Предлагаемая схема режима федеральной экспериментальной площадки средней школы №2 г. Тырныауза

 

№№

п/п

Виды деятельности

Время в ГПД

«Эколог» «Черепашка» «Факел» «Орлы»
1. Обед 30 30 30 30
2. Спортивный час 1.30 1.30 1.30  
3. Самоподготовка: а) самопод­го­тов­ка (индивид.); 2 2 2 2
  Б) самообучение в парах смен­ного состава. 45 45 45 45
4. Полдник-чаепитие 15-20 15-20 15-20 15-20
5. Клубный час: занятия по группам. Собрание 2 раза в неделю. 30-45 30-45 30-45 30-45
5-а Посещение внешкольных учреждений Научное общество учащ­ихся при РУО Дом дет­с­кого тех­ни­чес­кого твор­чес­тва. Кружки при школе. Дворец ку­ль­туры, Дом твор­чества, школа искусств, центр «Новая линия» Спортком­плек­сы «Баксан», «Геолог», центр детского туризма, ДЮСШ.

 

 

Глава 3. Влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть …

Для педагогического коллектива нашей школы очень важно, чтобы учащиеся росли открытыми, толерантными и относились с пониманием к другим народам, их истории и культуре, придерживались бы норм человеческого общежития.

Этимология слова толерантность. В словаре Даля «толерантность» - терпеливость, рассудочность, великодушие. В английском языке «толерантность» - открытость сознания. Если для европейской культуры – рациональность и открытость сознания, то для российской культуры – величие души.

Это слово считалось иностранным, экзотическим. Оно не употреблялось, и за ним ничего не видели. Это слово постепенно стало ясным, и теперь необходимо прийти к тому, чтобы люди понимали те ценности, которые стоят за ним. Речь идет о формировании другой цивилизации, когда межличностные отношения строятся на основе сотрудничества, взаимопомощи. И только такая цивилизация может быть цивилизацией XXI века. Если посмотреть с этой точки зрения, то наша страна накопила колоссальный груз ненависти на протяжении всей своей истории.

Для педагогического коллектива нашей школы эта тема стала важнейшей. Продвигать ее, исходя из наших сил и возможностей, продвигать, как только можно стало для нас задачей номер один.

Философ Павел Флоренский сказал: Культура – есть среда растящая личность. Говоря о толерантности, мы закладываем почву для культуры растящей личность.

Начиная с начальных классов стараемся, чтобы они отказались от насилия в любой физической, словесной, эмоциональной форме и искали бы мирные пути разрешения конфликтов и споров. Мы считаем, что именно ШКОЛА является тем институтом, который должен взять на себя часть ответственности за воспитание толерантности. И с этой точки зрения роль учителя чрезвычайно важна. Только свободный, демократичный учитель может создать атмосферу толерантности и сотрудничества.

Мы заняли второе место в конкурсе в рамках межкорпоративного сетевого проекта «Интернет и толерантность», инициированного Федерацией Интернет Образования, реализация которого началась в сентябре 2003 года. Конкурс стал возможен благодаря активному содействию Министерства Образования РФ в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе" (2001-2005 г.г.).

Наш сайт «Толерантность вокруг нас» (www.edukbr.ru/tsc2) направлен на формирование толерантных социальных образцов и норм в обществе посредством разработки и использования информационных технологий, интерактивных способов коммуникации в профессиональном сообществе, в образовательном процессе.

Современная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников. В каждой школе можно найти учеников с разными степенями качества и количества интеллектуального развития, с разными философскими убеждениями.

На уроке учитель попросил детей нарисовать фантастическое животное. Проверялось самочувствие, комфортность учащихся на уроке. Одна из девочек в резкой форме отказалась выполнять задание, мотивируя тем, что в исламе запрещено изображать живые существа.

Трудно себе представить к какому скандалу это могло бы привести еще несколько лет назад. Утверждение свободы вероисповедания одно из бесспорных достижений социального развития нашей страны. Еще в начале 90-х годов было ясно, что роль религиозного фактора в обществе усиливается, и, более того, по мере спада волны национального самосознания основным критерием самоидентификации личности становится религия (С.Хантингтон).

На Северном Кавказе (и не только) массовой школе пришлось столкнуться с одним из радикальных течений в исламе – вахабизмом. С другой стороны, усилилась и прозелитизская деятельность различных религиозных объединений.

Государство, объявив себя «вне религии» полностью самоустранилось от контроля за качеством «духовной пищи», потом поручило эту работу правоохранительным органам и пытается решить эту проблему силой, а теперь пытается издавать приказы, рекомендательные письма о пользе одной из религиозных конфессий.

Количество детей вовлеченных в различных религиозные организации в нашей школе тоже стало увеличиваться, это приводило к конфликтам в семье и школе, углублялся отрыв детей от ценностей национальной культуры, разрушению подвергалась национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность. Это заставило нас по-новому взглянуть на взаимоотношения с религией и религиозными организациями и серьезно заняться изучением истории религии. Педагоги, воспитанные советское школой, не обладали даже элементарной информацией, которая помогла бы уберечь ребенка, семью, школу от разрушительного влияния экстремизма, не могли объяснить грань между религиями, созидающими национальную культуру и ее разрушающими.

Большинство детей, оказавшихся вовлеченными в религиозные организации оказались детьми из малообеспеченных, малоимущих, неполных семей, которые ничем особо в школе не выделялись, были пассивны в общественной жизни и почти всегда имели проблемы с успешностью в обучении.

Было удивительно как на наших глазах менялись дети: дети, от которых мы не могли добиться чтения «Войны и мира», стали читать религиозные книги, дети, которые не могли связать двух слов по-английски, стали читать молитвы на арабском языке, дети, которые не отличались послушностью и дисциплиной, стали старательно в день совершать пять обязательных намаза, держать пост, изменили свой внешний вид, перестали сквернословить и т.д.

Некоторые из них отказывались вообще ходить в школу, а те, кто приходил стали требовать изменить содержание образования, молитвенную комнату, отказывались приветствовать учителя стоя (и это на Кавказе), начались конфликты и в семье, а самое страшное стали принуждать к принятию веры и своих сверстников где убеждением, а где и силой.

Мотивировали свое поведение тем, что религия не может быть делом лично каждого, потому что мы живем в обществе и если религиозные дела и убеждения не связаны с общественной жизнью, они бесполезны.

Ученику, которому в школе да и в семье было плохо, предлагалась дружба, поддержка, единение с коллективом единоверцев, культовость, обрядность, которая исчезла из школы (обряд – не форма сознания, а действие). И шло жесткое сравнение «они» и «мы» - посмотри, кто тебя учит, судит, оценивает – люди, живущие по двойной морали, неудачники в жизни, пьяницы и т.д. После этого, учащиеся, чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, ведь с ними в школе так никто по-человечески и не говорил, начинали действовать.

Педагогическому коллективу нашей школы было ясно, что это не чужие, а наши дети, которые удаляются от нас и мы стали встречаться с представителями различных конфессий, изучать литературу и технологию проникновения при помощи «рыболовецких крючков».

В этих условиях создание совета, попечительского совета школы тоже оказалось вопросом не простым, потому что некоторые верующие родители активно начали требовать введение в школе обязательной формы, освобождения детей от уроков по пятницам для совершения пятничной молитвы и т.д.

Наладили диалог и стали проводить «круглые столы» с участием представителей различных религиозных организаций. Как в свое время организовывал встречи между христианами и мусульманами о. Александр Мень. Мы понимали и понимаем, что ведение диалога не есть способ разрешения вопроса, но речь шла о том, чтобы научиться вести диалог друг с другом, базируясь на абсолютной неповторимости, уникальности, индивидуальности каждого человека, явлений, вещей. Исходя из этого пропагандировали (культурный плюрализм) недопустимость неуважительного отношения к культурным ценностям различных людей и наций, равноправное их сосуществование и взаимодействие, недопустимость разделения людей на «нормальных» и «неполноценных», «чистых» и «нечистых» и т.д.

Оформили кабинет и ввели в учебный план курс «Истории религии», где учащиеся знакомятся с основами буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Здесь учащиеся узнают про Бога, святую книгу, когда и где возникла данная религия, основатель, есть ли главный храм, в каких странах распространена, главные праздники и правила поведения адептов. Здесь не навязывается вера, здесь религия – предмет истории, культуры. А к какой вере потянется душа школьника или, быть может, ей ближе станет атеизм – не важно. Сегодня – это факт, что большинство наших выпускников люди, уважающие чужую веру и чужие взгляды.

Учитель попросил детей продолжать рисовать, а девочку устно описать диковинное животное. Имело значение, как расположен рисунок, размер, количество деталей, наличие органов защиты и нападения и т.д. Рисунок, нарисованный ею устно, оказался самым «зубастым», но с симпатичным хвостом.

В кабинете религии написаны слова Н.Гумилева: «Есть Бог, есть Мир – они живут вовек. А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, который любит Мир и верит в Бога».

Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов:

1) Ответственность школы за воспитание толерантности.

2) Позитивное отношение к национальному своеобразию.

3) Развитие понимания, другого.

4) Поликультурное образование.

5) Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.

6) Последовательное противостояние проявлениям национализма.

7) Создание позитивной атмосферы в школы.

Школа не только хранит традиции родной земли, культуру которой она и передает последующим поколениям, но она выступает созидателем будущего, и представителем этого будущего в сегодняшней жизни.

Балкарцы себя называют «таулу» - горцы, тем самым объединяя всех, кто живет в горах. Горцы – кавказцы – совокупность лучших нравственных качеств, которые должны быть присущи и присущи на самом деле истинному кавказцу: человечность (адамлыкъ), почтительность (намыс), гостеприимство (къонаклыкъ), верность данному слову (сезюне кертичи). Нравственно-этические качества человека оцениваются через горство. Архитектоника кавказца:

 

     
 

 


Потеряв одно из составляющих, теряешь человечность и в итоге ты не горец, не «таулу».

Дорогой читатель! Предлагаем вашему вниманию один из проектов, который реализуется в нашей школе по толерантности: «Книга – посол мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: