Тема 1. Знакомство с работой МОУ СШ №2 г.Тырныауза КБР.
Способы изучения темы: экскурсия, лекция, знакомство.
Примерное содержание лекции: История школы, структура. Базовые ценности. Динамика развития. Проблемы.
Практика.
Знакомство с участниками семинара. Ожидания от семинара. Формирование команды. Распределение ролей (методика: «Построение эффективной команды» М.Белбина).
Тема 2. Приоритеты современного образования в России и мире.
Способы изучения темы: лекция, практическая работа, дискуссия.
Примерное содержание лекции: Мир как целостная система; образование, готовящее к жизни во взаимосвязанном мире. Мир сотрудничества как результат основанного на сотрудничестве образования.
Примерная тема семинара: Развитие образования в России начала 21 века.
Вопросы для дискуссии: Интересам каких социальных и профессиональных групп отвечает современная образовательная политика России?
Тема 3. Мультикультурное образование.
Способы изучения темы: лекция, практическая работа.
|
|
Примерное содержание лекции: Разнообразие культур и групп в обществе и школе. Ненасилие как базовый принцип отношений между людьми. Права человека и толерантность.
В ходе практических занятий должны закрепляться навыки по обучению:
- мирного разрешения конфликтов;
- взаимному пониманию;
- общению и сотрудничеству.
Проведение игры «Желтые и синие». Знакомство с методом CASE – STUDE для решения проблем, связанных с мультикультурным образованием.
Тема 4. Школа полного дня.
Способы изучения темы: лекция, практическая работа, дискуссия.
Примерное содержание лекции: Специфика школы полного дня, его отличие от обычных школ и школ с продленным днем обучения. Функции школы полного дня. История зарождения ШПД.
Практическая работа: разработка нормативно-правовых документов ШПД с учетом региона, школы, детей.
Дискуссионное собрание: авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества.
Тема5. Организационно-педагогическая структура ШПД.
Способы изучения темы: семинар, дискуссия.
Примерные вопросы, обсуждаемые на семинаре: Специфика организации учебно-воспитательной работы.
Особенности режима учебной и внеурочной деятельности в ШПД.
Координация деятельности.
Дискуссия:
«Родители – наши заказчики» или «партнеры»?
Могут ли научить нас чему-то родители в воспитании детей?
Почему по мере взросления детей родители чаще всего «уходят» из школы?
Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы – это задача педагогическая?
Тема 6. Коллективные способы деятельности.
Способы изучения темы: лекция, семинар, практическое занятие.
|
|
Примерное содержание лекции: Коллективные способы деятельности: страницы истории. Принципы коллективных способов деятельности. Типы взаимодействий. Педагоги: Дж.Ланкастер – конец 18 века, А.Г.Ривин – начало 20 века, В.К.Дьяченко В.К. – 80-е годы ХХ века.
Психологи: К.Левин, М.Дейч – 40-е годы ХХ века, Горбов (СССР – 60-е годы ХХ века, Э.Коен «Теория ожиданий» - 80-е годы ХХ века, Д.Джонсон и Р.Джонсон «Теория сотрудничества и конкуренции» - 80-е годы ХХ века.
Семинар: Типы взаимодействий (невзаимодействие и конкуренция; индивидуальная работа, конкуренция и кооперация).
В ходе практических занятий отрабатываются приемы формирования клубов, групп, пар.
Тема 7. Групповая работа.
Способы изучения темы: практическая работа, дискуссия.
В ходе практической работы составляются принципы организации групповой работы.
Сотрудничать – значит общаться.
Основные тезисы:
Шаги интериоризации действий (П.Я.Гальперин);
Смена вида работы (перспективы О.Мура);
Типы интеллекта (Х.Гарднер) и работа в группе.
Дискуссионное собрание.
Что такое класс? Как он формируется? Какие другие основания возможны для объединения? Достоинства и недостатки класса.
Тема 8. Пары сменного состава. Обучение в малых группах.
Способы изучения темы: практическая работа, дискуссионное собрание.
В ходе практической работы отрабатываются навыки общения, диалога, участники выступают поочередно в роли «учителя» и «ученика», оценивают друг друга и проводят рефлексию работы группы, т.е. обсуждают насколько удалось достичь поставленной цели, сформированы ли хорошие отношения в группе.
Дискуссионное собрание.
Для чего нужны домашние задания? Что можно и нужно изменить в системе домашних заданий?
Тема 9. Мониторинг образовательных результатов.
Способы проведения занятия: постановка проблемы, групповая работа, итоговая конференция.
Постановка проблемы: для организации мониторинга образовательных результатов необходимо определить результаты, которые требуют регулярного изучения и показатели их достижения.
Групповая работа: согласование и выработка общей позиции группы, выявление показателей и определение источника информации.
Итоговая конференция: сообщения о результатах групповой работы и их согласование, выработка коллективной позиции.
Тема 10. Особенности деятельности педагога-воспитателя в условиях ШПД.
Способы проведения занятия: лекция, групповая работа, конференция.
Примерное содержание лекции: Понятие педагог–воспитатель, его отличие от учителя и воспитателя ГПД. Способность к сотрудничеству, проблемы показателей результативности, эффективности и качества педагогической деятельности.
Групповая работа: определение компетенций педагога-воспитателя.
Итоговая конференция: сообщения от групп, согласование выводов.
Тема 11-12. Обсуждение итогов занятий и проведение аттестации.
Обсуждение итогов проходит в форме «круглого стола». Оформляется перечень ожиданий и достижений участников курсов (как ведущих так и участников). Происходит рефлексия положительных и отрицательных результатов курсов.
Аттестация.
Аттестация участников проводится на основе их выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и проведения одного занятия с использованием КСД с учениками МОУ СШ №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1