Психодиагностика готовности личности к деловому общению

Цели, задачи и методы диагностики коммуникативной компетенции делового человека

 

Важнейшим условием эффективности делового общения бизнесмена, руководителя трудового коллектива, менеджера является знание ими своих собственных коммуникативных возможностей, уровня коммуникативной компетентности. Известно, что чаще всего в бизнес идут уверенные в себе люди, многие из которых считают себя способными и успешными во всех отношениях, в том числе и в области делового общения. Часто эта уверенность оказывается обычным заблуждением, и предприниматель узнает о собственных коммуникативных проблемах по безжалостным ударам судьбы.

Для того, чтобы избежать познания собственных коммуникативных качеств методом «проб и ошибок», необходимо использовать возможности психодиагностики. (7; с.56).

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).

Структура современной психодиагностики включает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, а также теории и методики их оценивания, или тестовую диагностику (Психодиагностика (7.; 11с.).

Психодиагностика коммуникативной компетентности представляет собой научно-организованный процесс измерения личностных качеств человека, определяющих способность эффективно общаться с людьми.

Целью измерения является определение степени развитости самооценки, социальной чувствительности, определения коммуникативными техниками и навыками ролевого поведения относительно среднего уровня проявления этих качеств среди деловых людей и оценка готовности к эффективному общению.

Задачи диагностики коммуникативной компетентности человека в общении:

· измерение и оценка уровня самооценки делового человека;

· изучение степени развитости его перцептивных возможностей;

· оценка прочности овладения навыками целевого использования коммуникативных техник;

· исследование способности модифицировать свое поведение в соответствии с выполняемой ролью;

· общая оценка коммуникативной компетенции и готовности человека к деловому общению;

· изучение личностных качеств, оказывающих влияние на коммуникативность человека;

· выработка рекомендаций по развитию слабых звеньев коммуникативной компетенции.

Для решения перечисленных задач применяются различные методы: самонаблюдение, оценка результатов делового взаимодействия, экспертная оценка, самооценка коммуникативного поведения с использованием опросника, тестирование.

Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений).

Тест – (от англ. test – проба, испытание) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Одной из задач изучения коммуникативной компетентности человека является оценка его когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для их диагностики в настоящее время имеется большое число методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций. Другим методом исследования коммуникативных возможностей делового человека является наблюдение в обычных жизненных условиях или специально организованных игровых ситуациях с применением технических средств их аудиального или визуального воспроизведения, с последующим содержательным анализом процесса их разрешения.

В зависимости от целей изучения, могут фиксироваться и подвергаться анализу темп речи, интонация, паузы, мимические и пантомимические проявления, применяемые коммуникативные техники и др. При этом оценке могут подвергаться как количественные данные, характеризующие коммуникативный «арсенал» личности, так и степень адекватности из применения. Естественно такая диагностика требует больших временных и физических затрат и для ее осуществления требуется солидная квалификация исследователя. Многие специалисты, отмечая трудность оценки коммуникативной компетентности, особо подчеркивают тот факт, что люди в процессе общения ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если процесс взаимодействия может быть воспринят наблюдателями или зафиксирован на пленку и в последующем проанализирован, то правила, по которым люди выстраивают стратегии взаимодействия, не всегда могут быть осознаны. (7; 56-57с.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: