ВВЕДЕНИЕ
Одним из разновидностей аудита по отношению к требованиям законодательства является обязательный аудит для определенных категорий хозяйствующих субъектов. Он предполагает независимую проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В рамках общего аудита проводится проверка всех участков бухгалтерского учета организации, но в любом случае аудит проводится выборочно. В случае инициативной либо обязательной проверки проводится также аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторами выборочным способом проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако данная проверка не может охватить весь объем информации, влияющей на налоговые обязательства организации, и не может служить единственным основанием для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Особенно актуально это для крупных организаций с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений, которые в целях максимального снижения налоговых рисков нуждаются в проведении полноценного налогового аудита. Поэтому налоговый аудит может быть как частью общего аудита, так и самостоятельным направлением аудита.
|
|
Существуют различные виды административных и уголовных санкций, предусмотренных за нарушение налогового законодательства. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий компании также уделяют большое внимание расчетам с бюджетом по налогам. В результате этого на предприятиях возникает необходимость постановки эффективной системы контроля за правильностью отражения налогов на счетах бухгалтерского учета. Для осуществления контрольных мероприятий привлекаются аудиторские компании. В связи с вышесказанным, тема курсовой работы является актуальной.
Целью исследования в данной курсовой работе является анализ российского законодательства, а также теоретических и практических вопросов в области понятия и особенностей проведения аудита расчетов с бюджетом.
В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы аудита расчетов с бюджетом и непосредственно рассмотреть его методологию ведения на предприятии;
2.Ознакомиться с деятельностью исследуемой организации, опираясь на основные экономические показатели;
3.Провести аудит расчетов с бюджетом на ЗАО «КМАрудоремонт», используя один из выбранных методов и в соответствии с этим сделать соответствующие выводы.
4.Выявить типичные ошибки, характерные для аудита расчетов с бюджетом и, в частности, в деятельности исследуемого предприятия, если таковые имеются.
|
|
5.Изложить необходимые рекомендации по устранению ошибок (если таковые обнаружатся).
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ЗАО «КМАрудоремонт».
Предметом исследования являются особенности проведения аудита расчетов с бюджетом в ЗАО «КМАрудоремонт».
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих вопросы, раскрывающие суть данной темы, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты аудита расчетов с бюджетом. Во второй главе производится планирование аудиторской проверки расчетов с бюджетом на примере исследуемого предприятия. В третьей главе производится обобщение результатов аудиторской проверки расчетов с бюджетом на исследуемом предприятии.
Методологической основой для написания курсовой работы послужила экономическая литература следующих авторов: Разгулина М.Г., Морозова Ж.А., Суйц В.П., Шеремет А.Д., а также другие источники, на основе которых и проводится анализ: бухгалтерская и налоговая отчетность ЗАО «КМАрудоремонт» (форма 1. «Баланс предприятия»; форма 2. «Отчет о прибылях и убытках», налоговые декларации). Положения и выводы курсовой работы также основываются на анализе Налогового Кодекса РФ, Федеральных законов РФ, а также подзаконных нормативных актов.
Наряду с общенаучным диалектическим методом познания, использовались частно-научные методы исследования: формально-логический, метод сравнения, метод математического анализа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
История возникновения и развития аудита в России
Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций.
Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках на западе Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере в 1200-е гг.
Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.[1] В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.
Этапы развития аудиторской деятельности в России:
-Подготовительный (Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР);
|
|
-Первый-1987 г. (Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит”);
-Второй-1989-1991гг. (Попытка принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР);
-Третий-5 декабря 1991г. (Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение “Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.));
-Четвертый этап (Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности” 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002 г.).[2]
В России аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. (первый этап) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 году (третий этап). Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на так называемый «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле. Главные отличия — налоговый уклон (проверяющие большую часть проверки ищут допущенные бухгалтерией ошибки при расчёте налогов) и «карательный характер» аудита — то есть целенаправленный поиск нарушений. В настоящее время российские аудиторы активно усваивают зарубежный опыт и занимаются не только аудитом, но и сопутствующими услугами, причём доля именно сопутствующих услуг постоянно растёт.
В 2001 году в России был принят и с 2002 года вступил в силу Закон «Об аудиторской деятельности» (четвертый этап), который оказал определённое воздействие на рынок и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, следует отметить, что закон устанавливает специальную правоспособность для аудиторских организаций, то есть аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами, к числу которых отнесены ведение и восстановление бухгалтерской и налоговой отчётности, юридические услуги, оценочная деятельность, автоматизация процессов управления и учёта на предприятиях, проведение маркетинговых исследований. Закон достаточно подробно регламентировал основные отношения в сфере финансового аудита, однако полностью игнорировал даже само понятие специального аудита, в том числе промышленного аудита, а также аудита со специальным заданием и т. д. Не нашли отражения нормы по судебно-бухгалтерской экспертизе и привлечению аудиторов в качестве экспертов и специалистов в уголовном и гражданском процессе. Тем не менее, хотя закон определил основные пути развития и правовые рамки аудиторской деятельности в России на целое пятилетие, он будет правиться в ближайшем будущем, что связано как с допущенными ошибками, так и изменениями эволюционного характера (например, ожидаемая отмена лицензирования аудиторской деятельности). Следует также учитывать, что закон носит отсылочный характер (то есть содержит большое количество норм, ссылающихся на другие нормативные документы). В частности, нормы, регулирующие аудит, содержатся в Федеральных Стандартах Аудиторской Деятельности, являющихся обязательными для всех аудиторских организаций в России, Законе «О бухгалтерском учёте», Законе «О техническом регулировании» и других нормативных актах. На сегодняшний день аудит всё ещё лицензируемый вид деятельности. Лицензия на аудиторскую деятельность выдаётся Министерством Финансов РФ. Лицензии выдаются сроком на 5 лет на три вида деятельности: общий аудит, аудит банков, аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг. Основным лицензионным условием является наличие в штате не менее 5 аттестованных аудиторов. Существует также сложившаяся практика аккредитации аудиторских организаций при том или ином органе государственной власти.
|
|
Таким образом можно сказать, что перспективы развития аудита в России связаны с отказом от лицензирования с переходом функций по регулированию и контролю в сфере аудиторской деятельности к саморегулирующим организациям (СРО) — некоммерческим общественным профессиональным организациям, состоящим из аудиторских фирм и частных аудиторов. Именно СРО должны будут обязать своих членов внедрить аудиторские стандарты и стандарты качества, обеспечить механизм ответственности аудиторов (через страхование или солидарную ответственность членов СРО) и обеспечит систему повышения квалификации и аттестации кадров.