Эвфемизмы, дисфемизмы

 

Эвфемизм, это стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной; эвфемизмы нередко вуалируют, маскируют суть явления. Они чрезвычайно чувствительны к общественным оценкам тех или иных явлений как «приличных» и «неприличных».

Дисфемизм, это грубое или непристойное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, обычно используемое для замены других слов или выражений с целью придания им негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи.

Эвфемизмы и дисфемизмы в нашем материале очень редки:

1. эвфемизмы

бледи (эвфем. к «блядь»)

бледи (эвфем. к «блядь»)

запечатанная (девственница)

хер (о любом человеке)

хрен (эвфем. к «хуй»)

цукерман, рабинович, француз (о еврее)

2. дисфемизмы

длобоёб (бестолковый человек)

недаёбок (недоумок, придурок)

пиздастая (сексуально активная женщина)

3.3 Классификация наименований лиц со словообразовательной точки зрения [1]

            Словообразование играет большую роль в системе разговорной речи. Основные особенности разговорной речи (непринужденность, тесная связь с конситуацией и экспрессивность) обусловливают свободу действия словообразовательных моделей от строгих грамматических регламентаций, что усиливает сферу неузуального словообразования, делает значительной сферу экспрессивного словообразования, расширяет производство слов, создаваемых по требованиям данного акта общения, данной конситуации.

       Свойственная разговорной речи свобода от действия ограничений разного рода обнаруживается в активности индивидуального словотворчества. Пользуясь разговорной речью, люди ню редко творят слова. Такие образования разговорной речи связаны с породившей ее ситуацией и лишь в ней получают определенное осмысление. В нашем материале встречаются только такие слова, которые уже стали общеупотребительными, но некоторые из них получают конкретное значение только употреблением в контексте (см. гл. 3.3.1.1.1). Е.А. Земская приводит две основных цели, по которым люди создают новые слова: 1) Говорящий стремится к более краткому и/или простому способу выражения; 2) Говорящий шутит, острит.

       Однако, следует помнить, что кроме индивидуальных слов (такие слова вряд ли можно найти в словаре, с которого мы выписывали наш материал) разговорная речь порождает огромное количество слов обычных, используемых для номинации тех или иных лиц (предметов, явлений) и не рассчитанных на какой-либо эстетический эффект. Эти „обычные слова“ представляют ядро нашего материала.

       В нашем материале встречаются все способы образования новых слов, которые свойственны современному русскому языку, исключая лексико-синтаксическое словообразование. Специфическими для разговорной речи способами словообразования считаются универбация (см. гл. 3.3.1.1.1.5) и усечение (см. гл. 3.3.1.4.2). В кодифицированный литературный язык проникают лишь отдельные лексемы, произведенные этими словообразовательными способами, узаконенные узусом в силу длительной традиции употребления, между тем как в разговорной речи эти способы обладают высокой продуктивностью, и образование подобных слов - живой процесс (Земская, 1987).

       Типическая черта разговорной речи - большая экспрессивность. Очень многие производные слова наделены экспрессивностью. Вместе с тем среди производных слов разговорной речи есть такие, основное значение которых - служить целям экспрессивизации речи. Большая часть таких производных не имеет никакого другого значения, а лишь модифицирует значение производящего. Основной массив экспрессивных производных наделен оттенком сниженности и употребляется лишь при таких отношениях между говорящими, которые характеризуются особой близостью и допускают фамильярность (см. гл. 3.3.1.1.1.2).

 

 

Морфологическое словообразование

 

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - сложение, безаффиксальный способ словообразования и аффиксация.

Аффиксация

Аффиксация - наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный (742 слов), префиксальный (6 слов) и префиксально-суффиксальный (8 слов). Все эти аффиксальные способы словообразования встречаются в разговорной лексике. Слов, образованных с помощью какого-либо аффикса мы собрали всего 789.

Суффиксация

 

Суффиксация - словообразовательный способ, свойственный, прежде всего, существительным, и это подтверждают результаты анализа собранного материала.

В разговорной речи высокопродуктивны производные, в которых со словообразовательным элементом связано лишь какое-то общее значение, а конкретизация этого значения задаётся конситуацией и контекстом. Типичным примером таких производных являются разнообразные суффиксальные наименования лиц (Земская, 1987).

 

Примеры:

В конце 2003 года полтора десятка пилотов элитного подразделения авиации Израиля /…/ в открытом письме отказались от боевых вылетов на оккупированные территории. До последнего времени пилоты-" отказники " („те, которые отказались от вылетов“) скрывали свои лица от средств массовой информации.

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1084481820

 

Мама не захотела даже взглянуть на него. Его дом - кювез. /…/ Персонал отделения выхаживания каждую свободную минуту укачивает ничейного мальчика, мамы соседей по кювезам делятся смесями и памперсами. Он сейчас - единственный отказник („ребёнок, от которого отказались родители“) на весь перинатальный центр.

http://moikroha.ru/forums/index.php?showtopic=578

 

Шептун („советник“) для самозванца. Ющенко назначил Немцова своим советником.

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1108353900

Шептун („тот, кто шепчет“) же, Слава, приложил свои исстрадавшиеся губки к уху Посеева и стал шептать…

http://www.rvb.ru/mamleev/01prose/1novels/4bv/bv.htm?start=16&length=1

 

       В разговорной речи свободно создаются отглагольные и отсубстантивные образования. Специфическими для области разговорной речи являются производные от прилагательных - результаты т. наз. универбации. Универбацией принято называть способ образования слова на основе словосочетания, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания, так что по форме производное соотносится с одним словом, а по смыслу - с целым словосочетанием (Земская, 1987).

I. Наименования лиц по действию, характерному для лица или актуальному для момента речи

В основу имён лиц, мотивированных каким-либо действием, входят корни глаголов (в прямом или переносном значении). В эту группу мы включили всего 178 слов. Наиболее продуктивны существительные с суффиксами -л(а/о), -ал(а/о) и -ил(а/о) (39 слов), - (ль)щик (19 слов), -ун (18 слов), -(ль)ник (16 слов).

 

Примеры:

К тому же – вижу, что парень явный поддавальщик, через день с мутным глазом ходит.

http://litaratar.narod.ru/pages/page3-4.html

 

Шептун же, Слава, приложил свои исстрадавшиеся губки к уху Посеева и стал шептать…

http://www.rvb.ru/mamleev/01prose/1novels/4bv/bv.htm?start=16&length=1

 

Знакомый ехал по дороге не нарушая правил когда его подрезала маршрутка "Газель",он просигналил фарами водиле что тот неправ. Водила обогнал его и поставил маршрутку поперёк трассы и вылез с монтировкой.

http://www.lorri.europe.lv/a12.html

 

Список суффиксов:

-ак / -як: ДОЛБ-АК (< долбить); СЛЕД-АК (< следить); ШУСТР-ЯК (< шустрить)

-ак(а)/ -як(а): ПИС-АКА(< писать); ЕБ-АКА (< ебать); ЗАДАВ-АКА (< задаваться); БОj-АКА (< бояться)

-ант: ОТЪЕЗЖ-АНТ (< отъездить); ПОДПИС-АНТ (< подписать)

-арь: БУХ-АРЬ (< бухать); ЁБ-АРЬ (< ебать); СЫСК-АРЬ (< сыскать)

-ах(а): ДАВ-АХА (< давать)

-ач: НЮХ-АЧ (< нюхать); ПОРТ-АЧ (< портить); СТУК-АЧ (< стучать); ТРЕП-АЧ (< трепать); ТРУХ-АЧ (< трухать); ХОХМ-АЧ (< хохмить); ЩИП-АЧ (< щипать)

-аш: ТОРГ-АШ (< торговать)

-ашк(а) /-яшк(а): КАК-АШКА (< какать); ОЧАРОВ-АШКА (< очаровать); ПРИТВОР-ЯШКА (< притворяться)

-ень: ПОЕБ-ЕНЬ (< поебать)

-ец: ГОН-ЕЦ (< гонять); ЕЗД-ЕЦ (< ездить)

-ён(а): ГУЛ-ЁНА (< гулять)

-ёр: УХАЖ-ЁР (< ухаживать)

-ёх(а): РАСПУСТ-ЁХА (< распуститься)

-ик: ДУХАР-ИК (< духарить); ЖМУР-ИК (< жмурить); ПОДДАТ-ИК (< поддаться); ХЛЮПИК (< хлюпать носом)

-ин(а): СЕРЯТ-ИНА (< срать); ВРЕД-ИНА (< вредить)

-ист: ПРИКОЛ-ИСТ (< приколоть)

-к(а): РАСТОПЫР-КА (< растопырить); ЦАРАП-КА (< царапаться); ДРЮЧ-КА (< дрючить, дрюкать); ЧЕБУРАШ-КА (< чебурашить)

-идл(а): СТРАШ-ИДЛА (< страшить)

-л(а) / -л(о):

-ал(а) / -ал(о):

СООБРАЖ-АЛА (< соображать); ВЫШИБ-АЛА (< вышивать); ВООБРАЖ-АЛА (< воображать); ВЫПИВ-АЛА (< выпивать); ДАВ-АЛА (< давать); ДОСТАВ-АЛА (< доставать); ЗАБИВ-АЛА (< забивать); ЗАШИБ-АЛА (< зашибать); КИД-АЛА (< кидать); КАТ-АЛА (< катать); НАДУВ-АЛА (< надувать); ОБДИР-АЛА (< обдирать); ОБЖИР-АЛА (< обжираться); ПРИСТАВ-АЛА (< приставать); ПОДДАВ-АЛА (< поддаваться); ШИР-ЯЛА (< ширяться); ПОГОН-ЯЛА (< погонять)

ЗАЛИВ-АЛА / ЗАЛИВ-АЛО (< заливать); ПРИЛИП-АЛА / ПРИЛИП-АЛО (< прилипнуть); ПОДЛИП-АЛА / ПОДЛИП-АЛО (< подлипать); ПРИХЛЕБ-АЛА / ПРИХЛЕБ-АЛО (< прихлебывать)

ХАП-АЛО (< хапать); ПУГ-АЛО (< пугать); БУХ-АЛО (БУХ-ЛО) (< бухать)

-ил(а) / -ил(о):

ТЕМН-ИЛА (< темнить); МУДР-ИЛА (< мудрить); ГРОМ-ИЛА (< громить); ШУСТР-ИЛА (< шустрить)

МАЗ-ИЛА / МАЗ-ИЛО (< мазать); БУХТ-ИЛА / БУХТ-ИЛО (< бухтеть); ВОД-ИЛА / ВОД-ИЛО (< водить); ХАМ-ИЛА / ХАМ-ИЛО (< хамать, хавать); ЛЕП-ИЛА / ЛЕП-ИЛО (< лепить); ПЕРД-ИЛА / ПЕРД-ИЛО (< пердеть)

-л(о):

ТРЕП-ЛО (< трепать); ХАБ-ЛО (< хабать, хавать); ХАЙ-ЛО (< хаять); БРЕХ-ЛО (< брехать); БУХ-ЛО (БУХ-А-ЛО) (< бухать)

-лк(а): ПИЩ-А-ЛКА (< пищать); ТРАХ-А-ЛКА (< трахать); ХАБ-А-ЛКА (< хабать, хавать); ДАВ-А-ЛКА (< давать); ТАРАХТ-Е-ЛКА (< тарахтеть); КОВЫР-Я-ЛКА (< ковырять); РОД-И-ЛКА (< родить); МАЗ-И-ЛКА (< мазать); УЧ-И-ЛКА (< учить)

-ль: ХАХА-ЛЬ (< хахать, хохотать)

-(ль)ник:

ОХ-А-ЛЬНИК (< охаивать); ПЕРД-И-ЛЬНИК (< пердеть); ПОДЛИПА-ЛЬНИК (< подлипать)

ПОДЕЛЬ-НИК (< поделить); ВЫПЕНДРЁЖ-НИК (< выпендриваться); КОЛОБРОД-НИК (< колобродить); ОСЛУШ-НИК (< ослушаться); ОТТЯЖ-НИК (< оттягивать); ОТКАЗ-НИК (< отказаться); ПАСКУД-НИК (< паскудить); ПЛАТ-НИК (< платить); ПОВТОР-НИК (< повторять); ПОЛЮБОВ-НИК (< полюбить)

ПОБЕГ-УШ-НИК (< побеж-ать + уш + ник); ПОКАЗ-УШ-НИК (< показ-аться + уш + ник); ЗАКЛАД-УШ-НИК (< заклад-ывать + уш + ник)

-нь: СР-А-НЬ (< срать)

-ок: КАЧ-ОК (< качать); МОЛОТ-ОК (< молотить); НЕДОУМ-ОК (< недоумевать); ОБСОС-ОК (< обсосать); ПЛЕВ-ОК (< плевать); СВИСТ-ОК (< свистеть); ТОРЧ-ОК (< торчать)

-ох(а): ВЫПИВ-ОХА (< выпивать)

-тель: ПОДСИР-А-ТЕЛЬ (< подсирать); СДУВ-А-ТЕЛЬ (< сдувать)

-уг(а) / -юг(а): ХАП-УГА (< хапать); ВРЕДН-ЮГА (< вредить)

-ун: БРЕХ-УН (< брехать); ВЕЗ-УН (< везти); ДРИСТ-УН (< дристать); БЗД-УН (< бздеть); ЕБ-УН (< ебать); ЕЗД-УН (< ездить); НЕС-УН (< нести); ПАЧК-УН (< пачкать); ПЕРД-УН (< пердеть); ПИС-УН (< писать); ПОТАСК-УН (< потаскать); СВИСТ-УН (< свистеть); СЕР-УН (< срать); ТОПOТ-УН (< топотать); ТОПТ-УН (< топтать); ШАРК-УН (< шаркать); ШЕПТ-УН (< шептать); ССЫК-УН (< ссать)

-ух /-юх: ПИТ-УХ (< пить); ЛАБ-УХ (< лабать); БЗД-УХ / БЗД-ЮХ (< бздеть)

-ух(а) /-юх(а): СИК-УХА (СЕК-УХА) (< сикать); БАР-УХА (< барать); ПРИС-УХА (< присушить); КИР-ЮХА (КЕР-ЮХА) (< кирять)

-ухай: ВЕРТ-УХАЙ (< вертеть)

-уш(а): КОП-УША (< копаться)

-ушк(а): ПОБИР-УШКА (< побираться); ТРЕП-УШКА (< трепать)

-ц(а): ПРОПОЙ-ЦА (< пропить)

-чик: НАВОД-ЧИК (< наводить); НАКАТ-ЧИК (< накатать); ОТКАЗ-ЧИК (< отказаться)

-(ль)щик:

ТРАХ-А-ЛЬЩИК (< трахать); КАЙФОВ-А-ЛЬЩИК (< кайфовать); ПОДДАВА-ЛЬЩИК (< поддаваться); ПОТАКА-ЛЬЩИК (< потакать); ШИРЯ-ЛЬЩИК (< ширяться)

ПОДЕЛЬ-ЩИК (< поделить); ПРИКОЛЬ-ЩИК (< приколоть); КАНИТЕЛЬ-ЩИК (< канителить); ИЗМЕН-ЩИК (< изменить); ЗАТЫР-ЩИК (< затыривать); КАЛЫМ-ЩИК (< калымить); КЕРОСИН-ЩИК (< керосинить); ЛОМ-ЩИК (< ломить); ПОДЪЁБ-ЩИК (< подъёбывать); СТЫР-ЩИК (< стырить); ТУСОВ-ЩИК (< тусоваться); ХАЛТУР-ЩИК (< халтурить); ЧИН-ЩИК (< чинить); ВОЛЫН-ЩИК (< волынить)

-ыг(а): ЗАДР-ЫГА (< задрать)

-ыш: ВЫКОРМ-ЫШ (< выкормить)

-юк: ЕЗД-ЮК (< ездить)

-ючк(а): ВОН-ЮЧКА (< вонять)

-яг(а): ШУСТР-ЯГА (< шустрить); БЛУД-ЯГА (< блудить); ДОХОД-ЯГА (< доходить); РАБОТ-ЯГА (< работать)

           

 

II. Наименования лиц, образованные на основе существительных, обозначающих лица

 

Имена лиц, производные от существительных, обозначающих лица, в большинстве случаев

1) Лишь называют это лицо другим способом (иногда эти слова отличаются принадлежностью к разным сферам употребления): бандюга > бандюган (жарг.); брат > братан (обл.); бузотёр > бузотёрщик; друг > друган (разг.-сниж.).

2) Меняют грамматические категории производящего (род, число): шеф > шефиня, шефша; балерина > балерун; салага > салажня. В нашем материале встречаются эти суффиксы, обладающие способностью изменять грамматические категории существительного

а) суффиксы, меняющие мужской род существительного на женский: -ин(я) (шеф > шефиня), -их(а) (бомж > бомжиха), -к(а) (стукач > стукачка), -ниц(а) (психушник > психушница), -овк(а) (хрыч > хрычовка), -ун(ья) (пердун > пердунья), -ух(а) /-юх(а) (свистун > свистуха), -ушк(а) (хиппи > хиппушка), -чиц(а) (наводчик > наводчица), -ш(а) (учитель > учительша), -щиц(а) (дальнобойщик > дальбойщица);

б) суффикс, меняющий женский род существительного на мужской: -ун (пизда > пиздун);

в) суффиксы, образующие собирательные существительные: -в(а) (брат > братва), -ень (абита > абитень), -(ов)н(я) (салага > салажня; жид > жидовня), -от(а) (вошь > вшивота), -ьё (баба > бабьё).   

3) Модифицируют значение производящего (выражают положительную или отрицательную оценку, обозначают уменьшительность или увеличительность и т. п., несколько меняют или уточняют значение). Такие слова наделены экспрессивностью: бухарик - ласк. к бухарь; вреднюга - усил. к вредина; кобелёк - уменьш. к кобель. Сферу экспрессивного словообразования обслуживает целый ряд суффиксов, специфический для разговорной речи. Е.А. Земская приводит для примера этот перечень (неполный) суффиксов существительных: -яг(а), -юг(а), -ак(а), -ук(а), -ах(а), -ух(а), -уш(а), -ох(а), -ыш, -ул(я), -ун(я), -енци(я), -ун, -ач. Все эти суффиксы встречаются в нами анализированном материале (но не все слова, образованные посредством этих суффиксов, производные от существительных). Хотя эти суффиксы встречаются также в кодифицированном языке, их надо считать специфическими словообразовательными морфемами разговорной речи. Состав слов с данными суффиксами в кодифицированном языке ограничен - это отдельные лексемы, проникшие из разговорной речи. В разговорной речи эти суффиксы словообразовательно активны, с их помощью образуются целые серии слов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: