Критика средневековой культуры в литературе и философии эпохи Возрождения

Со средневековьем историческая память человечества обошлась сурово и несправедливо. Долгое время отношение к «средним векам» было традиционно пренебрежительным, и они считались промежуточным состоянием, малозначительной переходной эпохой. Средневековая культура толковалась как «провал», как «темные столетия». Такие оценки связаны в основном с деятельностью историков и философов эпохи Просвещения, но и в наше время представления подобного рода не изжиты полностью. В прошлом у таких оценок были некоторые основания, поскольку культура новой Европы создавалась в процессе резкой и жестокой полемики с миром средневековья. Именно поэтому средним векам приписывались все мыслимые и немыслимые отрицательные признаки, от которых нарождающаяся новая культура считала себя свободной.

Современное состояние истории и культурологи не позволяет относиться к средневековью столь пренебрежительно. Преодоление традиционных подходов оказывается делом непростым. Истина, как всегда лежит посередине. Ведь именно в средние века возникли предпосылки и даже некоторые элементы современной цивилизации.

Сам термин «средние века» обязан своим появлением на свет деятельности итальянских гуманистов 15-16 века, которые с его помощью хотели ограничить свою эпоху от мира предшествовавшей культуры. Точнее это касается конец эпохи. Что касается ее начала, то здесь мнение достаточно единодушны: началом средневековья считается падение Западной Римской империи в 5 в.н.э. Но для Восточной Римской империи начало средневековья 4 в.н.э, когда Византия оформилась в качестве самостоятельного государства.

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика.Отрицательным было отношение к теологии – теории религии. Лоренце вала противопоставляет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, который не мудрствуя лукаво укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Д. Боккаччо в «Декамероне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попадают в ад. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Однако вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными  традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда не осознавалось.

Ренессанс не был полностью

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: