Исходные данные для факторного анализа производительности труда

Рис. 1.2. Структура управления предприятия

 

Отдел снабжения обеспечивает хлебозавод бесперебойным снабжением сырья, материалов, топлива и т. д., обеспечивает их хранение, контролирует и регулирует состояние запасов материалов. Главными задачами отдела снабжения является ускорение оборачиваемости материальных ресурсов, улучшение организации складского хозяйства, организация централизованного завода сырья и материалов.

Отдел сбыта занимается улучшением спроса и поиском рынка сбыта на продукцию через радио, телевидение, печать. Начальник отдела сбыта принимает непосредственное участие в заключении договоров на поставку продукции, осуществляет контроль за реализацией своевременных поставок продукции в торговлю в заказанном ассортименте и объеме, за соблюдением действующих условий поставки продукции. Начальник отдела сбыта контролирует работу склада готовой продукции – экспедиции.

Планово-экономический отдел совместно с бухгалтерией и другими подразделениями разрабатывает мероприятия по повышению эффективности производства, экономически обосновывая их целесообразность. В центре внимания планово-экономического отдела находятся вопросы по организации труда и управления: внедрение типовых проектов рабочих мест, определение норм выработки и расценок, калькуляция продукции, контроль расходования ФЗП и материальное поощрение, правильность применения форм и систем зарплаты.

Учет использования средств предприятия осуществляет бухгалтерия. Этот отдел ведет работу в области финансовых взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями заводской продукции и финансовыми органами.

Непосредственная связь между юридическим отделом и всеми другими отделами осуществляется через разработку документов правового характера и правовую помощь. Юрист предприятия участвует в рассмотрении вопросов дебиторской и кредиторской задолженности, принимает меры для ее ликвидации.

Мероприятия по охране труда и технике безопасности осуществляет инженер по ТБ и НОТ. Под его руководством разрабатываются проекты планов и мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.

Контроль за технически правильную и бесперебойную эксплуатацию оборудования осуществляет механическая служба. Она следит за своевременным и качественным ремонтом печей, поточных машин, котлов и т. д., контролирует расход средств на ремонтные работы в соответствии со сметами.

Регулированием хода производства руководит начальник производства. Он обеспечивает ритмичности выпуска продукции в соответствии с заявками, поступающими с экспедиции в ассортименте, согласно заключенных договоров о поставках, контролирует подготовку производства к выпуску новой продукции, состояние и комплектность печей.

Контроль за качеством готовой продукции ходом всего технологического процесса осуществляет производственно-техническая лаборатория (ПТЛ). В лаборатории проверяют соответствие стандартам, технологическим условиям, удостоверениям качества поступающего на предприятие и непосредственно в производство основного сырья (муки) и вспомогательных материалов, определяют влажность и хлебопекарные свойства муки, дают заключение о качестве муки и готовой продукции.

За состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка следит отдел кадров. Отдел также ведет работу по набору рабочей силы, учету и отчетности на хлебозаводе.

Все отделы подчиняются и согласуют свою работу на прямую с директором предприятия.

В производственном плане предприятие состоит из действующих производственных подразделений, которые непосредственно связаны с выработкой продукции.

Совокупность производственных подразделений (цехи, участки, где непосредственно изготавливается продукция, склады, лаборатория, мастерские, энергетическое хозяйство и др.), их количество и состав определяют производственную структуру предприятия. Структура предприятий и его подразделений устанавливается предприятием самостоятельно. К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относятся характер продукции и технология ее изготовления, масштаб производства, степень специализации производства внутри предприятия.

На предприятии существует бесцеховая структура. Основным производственным подразделением является участок (рис.1.3.). Основные производственные участки, где осуществляется производственный процесс по превращению сырья и полуфабриката в готовую продукцию (муки – в тесто, теста – в готовый выпеченный хлеб), вырабатывают продукцию, определяющую основное назначение предприятия.

Вспомогательные производственные участки осуществляют такую деятельность, которая создает условия для нормальной, эффективной работы основных участков. Обслуживающие участки и хозяйства выполняют работу по МТО основного производства. Все производственные отделения на хлебозаводе тесно и синхронно связаны между собой. Сырье и полуфабрикаты перерабатываются путем последовательной передачи их с одного производственного участка на другой.

Рис. 1.3. Производственная структура предприятия

Производственная структура предприятия не является постоянной. В результате внедрения новой техники и технологии она постоянно совершенствуется, изменяется количественное соотношение между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами, сохраняются отдельные подразделения. Изменение происходит и внутри основных структурных подразделений.

От состава производственных участков предприятия и их специализации, от соотношения между его основными и вспомогательными подразделениями зависит степень использования оборудования и производственной площади, состояние грузопотока, квалификационный состав и численность работников, себестоимость продукции, уровень производительности труда и эффективность производства.

 

1.3. Технология производства

Производственный процесс на предприятии – это совокупность действий, в результате которых сырье и материалы (мука, соль, дрожжи и др.) превращаются в готовую продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия). Производственный процесс состоит из рабочих процессов, представляющих собой совокупность производственных операций.

В зависимости от способа выполнения на предприятии различаются следующие операции:

q машинные, выполняемые машинами под наблюдением рабочих;

q машинно-ручные, выполняемые машинами при непосредственном участии рабочих;

q ручные, выполняемые рабочими без применения машин.

Соотношение различных видов операций в их общем объеме составляет структуру производственного процесса. В основном производстве наибольший удельный вес составляют машинные операции, в производстве сухарей – машинные и машинно-ручные операции, в мини-пекарне (производство хлебобулочных изделий) – на первом месте занимают ручные операции, а затем машинно-ручные и машинные.

В целом по производству структура производственного процесса выглядит следующим образом: на машинные операции приходится около 50% всех операций, а на машинно-ручные и ручные – по 25%.

Применение того или иного метода организации хлебопекарного производства зависит от объема и номенклатуры ассортимента продукции, уровня специализации производственных участков.

Специализация деятельности предприятия по выпуску определенной продукции создало предпосылки для разделения труда внутри предприятия, то есть для внутризаводской специализации путем организации специализированных участков и производств.

На предприятии действует три специализированных цеха по производству продукции, это:

1. цех основного производства – по выпечке хлеба;

2. цех по производству сухаря;

3. цех по производству булочных изделий.

Производство хлеба осуществляется поточным методом. На линии в течении суток вырабатывается несколько сортов хлеба.

Для характеристики уровня организации и культуры производства необходимо знать величину производственного цикла – период времени с момента подготовки основного и дополнительного сырья до сдачи готовой продукции в хлебохранилище.

Длительность цикла хлебопекарного производства зависит от вырабатываемого ассортимента хлебных изделий, но не превышает 6-8 часов. Основными путями сокращения длительности производственного цикла в хлебопечении являются совершенствование технологии, приготовления теста путем ускорения его созревания в результате применения тестомесительных машин интенсивного замеса теста; увеличение дозировки пекарных дрожжей; применение молочной сыворотки, органических кислот, ферментах и других препаратов.

Для обеспечения выпуска хлебобулочных изделий высокого качества и необходимом количестве и ассортименте, выполнения установленных норм выхода готовых изделий и строгого соблюдения технологической дисциплины производства на предприятии производственно-технологической лабораторией разрабатывается технологический план. При его составлении рассчитывают технологические нормативы по каждому запланированному к выработке сорту изделий и по печам, закрепленным к этим сортам, а также проводят расчеты использования хлебопекарного оборудования (мукопросеивателей, дозировочной аппаратуры, тестомесительных машин с подкатными порционными дежами или тестоприготовительных агрегатов, тестоделительных и тестоформовочных машин, конвейерных шкафов расстойки теста и транспортных механизмов).

В своей работе лаборатория руководствуется нормативно-технологической документацией: ГОСТами, дополнениями и изменениями к ним, технологическими инструкциями и унифицированными (нормативными) рецептурами и другими технологическими документами. На основании утвержденных технологических инструкций и рецептур для каждого сорта изделий составляется производственная рецептура, уточняется режим приготовления данного сорта и рассчитываются технологические нормативы.

При приготовлении теста в подкатных дежах или в бункерных агрегатах с периодическим замесом теста производственная рецептура составляется на одну дежу. В основу ее расчета берется нормативная рецептура, установленная на 100 кг муки, геометрический объем дежи, возможная загрузка ее мукой.

В производственной рецептуре указываются следующие данные: дозировка муки и другого сырья, расход воды (из расчета средней влажности муки и сырья), температурный режим, продолжительность каждой стадии технологического процесса (табл. 1.1.).

 

Таблица 1.1.

Рецептура и технологический режим приготовления теста на 100 кг муки для подового хлеба из муки пшеничной 1 сорта массой 0,65 кг. Тесто готовится опарным способом. Выход 124,1 кг

Сырье и показатели технологического режима Ед. измер. Опара Тесто
Масса Кг 50 5
Вода Л 30 14,7
Дрожжи прессованные Кг 1 -
Соль Кг - 1,3
Начальная температура С0 28 30
Продолжительность брожения Мин 240 90
Конечная кислотность - 4 3,5
Влажность % 48 44

Рецептура по каждому сорту ежедневно корректируется в лаборатории с учетом количества перерабатываемых партий муки, результатов пробных выпечек и других факторов (качество дрожжей, заквасок, температура натурального воздуха).

В целях обеспечения выработки качественной продукции на предприятии организуется контроль технологического процесса. Он включает проверку выполнения рецептур, всех кусков теста, продолжительности расстойки и режима выпечки, укладки готового хлеба; определение качества полуфабрикатов, минутного расхода основного и дополнительного сырья, количественных показателей технологического процесса; выполнения технологического режима по кислотности, температуре и продолжительности брожения.

В технологический план хлебозавода также входит расчет потребности в вагонетках для хранения хлеба при условии, что хлебохранилище и экспедиция должны вмещать четырехчасовой запас хлебобулочных изделий.

Помимо расчета потребностей в основном технологическом оборудовании при составлении технологического плана хлебозавода проводятся расчеты потребности в производственном инвентаре, разрабатывается график очистки и мойки оборудования.

 

1.4. Характеристика выпускаемой продукции

Производственный ассортимент ОАО "Бикинхлеб" включает следующие группы хлебобулочных изделий:

- хлеб, в том числе:

- хлеб Дарницкий,

- хлеб белый 1, 2 сортов,

- хлеб Ново-Украинский,

- Хлеб Подольский,

- Хлеб Кишиневский,

- Хлеб высшего сорта,

- Хлеб столовый,

- Хлеб столичный,

- Хлеб Минский.

- Булочные (10 наименований)

- Пирог (7 наименований)

- Сухарь (2 наименования)

- Кондитерские (10 наименований)

Наибольший объем в выпуске продукции занимает хлеб. ОАО "Бикинхлеб" выпекает хлеб весом 0,4-0,6 кг. из муки пшеничной высшего, первого и второго сорта. Также производится хлеб смешанных сортов, например:

- хлеб Кишиневский - первый и второй сорт,

- хлеб Минский - высший сорт и мука ржаная обдирная.

В состав продукции хлебозавода входит также сухарная продукция двух видов:

- сухарь "Армейский" - вырабатывается из хлеба, путем нарезки и сушки в духовочном шкафу. (Данный вид продукции в розничную сеть не поступает, а реализуется воинским частям).

- булочные сухарики - изготавливаются из булочных изделий, путем нарезки и сушки в духовом шкафу.

Кондитерские изделия предприятия включают: пряники, пирожные, торты в ассортименте.

 

2. Методы и приемы анализа

Экономический анализ – наиболее действенная форма контроля за выполнением предприятием необходимых нормативов, выполнения скрытых ресурсов, путей повышения экономической эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов и т. д.

Анализ означает расчленение, разложение сложного на отдельные составные элементы. Аналитическое расчленение целого, сложного не может быть самопроизвольным, оно проводится с учетом специфики анализируемого объекта, что позволяет выявить его главные стороны.

Основная цель экономического анализа – изучить хозяйственные производственные процессы за отчетный период и в ходе их выполнения прогнозировать развитие на перспективу. Успех хозяйственной деятельности производственного предприятия зависит от правильных и своевременно принятых управленческих решений, что невозможно без глубокого и всестороннего анализа.

Перед экономическим анализом стоят следующие задачи: обоснование реальности плановых показателей на перспективу, контроль и всесторонняя оценка выполнения плановых заданий по объему, количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции, оценка эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, контроль за их рациональным использованием, за соблюдением режима экономии, требований хозяйственного расчета, изыскание резервов повышения экономической эффективности и улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Объектами экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятия, формирующиеся под влиянием разнообразных объективных и субъективных причин (факторов) и получающие соответствующее отражение в системе экономической учетно-отчетной информации.

Наиболее ответственный момент в экономическом анализе – определение конкретных объектов исследования, которыми могут быть все стороны деятельности (производственная, сбытовая, заготовительная и др.) или только отдельные из них, что позволит дифференцировать экономический анализ как полный (сплошной) или как частичный (выборочный).

Экономический анализ должен быть конкретным, целенаправленным, оперативным, действенным, систематическим, объективным и достоверным. Результаты любого, а тем более экономического анализа зависят от научности метода, положенного в основу его проведения.

В зависимости от целей, задач, времени проведения различают предварительный, текущий и периодический анализ. Все виды анализа должны проводиться в органической взаимосвязи и систематически, по заранее составленному плану.

Конкретное содержание анализа хозяйственной деятельности раскрывается при характеристике его составных элементов.

Экономический анализ осуществляют поэтапно. На первом этапе выясняют предварительные результаты работы предприятия по основным показателям (объем выпуска, объем продаж, себестоимость и др.), то есть оценивают степень выполнения плана. На втором этапе анализ углубляется, детализируется, например, объем выпуска рассматривается по видам продукции, выявляются факторы (причины), степень и характер их влияния на выполнение плановых заданий.

Заключительный этап анализа – обобщение результатов, разработка соответствующих выводов и предложений, мероприятий по устранению выявленных недочетов, улучшению деятельности анализируемого предприятия.

Экономический анализ необходимо проводить, используя всю совокупность качественной информации по изучаемым вопросам. Объем и источники информационных данных зависят от целей и места проведения, времени, за которое осуществляется анализ. Для анализа могут быть использованы как планово-учетные (плановые и нормативные показатели, фактические данные оперативной и бухгалтерской, статистической отчетности), так и внеучетные (материалы документальных ревизий, протоколы производственных совещаний, профсоюзных собраний по анализируемым вопросам, материалы личного собеседования с работниками, приказы и распоряжения, объяснительные и докладные записки и т. д.) источники информации. Комплексное использование всех доступных форм информации позволяет всесторонне и детально проанализировать хозяйственную деятельность предприятия, дать ей объективную оценку.

Чтобы вскрыть причинную связь факторов, изучить их влияние на анализируемый показатель, в экономическом анализе используются относительные и средние величины, приемы группировки, сравнения, балансовой увязки, цепные подстановки, индексный и различного рода экономико-математические методы.

Относительная величина – это результат сравнения абсолютных величин, выраженный в виде частного от деления одной величины на другую, принятую за базу сравнения.

Нередко в экономическом анализе применяют и относительные величины структуры, характеризующие доли (удельные веса) составных элементов в изучаемой совокупности, например, удельный вес производства хлеба в общем объеме выпуска, суммы фонда заработной платы в составе себестоимости и др.

Для объективной оценки темпов роста, динамики выполнения таких плановых показателей, как объем выпуска, себестоимости и другие, в экономическом анализе широко применяют индексы цен.

Индекс цен – относительный показатель изменения общего уровня цен определенной группы товаров за отчетный период по сравнению с предыдущими периодами.

Часть при анализе количественных признаков абсолютных величин применяются средние арифметические, геометрические и хронологические.

Средние величины применяют при сравнительном анализе. При анализе показателей работы предприятия отчетные данные базисного года сравнивают с данными прошлых лет, с данными других предприятий, средними данными по отрасли в районе и пр.

Прием сравнения соответствующих показателей позволяет вскрыть положительные и отрицательные факторы, степень их влияния на анализируемые показатели, выявить рентабельные и нерентабельные предприятия, повысить экономическую эффективность работы за счет распространения и внедрения передового опыта.

Обязательная составная часть анализа – прием группировки информационных данных. Он позволяет определить как положительные, так и отрицательные элементы в работе предприятия. При этом применяются взаимосвязанные, общепринятые и установленные приемы группировки.

Для изучения характера и степени влияния отдельных факторов на соответствующий показатель используют цепные подстановки, но при условии, что зависимость между изучаемыми показателями имеет математическую определенность, то есть выражена в виде прямой или обратной связи.

Сущность приема цепных подстановок сводится к тому, что из всей массы факторов, действующих на анализируемый показатель, выделяют основные, обуславливающие отклонение от плана. Если отклонения зависят от двух и более факторов, их влияние устанавливают в строгой последовательности. В первую очередь определяют влияние количественных, а затем качественных показателей. Использование приема цепных подстановок предусматривает составление разработочных таблиц, по данным которых рассчитывают все необходимые показатели.

Таким образом, смысл цепной подстановки сводится к последовательной замене плановой (базисной) величине каждого фактора фактической (отчетной). Основной недостаток этого приема – изменение последовательности подстановок может повлиять на результат и привести к необъективности выводов.

Корреляционно-регрессионный метод применяется в тех случаях, когда между изучаемыми показателями нет четко выраженной зависимости.

Корреляционно-регрессионный анализ можно использовать для изучения влияния объема продаж на уровень себестоимости (парная корреляция), групповой структуре объема продаж на уровень себестоимости (множественная корреляция). При помощи этого приема можно проанализировать производительность труда, численность штатов, в зависимости от объема продаж, структуры рецептуры и других факторов.

Заключительный этап экономического анализа – обобщение его результатов. При обобщении результатов анализа получают общую систему экономических показателей, характеризующих все виды хозяйственной деятельности аптечной сети. В систему могут входить следующие показатели: стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу планирования, учета и анализа измерителей, количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона хозяйственной деятельности анализируется, объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношений. Эти показатели имеют свой определенный смысл и значение для контроля и анализа, хотя некоторые из них применяются сравнительно редко. Но экономический анализ предусматривает комплексное использование всей системы показателей, что позволяет всесторонне и научно обоснованно оформить результаты анализа деятельности аптечного учреждения. От правильности оформления результатов анализа зависят его качество и последствия.

Оформление результатов анализа предприятия проводится по-разному, в зависимости от его назначения, места и периода проведения. Оперативный, ежедневный анализ работы на рабочих местах завершается и оформляется принятием конкретных мер по устранению выявленных недочетов в работе. При анализе месячной и квартальной отчетности оформляется объяснительная записка, в которой наряду с оценкой хозяйственной деятельности даются выводы и предложения по ее улучшению, мобилизации выявленных резервов. Результаты анализа, проводимого в вышестоящей организации, отражаются в решениях совещаний по рассмотрению материалов. Обобщение материалов экономического анализа может найти свое выражение в приказе, циркулярах и других распоряжениях руководителя вышестоящей организации.

 

3. Анализ производства и реализации продукции

3.1. Анализ объема и ассортимента выпуска хлебопродукции

Предприятие ОАО "Бикинхлеб" самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-сырьевых ресурсов, и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую хлебопродукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль, рентабельность. Анализ начинаем с изучения динамики выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. При этом используем следующие расчетные формулы:

∆ц = уi – yi-1, (3.1.)

∆б = уi – y0, (3.2.)

* 100, (3.3.)

* 100, (3.4.)

Где: ∆ц, ∆б - цепной и базисный абсолютный прирост;

уi – показатель фактический;

yi-1 – показатель предыдущего периода;

у0 – базисный показатель;

Трц, Трб- цепной и базисный темп роста, %

Данные для анализа динамики выпуска продукции в натуральном выражении представлены в табл.3.1. Из табл.3.1. видно, что за анализируемый период объем выпуска хлебопродукции снизился в среднем на 6,55 % ((79,9+107,0)/2-100).

 

Таблица 3.1.

Данные для анализа динамики производства хлебопродукции за 1997-1999 гг.

Период, год

Выпуск продукции, тонн

Абсолютный прирост, тонн

Темп роста, %

цепной базисный цепной базисный
1997 1775,3        
1998 1419,7 -355,6 -355,6 79,9 79,9
1999 1519,6 99,9 -255,7 107,0 85,6

 

По сравнению с 1997 г. выпуск хлебопродукции в 1998 -1999 гг. снизился, соответственно на 20,1 % и 14,4 %. Спад производства хлебопродукции произошел в связи с увеличением конкурентов на рынке сбыта, ростом стоимости реализованной продукции и низкой платежеспособностью населения.

Рис.3.1. Динамика выпуска хлебопродукции в натуральном выражении

за 1997-1999 гг.

Из рис.3.1. видно, что наибольший спад производства произошел в 1998 г. В этот период было произведено 1419,7 тонн хлебопродукции, что на 355,6 тонн меньше прошлогоднего выпуска. В последующем году предприятие стало наращивать выпуск продукции, который составил 1519,6 тонн. Рост производства на 7,0 % по сравнению с 1998 г. обусловлен главным образом внешними факторами: рост спроса на продукции предприятия, повышение уровня доходов населения.

Аналогичная тенденции за анализируемый период наблюдается и по объему выпуска продукции в отпускных ценах предприятия (без НДС).

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения в хлебопродукции ОАО "Бикинхлеб" выпускает достаточно широкий ассортимент продукции. Данные для анализа динамики выпуска продукции по ассортименту представлены в табл.3.2. и рис.3.3. Из представленных данных видно, что наибольший удельный вес в общем объеме производства как в натуральном, так и в стоимостном выражении, занимает хлебная продукция: 96,2 % - 1997 г., 94,8 % - 1998 г., 92,5 % - 1999 г. (удельный вес хлебной продукции в натуральном выражении). За анализируемый период предприятие выпускало 10 наименований хлебной продукции, различных по сорту муки (хлеб из пшеничной муки высшего, первого, второго сорта; хлеб из ржаной сеяной муки; хлеб из муки смешанного сорта), наличием витаминных добавок и пр. В отчетном (1999 г.) выпуск хлеба увеличился на 59,1 тонн (или на 11,6 % в стоимостном выражении). Хлеб остается доминирующим видом продукции, хотя его доля по сравнению с 1997 и 1998 гг. снижается, соответственно на 3,7 и 2,3 %%.

Таблица 3.2.

Данные для анализа производства хлебопродукции в ассортименте

Вид продукции

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Изменение

 (1999г к 1998г.)

Тонн % Тыс. руб. % Тонн % Тыс. руб. % Тонн % Тыс. руб. % Тонн (гр.10-гр.6) % (гр.11-гр.7) % (гр.12/гр.8*100-100)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Хлеб 1708,4 96,2 6936,0 95,0 1346,0 94,8 5582,0 94,1 1405,1 92,5 6232,1 92,0 59,1 -2,3 11,6
Булочные изделия 57,6 3,2 292,0 4,0 56,8 4,0 266,9 4,5 68,6 4,5 345,5 5,1 11,8 0,5 29,4
Пирог 1,3 0,1 5,3 0,1 0,4 0,0 5,9 0,1 0,2 0,0 20,3 0,3 -0,2 0,0 244,1
Сухарь 0,3 0,0 14,6 0,2 7,3 0,5 35,6 0,6 26,8 1,8 94,8 1,4 19,5 1,3 166,3
Кондитерские 7,7 0,4 51,1 0,7 9,2 0,6 41,5 0,7 18,9 1,2 81,3 1,2 9,7 0,6 95,9
Итого 1775,3 100,0 7301,0 100,0 1419,7 100,0 5932,0 100,0 1519,6 100,0 6774,0 100,0 99,9 0,0 14,2

 

Доля выпуска прочих хлебобулочных изделий по сравнению с 1998 г., напротив увеличилась: на 0,5 % - булочные изделия, на 1,3 % - сухарь, на 0,6 % - кондитерские изделия.

Как отмечалось ранее, спад производства хлебобулочных изделий произошел в 1998 г. Среди основных причин можно назвать следующие:

- увеличение затрат на производство продукции;

- сбои в обеспечении сырьем и материалами;

- сокращение спроса и снижение эффективности сбыта продукции;

- рост конкурентов на рынке.

Рост выпуска продукции в натуральном выражении повлиял на рост товарной продукции (в стоимостном выражении) на 14,2 % (по сравнению с 1998 г.). Причем наибольший прирост наблюдается по товарным группам: "Пирог" - 244,1 % и "Сухарь" - 166,3 %; "Кондитерские изделия" - 95,9 %. По хлебобулочным изделиям наблюдается динамичное наращивание производства, прирост по сравнению с прошлым годом составил: хлеб - 11,6 %; булочные изделия - 29,4 %.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента, либо среднего процента по формуле:

Ка = ВПф: ВП0 * 100, (3.5.)

Где, Ка - выполнение плана по ассортименту, %,

   ВПф - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

   ВП0 - плановый выпуск продукции.

Данные для анализа представлены в табл.3.3. Из данных табл.3.3. следует, что план по ассортименту перевыполнен по общему объему на 1,1 %. По способу наименьшего процента выполнение плана по ассортименту составляет 85,6 %. По способу среднего процента: Ка = 6686,3 / 6700,0*100 = 99,8 (%).

Как следует из представленных данных, по всем видам хлебобулочной продукции предприятие достигло запланированного выпуска. Перевыполнение плана по булочным изделиям связано с расширением ассортимента данной товарной группы. Если в 1998 г. ОАО "Бикинхлеб" выпускало 9 наименований булочных изделий, то в 1999 г. - более 15 наименований.

Таблица 3.3.

Данные для оценки выполнения плана выпуска хлебопродукции по ассортименту

Вид продукции

Товарная продукция, тыс. руб.

Выполнение плана, %

Продукция в пределах плана

План   Факт (1999 г.)
Хлеб 6187,0 6232,1 100,7 6187,0
Булочные изделия 310,0 345,5 111,5 310,0
Пирог 15,0 20,3 135,3 15,0
Сухарь 93,0 94,8 101,9 93,0
Кондитерские 95,0 81,3 85,6 81,3
Итого 6700,0 6774,0 101,1 6686,3

План выпуска по кондитерским изделиям выполнен только на 85,6 %. Замедление производства кондитерских изделий по сравнению с планом связано со сбоями обеспечения сырья (сахар, мука) и снижением спроса на кондитерские изделия предприятия, недостатками поступления электроэнергии.

Неравномерность выполнения плана и динамика по отдельным видам хлебопродукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Динамика выпуска хлебопродукции в стоимостном выражении зависит от: изменения выпуска продукции в натуральном выражении, ценового фактора, структурных изменений в объеме производства. Данные для анализа представлены в табл.3.4. Данные табл. 3.4. свидетельствуют, что динамика выпуска хлебопродукции положительная. По общему объему стоимость объема производства увеличилась на 842 тыс. руб. За счет ценового фактора выпуск продукции в стоимостном выражении увеличился на 405,6 тыс. руб.; за счет структурных сдвигов - 436,4 тыс. руб. Из приведенных данных видно, что оба фактора в значительной мере повлияли на рост объема производства в стоимостном выражении: в том числе: ценовой фактор (48,2 %), структурные изменения (51,8 %). Наибольший прирост выпуска наблюдается по хлебным изделиям: + 650,1 тыс. руб.

 

Таблица 3.4.

Данные для расчета влияния структурного и ценового фактора на объем производства в стоимостном выражении

Вид продукции

Цена, тыс. руб.

Объем выпуска, тонн

Структура, %

Выпуск продукции,

тыс. руб.

Выпуск при структуре 1998 г.

тонн

Выпуск по цене 1998 г., тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

1998 г.

1999 г.

1998 г.

1999 г.

1998 г.

1999 г.

1998 г.

1999 г.

1998 г.

1999 г.

1999-1998 гг.

В т.ч. за счет

цены структуры
1 2 3 4 5 6 7 8=2*4 9=3*5 10 11=2*10 12=2*5 13=9-8 14=9-12 15=12-8
Хлеб 4,15 4,44 1346,0 1405,1 94,8 92,5 5582,0 6232,1 1440,6 5974,2 5827,1 650,1 405,0 245,1
Булочные изделия 4,70 5,04 56,8 68,6 4,0 4,5 266,9 345,5 60,8 285,6 322,3 78,6 23,2 55,4
Пирог 14,75 101,5 0,4 0,2 0,1 0,1 5,9 20,3 0,2 2,2 3,0 14,4 17,4 -3,0
Сухарь 4,88 3,54 7,3 26,8 0,5 1,8 35,6 94,8 7,6 37,1 130,7 59,2 -35,9 95,1
Кондитерские 4,51 4,30 9,2 18,9 0,6 1,2 41,5 81,3 9,1 41,1 85,3 39,8 -4,0 43,8
Итого 4,18 4,46 1419,7 1519,6 100 100 5932,0 6774,0 1519,6 6340,2 6368,4 842,0 405,6 436,4

Увеличение объема выпуска хлеба в стоимостном выражении на 62,3 % обусловлено ростом средних цен по сравнению с 1998 г., и на 37,7 % - за счет роста выпуска хлеба в натуральном выражении.

Снижение выпуска товарной группы "Пирог" в натуральном выражении и ее удельного веса в общем объеме производства отрицательно повлияли на объем производства по данной группе товаров в стоимостном выражении, снизив его на 3,0 тыс. руб. Увеличение средней отпускной цены - фактор роста выпуска товарной группы "Пирог" в стоимостном выражении.

Рост объема выпуска сухарей и кондитерских изделий в стоимостном выражении обусловлен увеличением удельного веса данных товарных групп по сравнению с прошлым годом, соответственно на 1,3 % и 0,6 %. Снижение цены по данным товарам отрицательно повлияло на объем их выпуска в стоимостном выражении в общей сумме на 39,9 тыс. руб.

 

3.2. Оценка качества произведенной хлебопродукции

       Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Качество хлебопродукции выступает как фактор конкурентоспособности ОАО "Бикинхлеб". Косвенным показателем качества выпуска продукции является - брак. Для анализа качества выпуска хлебопродукции используем данные табл.3.5. Из приведенных данных видно, что судя по снижению объемов и доли в выпуске продукции брака, качество продукции предприятия повысилось. В 1998 г. общий объем допущенного брака составил 3,9 тонны, что на 2,5 % ниже уровня прошлого года. Наибольшую долю брака составляет производственный брак: 75,0 % - 19997 г.; 71,8 % - 1998 г. Причиной допущенного производственного брака явилась поломка оборудования (печи). Экспедиционный брак в натуральном выражении составил - 1997 г. - 1,0 тонн.; 1998 г. - 1,1 тонн. Это в основном черствый хлеб с просроченным сроком реализации. Часть брака пущена в промышленную переработку.

Таблица 3.5.

Данные для анализа качества выпуска хлебопродукции

Показатели

Значение показателя

Изменение, +,-

1997 г. 1998 г. 1999 г. 1997/1998 гг. 1999/1998 гг.
1. Выпуск продукции, тонн 1775,3 1419,7 1519,6 -355,6 99,9
2. Допущенный брак - тонн, - % к выпуску продукции   4,0 0,23   3,9 0,27   1,0 0,07   -0,1 0,04   -2,9 -0,2
2.1. Производственный брак - тонн, - % к объему брака   3,0 75,0   2,8 71,8   0,8 80,0   -0,2 -3,2   -2,0 8,2
3. Экспедиционный брак - тонн, - % к объему брака   1,0 25,0   1,1 28,2   0,2 20,0   0,1 3,2   -0,9 -8,2
4. Использование брака - тонн, - % к допущенному браку   1,8 45,0   0,9 23,0   0,6 60,0   -0,9 -22,0   -0,3 37,0
5. Потери от брака (стр.2-стр.4) - тонн, - % к выпуску продукции     2,2 0,12     3,0 0,21     0,4 0,03     0,8 0,09     -2,6 -0,18

В отчетном году причиной допущенного производственного брака (0,8 тонн) явилось отключение электроэнергии и поломка оборудования (печи, двигатель).

40 % допущенного брака было пущено в промпереработку, порезан на сухарь "Армейский". Таким образом, действительные потери от брака составили в 1999 г. 0,03 % к объему выпуска продукции, что на 0,09 % ниже уровня 1997 г., и на 0,18 % - уровня прошлого года.

Потери товарной продукции (в стоимостном выражении) за счет допущенного брака определяются по формуле (3.6.):

∆ТПб = (Ц1- Ц2) * К, (3.6.),

Где ∆ТПб - потери товарной продукции в результате допущенного брака, тыс. руб.

Ц1, Ц2 - цена продукции до и после изменения качества, тыс. руб.;

К - количество допущенного брака, тонн.

Таким образом, в анализируемом периоде потери товарной продукции составили:

1998 г.: ∆ТПб = (4,15- 2,22) * 3,9 = 7,53 (тыс. руб.)

1999 г.: ∆ТПб = (4,44 - 3,54)* 1,0 = 0,9 (тыс. руб.)

Таким образом, причинами допущенного брака явились как внешние причины (сбои в подаче электроэнергии), так и внутренние причины (качество оборудования, состояние машинного парка). Резерв повышения выпуска продукции за счет повышения качества в отчетном году составляет - 0,9 тыс. руб.

Указанные причины в определенной степени повлияли и на ритмичность производства. Поэтому следующим этапом анализа является оценка ритмичности работы ОАО "Бикинхлеб".

 

3.3. Анализ ритмичности производства

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации хлебопродукции предприятия. Под ритмичностью выпуска продукции понимается равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Таблица 3.6.

Данные для анализа ритмичности выпуска продукции по кварталам

Квартал

Выпуск хлебопродукции, тыс. руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэфф.

Объем выпуска в пределах плана, тыс. руб.

План Факт (1999 г.) План Факт  (1999 г.)
1-й 1742,0 1558,0 26,0 23,0 0,894 1558,0
2-й 1675,0 1829,0 25,0 27,0 1,092 1675,0
3-й 1675,0 1761,2 25,0 26,0 1,051 1675,0
4-й 1608,0 1625,8 24,0 24,0 1,011 1608,0
Итого 6700,0 6774,0 100,0 100,0 1,011 6516,0

Согласно данным табл.3.6, коэффициент ритмичности производства составляет 0,973 (6516,0/6700,0). Значение коэффициента близко к единице, что свидетельствует о достаточно ритмичном уровне производства хлебопродукции. Кроме того, для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции за квартал.

Рис.3.4. Ритмичность производства хлебопродукции в отчетном году

 

Используя данные табл.3.6. получаем коэффициент аритмичности - 0,271 (0,106+0,092+0,051+0,011+0,011). Значение коэффициента также свидетельствует о высокой ритмичности производства хлебопродукции. Сбои в ритмичности выпуска хлебопродукции наблюдается в 1-м квартале отчетного года. Причинами аритмичности в 1-м квартале явились внешние причины - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, сбои в подаче электроэнергии.

Упущенные возможности ОАО "Бикинхлеб" по выпуску хлебопродукции в связи с неритмичной работой составили: 184 тыс. руб. (6700 -6516) - по методу разницы между плановым и зачтенным выпуском продукции.

       В процессе анализа необходимо изучить динамику не только в объеме производства хлебопродукции, но и объема ее реализации, поскольку от объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и пр.

 

3.4. Анализ динамики реализации хлебопродукции

ОАО "Бикинхлеб" реализует произведенную продукцию в соответствии с разработанными планами. Основу планов составляют договоры, заключенными с потребителями продукции. Предприятие проводит предварительную работу с потребителями по определению номенклатуры и сроков поставки продукции для заключения договоров и затем самостоятельно разрабатывает проект планов производства хлебопродукции в развернутом ассортименте.

Для изучения динамики объема реализации хлебопродукции за анализируемый период используем данные табл.3.7.

Таблица 3.7.

Данные о динамике объема реализации хлебопродукции

Период, год

Реализация продукции, тыс. руб.

Абсолютный прирост,

тыс. руб.

Темп роста, %

цепной базисный цепной базисный
1997 4869,2        
1998 5681,1 811,9 811,9 116,7 116,7
1999 7110,4 1429,3 2241,2 125,2 146,0

Из данных табл. 3.7. видно, что общая величина реализации хлебопродукции имеет положительную динамику. По сравнению с 1997 г. объем реализации хлебопродукции в отчетном году увеличился на 46 %, а по сравнению с прошлым годом - на 25,2 %. На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы. Для проведения факторного анализа изменения объема реализации хлебопродукции используем балансовый метод (см. формулу 3.7.)

ВД = О0 + ТП1 - Впр - О1, (3.7.)

Где, ВД - объем реализованной продукции без НДС и акцизов;

   О0 - остаток нереализованной продукции на начало отчетного периода;

   ТП1 - фактический объем производства товарной продукции;

    Впр - прочие выбытие продукции;

    О1  - остаток нереализованной продукции наконец отчетного периода.

Анализ данных табл. 3.8. позволяет сделать следующие выводы. Объем реализации хлебопродукции возрос в динамике за счет увеличения ее выпуска (на 14,2 %) и формирования товарных запасов на начало года (на 202,0 %). Кроме того, сокращение производственного и экспедиционного брака (на 86,7 %) оказало положительное влияние на динамику реализации хлебопродукции.

Таблица 3.8.

Данные для факторного анализа изменения объема реализации

 хлебопродукции в динамике, тыс. руб.

Показатели Условное  обознач. 1998 г. 1999 г. Изменения +,- Темп роста, %
1. Остатки продукции на начало года О0 120,5 363,9 243,4 302,0
2. Выпуск продукции ТП1 5932,0 6774,0 842 114,2
3. Прочие выбытие продукции Впр 7,5 1,0 -6,5 13,3
4. Остатки продукции на конец года О1 363,9 26,5 -337,4 7,3
5. Выручка от реализации ВД 5681,1 7110,4 1429,3 125,2

Предприятие "Бикинхлеб" реализует хлебопродукцию следующим категориям покупателей:

v предприятия и бюджетные организации, приобретающие продукцию для конечного потребления: воинские части, учреждения здравоохранения, производственные предприятия и др.

v малые предприятия, частные предприниматели - приобретают хлебопродукцию для дальнейшей реализации (торговые фирмы, учреждения общепита);

v частные лица - приобретают продукции для личного потребления (через собственную торговую сеть - продажа хлебопродукции осуществляется через 4 киоска и магазин "Горячий хлеб").

Как следует из данных табл. 3.9. динамика продаж хлебопродукции по всем категориям потребителей положительная. Из рис.3.5. видно, что наибольший удельный вес в объеме реализации занимает продажа хлебопродукции через собственную торговую сеть. За анализируемый период через собственную торговую сеть реализовано: 34,3 % (1997 г.), 40,6 % (1998 г.), 42,0 % (1999 г.) товарной продукции. Остальная продукция ОАО "Бикинхлеб" реализует в пределах Бикинского района.

Рост объемов продаж организациям (в целях конечного потребления) по сравнению с прошлым годом на 7,4 % связан с выполнением заказа, полученного от воинских частей.

Таблица 3.9.

Объем реализации хлебопродукции по категориям, тыс. руб.

Показатели

Период

Изменения, +,-

Темп роста, %
1997 г. 1998 г. 1999 г. 98-97гг. 99-98 гг. 99/98 гг.
1. Собственная торговая сеть 1670,0 2306,5 2986,4 636,5 679,9 129,5
2. Предприятия, организации (для конечного потребления) 1500,0 1634,0 1755,3 134,0 121,3 107,4
3. Торговые предприятия (для перепродажи) 1699,2 1740,6 2368,7 41,4 628,1 136,1
4. Итого 4869,2 5681,1 7110,4 811,9 1429,3 125,2

В общем объеме реализации доля данной категории покупателей сокращается с 30,8 % (1997 г.) до 28,8 % (1998 г.) и 24,7 % (1999 г.).

Динамично развивается реализация хлебопродукции предприятия через розничную торговлю (темп роста в сравнении с прошлым годом - 136,1 %). В отчетном году на долю торговых фирм, приобретающих продукцию ОАО "Бикинхлеб" для дальнейшей реализации приходится 33,3 %, против уровня прошлого года (30,6 %). Такая тенденция связана с появлением на рынке большого числа мелких торговых фирм и стремлением предприятия расширить каналы сбыта.

Проследим динамику реализации хлебопродукции через собственную торговую сеть предприятия по месяцам (см. табл.3.10. и рис.3.6.)

Таблица 3.10.

Динамика реализации хлебопродукции через собственную торговую сеть, тонн

 

 

Рис.3.6. Динамика реализации хлебопродукции в натуральном выражении через собственную торговую сеть по месяцам

 

Из приведенных данных видно, что наибольший рост объема реализации хлебопродукции по сравнению с прошлым годом наблюдается в январе (153,0 %), феврале (136,4 %), октябре (149,7 %) и сентябре (127,7 %). Наибольший спад объема реализации наблюдается в марте, декабре (на 24,9 %).

Определим показатели, характеризующие равномерность реализации товаров за анализируемый период: среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации (неравномерности), которые рассчитываются по формулам:

 

 G = √∑ (Pi - Рс)2/ N, (3.8.)

V = G *100% / Pс, (3.9.)

где G – среднеквадратическое отклонение, определяющее диапазон колеблемости реализации товаров;

Pi - объем реализации в каждом конкретном периоде рассматриваемого отрезка времени;

Рс – средний объем реализации товаров в одном периоде рассматриваемого отрезка времени;

N – количество периодов в рассматриваемом отрезке времени;

V – коэффициент вариации, выражающий неравномерность реализации товаров по отдельным периодам, %.

Рс находится по формуле среднехронологической:

Рс = ½ P1 + P2 + Pn + …+ Pn+1 / n-1, (3.10.)

Рассчитанные показатели сведены в табл. 3.11.

Таблица 3.11.

Показатели, характеризующие равномерность реализации товаров

Показатели Условное обозначение 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Средний объем реализации, тонн Рс 52,8 47,8 53,9
Среднеквадратическое отклонение, тонн G 7,13 8,72 9,67
Коэффициент вариации, % V 13,5 18,2 17,9

Данные табл.3.11. показывают, что реализация хлебопродукции через собственную торговую сеть предприятия равномерная. Наибольшее среднеквадратическое отклонение наблюдается по отчетному году (9,67 тонн). В среднем реализация хлебопродукции в течении месяца отклоняется от среднего объема продаж только на 18 %.

Таким образом, анализ выпуска и реализации хлебопродукции ОАО "Бикинхлеб" показал:

· По сравнению с 1997 г. выпуск хлебопродукции в 1998 -1999 гг. снизился, соответственно на 20,1 % и 14,4 %.

Спад производства хлебопродукции произошел в связи с увеличением конкурентов на рынке сбыта, ростом стоимости реализованной продукции и низкой платежеспособностью населения. В отчетном году выпуск хлебопродукции составил 1519,6 тонн.

· Рост производства на 7,0 % по сравнению с 1998 г. обусловлен главным образом внешними факторами: рост спроса на продукции предприятия, повышение уровня доходов населения.

· Наибольший удельный вес в общем объеме производства как в натуральном, так и в стоимостном выражении, занимает хлебная продукция: 96,2 % - 1997 г., 94,8 % - 1998 г., 92,5 % - 1999 г.

· Общая величина реализации хлебопродукции имеет положительную динамику. По сравнению с 1997 г. объем реализации хлебопродукции в отчетном году увеличился на 46 %, а по сравнению с прошлым годом - на 25,2 %. Объем реализации хлебопродукции возрос в динамике за счет увеличения ее выпуска (на 14,2 %) и формирования товарных запасов на начало года (на 202,0 %). Кроме того, сокращение производственного и экспедиционного брака (на 86,7 %) оказало положительное влияние на динамику реализации хлебопродукции.

Предприятие "Бикинхлеб" реализует свою продукцию как через собственную торговую сеть, так и через торговые фирмы. Наибольший удельный вес в объеме реализации занимает продажа хлебопродукции через собственную торговую сеть. За анализируемый период через собственную торговую сеть реализовано: 34,3 % (1997 г.), 40,6 % (1998 г.), 42,0 % (1999 г.) товарной продукции. Остальная продукция ОАО "Бикинхлеб" реализует в пределах Бикинского района.

На объем производства, а следовательно, реализации оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Среди основных факторов можно выделить: обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, основными фондами и эффективность их использования. Поэтому следующим этапом анализа является - изучение влияния факторов на выпуск хлебопродукции и реализации.

 

4. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

4.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличение объемов продукции и повышения эффективности производства.

Данные для анализа кадрового персонала предприятия "Бикинхлеб" представлены в табл.4.1.

Таблица 4.1.

Данные для анализа кадрового персонала предприятия "Бикинхлеб"

Категория работников

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Темп роста, %

1999/1998гг.

Чел. % Чел. % Чел. %
1. Административно-управленческий персонал 7 7,3 8 8,6 8 8,2 100,0
2. Производственный 73 76,0 69 74,2 71 72,4 102,9
3. Торговый 10 10,4 10 10,8 12 12,2 120,0
4. Вспомогательный 6 6,3 6 6,5 7 7,1 116,7
Итого 96 100,0 93 100,0 98 100,0 105,4

Из табл.4.1. следует, что с учетом функционального разделения весь персонал предприятия подразделяется на следующие категории:

Ø административно-управленческий,

Ø производственный;

Ø торговый;

Ø вспомогательный.

Среднесписочная численность персонала предприятия увеличилась по сравнению с прошлым годом на 5,4 %.

Из приведенных данных следует, что наибольший удельный вес в общей численности работников предприятия занимают работники производства: 76,0 % - 1997 г.; 74,2 % - 1998 г.; 72,4 % - 1999 г.

В связи с увеличением объемов производства и расширением собственной сбытовой в отчетном году была проведена кадровая работа по укомплектованию кадров. Таким образом, увеличение числа производственных и торговых работников на 2 человек свидетельствует о выходе предприятия из кризиса 1998 г. и динамичном его развитии в последующем периоде.

Административно- управленческий персонал занимает 8,2 % общей численности работников предприятия.

В целях повышения деловой квалификации и персональной ответственности работников предприятия и повышения эффективности труда на предприятии проводится повышение квалификации и аттестация. Эти мероприятия являются важной формой морального и материального стимулирования и направлена на совершенствование деятельности предприятия по дальнейшему улучшению обеспечения населения хлебопродукцией.

Данные табл. 4.2. показывают, что персонал предприятия достаточно опытный; наибольший удельный вес в общей численности персонала занимают работники со стажем работы от 3 до 10 лет (45,0 % - 1998 г.; 53,0 % - 1999 г.).

Таблица 4.2.

Классификация персонала предприятия по стажу работы в торговле и производстве в динамике

Категория работников по стажу

1998 г.

1999 г.

Отклонения ±

Численностьчел Уд. вес, % Численностьчел Уд. вес, % Численность чел Уд. вес, %
1. от 1 года до 3 лет 18 20,0 20 20,0 2 0,0
2. от 3 лет до 10 лет 42 45,0 52 53,0 10 8,0
3. свыше 10 лет 33 35,0 26 27,0 -7 -8,0
Итого 93 100,0 98 100,0 5 0,0

Штат предприятия ОАО "Бикинхлеб" полностью укомплектован, имеется тенденция роста числа работников. Квалификационный уровень работников довольно высок, растет число сотрудников с высшим образованием: в отчетном году доля работников, имеющих высшее образование составили - 45 %, что на 4,0 % превышает показатель прошлого периода (см. рис.4.1.). Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что предприятие имеет хороший кадровый потенциал.

Для характеристики и анализа движения трудовых ресурсов на ОАО "Бикинхлеб" используем данные табл. 4.3.

Таблица 4.3.

Данные для анализа движения трудовых ресурсов предприятия

Показатели 1997 г. 1998 г. 1999 г. Изменение, +,- (1999-98 гг.)
1. Среднесписочная численность персонала, чел. 96 93 98 5
2. Количество принятого на работу персонала, чел. 2 1 5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow