Тема урока: Ветвление. Условный оператор

Класс: 8-9

Цели урока:

- образовательная: сформировать представление у учащихся о понятии ветвления, рассмотреть реализацию ветвления на языке Pascal;

- развивающая: формирование приемов логического и абстрактного мышления, развитие интереса к предмету;

- воспитательная: воспитание аккуратности, точности.

Тип урока: комбинированный урок (урок изучения новых знаний + урок применения полученных знаний на практике).

Оборудование: доска и мел, ПК с ОС Windows и среда разработки Turbo Pascal 7.0.

Базовые знания учеников: базовые знания синтаксиса языка Pascal.

План проведения урока:

Время Действия учителя Действия учеников Доска / экран
Орг. момент (1 мин) Приветствие, проверка отсутствующих Приветствие Дата, тема
Актуализация знаний (5 мин) Введение в тему занятия

Думают, внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя

См. конспект
Теоретическая часть (15 мин) Рассказ основной теории, побуждение к размышлению См. конспект
Практическая часть (15 мин) Дать задание, помочь с решением Решают задания учителя Практическое задание
Итог урока (2 мин) Задать наводящие вопросы, помочь сформулировать осн. Положения урока Сформулировать осн. положения урока  
Вопросы учеников (1 мин) Ответить на возможные вопросы Задают свои вопросы  
Домашнее задание (1 мин) Раздать д/з    

 

Подробный ход урока:

1. ОРГ. МОМЕНТ: Приветствие, проверка отсутствующих.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

3. [Дать ряд заданий на составление / решение логических выражений]

 Иногда действия зависят от того или иного условия. Например (примеры на доску):

· если воскресенье, то не идём на занятия;

· если дождь, то берём зонт, если нет, зонт не берём;

· если число отрицательное, то нельзя из него извлечь действительный квадратный корень;

· если знаменатель дроби равен нулю, то дробь вычислить нельзя, иначе – можно.

Приведите свои примеры таких ситуаций.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Выбор того или иного действия означает выбор той или иной "ветки". Ветвление – это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от условия выполняется та или иная последовательность действий. Запишите:

Ветвление – это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от условия выполняется та или иная последовательность действий.

Внимательно посмотрите на примеры ветвлений. На какие две группы их можно разделить? Верно, на те, которые оговаривают что будет если условие выполнится и что будет, если нет; и те, в которых говорится только про то что будет если условие выпонится/невыполнится. Первая группа называется полным ветвлением, вторая – не полным.

 

Особенность разветвляющихся алгоритмов состоит в том, что последовательность выполнения шагов алгоритма может изменяться.

За реализацию ветвления в языке Паскаль предусмотрен оператор ветвления. Он имеет вид (запишите + на доску):

if <логическое выражение> then

<операторы 1>

else

<операторы 2>;

Эта конструкция соответствует полному ветвлению. Обратите особое внимание на отсутствие знака ";" перед ключевым словом если. Правило действие конструкции: … [объяснить]

Сокращенная форма логического оператора, которая соответствует сокращенной форме ветвления имеет вид (запишите + на доску):

if <логическое выражение> then

<операторы 1>;

Обратите внимание, что в данном случае точка с запятой у оператора 1 ставится. Правило действия конструкции: … [объяснить]

Управляющие конструкции if можно вкладывать друг в друга.

Чтобы было понятнее, решим такую задачу:

Пусть необходимо для заданного Х вычислить значение А по формулам:

   A= –Х, если Х < 0

  X = X * 2; А = Х – 3;, в противном случае

If x < 0 then

             A:= -X

Else

Begin

       X:= X * 2;

       A:= X – 3;

End;

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

[Задания выполняются учащимися индивидуально. Работа может проводиться как на компьютере в системе программирования Pascal, так и в тетрадях]

Задача 1. Определить, какое из двух чисел больше.

write(’Введите два числа: ’);

readln(B,D);

if D<B then write(’первое число больше’);

if D>B then write(’второе число больше’);

if D=B then write(’числа равны’);

Задача 2. Является ли целое число однозначным.

write(’Введите целое число: ’);

readln(E);

if abs(E)<=9 then write(число однозначное)

else write(число неоднозначное);

  Задача 3. Делителем каких из трёх любых целых чисел является число 7.

write(’Введите целые числа A,B,C: ’);

readln(A,B,C);

if (A mod 7)=0 then writeln(’7 делитель ’, A) else writeln(’7 не делитель ’, A);

if (B mod 7)=0 then writeln(’7 делитель ’, B) else writeln(’7 не делитель ’, B);

if (C mod 7)=0 then writeln(’7 делитель ’, C) else writeln(’7 не делитель ’, C);

Задание 4. Записать проверку того, что точка с координатами (X,Y) лежит на координатной плоскости:

1. в третьей четверти;

2. на оси Х;

3. является началом координат;

4. не лежит в первой четверти;

5. лежит либо во второй либо в третьей четвертях;

6. лежит внутри параболы у=х^2-4 под осью Х;

7. лежат на окружности с центром (0,0) радиусом r;

8. числа x и y лежат вне окружности с центром (0,0) радиусом r.

  Задание 5. Запишите в виде условия:

1. число а является квадратом целого числа n;

2. число x содержит не более трёх цифр;

3. сумма двух последних цифр равна 7;

4. число а не является двухзначным отрицательным.

6. ИТОГ УРОКА:

Подведем итоги, скажите своими словами:

- Что такое ветвление?

- Назовите основную особенность разветвляющихся алгоритмов?

- Как реализуется ветвление в языка Pascal?

- Какие виды условных операторов вы знаете?

7. ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Знание основных определений по теме урока.

2. Выполнение заданий из практической части, которые не были сделаны в классе

Приложение 6.

Дидактическая игра "Весёлые крестики-нолики"

Цель урока:

  Обучающая:       -проверка знаний
                                - повышение интереса к изучению предмета
                                - воспитание навыка быстрого мышления

Развивающая:  - развитие творческой активности учащихся
    - развитие познавательных интересов

Воспитывающая -коллективная работа в микро группах
                    - ответственность за коллективное решение

Тип урока: Закрепление полученных знаний

Задачи урока: четкая организация работы в микрогруппах
обобщение ЗУН в игровой форме

Знать:                 1. Понятие алгоритма

2. Виды алгоритмов

3. Понятие пошагового исполнения алгоритма

Уметь:    1. Быть "исполнителем" алгоритмов

2. Анализировать полученные результаты

3. Достигать цели с минимальными затратами

4. Выполнять задания в коллективе

Методы: 1. Игровой
2. Наглядный
3. Иллюстративный.

4. Поисковый

 

Формы организации учебной деятельности: групповая

 

Две команды по 5-6 человек. Все парты немного сдвинуты назад. Около доски две парты для выполняющих задания.

 


 

                                                                             ДОСКА

КРЕСТИКИ                                                                               нолики

     


                                                                                                                                                      

                                                                                                            

  Учитель. Сегодня мы с вами проводим урок - дидактическая игра “Веселые крестики – нолики” по теме “Линейные и циклические программы и алгоритмы”. На этом уроке мне бы хотелось посмотреть как вы:

- понимаете что такое исполнитель, алгоритм, линейные и циклические программы;

- умеете записывать на алгоритмическом языке алгоритмы линейной и циклической структуры;

- умеете разрабатывать и исполнять алгоритм на основе модели (задачи).

Итак, начнем урок с того, что вспомним некоторые теоретические моменты уже изученных нами тем. Задание для вас следующее: на парте у каждой группы лист, на этом листе написаны тексты заданий. Есть набор карточек с ответами, причем есть ложные карточки, которые нужно положить сверху этих заданий. Одна группа работает на доске.

1. Программа – запись ……. на языке конкретного исполнителя.

2. Последовательность действий, допустимых для исполнителя, это …………

3. Общий вид, какой команды записан:

                Повторить (…) раз

              Конец

4. Поверьте, верна ли система команд исполнителя "Черепаха":

                             подними перо










Опусти хвост

                              вперед

                              назад

                              вправо

                              вниз

                              подними хвост

5. Продолжите определение: линейная программа – это…………

6. Какая формула используется для расчета угла поворота

      при построении "звезд", если количество углов нечетно?

Начало. К доске выходит Вовка из Тридевятого царства..

- Эй, вы двое из Ларца,

Одинаковы с лица,

Ваша помощь пригодится,

Помогайте мне трудиться.

- Мы здесь! (выходят два молодца)

- Короче, хочу научиться выигрывать в крестики-нолики. Ну, давайте, учите.

На доске нарисовано:

 

 


- Легко! (начинают лепить крестики и нолики где попало, не считаясь с очередностью)

Дело почти доходит до драки.

Вовка:

- Идите отсюда, ничего вы не знаете! Ну, ничего, чтоб царя обыграть, придумаю-ка я свои крестики-нолики. Что сидите и смотрите? Сейчас мне помогать будете. Я буду давать вам задания. Будете у меня соревноваться. Какая команда в задании выиграет, та команда и будет иметь право поставить свой знак в любую клеточку – крестик или нолик. А победит та команда, которая к концу игры будет иметь больше заполненных клеточек. Вот вы будете крестиками, а вы ноликами. Эй, двое из Ларца, раздать эмблемы!

   (Двое раздают эмблемы)

Вовка. Вычеркнув то, что не так,

         Получите результат.


Задание

Даны программы. Вычеркнуть те команды, которые принадлежат другому исполнителю, придайте программе циклический вид, получите результат программы (дети работают на плакатах, решение вывешивается на доску).

Для крестиков:

Начальное число 0.

 Программа

Прибавь 1

Прибавь 1

Вычти 1

Прибавь 1

Раздели на 2

Умножь на 2

Умножь на 2

Прибавь 1

Раздели на 2

Прибавь 1

Умножь на 2

Конец программы

 

Для ноликов:

Начальное число 122

Программа

Раздели на 2

Вычти 1

Раздели на 2

Раздели на 2

Прибавь 1

Вычти 1

Конец программы

  Задание 2   

Вовка. В от команды вам, ребятки!

               Быстро стройтесь по порядку!

Даны команды, расставить их в нужном порядке и дать название алгоритму. К доске выходит столько человек от каждой команды, сколько команд в задании. Им выдаются карточки с командами.

Для крестиков:

Достать ключ из кармана

Вставить его в замочную скважину

Повернуть 2 раза влево

Вынуть ключ из замочной скважины

Открыть дверь

Для ноликов:

Подойти к ларьку

Достать кошелек

Вынуть из кошелька 10 рублей

Купить шоколадку

Съесть ее

Задание 3

 

Напишите программу с использованием цикла, при помощи которой вы получите следующее изображение. Используйте исполнитель "Робот". (дети работают на плакатах, решение вывешивается на доску).

Для крестиков:                                    Для ноликов:                                                                 

Задание 4

Вовка. П олучите число и сделайте так,

                Чтобы там было не больше указанных команд.

Для крестиков:

Переведите кузнечика из точки 4 в точку 21. Для этого составьте:

1) линейную программу, чтобы она содержала не более 5 команд;

2) циклическую программу.

Программа

Вперед 7

Вперед 7

Назад 2

Назад 2

Вперед 7

Конец программы

Для ноликов:

Переведите кузнечика из точки 0 в точку 17. Для этого составьте:

1) линейную программу, чтобы она содержала не более 5 команд;

2) циклическую программу.

Программа

Вперед 7

Вперед 7

Вперед 7

Назад 2

Назад 2

Конец программы

 

 

 Задание 5

Что получится в результате выполнения программы:

(команды работают на плакатах, затем обмениваются решениями и проверяют их).

 

Для крестиков:                                                   Для ноликов:  

Программа                                                                  Программа

Назад (2)                                                                    Повторить(57) раз

Повторить(59) раз                                               Вперед (3)

Вперед (3)                                                                  Конец

Конец                                                                         Назад (2)

Конец программы                                                     Конец программы    

 

Для крестиков:

программа

Опусти хвост

Повторить (5) раз

Вперед (5)

Вправо (45)

Вперед (5)

Влево (90)

Вперед (5)

Вправо (45)

Конец

Конец программы

Для ноликов:

Программа

Опусти хвост

Повторить (5) раз

Вперед (5)

Влево (45)

Вперед (5)

Вправо (90)

Вперед (5)

Влево (45)

Конец

Конец программы

Задание 6

Вовка    Выясняем мы без страха,

              Чья быстрее Черепаха.

Напишите программу с использованием цикла, при помощи которой вы получите следующее изображение (работа на компьютере).

Для крестиков:                                                   Для ноликов:                                                                                                  

Для выполнения этого задания вам необходимо еще раз вспомнить систему команд данного исполнителя; и каким образом вычисляется угол поворота при построении правильных многоугольников.

Задание 7

Даются карточки. Нарисовать, что получится в результате выполнения данной программы (в ходе работы ребята могут общаться между собой)

Для крестиков:

Программа

Опусти перо

Переведи в точку (0,2)

Сдвинь на вектор (2,-2)

Переведи в точку (0,0)

Конец программы

 

Для ноликов:

Программа

Переведи в точку (3,1)

Опусти перо

Переведи в точку (3,2)

Сдвинь на вектор (-1,-1)

Переведи в точку (3,1)

Конец программы                  

                               Подведение итогов:

Подсчитывается количество крестиков и ноликов, полученных группами в результате работы (это видно на доске), ставится оценка группам.

Сегодня на уроке вы показали не только знание теоретического материала, но и умение применить его для решения задач.

Приложение 7.

Урок-соревнование по теме “АЛГОРИТМЫ”

Класс: 8.

Цели урока: повторить пройденный материал VIII класса и систематизировать основные теоретические положения курса; повысить интерес школьников к курсу информатики и учебному труду; развить коммуникативные навыки учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: