Анализ и описание полученных результатов

По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагно­стика для проверки того, насколько проведенная система занятий изменила уровень мышления ребят. По тем же методикам была проведена повторная психодиагностика. Результаты диагностики представлены в таблицах 3 и 4 (приложение 4).

На основании анализа этих таблиц мы можем констатировать следующее:

· 4 дошкольника, что составляет 19%, имеют очень высокий уровень развития наглядно-действенного мышления, 9 детей (42,9%) – высокий уровень развития, 8 детей (38,1%) – средний уровень развития;

· также 4 человека (19%) имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, по 8 детей (по 38,1%) – высокий и средний уровни развития, и 1 ребенок (4,8%) – низкий уровень.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлен в таблице 5.

                                                                                                  Таблица 5

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Уровни развития

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Наглядно-действенное мышление

Очень высокий - 4 (19%)
Высокий 6 (28,6%) 9 (42,9%)
Средний 11 (52,4%) 8 (38,1%)
Низкий 4 (19%) -
Очень низкий - -

Наглядно-образное мышление

Очень высокий - 4 (19%)
Высокий 4 (19%) 8 (38,1%)
Средний 13 (62%) 8 (38,1%)
Низкий 4 (19%) 1 (4,8%)
Очень низкий -  

Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей значительно повысился.

Динамику изменения уровней наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей мы представили на диаграммах 1 и 2.  

Диаграмма 1

Динамика изменения уровня наглядно-действенного мышления

Диаграмма 2

Динамика изменения уровня наглядно-образного мышления

 

Таким образом, полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития мышления младших школьников. Поэтому мы приходим к выводу об эффективности использованной в ходе эксперимента программы, направленной на развитие мышления у детей начальной школы.

Итак, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления уровень мышления детей младшего школьного возраста повышается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сов­ременный уровень развития общества и соответственно сведе­ния, почерпнутые из различных источников информации, вызы­вают потребность уже у младших школьников вскрыть причи­ны и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.

В первой части курсовой работы мы на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выяснили, что мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учеб­ной программой.

Вопрос об умственных возможностям младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда совре­менных исследовании выяснилось, что умственные возможно­сти ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е. при специальной методической организации обу­чения, младший школьник может усваивать абстрактный, тео­ретический материал.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Во второй части курсовой работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения в учебно-воспитательном процессе программы, направленной на развитие мышления младших школьников.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику развития мышления младших школьников. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная нами программа достаточно эффективна.

Таким образом, цель исследования – изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления уровень мышления детей младшего школьного возраста повышается – подтверждена.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся// Начальная школа. – 1994. - №11. – С. 10-14

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979

3. Блонский П.П. Педология. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991

6. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство // Начальная школа. – 1999. - №1. – С.11-14

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

8. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002

9. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления// Начальная школа. – 1985. - № 5

10. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984. – 220с.

11. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. – 320с.

12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

14. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев, 1987

15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.

16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

17. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986

18. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.3. – М., 1995

19. Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей младшего школьного возраста// Начальная школа. – 1998. - № 4. – С.10-14

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. – М., 1999

21. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.

22. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. – М., 2003

23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред.И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.

24. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 432с.

25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000

27. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988

28. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т.1: Психология ребенка и подростка. – М., 1987

29. Соколов В.Л. Развитие теоретического мышления младших школьников в квазиисследовательской деятельности на уроках математики// Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – С.16-26

30. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981

31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974. – 198с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

                                                                                         Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления (констатирующий эксперимент)

Фамилия и имя ребенка

Задание

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Антонова Инна + + + - - - - - - 1,5 С
Архипов Сергей + - - - - - - - - 0,3 Н
Бондарь Наталья + + + + + + - - - 4,8 В
Васильева Юлия + + + + - - - - - 2,4 С
Голубь Вероника + + + + - - - - - 2,4 С
Дудко Светлана + + + + + + + + - 8 В
Зинченко Евгений + + - - - - - - - 0,8 Н
Зубова Инна       + + + - - - - - - 1,5 С
Кулик Сергей     + + + + + - - - - 3,5 С
Костин Антон + + + + + + + - - 6,3 В
Кулевич Светлана + + + + + - - - - 3,5 С
Лисин Артем      + + + + + + + - - 6,3 В
Мельник Максим + + + + - - - - - 2,4 С
Нос Валерий + + - - - - - - - 0,8 Н
Портнова Марина + + + + - - - - - 2,4 С
Рощина Анастасия + + + + + - - - - 3,5 С
Столярова Юлия + + + - - - - - - 1,5 С
Силюк Марина + + + + + + + - - 6,3 В
Троцюк Виктория + + + + + - - - - 3,5 С
Фомин Владимир + + + + + + + + - 8 В
Яцкевич Светлана + + - - - - - - - 0,8 Н

 

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления (констатирующий эксперимент)

Фамилия и имя ребенка

Задание

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Антонова Инна + - + - - - + + - - 4 С
Архипов Сергей + + - - - - - - - - 2 Н
Бондарь Наталья + + + + + - - + + + 8 В
Васильева Юлия - + + - + + + - + - 6 С
Голубь Вероника + - - + - - - + + - 4 С
Дудко Светлана - + + + - - + - + + 6 С
Зинченко Евгений - - - + - - + - - + 3 Н
Зубова Инна       + - + - - + - - + + 5 С
Кулик Сергей     + - - + + - - + - + 5 С
Костин Антон - + + + + + + + + + 9 В
Кулевич Светлана + - + - - - - + + + 5 С
Лисин Артем      + - + - + + + + + + 8 В
Мельник Максим + + - + - - - + + + 6 С
Нос Валерий - - - - + - - - + - 2 Н
Портнова Марина + - + - - + - + - - 4 С
Рощина Анастасия - - + - - - + + + - 4 С
Столярова Юлия - + - + - - + + - + 5 С
Силюк Марина + + - - - + + + - - 5 С
Троцюк Виктория - + + - - + + + + + 7 С
Фомин Владимир + + + + + + + + - + 9 В
Яцкевич Светлана + - + - - - - - - - 2 Н

 

Приложение 3

Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления

Лабиринты

Задания на прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.

Примеры лабиринтов:

 

          

 

 

                     

 

Задачи со спичками

Игры и задачи со спичками – хорошая гимнастика для ума. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку.

Примеры игр со спичками:

«Пять квадратов»

От данных 5 квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата:

                                            

«Шесть квадратов»

17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы после этого осталось 3 таких же квадрата:

                                           

«Дом»

Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички:

                                      

«Спираль»

Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль. Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата:

                               

 

«Стрела»

Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось 8 равных треугольников:

                                  

 

Загадки

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.)

Гуляю по свету, Жду ответа, Найдешь ответ — Меня и нет. (Загадка) Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)  
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. (Собака) Сидит на окошке кошка, Хвост как у кошки, Лапы как у кошки, Усы как у кошки, А не кошка. (Кот)
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза) Два гуся — впереди одного гуся, Два гуся — позади одного гуся, И один гусь посередине. Сколько всего гусей? (Три)

 

У семерых братьев по одной сестрице.

Много ли всех?

(Восемь)

Два отца и два сына

Нашли три апельсина и разделили поровну.

Каждому досталось по целому. Как?

(Дед, отец, сын)

Кто носит шляпку на ноге?

(Гриб)

Что делает сторож, у которого на шапке сидит воробей?

(Спит)

Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

 

Исключение лишнего

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

 

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства); штопор (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

 

 

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

 

Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

 

Логические загадки и задачи

Загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?»

Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он ее оставляет и перевозит к волку капусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа заканчивается благополучно».

Задача «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?»

Ответ: «Один человек берет яблоко вместе с корзинкой».

 

 

Приложение 4

Таблица 3

Результаты диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления (контрольный эксперимент)

Фамилия и имя ребенка

Задание

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Антонова Инна + + + + - - - - - 2,4 С
Архипов Сергей + + + - - - - - - 1,5 С
Бондарь Наталья + + + + + + + - - 6,3 В
Васильева Юлия + + + + + + - - - 4,8 В
Голубь Вероника + + + + + + - - - 4,8 В
Дудко Светлана + + + + + + + + + 10 ОВ
Зинченко Евгений + + + - - - - - - 1,5 С
Зубова Инна       + + + + + - - - - 3,5 С
Кулик Сергей     + + + + + + + - - 6,3 В
Костин Антон + + + + + + + + - 8 В
Кулевич Светлана + + + + + + + + - 8 В
Лисин Артем      + + + + + + + + + 10 ОВ
Мельник Максим + + + + + + + 8 - 8 С
Нос Валерий + + + + - - - - - 2,4 С
Портнова Марина + + + + + - - - - 3,5 С
Рощина Анастасия + + + + + + + - - 6,3 В
Столярова Юлия + + + + - - - - - 2,4 С
Силюк Марина + + + + + + + + + 10 ОВ
Троцюк Виктория + + + + + + + + - 8 В
Фомин Владимир + + + + + + + + + 10 ОВ
Яцкевич Светлана + + + - - - - - - 1,5 С

 

Таблица 4

Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления (контрольный эксперимент)

Фамилия и имя ребенка

Задание

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Антонова Инна + - + - - - + + - - 4 С
Архипов Сергей + + - - - + - - - + 4 С
Бондарь Наталья + + + + + + + + + + 10 ОВ
Васильева Юлия - + + - + + + - + - 6 С
Голубь Вероника + - - + - - - + + + 5 С
Дудко Светлана - + + + + - + + + + 8 В
Зинченко Евгений - - - + - - + + - + 4 С
Зубова Инна       + + + + + + - - + + 8 В
Кулик Сергей     + - - + + + + + + + 8 В
Костин Антон + + + + + + + + + + 10 ОВ
Кулевич Светлана + - + - + + + + + + 8 В
Лисин Артем      + + + + + + + + + + 10 ОВ
Мельник Максим + + - + + + + + + + 9 В
Нос Валерий - + - - + - + - + - 4 С
Портнова Марина + + + - + + - + - - 6 С
Рощина Анастасия - - + - - - + + + + 5 С
Столярова Юлия - + + + - + + + + + 8 В
Силюк Марина + + + + - + + + + + 9 В
Троцюк Виктория - + + - + + + + + + 8 В
Фомин Владимир + + + + + + + + + + 10 ОВ
Яцкевич Светлана + - + - - - + - - - 3 Н

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: