Употребление разговорной речи и кодифицированного литературного языка

Субстандартные названия лиц в русской разговорной речи

 

Magisterská diplomová práce

 

Vedoucí práce: PhDr. Jiří Gazda, CSc.

 

2008

Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracoval/a

samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.

 

………………………………………

Podpis autora práce

 

 

Na tomto místě bych chtěla poděkovat za ochotu, vstřícnost a mnohé cenné připomínky vedoucímu práce PhDr. Jiřímu Gazdovi, CSc.



Содержание    

1 Введение........................................................................................................................... 6

2 Теоретическая часть..................................................................................................... 8

2.1  Употребление разговорной речи и кодифицированного литературного языка 9

2.1.1 Условия употребления КЛЯ и РР.................................................................................................. 9

2.1.2 Тематика разговорной речи........................................................................................................... 11

2.1.3 Языковая сфера коммуникации, обслуживаемая РР (резюме)................................... 11

2.2  Специфические языковые черты разговорной речи........................................ 13

2.3  Разговорная речь и разговорный (сниженный) стиль литературного языка 15

2.3.1 Разговорный стиль............................................................................................................................... 15

2.3.2 Различия между разговорным стилем и разговорной речью...................................... 16

2.4  Ненормативная, нецензурная и табуированная лексика, мат........................ 18

2.4.1 Функции употребления..................................................................................................................... 18

2.4.2 Ненормативная лексика и общество......................................................................................... 18

2.4.3 Исследователи....................................................................................................................................... 19

2.4.4 Категоризация бранной лексики.................................................................................................. 20

2.5  Названия лиц......................................................................................................... 22

3 Специальная часть..................................................................................................... 26

3.1  Классификация наименований лиц с тематической точки зрения................ 27

3.1.1 Негативная оценка человека (мужчины или женщины)................................................. 27

3.1.1.1  Названия лиц, мотивированные какими-либо физическими качествами....................... 27

3.1.1.2  Названия лиц, мотивированные негативной оценкой каких-либо качеств характера 28

3.1.1.3  Наименования лиц по каким-либо действиям или вредным привычкам......................... 32

3.1.1.4  Сексуальные отклонения.............................................................................................................. 32

3.1.1.5  Наименования лиц с другой негативной мотивацией.......................................................... 32

3.1.2 Положительная оценка человека (мужчины или женщины)....................................... 33

3.1.2.1  Положительная оценка физических качеств человека......................................................... 33

3.1.2.2  Положительная оценка качеств характера............................................................................. 33

3.1.3 Названия женских лиц....................................................................................................................... 34

3.1.3.1  Женщины вообще............................................................................................................................ 34

3.1.3.2  Женщины по отношению к мужчинам...................................................................................... 34

3.1.3.3  Наименования женщин, мотивированные их наружностью и возрастем...................... 34

3.1.3.4  Наименования женщин, мотивированные их моральными а умственными качествами 35

3.1.4 Названия мужских лиц...................................................................................................................... 36

3.1.4.1  Мужчины вообще............................................................................................................................ 36

3.1.4.2  Наименования мужчин, мотивированные их наружностью и возрастом...................... 36

3.1.4.3  Наименования мужчин, мотивированные их моральными и умственными качествами 37

3.1.4.4  Мужчины по отношению к женщинам...................................................................................... 37

3.1.4.5  Обращения (в том числе и к женщинам)................................................................................... 37

3.1.5 Названия детей или родственников........................................................................................... 38

3.1.5.1  Ребята, подростки........................................................................................................................... 38

3.1.5.2  Родственники.................................................................................................................................... 38

3.1.6 Разговорные названия лиц по национальности................................................................... 38

3.1.7 Наименования лиц по профессии, принадлежности к каким-либо группам, по какому-либо виду деятельности............................................................................................................................................... 39

3.1.7.1  Профессия, рабочая деятельность, способ (в том числе нелегальный), как заработать деньги 39

3.1.7.2  Должность, позиция в трудовом коллективе, отношение к работе, способ работы... 40

3.1.7.3  Принадлежность к какой-либо группе (по особым взглядам, интересам)...................... 40

3.1.7.4  Студенты, школьники.................................................................................................................... 41

3.1.7.5  Нищие, бродяги, бедные люди.................................................................................................... 41

3.1.7.6  Другие деятельности...................................................................................................................... 41

3.1.8 Жаргонные выражения...................................................................................................................... 41

3.1.8.1  Армейский жаргон.......................................................................................................................... 41

3.1.8.2  Криминальный жаргон.................................................................................................................. 42

3.1.9 Другие наименования........................................................................................................................ 43

3.2  Классификация наименований лиц со стилистической точки зрения.......... 44

3.2.1 Функционально-стилистическая окраска............................................................................... 46

3.2.1.1  Разговорные выражения................................................................................................................ 47

3.2.1.2  Разговорно-сниженные выражения............................................................................................ 47

3.2.1.3  Просторечные выражения............................................................................................................ 48

3.2.1.4  Нецензурные выражения, вульгаризмы................................................................................... 49

3.2.1.5  Диалектные выражения, выражения русской народной речи........................................... 50

3.2.1.6  Жаргонизмы и другие социальные диалектизмы.................................................................. 51

3.2.2 Эмоционально-оценочная окраска............................................................................................. 53

3.2.3 Эвфемизмы, дисфемизмы................................................................................................................ 55

3.3  Классификация наименований лиц со словообразовательной точки зрения 57

3.3.1 Морфологическое словообразование....................................................................................... 58

3.3.1.1  Аффиксация....................................................................................................................................... 58

3.3.1.2  Сложение........................................................................................................................................... 76

3.3.1.3  Аббревиатуры.................................................................................................................................. 79

3.3.1.4  Безаффиксальный способ словообразования......................................................................... 80

3.3.2 Лексико-семантическое словообразование........................................................................... 82

3.3.2.1  Имена собственные, используемые в качестве имена нарицательные........................... 93

3.3.3 Конверсия................................................................................................................................................. 94

3.3.3.1  субстантивация прилагательных............................................................................................... 95

3.3.3.2  субстантивация причастий.......................................................................................................... 95

3.3.3.3  переход повелительного наклонения глаголов в существительные................................ 95

3.3.3.4  субстантивация местоимений...................................................................................................... 95

3.3.3.5  переход междометия в существительное................................................................................. 95

3.3.4 Каламбурные образования и искажённые слова................................................................ 95

3.3.5 Заимствованные и производные от них слова..................................................................... 97

3.3.6 Остальные слова................................................................................................................................... 98

3.3.7 Резюме..................................................................................................................................................... 101

3.4  Классификация наименований лиц с грамматической точки зрения......... 102

3.4.1 Категория рода................................................................................................................................... 102

3.4.2 Категория числа................................................................................................................................. 103

3.4.3 Неизменяемые названия лиц....................................................................................................... 103

3.4.4 Субстантивированные прилагательные и причастия.................................................... 103

4 Заключение..................................................................................................................... 104

5 Список использованной литературы.......................................................... 112

6 Словарь.................................................................................................. 114

 

Введение

 

       Раньше языковеды изучали преимущественно кодифицированный литературный язык, письменную речь, а в настоящее время они обращаются к человеку говорящему, к русской разговорной речи - живому языку, который можно услышать на улице. Одной из причин продолжительного равнодушия лингвистов к живой разговорной речи была, кажется, прежняя табуизация некоторых ненормативных выражений, а также сложившееся мнение о разговорной речи, как о чем-то «неважном», «несерьёзном», не заслуживающем внимания ученых. По этим же причинам на иностранных филологических факультетах или на курсах языков до сих пор почти не ведут занятия относительно русской разговорной речи.

В связи с тем, что область языка пока мало изучена и пособий для студентов, желающих прочитать что-либо о проблематике устной речи, имеется не много, мы решили заняться ей в настоящей дипломной работе. Точнее, мы попробовали сделать лингвистический анализ разговорной (или лучше «субстандартной») лексики. Так как вся область разговорной лексики необъятна, мы сосредоточились на область однословных выражений, называющих лица.

Надо напомнить, что в нашей работе мы изучаем не только выражения, входящие в область разговорной речи, но и выражения ненормативной лексики - просторечные, диалектные, жаргонные, а также нецензурные и бранные слова. Может быть, этот факт вызовет у некоторых людей сомнения или негодование, но, по нашему мнению, это также одна из частей языка, которая заслуживает внимание лингвистов. Ведь все люди когда-нибудь ругаются матом, если они хотят резко эмоционально выразить свое мнение, субъективную оценку чего-либо или отношение к кому- /чему-либо. Поэтому, если уж заниматься «субстандартной» лексикой, надо в ее рамки включить также вульгарные и бранные выражения.

С другой стороны, установить жесткую границу между стандартом и субстандартом затруднительно, особенно в лексике. В языке немало переходных явлений, поэтому в анализируемый языковой корпус включено некоторое количество слов и значений, которые хотя и относятся к литературной норме, но составляют ее периферию либо, даже находятся на границе между стандартом и субстандартом.

Собранный лексический материал мы выписывали из словарей русской разговорной речи и русской брани (см. список литературы). Удалось, по нашему мнению, собрать достаточно представительный, богатый и, с лингвистической точки зрения, довольно интересный материал - больше 1500 слов, называющих какое-нибудь лицо. Все эти выражения входят в так называемый общеэтнический лексикон - в область лексики известной и понятной большинству носителей русского языка. Все они перечислены в приложенном толковом словаре.

Суть работы представлена в ее специальной части - лингвистический анализ собранного материала с четырех разных точек зрения: тематической, стилистической, словообразовательной и грамматической. По ходу работы мы узнали, что собранная лексика интересна, прежде всего, со словообразовательной точки зрения, и именно этой теме мы уделяем особое внимание. Но так как в задании был предусмотрен анализ всесторонний, мы не меняли направление работы и сделали также анализ тематический, стилистический и грамматический. Именно по этой причине и по тому, что количество анализируемого материала очень большое, наша работа стала большой по объему.

Мы решили сосредоточиться, прежде всего, на практическом лингвистическом анализе собранных названий лиц, и поэтому теоретическая часть работы не так обширна. Нами была только сделана попытка на основе научных трудов известных русских лингвистов определить термины, которыми дальше пользуемся - что такое разговорная речь и разговорный стиль, какая между этими двумя понятиями разница, некоторое внимание уделяем ненормативной и нецензурной лексике, и небольшая статья посвящена именно названиям лиц. Теоретические размышления над областью словообразования, стилистики и др. мы решили не выделять, а поместить их в сам текст отдельных специальных глав.

Основная задача проведенного анализа - «заглянуть» в область разговорной и ненормативной лексики и на основе собранного материала показать основные процессы, происходящие в живом современном русском языке. Надеемся, что нам удалось хотя бы приблизиться к указанной цели и наша работа будет кому-то полезна при изучении разговорной сферы русского языка.



Теоретическая часть

           

Живая разговорная речь, которой мы в нашей работе занимаемся, всегда экспрессивно окрашена - говорящий стремится к выразительности, так или иначе отражающей его эмоциональное состояние, настроение, одобрение или неодобрение происходящего, вследствие чего им даются разнообразные ценностные, образные, игровые, комические и пр. характеристики окружающего мира и самого субъекта речи. Русский язык располагает широким набором средств для реализации этой естественной потребности говорящего, для репрезентации самых разных экспрессивных состояний и характеристик. Это и доказывает большое количество нами собранного лексического материала.

       К использованию экспрессивной лексики существует, разумеется, немало нормативных и функциональных ограничений. Например, в текстах строго научного и официально-делового характера принято воздерживаться от экспрессивных единиц и совершенно недопустимо использовать снижающие слова и обороты. Некоторые ограничения предполагает и публичная речь (средства массовой коммуникации), хотя в последнее время ситуация резко изменилась. Раньше в русской культуре сложилась традиция сдержанности и умеренности слова в публичной печати и в публичной речи - «непечатное слово» и «нецензурная брань» до недавно времени категорически не допускались. Новейшая публицистика отбросила большинство из привычных для читателя и слушателя нормативных, стилистических и этических ограничений и по выразительности и эмоциональной окраске максимально приблизилась к живой обыденной речи. Не редкими стали не только экспрессивы разговорной речи, но даже и прежде невозможные за пределами обыденной речи грубые, бранные, вульгарные речевые единицы.

       По-видимому, разговорная речь и ее элементы вытесняет в некоторых областях строго нормативную лексику и становится все более употребительной. В настоящих теоретических главах мы попробовали приблизить теоретическое определение таких понятий как «разговорная речь» и «нецензурная лексика», чтобы точнее определить языковую область, которой мы в нашей работе занимаемся.

 

 



Употребление разговорной речи и кодифицированного литературного языка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: