Экспериментальное изучение проблемы развития мышления младших школьников

Процедура проведения эксперимента

Для выявления эффективности использования в учебно-воспитательном процессе программы, направленной на развитие мышления младших школьников, мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление начального уровня развития мышления учащихся.

Второй этап эксперимента – формирующий – был направлен на разработку и апробацию программы, развивающей мышление у детей начальной школы.

    На третьем этапе – контрольном – нами был определен итоговый уровень развития мышления учащихся и проведен анализ полученных результатов.

    Задачи:

1. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития мышления детей.

2.  Разработать и апробировать на практике программу, развивающую мышление у детей начальной школы.

3. Сделать выводы о целесообразности использования такой программы в учебно-воспитательном процессе

       В исследовании принимали участие ученики 2 «А» класса (21 человек) Ремельской средней школы Столинского района Брестской области.

Описание используемых методик и констатирующего этапа эксперимента

Для выявления последующей динамики развития мышления младших школьников нам необходимо выявить начальный уровень развития с помощью психологических диагностик.

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство – найти в ученике то, что скрыто от других. С помощью диагностических методик учитель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения  [6, с.12].

Методика 1. «Кубик Рубика»  [18].

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

В методику входят девять заданий, вслед за которыми в скобках указано количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 минуту. Всего на эксперимент отводится 9 минут. Переходя от решения одной задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней кубика.

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).

Задание 2. На любой грани кубика собрать два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла)

Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла)

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика (0,9 балла)

Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-либо другой грани кубика (1,1 балла)

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета (1,3 балла)

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей грани кубика (1,5 балла)

Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика (1,7 балла)

Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же цвета (2,0 балла).

    Выводы об уровне развития:

· 10 баллов – очень высокий уровень;

· 4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень;

· 1,5 – 3,5 баллов – средний уровень;

· 0,3 – 0,8 баллов – низкий уровень.

Методика 2. Прогрессивные матрицы Равена  [18]

    Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Под наглядно-образном мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

    Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную вы­борку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (приложение 1).

    Ребёнку предлагается серия из 10 постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из 8 данных рисунков в качестве недостающей вставке к этой матрице, соответствующей её рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, соответствует её рисунку или логике распо­ложения его деталей по вертикали и по горизонтали.

    На выполнение всех десяти заданий ребёнку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количе­ство правильно решённых матриц, а также общее сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл.

    Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление начального уровня развития мышления, нами были получены результаты, занесенные в таблицы 1 и 2 (приложение 2).

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать следующие выводы:

· большая часть детей – 11 человек, что составляет 52,4%, имеют средний уровень развития наглядно-действенного мышления, 6 человек (28,6%) имеют высокий уровень развития и 4 человека (19%) – низкий уровень;

· по 4 младших школьника (по 19%) имеют высокий и низкий уровни развития наглядно-образного мышления, 13 детей, что составляет 62%, – средний уровень развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: