Развитие отдельных отраслей на мировой арене

Минерально-сырьевые ресурсы. В первую очередь на мировом рынке Россия известна как крупный экспортер минерально-сырьевых ресурсов.

Структура российского минерально-сырьевого экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%, что значительно снижает эффективность экспорта и превращает Россию в сырьевой придаток промышленно развитых стран мира.

Однако топливно-сырьевая специализация российского экспорта оказалась эффективной для смягчения последствий социально-экономического кризиса, вызванного переходом к рыночной экономике (особенно в начале 90-х годов). Следует признать, что в условиях резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса экспортная деятельность способствовала поддержанию производства и занятости в ряде сырьевых отраслей, позволяла осуществлять минимальные инвестиции в развитие горно-добывающего комплекса и смежных отраслей, ориентированных на экспорт. Экспорт важнейших видов минерально-сырьевой продукции является важнейшим источником наполнения бюджета, обеспечивая до 70% валютных поступлений.

В определенной мере рост объема поставок минерального сырья и металлов на экспорт послужил стабилизирующим фактором, воспрепятствовавшим более глубокому спаду производства и обеспечившим предприятиям-экспортерам гарантированное поступление валютных средств. Экспорт России важнейших видов продукции минерально-сырьевого комплекса представлен в табл. 1.

Таблица 1

Объемы экспорта

Вид продукции 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2002 г.
Нефть сырая, млн. т 122,9 134,9 162,1 187,5
Газ, млрд. м3 201,0 205,3 180,9 185,5
Уголь каменный, млн. т 23,1 27,8 47,6 43,0
Никель необработанный, тыс. т 219,2 211,3 188,4 278,6
Медь рафинированная, тыс. т 571,9 633,6 595,1 518,5
Алюминий первичный, тыс. т 2710,0 3115,7 3072,3 2752,8

Вхождение России в мировую систему оборота минерально-сырьевых ресурсов позволило в условиях резкого снижения внутреннего спроса сохранить высокий производственный потенциал действующих горно-добывающих предприятий минерально-сырьевого комплекса, создав условия для более полной загрузки их производственных мощностей, и увеличить объемы валютной выручки.

В целом внутренний рынок минерального сырья и продуктов его переработки, сложившийся в настоящее время, более всего определяется платежеспособным спросом со стороны потребителей и не выходит за редким исключением за рамки их усилий по выживанию предприятий в современных условиях. Практически все предприятия минерально-сырьевого комплекса России в настоящее время более ориентированы на внешний, чем на внутренний рынок, и это является, объективно говоря, одним из факторов, сдерживающих спад производства.

Стоимость экспорта топливно-энергетических ресурсов в 2002 г. увеличилась на 6,8% по сравнению с 2001 г. при росте физического объема на 10,6%. Экспорт сырой нефти составил 187,5 млн. т, увеличившись в натуральном выражении по сравнению с 2001 г. на 13,9%; природного газа — 185,5 млрд. куб. м (рост на 2,4%), каменного угля —43,3 млн. т (рост на 7,6%). Возросли отгрузки дизельного топлива на 16,3%, автомобильного бензина — на 4,1%, мазута — в 1,2 раза. В целом на экспорт было направлено 75 млн. т нефтепродуктов, что на 18,5% больше, чем в 2001 г. [12]

Научные ресурсы. Особое внимание следует уделить проблеме «интеллектуального» экспорта, т.е. не желательного.

"За последние десять лет Россию покинули около 300 тысяч ученых, в основном имеющих большие научные перспективы. Важнейшая задача - остановить этот процесс", - заявил "Интерфаксу-АВН" зампред комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Юрий Родионов, экс-замминистра обороны России.

"Если в конце 80-х годов прошлого века, когда научные достижения широко использовались в Советском Союзе, объем валового внутреннего продукта достигал около 65 процентов от ВВП США, то в прошлом году ВВП России едва превысил 5% от ВВП Америки", - отметил он. - Это также почти в пять раз меньше, чем в Великобритании, хотя население России в два с половиной раза больше".

Доля российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме торговли в этой сфере не превышает полпроцента, заявил Юрий Родионов.

"Российский сектор высокотехнологичной продукции в мировом объеме торговли составляет 0,3 процента - в 130 раз меньше, чем в США", - сказал Ю.Родионов.

На мировом рынке высоких технологий, который по разным оценкам составляет $3-4,5 трлн., у РФ есть нереализованные возможности, прежде всего, в виде поставок современного оружия, сказал депутат.

"Сегодня доля продаваемой ежегодно военной техники и оружия из России на мировом оружейном рынке составляет около четырех из 30-35 миллиардов долларов, - продолжил он. - Учитывая возрастающую конкуренцию в этой сфере и активное противодействие со стороны стран-конкурентов выходу России на оружейные рынки Латинской Америки, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, а также стремление крупнейших потребителей российской техники самостоятельно осваивать ее производство, становится понятно, что в ближайшей перспективе Россия сможет прибавить к этому показателю не более двух-трех миллиардов долларов".

Ю.Родионов полагает, что успешному решению поставленной президентом РФ задачи по удвоению ВВП к 2010 году "может помешать "утечка умов" из России, а также отсутствие конкурентоспособной высокотехнологичной продукции".[13]

В настоящее время мировой рынок фанеры характеризует увеличение спроса, а соответственно и рост производства в целом, а также рост производства специальных видов фанеры в особенности.

Большая часть мощностей по производству фанеры сосредоточена в Северной Америке и Юго-Восточной Азии.

Рынок фанеры. В настоящее время потребление фанеры в России от общего объема производства выглядит следующим образом: мебель - 10%, строительство - 10%, тара и упаковка - 4%, машиностроение - 2%, прочие - 5%.

Доля России на мировом рынке фанеры составляет 4,8%. В 2004 изготовлено 2075 тыс. м3 фанеры, в т.ч. 1800 тыс. м3 фанеры из лиственных пород и 275 тыс. м3 фанеры из хвойных пород, что составило 91,3% от уровня 1988 года, на который пришелся максимальный выпуск (2273 тыс. куб. м). Вместе с тем существенно вырос экспорт фанеры - с 430 тыс. куб. м в 1988 году до 1515 тыс. куб. м в 2004 году, или в 3,5 раза. Большеформатной фанеры произведено 640 тыс.м3, т.е. на долю большеформатной фанеры приходится порядка 30% от всей производимой в России клееной фанеры, в то время, как в 1998 г. этот показатель составлял всего 14%. В зарубежной практике производство фанеры больших форматов составляет 50 - 85%.

В настоящее время на российском рынке особым спросом пользуются сорта березовой фанеры с пленочным покрытием, так что российские заводы расширяют свое производство облицованной пленкой клееной фанеры, и соответственно остается меньше необработанной фанеры для экспорта.

В последние годы российская фанерная промышленность демонстрирует устойчивый рост, который продолжится в обозримом будущем.[14]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: