеко не однозначной. Так, в конце июня ливийская оппозиция сообщила о готовности вести перегово-ры с рядом представителей правительства М. Каддафи для выведения страны из кризиса. Позиция «большой восьмёрки» на саммите во французском Довиле 27-28 мая 2011 г., где обсужда-лась ливийская проблема, существенным образом разошлась с предложениями Африканского союза (АС), который накануне, 26 мая провёл свой экстренный саммит в Аддис-Абебе. О реше-ниях последнего в мировых СМИ сообщалось крайне скупо.

Страны Африки настаивали на прекращении огня всеми сто-ронами вооруженного конфликта в Ливии. Солидарность с решениями саммита АС выразил Китай, ряд других стран. Ливий-ские власти согласились принять мирные предложения[217]. Ливию дважды (в марте и в конце мая) посетил с посреднической миссией президент ЮАР Дж. Зума, действующий от имени Африканского союза. Цель его визита состояла в достижении полити-ческого урегулирования конфликта. Во время своего пребывания в Триполи в мае он ознакомил Каддафи с планом, предложенным АС, который тот принял, но повстанцы ответили отказом. План включал всеобъемлющее прекращение огня под наблюдением мирового сообщества, примирение сторон и перего-воры о новой конституции и проведение демократических выборов[218]. Ранее Зума пригласил и принял в ЮАР представителей повстанцев, выслушал их, но во время поездки в Ливию по-сетил только Триполи.

Заместитель министра иностранных дел Ливии Х. Кааим за-явил, что для Ливии решения «восьмёрки» не имеют значения и страна отвергнет любые решения по урегулированию ситуации, не исходящие от Африканского cоюза[219]. 16 июня Зума за-явил об осуждении АС натовских бомбардировок в Ливии. Он отметил, что целью НАТО является смена политического режи-ма, физическое устранение неугодных и военная оккупация стра-ны, а вовсе не защита мирного населения. События в Ливии, по его словам, высвечивают необходимость как можно скорее со-здать Африканскую архитектуру мира и безопасности и рефор-мировать Совет Безопасности ООН.

Что касается самого Каддафи, то он не раз выражал готовность достичь компромисса с западными державами. Сообщалось, что его посланцы провели переговоры с представителями Франции и США. Из отдельных источников поступали также сведения о том, что Запад может пересмотреть условия ухода Каддафи[220]. В интервью алжирской газете сын Каддафи Сейф на вопрос журналиста о том, знает ли он о планах раздела Ливии, имеющихся у западных столиц, в частности Лондона, отве-тил следующее: «Да, знаю. Существует британский план разде-лить Ливию, отдать запад, юг и часть востока Франции, а Вели-кобритании передать базу в Тобруке. Это не секрет, но мечтать и выть на Луну не вредно»[221].

Нельзя не отметить, что страны Запада, в том числе Велико-британия, преследовали в Ливии собственные цели, среди кото-рых были и сугубо прагматичные. Безоговорочно поддерживая воинственную позицию Саркози, Кэмерон рассчитывал гарантировать экономические интересы Великобритании в стране по-сле смещения полковника. Нефтяные и газовые концерны Фран-ции, Великобритании и США ожидали от новых властей Ливии преференций по сравнению с компаниями других стран (России, Китая, Италии, Германии) и наиболее выгодные условия контрактов[222].

Вместе с тем, Кэмерону приходится проявлять осторожность: британское общественное мнение не должно было усмо-треть в ливийской ситуации повторение иракского сценария. По данным опросов, британцы всё более скептично смотрели на со-бытия в Ливии. Так, по результатам одного из них, 41% опрошенных считали действия правительства в отношении Ливии неверными, а 36% одобряли. Военные действия коалиции в Ли-вии поддерживали 36%, осуждали 41%. Около 48% опрошенных считали, что военные действия коалиции в Ливии развива-ются негативно[223].

По состоянию на 23 июня, участие Великобритании в военной операции в Ливии обошлось королевству минимум в 200 млн ф.ст.[224] По другим данным, расходы Британии на операцию могли составить 1 млрд ф.ст. в случае продления войны до осени 2011 г.[225] Министерство финансов успокаивало, что необходимые на ведение военной кампании средства поступали из правительственного резерва и эти траты не окажут негативного влияния на государственные расходы по другим статьям[226].

Британское участие в ливийской гражданской войне – вме-шательство, выходящее за рамки изначального мандата ООН. Оно являет собой пример «гуманитарной интервенции» во внут-ренние дела государства, что стало практикой ряда стран Запада. В данном случае такой подход поставил под угрозу региональную безопасность на севере Африки.

В заключение напомню слова лорда Пальмерстона, премь-ер-министра Великобритании: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интере-сы, и защищать их – наш долг». «Новые лейбористы» и сменив-шее их коалиционное правительство занимали, на первый взгляд, противоположные позиции по Ливии. Однако и та, и другая внешнеполитическая линия выстраивалась с учётом защиты пре-жде всего британских экономических интересов и англо-амери-канских особых отношений.

 

К.А. Годованюк*

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: