Психодиагностические методики

Итак, тест «Что говорят Вам мимика и жесты?» (См. Приложение А.). На каждый вопрос теста необходимо выбрать один из вариантов, а по ключу вычислить количество баллов за данный ответ.

Интерпретация результатов. Необходимо подсчитать общее количество баллов по всем вопросам и по предложенной ниже таблице оценить уровень развитости перцептивных возможностей обследуемого.

Общее количество баллов   Уровень развития перцептивных возможностей
77 – 56 баллов У Вас отличая интуиция, Вы обладаете способностью понимать других людей. У вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества. Слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность, можно ошибиться. Сделайте поправку, и у вас есть шанс научиться прекрасно разбираться в людях.
55 – 34 балла Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не в полной мере умеете использовать эту информацию для того, чтобы правильно строить отношения с людьми. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
33 -11 баллов Язык мимики и жестов вам непонятен.Вам необыкновенно трудно правильно понимать людей и строить с ними эффективные взаимоотношения.

 

Не менее важной составляющей коммуникативной компетентности делового человека является умение излагать свои мысли. Для оценки степени развитости данного качества используется тест «Умение излагать свои мысли» (по В.Маклени).

Данная методика предназначена для выявления умения излагать свое мнение. Обследуемым предлагается внимательно прочитать 16 вопросов и ответить на каждый из них «да» или «нет» (см. Приложение Б.).

Подсчитав количество баллов и используя данные «ключа» можно определить уровень развития умения излагать свои мысли. Так, если общая сумма баллов не превышает 7, то можно говорить о малой степени проявления данного умения.

Результат от 7 до 10 баллов говорит о необходимости поработать над совершенствованием такого умения.

Если сумма набранных баллов равна 10 или выше, то можно смело говорить о наличии умения излагать свои мысли.

Еще одним важным компонентом вербальной системы коммуникации и обязательным условием эффективности делового взаимодействия является умение слушать партнера по общению. С помощью теста «Умеете ли вы слушать?» (по В.Маклени) оценивается готовность к общению по этому показателю.

Итак, данная методика предназначена для выявления умения слушать других людей. Чтобы определить наличие данного умения у себя, либо кого-то другого, необходимо ответить «да» или «нет» на 16 вопросов (см. Приложение В.).

О малой степени развития умения слушать собеседника можно говорить при результате до 7 баллов.

Результат от 7 до 10 баллов говорит о том, что умение слушать партнера требует совершенствования.

И, наконец, при результате 10 баллов и выше можно говорить о том, что обследуемому присуще умение слушать людей.

Подводя итог последней главе данной курсовой работы, можно сделать вывод, что эффективность делового общения в решающей степени зависит от уровня развития коммуникативной компетентности человека, составляющей интегральное личностное свойство, позволяющее эффективно строить свои отношения с партнерами. Это свойство предполагает предельно точное познание самого себя, своих возможностей, точности собственной Я – концепции, адекватности самооценки, свободное владение вербальными и невербальными коммуникативными техниками, развитое умение адоптировать свою активность в рамках ролевого поведения, управлять своими психическими состояниями, особенно в ситуации конфликта и др.

 

 

Заключение

 Таким образом, общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, посредством которого создаются и разрушаются социальные общности. Общение оказывает существенное влияние на продуктивность деятельности людей.

Деловые отношения, или деловое общение, представляют собой такой вид взаимодействия, содержание которого определяется, главным образом, интересами достижения деловых целей сторон или совместной цели. Функционально оно направляется на установление деловых контактов с партнерами, определение иерархической системы отношений между ними и ее коррекцию, осуществление воздействия на партнера для изменения его установок, мотивов, стиля взаимодействия, решений и планов, путем влияния на его информационные потоки, эмоциональное состояние, личностные смыслы и т.д.

Деловое общение является разновидностью ролевого общения, в котором в идеале практически все (цели, стиль взаимодействия, используемые коммуникативные средства и др.) определяется ролевыми позициями партнеров. И в этом отношении оно во многом обезличено, абстрагировано от индивидуально-психологических и личностных особенностей участников. Однако в реальности деловое общение одновременно и межличностно. В его процессе осуществляется и реализуется бизнесменом своих личностных потребностей в безопасности, психологическом комфорте, принадлежности к группе, уважении, одобрении, общественном признании, независимости. Происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями, симпатиями и антипатиями.

И, как уже было сказано, эффективность делового общения в решающей степени зависит от уровня развития коммуникативной компетентности человека, составляющей интегральное личностное свойство, позволяющее эффективно строить свои отношения с партнерами. Это свойство предполагает предельно точное познание самого себя, своих возможностей, точности собственной Я – концепции, адекватности самооценки, свободное владение вербальными и невербальными коммуникативными техниками, развитое умение адоптировать свою активность в рамках ролевого поведения, управлять своими психическими состояниями, особенно в ситуации конфликта и др.(ЭДО. Ю.1; 67).

На этику деловых отношений в наши дни следует обращать особое внимание, так как в настоящее время, работодатели уделяют все большее значение вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного вы­полнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должност­ных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиента­ми, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из глав­ных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотруд­ника, так и организации в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что этику деловых отношений необходимо распро­странить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

 

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 деловой этикет установленный порядок формального поведения сторон в деловом взаимодействии  
2 деятельностное общение обмен действиями, операциями, умениями, навыками  
3 косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди  
4 мотивационное общение обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями  
5 непосредственное общение  осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.  
6 опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий  
7 переговоры механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблем  
8 психодиагностика область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).  
9 регламентирован-ность подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами  
10 самосознание это осознание человеком самого себя, своих собственных качеств  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: