Психодиагностические средства оценки установок, стратегий, навыков личности в общении

 

 

Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек. Он осознает свою самость, собственную субъективность в различной степени глубины. Здесь необходимо сказать о самосознании – осознании человеком самого себя, своих собственных качеств. Для делового общения оно имеет большое значение.

Самосознание как осознание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание представляет собой нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения, и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами; во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности); в-третьих, в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Самопознание – основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, без которых невозможно эффективное деловое общение.

Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе норм деятельности, поведения, общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самооценка – тот компонент самосознания, который включает и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. (11.; с.47-49).

Важнейшую составляющую собственной коммуникативной компетентности – самооценку – можно выявить с помощью специального теста – опросника. Такой тест-опросник состоит из 32 суждений, по которым возможны пять вариантов ответов. С его помощью можно определить развитость самооценки, ориентируясь на три возможных уровня ее развития: высокий, средний, высокий.

Высокий уровень самооценки, полученный по результатам самообследования, указывает на то, что человек не отягощен «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Средний уровень свидетельствует о том, что человек редко страдает от «комплекса неполноценности», активно стремится к общению с людьми и лишить время от времени старается подладиться под других.

Низкий уровень указывает на то, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнением других и часто страдает от неуверенности в своих возможностях.

Самооценка партнера по общению может быть выявлена с помощью методики визуальной психодиагностики.

Перцептивные возможности исследуются с помощью своеобразной батареи диагностических средств, включающей опросники «Уровень Вашей общительности», «Что говорят Вам мимика и жесты?», «Умение излагать свои мысли (по В.Маклени)», «Умеете ли Вы слушать (по В.Маклени)». Они дают возможность оценить возможные коммуникативные качества человека: его способность строить точный образ партнера по общению, нацеленность, установку на активность в деловом взаимодействии, умение регулировать процесс общения, контролировать его эффективность, выбирать оптимальные стратегии взаимодействия и др.

Интересную психологическую информацию об уровне коммуникативной компетентности дает методика субъективной самодиагностики, широко используемая в рамках тренингов навыка общения. Она реально позволяет участникам «прочувствовать» изменения в собственных представлениях об эффективном деловом общении, в навыках практического общения, в навыках практического решения тех или иных коммуникативных проблем, оценить свои коммуникативные возможности в сравнении с аналогичными качествами других участников и т.д.

Фиксируя на каждом этапе тренинга изменения в мотивационной сфере (желание общаться), в аффективной (удовлетворение от общения и своих действий), операциональной (овладение навыками решения конкретных коммуникативных задач), человек получает возможность определить пути и способы своего дальнейшего совершенствования.

Перечисленные выше методики позволяют с определенной точностью судить о степени владения человеком важнейшими коммуникативными техниками, например активным слушанием, воздействием на партнера в процессе общения. Впрочем, наиболее эффективными средствами диагностики навыков владения коммуникативными техниками и схемами ролевого поведения является самоанализ, анализ результатов делового взаимодействия и экспертная оценка названных качеств.

В случае получения низких результатов по нескольким показателям коммуникативной компетентности, имеет смысл оценить некоторые свои личностные параметры, в частности уровень выраженности акцентуации характера (тест Шмымшека) и стратегии поведения в конфликте (тест Томаса).

Результаты, полученные при диагностическом обследовании, могут свидетельствовать либо о нормальном развитии коммуникативной компетентности делового человека, либо о необходимости коррекции этого личностного образования.

Приведем несколько примеров простейших опросников, позволяющих оценить готовность бизнесмена к деловому общению.

Для делового человека крайне важно умение правильно понимать значение выразительных мимических и жестовых проявлений партнера по взаимодействию. От этого зависит точность построения образа собеседника и эффективность всей системы воздействия на него.

Для оценки своих возможностей «чтения» невербальных проявлений человека может быть использован тест «Что говорят Вам мимика и жесты?» (9;57-58с.).

А теперь рассмотрим некоторые из перечисленных здесь методик, описание которых мы встретим в следующем разделе данной курсовой работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: