Перспективные проекты по переработке полимеров в РТ

> Производство полипропиленовых труб

> Производство листов из термопластов

> Производство упаковочных изделий для пищевой пром-ти

> Производство экструзионного полистирола

> Производство биориентированной полипропил, пленки

> Производство термоусадочной полипропиленовой пленки

> Производство одноразовых медицинских систем

> Производство пенополистирола и строительных изделий

> Производство нетканого волокна - "спанбонд"

> Производство полипропиленовой нити, ковровых покрытий

> Производство композиционных полимерных материалов

> Производства сетчатой полимерной мешкотары

Рис. 41. Перспективные проекты по переработке полимерных материалов вРТ.

Данные проекты имеют рентабельность порядка 30-40%, сроки окупаемо­сти - 2-4 года, приемлемую стоимость, что делает их привлекательными для малого и среднего бизнеса в НГХК РТ. Реализация проектов представляется наиболее эффективной в рамках технопарков и технополисов, комплексно обеспеченных сырьевыми, материальными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами в рамках региональной модели управления развитием НГХК РТ.

Следует отметить, что стратегия углубления переработки должна стать од­ной из основных в развитии НГХК РТ, «пронизывающей» все стадии техноло­гического передела - от сырья до готовой продукции. Это предполагает необ-

170

ходимость взаимоувязки инвестиционных, инновационных, сбытовых планов предприятий, а также в целом товарно-сырьевых потоков в комплексе. Поэто­му, формируя стратегию развития товарной продукции предприятий НГХК РТ, необходимо четко следовать принципу не элементарного суммирования инве­стиционных проектов предприятий, не формирования их простой совокупно­сти, а создания комплексной системной программы, предусматривающей инте­грацию проектов в общее полотно внутрирегионального взаимодействия в НГХКРТ.

Данная программа должна включать характеристику качественно иного перспективного плана товарно-сырьевых потоков, совместных бизнесов, инве­стиционных потоков, комплексную оценку социально-экономического эффек­та, оценку эффекта снижения издержек и повышения качества продуктов на са­мых последних переделах в результате реализации инвестиционных проектов. То есть необходимо дальнейшее развитие внутриреспубликанской интеграции и углубления переработки сырья и полупродуктов в границах региональной экономики.

В качестве основных направлений стратегии углубления переработки в рамках модели внутрирегионального взаимодействия приведем следующие. Например, инвестиционный проект по модернизации этиленового комплекса ОАО «Нижнекамскнефтехим» в значительной степени «интеграционно» связан со строительством базового комплекса ОАО «Нижнекамский НПЗ». В свою очередь поставки сырья с Нижнекамского НПЗ на ОАО «Нижнекамскнефте­хим» позволят к 2005г. значительно увеличить в республике выпуск таких про­дуктов, как этилен и соответственно широкий спектр нефтехимической про­дукции на его основе, а также стирол и пропилен, что гарантирует стабильное и значительное по объемам сырьевое обеспечение планируемых к строительству производств полистирола и полипропилена. Далее открываются большие воз­можности для организации перерабатывающих производств данных пластиков в РТ производителями «любой величины» - субъектами крупного, среднего и малого бизнеса.

171

Другой пример внутриреспубликанской интеграции и углубления перера­ботки - это переработка альфа-олефинов, производимых ОАО «Нижнекамск­нефтехим». Сегодня в приоритетных инвестиционных планах НГХК РТ нахо­дятся такие проекты, как: совместный проект ОАО «Татнефть» и ОАО «Ниж­некамскнефтехим» по организации выпуска моторных масел на основе альфа-олефинов; проект производства в ОАО «Нефис» на оборудовании фирмы «Бал-лестра» (Италия) альфа-олефинсульфонатов, получаемых на основе альфа-олефинов и являющихся в свою очередь сырьём для выпуска широкой гаммы синтетических моющих средств; совместный проект ОАО «Нэфис» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» по выпуску линейных алкил-бензолов, которые ОАО «Нэфис» до сих пор закупало со стороны, и которые являются дефицитным продуктом на внутреннем рынке и используются в выпуске синтетических ма­сел, синтетических моющих средств и др. Широкое поле деятельности откры­вается также по поиску направлений использования фракций высших альфа-олефинов, которые сегодня не находят квалифицированного применения. В ча­стности, исследования показали благоприятные рыночные перспективы и тех­нологические возможности организации на основе данных фракций произ­водств защитных восков, вазелинов, лекарственных и косметических средств.

Таким образом, проведенный анализ товарного портфеля НГХК РТ позво­ляет сделать выводы о диспропорциях в его структуре, в которой преобладают продукты невысокой степени передела, преимущественно экспортной ориента­ции, и практически отсутствуют продукты-лидеры; о недостаточной сбаланси­рованности и гибкости сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рын­ка; а также в целом о низкой конкурентоспособности продукции (прежде всего по качеству и маркетинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами. На этом фоне неоправданными представляются низкие темпы реа­лизации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов компания­ми комплекса, а также их невысокая активность в поиске новых стратегически значимых продуктов. Очевидно, в значительной степени такое положение явля­ется следствием недостаточного внимания компаний к проблемам стратегиче-

172

ского планирования и маркетинга, к выработке стратегии укоренного наращи­вания конкурентных преимуществ. Такой подход может стать причиной ниве­лирования тех конкурентных преимуществ, которые были достигнуты компа­ниями в рамках модели управления развитием НГХК РТ.

Вместе с тем, очевидно, что комплекс на современном этапе развития ак­кумулировал уже достаточный потенциал для реализации стратегии лидерства на российском рынке. В этой связи необходима ускоренная реализация страте­гии углубления переработки в НГХК РТ, заключающейся в максимально воз­можном увеличении числа переделов в технологической цепочке от сырья до готовой продукции как в границах отдельной компании, так и в границах ре­гионального НГХК. Стратегия должна основываться на организации производ­ства новой конкурентоспособной продукции на существующей мономерной и полимерной базе нефтехимии и химии РТ (прежде всего новых полимерных материалов-полистирола, полипропилена, полиэтилена и изделий из данных пластмасс, современных видов каучуков и конструкционных материалов). Це- лесообразно также при формировании стратегии углубления переработки не ограничиваться рамками НГХК, а учитывать предприятия других отраслей эко­номики региона, прежде всего машиностроительные, предусматривая органи­зацию на их производственно-технологической базе выпуска широкого спектра изделий из пластмасс, в том числе конструкционных материалов. Безусловно, стратегия углубления переработки станет важным инструментом реализации структурной политики региона, поскольку предполагает переход на использо­вание новейших материалов (прежде всего пластмасс) в различных отраслях промышленности и, соответственно, инновационно - технологическое развитие народного хозяйства в целом, его структурное обновление на качественно ином  базисе. В конечном счете реализация данной стратегии позволит наращивать добавленную стоимость и получать мультипликативный эффект в границах ре­гиональной экономики.

173

Заключение

На основании исследований, проведенных в рамках цели и задач, постав­ленных в диссертационной работе, можно сделать следующие обобщения и вы­воды.

1. По мнению автора, особенностью управления экономическим развитием региональных отраслевых комплексов на современном этапе должно стать, во-первых, усиление стратегического характера управления, во-вторых, необходи­мость осуществления данного процесса посредством согласования решений и объединения стратегий всех субъектов отрасли и региональной власти. Прове­денные исследования позволили предложить следующее определение стратегии развития регионального отраслевого комплекса - общий план, генеральный курс развития отраслевого комплекса, разрабатываемый при участии и на основе со­гласования интересов и действий всех «центров принятия решений» в комплексе (региональной власти, специализированных структур, субъектов отраслевого бизнеса), интегрирующий комплекс их стратегий, прогнозов, программ, планов,  проектов и контрактов и обеспечивающий достижение целей развития отрасли. То есть стратегия развития отраслевого комплекса будет представлять собой ин­тегрированную стратегию, включающую стратегические планы развития от­дельных компаний и комбинацию методов регионального воздействия на эконо­мическое развитие отрасли, а также стратегию взаимодействия всех субъектов принятия решений в отрасли. При этом основным моментом объединения стра­тегий должно стать достижение баланса интересов, согласование стратегиче­ских позиций всех участников социально-экономического взаимодействия в от­раслевом комплексе. Автором подчеркивается, что только в этом случае может быть достигнуто выполнение отраслевых региональных стратегических планов.  Осуществлять функции стратегического управления развитием при этом могла бы специально созданная или уже имеющаяся в отрасли структура (возможно также - отраслевые союзы и ассоциации, в которые при этом должны быть вве­дены представители государства), которая будет представлять интересы всех сторон и являться «площадкой» для согласования позиций и выработки общей

174

стратегии развития, а также осуществлять координацию и контроль ее реализа­ции.

2. В работе обоснована целесообразность использования в процессе форми­рования стратегии развития регионального НГХК таких методов стратегическо­го анализа, как ретроспективный анализ, анализ потенциала НГХК (внутренней среды), анализ макро-, мезо- и микровнешней среды комплекса, а также методы, объединяющие результаты использования вышеперечисленных методов (SWOT-анализ). При этом SWOT-метод целесообразно, по нашему мнению, применять не только для систематизации полученной «стратегической» информации о внутренней и внешней среде регионального НГХК, но также для реализации следующего шага - разработки стратегических направлений его развития. При формировании стратегии оптимизации товарного портфеля комплекса, по мне­нию автора, успешно могут быть использованы инструменты портфельного ана­лиза, в частности, матрицы «БКГ» и «Шелл».

3. В работе сделан вывод, что в Татарстане в условиях трансформационной экономики был сформирован особый формат взаимодействия компонентов сис­темы регионального НГХК - региональной власти, компаний и специализиро­ванных структур, - в процессе управления его развитием. На этой основе авто­ром представлена модель управления развитием нефтегазохимического ком­плекса Республики Татарстан: определены участники взаимодействия в процессе управления, охарактеризован процесс взаимодействия, принципы принятия управленческих решений, дана оценка эффективности управления развитием, проведен сравнительный анализ и даны рекомендации относительно развития модели. Так, к числу основных принципов принятия управленческих решений в рамках модели нами отнесены следующие: согласованность, сохранение само­стоятельности компаний, приоритет развития нефтехимии и углубления перера­ботки, инновационность, социальная ориентация решений, многоуровневое стратегическое планирование. Основные функциональные области взаимодейст­вия участников региональной модели включают широкий спектр вопросов: от сырьевого обеспечения, инвестиционного и инновационного развития до форми­рования отраслевой стратегии. В рамках модели в различные периоды времени

175

государством были предоставлены меры поддержки в виде льготных налоговых режимов для секторов НГХК, регулирования тарифов на услуги естественных монополий, а также цен на сырье для нефтехимических предприятий.

Отличительной особенностью татарстанской модели является сохранение самостоятельности крупнейших нефтехимических компаний. Это, несомненно, содействует развитию конкуренции как внутри комплекса, так и на российском рынке, а следовательно благоприятствует процессам совершенствования компа­ний. При этом можно сделать парадоксальный вывод — по сути нерыночные ме­ры в рамках татарстанской модели управления развитием НГХК более способст­вовали развитию конкуренции, нежели классическая «рыночная» стратегия ин­теграции, реализация которой в 1999-2001гг. (имеется в виду экспансия ОАО «Сибур» и др. «сырьевых» компаний) чуть было не привела к чрезмерной моно­полизации российского нефтехимического рынка и сворачиванию внутренней конкуренции на нем.

Вместе с тем параллельно с внутриреспубликанской интеграцией реализу­ется модель интеграции ряда компаний вокруг ОАО «Татнефть», таких, как ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Техуглерод», ОАО «Миннибаевский ГПЗ» и других предприятий, находящихся за пределами Татарстана. Однако, учитывая недоста­точный период апробации данной меры, преимущества уже действующих мер в рамках региональной модели, высокие (недиверсифицированные) риски превра­щения всего НГХК региона в единую компанию, дальнейшие интеграционные процессы в республике, по нашему мнению, следует ограничить (прежде всего в интересах ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»).

4. В работе проведен сравнительный анализ существующих моделей управ­ления развитием региональных НГХК с выявлением их основных преимуществ и недостатков. Исследование проведено с учетом особенностей воздействия на процессы развития НГХК региональной власти (как субъекта управления в ре­гионе вообще и как собственника в частности), степени интегрированности ком­паний внутри НГХК, а также инициаторов интеграции. С этих позиций автором предложено выделить три современные региональные модели управления разви­тием НГХК, а именно: 1. региональный комплекс как совокупность нескольких

176

самостоятельных компаний и корпораций при «умеренном» участии государства в их собственности (не более 20%), когда региональный центр принятия реше­ний взаимодействует в процессе управления развитием НГХК с многими корпо­ративными центрами принятия решений, создавая для них особые режимы функционирования и регулируя некоторые интеграционные связи между ними (модель Татарстана); 2. региональный комплекс как единая корпорация при до­минирующей доле государства в собственности (более 75%), когда корпоратив­ный и региональный центры принятия решений в комплексе объединены (мо­дель Башкортостана); 3. региональный комплекс как единая корпорация, входя­щая в состав крупных российских межрегиональных корпораций и холдингов, при доминирующей доле частного капитала в собственности, когда корпоратив­ный центр принятия решений в комплексе находится за пределами региона (мо­дель Самарской, Нижегородской, Пермской и др. областей и регионов).

Проведенный в работе анализ моделей позволил автору обосновать точку зрения, что, признавая положительные стороны второй и третьей моделей и вы­деляя их недостатки, следует особо отметить в числе последних несбалансиро­ванность моделей в плане учета интересов всех участников процесса управления в региональном НГХК (региональной власти и компаний): вторая модель в зна­чительной степени ориентирована на достижение социально-политических це­лей региональных властей, зачастую в ущерб целям экономическим; в третьей модели корпоративные интересы межрегиональных корпораций и холдингов в основном доминируют над региональными.

В ходе анализа первой модели автором показаны положительные тенденции развития как самого НГХК (сохранение потенциала основных предприятий ком­плекса, содействие ускоренному выведению его из состояния стагнации и обес­печению динамичного развития), так и позитивное влияние данных процессов на развитие региона в целом, что позволило сделать вывод о сохраняющейся ак­туальности татарстанской модели. Однако, при этом отмечается, что как любая категория, находящаяся в состоянии развития, данная модель требует постоян­ной коррекции своей стратегии и поиска наиболее выверенных подходов к процессам углубления и ускорения преобразований в бюджетообразующем сек-

177

торе экономики, консолидации новых экономических интересов субъектов взаи­модействия в НГХК, представляющих различные формы собственности. При этом подчеркивается, что в более удаленной перспективе многие методы воздей­ствия на процессы развития НГХК РТ, носящие «переходный» временный ха­рактер, должны уступить место новым, адекватным движению к рыночным от­ношениям. Предпосылкой к этому должно стать существенное повышение кон­курентоспособности комплекса, что не в последнюю очередь будет зависеть от эффективности стратегического управления его развитием.

6. Комплекс на современном этапе развития аккумулировал уже достаточ­ный потенциал для ускоренного наращивания конкурентных преимуществ, что обусловлено такими его «сильными сторонами», как: высокие конкурентные по­зиции по сравнению с российскими производителями; крупнейшие в России производства продуктов-мономеров; активизация в рамках модели управления развитием НГХК РТ инвестиционной, инновационной деятельности, политики стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, решение ряда сырье­вых проблем и т.д. Вместе с тем имеют место глубинные «слабые стороны» (не­достаточное сырьевое обеспечение, незавершенность технологических цепочек выпуском продукции высокой степени передела, низкая конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями, низкая активность на рынке ценных бумаг; недостаточный уровень развития инженерно-технического персо­нала, ухудшение финансово-экономического положения предприятий и т.д.), что в условиях осложнения ситуации во внешнем окружении (ухудшение конъюнк­туры рынков, усиление конкуренции со стороны отечественных и зарубежных производителей, рост стоимости услуг естественных монополий, предстоящее вступление России в ВТО и др.), может привести по меньшей мере к стагнации в отрасли.

В этой связи, по нашему мнению, важнейшими стратегическими направле­ниями развития комплекса должны стать такие, как: совершенствование системы управления развитием комплекса за счет усиления центра ответственности в ли­це специализированной структуры управления НГХК РТ; коренное обновление и создание новых производств посредством внедрения современных технологий

178

мирового уровня в рамках реализации инновационной стратегии развития ком­плекса, причем на каждом технологическом переделе - в рамках концепции «от сырья до готовой продукции»; стимулирование и поддержка развития малого и среднего бизнеса посредством объединенных усилий государства и «большой» химии и нефтехимии; развитие внутриреспубликанской и межрегиональной ин­теграции предприятий НГХК РТ; а также формирование и развитие в отрасли менеджмента качества (ИСО-9000), экологии (ИСО-14000) и охраны труда по международным стандартам. Данные процессы необходимо рассматривать в не­разрывной связи с развитием инновационной деятельности самих компаний НГХК, а также объединением разобщенного научно-технического потенциала региона и отраслевой науки, тесной интеграции ее с производственным и инве­стиционным звеньями цепи инновационного механизма, что также обусловлива­ет актуальность централизованной координации данных процессов в масштабах отрасли.

Таким образом, предложенный в работе комплекс мер и стратегия развития НГХК РТ ориентированы прежде всего на прогрессивные сдвиги в его структуре производства с приближением ее к наукоемкому типу при существенном усиле­нии социальной и экологической направленности. Это обусловлено не только совокупностью благоприятных предпосылок, включая уже созданный мощный потенциал отрасли, но и тем, что именно НГХК и прежде всего его нефтехими­ческая и химическая составляющие сориентированы, чтобы стать зоной «проры­ва» к инновационному типу развития экономики региона.

7. Проведенный анализ товарного портфеля НГХК РТ позволил сделать вы­воды о диспропорциях в его структуре, в которой преобладают продукты невы­сокой степени передела, преимущественно экспортной ориентации, и практиче­ски отсутствуют продукты-лидеры; о недостаточной сбалансированности и гиб­кости сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рынка; а также в целом о низкой конкурентоспособности продукции (прежде всего по качеству и марке­тинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами. На этом фоне неоправданными представляются низкие темпы реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов компаниями комплекса, а также их

179

невысокая активность в поиске новых стратегически значимых продуктов. Оче­видно, в значительной степени такое положение является следствием недоста­точного внимания компаний к проблемам стратегического планирования и мар­кетинга, к выработке стратегии укоренного наращивания конкурентных пре­имуществ. Такой подход может стать причиной нивелирования тех конкурент­ных преимуществ, которые были достигнуты компаниями в рамках модели управления развитием НГХК РТ.

Вместе с тем, в работе показано, что комплекс на современном этапе разви­тия имеет достаточный потенциал для реализации стратегии лидерства на рос­сийском рынке. В этой связи необходима ускоренная реализация стратегии уг­лубления переработки в НГХК РТ, заключающейся в максимально возможном увеличении числа переделов в технологической цепочке от сырья до готовой продукции как в границах отдельной компании, так и в границах регионального НГХК. Стратегия должна основываться на организации производства новой кон­курентоспособной продукции на существующей мономерной и полимерной базе нефтехимии и химии РТ (прежде всего новых полимерных материалов-полисти-рола, полипропилена, полиэтилена и изделий из данных пластмасс, современных видов каучуков и конструкционных материалов). Целесообразно также при фор­мировании стратегии углубления переработки не ограничиваться рамками НГХК, а учитывать предприятия других отраслей экономики региона, прежде всего машиностроительные, предусматривая организацию на их производствен­но-технологической базе выпуска широкого спектра изделий из пластмасс, в том числе конструкционных материалов. Безусловно, стратегия углубления перера­ботки станет важным инструментом реализации структурной политики региона, поскольку предполагает переход на использование новейших материалов (преж­де всего пластмасс) в различных отраслях промышленности и, соответственно, инновационно - технологическое развитие народного хозяйства в целом, его структурное обновление на качественно ином базисе. В конечном счете реализа­ция данной стратегии позволит наращивать добавленную стоимость и получать мультипликативный эффект в границах региональной экономики.

180

Список использованной литературы

1. Авдашева С, Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и
проблемы реорганизации // Вопросы экономики. 2001. №5. С.113-125.

2. Адамеску А.К. К совершенствованию территориально-организационной
структуры России // Российский экономический журнал. 1993. №10. С.60-71.

3. Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике.
М.: Наука, 1990.

4. Андрианов В. Правила хорошего тона для компаний // Нефть России. 2002. №2.
С.38-40.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.

6. Антоневич В. Нижегородская нефтехимия на подъеме // Волга-бизнес. 2002.
№5.СЛ8.

7. Арская Л.П. Японские секреты управления. - М.: Универсум, 1991.

8. Арсюхин Е. Скромные амбиции. Президент критикует Правительство за планы
экономического развития // Российская газета. 2002. №64. С.2.

9. Ахтямов Р., Бикбаев А., Каримов Э., Хисматуллин Д. Клоны Башнефти // Рынок
ценных бумаг. 2002. №11 (218). С. 50-53.

Ю.Бабкин В.В. Россия развивается динамично // Химия и рынок. 2001. №4 (17). С.

2-6. 11.Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд. М.:

Экономика, 2001. 12.Базоев С. Мировой бизнес: эпоха слияний компаний // Рынок ценных бумаг.

1999. №4. 13.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и

статистика, 2000. Н.Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация //

Проблемы теории и практики управления. 1998. №5. С. 85-90. 15.Бачурин А. Эволюция рынка при капитализме и государственное

регулирование. М.: Экономика, 1991. №2. С.78-88.

181

16.Безруков А., Зубченко Л. Европейское сообщество на пути к единому рынку:

роль транснационального капитала. -М., 1990.

П.Белова А., Попова Е. Когда рынок пасует // Эксперт. 2002. № 42. С.48-52. 18.Бизнес-справочник «Российская химия и нефтехимия». 2000. Выпуск III.

Часть 1. 19.Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне

высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.:

Экономика, 1997. 20.Болотов СП. Разработка стратегии предприятия. - Сыктывкар: Сыктывкарский

ун-т, 1994. 21.Большой экономический словарь. 2-е изд / Под ред. А.Н. Арзилияна. - М.:

Институт новой экономики, 1997.

22.Бондарь Е. Что принесет отмена льгот // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.6. 23.Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Биржи и банки.

ЮНИТИ, 1997. 24.Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода:

методология и практика. — М.: Экономика. ТОО «КоМаркт Лтд», 1997. 25.Браверман А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятий

// Вопросы экономики. 1998. №6. С. 108-121.

26.Бутрин Д. «Сибуру» отменили эмиссию // Коммерсант. 2002. №46. С.1. 27.Васильев М.Г. Химический комплекс России: проблемы и решения // Химия и

рынок. № 1-2 (14-15). С.21-25. 28.Васильев М.Г. Химический комплекс России (этапы развития, состояние,

направления структурной перестройки). - М.: ОАО «НИИТЭХИМ», 2002. 29.Ведута Е. Государственные экономические стратегии / Рос. эконом, акад. им.

Г.В. Плеханова. -М.: Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 30.Веснин В.Р. Основы менеджмента - М.: Институт международного права и

экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996. 31.Вид Л.Б., Иванов Е.А. Новая философия планирования. -М.: Наука, 1990.

182

32.Виноградов А. Российская химия и нефтехимия: рынок акций пока в проекте? //

Рынок ценных бумаг. 2002. №8(215). С. 30-34.

ЗЗ.Виньков А. Посторонним вход разрешен // Эксперт. 2002. №32. С. 20-21. 34.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. -М.: Гардарика, 1998. 35.Внешняя торговля РФ нефтехимическими продуктами в 2000г. // Химия и

рынок. 2001. №6(80). С.20-26. 36.Вопросы совершенствования межотраслевого и отраслевого планирования и

управления / Под ред. А.Р. Лейбкинда. - М.: Наука, 1987. 37.Воротников А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных

властей в области корпоративной политики // Российский экономический

журнал. 2000. №7. С.94-95. 38.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2002. - 239с. 39.Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность

в микро-, мезо-, макроуровневых измерениях // Российский экономический

журнал. 1998. №3. С.67-77. 40.Гельвановский М., Извеков Н. Российская реформа: геоэкономический ракурс //

Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.3-10. 41.Герасименко В. К итогам и перспективам отечественных реформационных

поисков//Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.10-18. (С.15). 42.Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. 43.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Изд-во

Михайлова В.А., 1998. 44.Глазьев С. Ю. Перспективы экономического роста в 1996 году // Вопросы

экономики. 1996. №5. С.42-44. 45.Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических

систем: возможности и границы централизованного регулирования. -М.: Наука,

1992.

46.Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб.: Специальная литература, 1995. 47.Говриленков Е. Как переварить ревальвацию // Эксперт. 2001. №19. С. 54.

183

48.Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2001.

49.Государственное регулирование монополий и конкуренции в промышленно-

развитых странах: Науч.-ан. обзор. - М.: РАН, 1992. 50.Государственное регулирование промышленности: новые отрасли и передовые

технологии (на материалах Франции). - М.: ИНИОН, 1992. 51.Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина,

Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2000. 52.Государство в меняющемся мире. Всемирный банк. - М.: Прайм-ТАСС, 1997. С.

III. 53.Грицай О.В. Западная Европа: региональные контрасты на новом этапе НТР. -

М.: Мысль, 1988. 54.Гришин Б.С., Соловьев В.А., Мезенцев Б.А. Производство и рынок шин в

России: современное состояние и перспективы развития // Химия и рынок. 2001.

№1. С. 31-38. 55.Губаев Ш.Ш. Нефтегазохимический комплекс Татарстана. Стратегическое

управление. Конкуренция. Инвестиции. - Казань: Изд-во ЦЭСИ при КМ РТ,

1998. 56.Губаев Ш.Ш. Региональный нефтегазохимический комплекс в условиях

социально-экономической трансформации. Модель развития. Стратегический

менеджмент. - М.: Республика, 1999. 57.Губаев Ш.Ш., Ардашева Е.П. Развитие нефтегазохимического комплекса

Республики Татарстан в условиях трансформации: результаты и перспективы.

Учебн. пособие. - Казань: Яналиф. 2001. 58.Губаев Ш.Ш. Стратегическое управление в условиях трансформационной

экономики / Материалы Международной научно-практической конференции

«Реформирование системы управления на современном предприятии». — Пенза,

2001. С. 101-104. 59.Губкин А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур

// Экономист. 2000. №11. С. 41-49.

184

бО.Гулямов С.С., Камилов III., Каримов Д. Моделирование развития региональных

хозяйственных комплексов. - Ташкент: Фан, 1991.

61.Гурова Т., Ивантер А. Рецессия перешла в рост // Эксперт. 2002. №35. С. 17-24. 62.Демидова В. Политика «Сибура» привела «Волтайр» к жизни в кредит //

Деловое Поволжье. 2002. №30. Сб. бЗ.Джарасова СВ. Формирование новой системы хозяйствования в регионе /

Материалы научн. семин. и теор. конф. аспирантов «Эффективные рыночные

формы хозяйствования». Росс. акад. упр. Центр пробл. рыночн. экон. - М, 1993.

С.23-26.

64.Дианов Е. Стратегия конкуренции // Нефть России. 2002. №2. С 34-37. 65.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. - СПб., 1999. бб.Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. - М.:

Технологическая школа бизнеса, 1999. 67.Дранкина Е., Кабалинский Д. Наследники Менделеева // Эксперт. М. 2001.,

№16,С.48-56.

68.Дранкина Е., Татевосова М. Яшина тюря // Эксперт. 2002. №3. С.13-18. 69.Дроздовский Э.Е., Баландин Е.С, Назаренко А.В. Некоторые принципы

формирования региональных программ устойчивого развития. - УлГТУ, 1999. 7О.Дунаев  В.Ф., Сухоносенко Г.Г. Концептуальные основы стратегического

управления ООО «Оренбурггазпром» // Нефть, газ и бизнес. 2001. №6. С17-20. 71.Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. -

Донецк, 1971. 72.Емельянов С На гребне конъюнктурной волны. Удержатся ли российские

производители? // Экономика и жизнь. 2001. №48. С.ЗО. 73.Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. — М.: Финпресс,

2001. 74.Журавлев Д.А. Конкурентные стратегии и стратегическое позиционирование

нефтяных компаний на международном нефтяном рынке // Нефть, газ и бизнес.

2001. №6. С36-45.

185

75.Иванов В.П. Об итогах работы и задачах Российского Союза химиков // Химия

и рынок. №5 (18), 2001. С. 52-54. 76.Иванов В.П. О перспективах удержания предприятиями отрасли позиций на

рынках химикатов в условиях дальнейшей либерализации внешней торговли в

связи со вступлением России в ВТО // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С. 46-47. 77.Иванов В.П. Химическая промышленность России: состояние и перспективы

развития // Химия и рынок. 2000. №3(10). С. 5-7. 78.Иванов СВ. Состояние химического комплекса РФ и пути обеспечения его

устойчивого развития // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С. 44-46. 79.Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 2000. 80.Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и

анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом

«Филинъ», 1996. 81.Илларионов А. Пора побороть «голландскую болезнь» // Деловое Поволжье.

2001. №47. СЮ. 82.Инвестиционные возможности Республики Татарстан // Рынок ценных бумаг.

2000. Август. Специальный выпуск. 83.Инновации: престиж, успех и реальная прибыль // Экономика и жизнь. 2002.

№14. С.2-3. 84.Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический

обзор. - М: ИНИОН, 1994. 85.Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы

социогуманитарного познания: Сб. статей / Под ред. В.Д. Шапиро. — М., 1996. 86.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / СД. Ильенкова, Л.М.

Гохберг, СЮ. Ягудин и др. -М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 87.Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2001 году. -

Казань: ГУП ПИК «Идел-пресс», 2002. 88.Калиниченко Н. Стратегия сотрудничества. Приоритеты внешней и

межрегиональной экономической политики Республики Мордовия // Волга-бизнес. 2002. №5. С. 36-37.

186

89.Карбовский В. Российская нефтехимия - потенциал есть // Рынок ценных бумаг.

2001. №13(196). С.64-68. 9О.Карибский А.В., Рязанов И.В., Сорокин Л.Р., Хохлов А.С., Шестаков Н.В.,

Шишорин Ю.Р. Методология и практика разработки бизнес-планов

реконструкции предприятий химико-технологического типа. - М.: Препринт.

1998.

91.Карпова И. Кризис преодолен?! // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.6. 92.Кирьян П. На пути к восьмому переделу // Эксперт. 2001. №25. С.10. 93.Клейнер Г. Защита от агностицизма // Эксперт. 2000. №10. С.8. 94.Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое

планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. №9. С.46-65. 95.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и

маркетинга, 2000. 96.Кожурин Ф.Д. Процесс управления: системные исследования и разработки на

примере региона.-М.: Мысль, 1988. 97.Конищева Т. Четыре сценария Всемирного банка // Российская бизнес-газета.

2002.№21(361).С.2. 98.Корнаи Я. Путь к свободной экономике: страстное слово в защиту

экономических преобразований. - М.: Наука, 1990. 99.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 1997.

100. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1998.

101. 100 крупнейших химических предприятий России // Российская химия и
нефтехимия. 2000. №1(9). С. 16-18, 2001. №1(13). С.18-20.

102. Куликов Г.В. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской
экономики // Российский экономический журнал. 1998. №1. С.77-81.

103. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. - М.:
Финстатинформ, 1997.

104. Лабзунов П.П. Российские цены на химическую продукцию: тенденции и
прогноз // Химия и рынок. №4 (17), 2001. С. 37- 40.

187

105. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер, с
франц. - СПб.: Наука, 1996.

106. Ларина Н.И. Смена парадигмы региональной политики // Регион: экономика
и социология. 2000. №4. С.3-21.

107. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика
регулирования регионального развития. - М.: Издательство «УРСС», 1997.

108. Липсиц И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы //
Вопросы экономики. 1998. №9. С.87-104.

109. Любовный В.Я. Управление регионами в новых условиях хозяйствования //
Регионология. 1993. №4. С.70-75.

ПО. Мамедов  М. Обзор состояния химической промышленности Азербайджанской республики // Химия и рынок. 2000. №3(10). С. 38-41.

111. Масклаков В.В., Зубков К.И., Пленкин В.Ю. Модель региона —
квазикорпорация //Регион: экономика и социология. 2000. №1. С. 152-159.

112. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под
ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Наука, 2001.

113. Мельникова М. Россия-ВТО // Экономика и жизнь. 2002. №15(8917). С.2-3.

114. Менеджмент организации / Румянцева ЗП., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и
др. - М.: ИНФРА-М, 1995.

115. Мерджанов В. Курс на развитие и интеграцию. Стратегические ориентиры
развития химического и нефтехимического комплекса Самарской области //
Волга-бизнес. 2002. №5. С. 16-17.

116. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело,
1992.

117. Методические рекомендации по оценке эффективности  инвестиционных
проектов. - М.: Экономика, 2000.

118. Мильнер В., Евенко Л., Рапопорт В. Системный подход в организации
управления. - М.: Экономика, 1983.

119. Мировой химический рынок: тенденции развития // Химия и рынок. 2001.
№1-2 (14-15). С. 53-59.

188

120. Митяев Д. Стратегия в эпоху глобализации // Экономические стратегии.
2000. Май-июнь. С. 37-44.

121. Мкртчян М., Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы перехода к
ресурсоэкономному развитию // Российский экономический журнал. 1997. №11-
12. С. 43-52.

122. Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического
роста: Научное издание. - М.: Изд-во Рос.ЭА, 1997.

123. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001.

124. Назарова Л. Облигации ведут к инвестициям // Экономика и жизнь. 2002.
№2. С.5.

125. На II съезде Российского Союза химиков // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С.
51-52.

126. Невструев А.А. Техническое перевооружение продолжается. Химическая и
нефтехимическая промышленность Волгоградской области в 2001г. // Волга-
бизнес. 2002. №5. С. 19.

127. Нефтехимия России // Рынок ценных бумаг. 2001. №13(196). С.69-74.

128. Никифорова СВ. Теоретические и методологические аспекты
стратегического маркетинга. — СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.

129. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса
России // Нефтегазовая вертикаль. 2000. №1 (39).

130. Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.

131. Отрасль в политико-экономическом окружении // Химический комплекс
России. 2001. №5 (79). С. 26-28.

132. Попов С. Губернатор Титов взялся за бизнес // Российская газета. 2002. №172
(3040). Сб.

133. Пармон В.Н., Симагина В.И., Милова Л.П. Катализаторы России: от
прошлого к будущему // Химия и рынок. 2001. №5(18). С.22-26.

134. Перспективы развития регионов России: формула Татарстана // Время и
деньги. 2001. №100.

189

135. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятий. -
СПб.: СПбУЭФ, 1993.

136. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1998.

137. Покровский С. Не сойти с беговой дорожки. Новые технологии на службе
российской нефтехимии // Нефтегазовая вертикаль. 2001. №13. С. 107-109.

138. Положение на мировом рынке органических химикатов // Химический
комплекс России. 2001. №5(79). С. 15-23.

139. Поржицкая Г.И. Итоги развития экономики России и химического комплекса
за 2001 год / Доклад на заседании правления ЗАО «Росхимнефть» 28.03.02г. -
М.: Московское химическое общество им. Менделеева, 2002.

140. Пороховник Ю.М., Лисицина Е.Б. Инвестиционный менеджмент: Учебно-
методическое пособие. — СПб.: ГИЭА, 1996.

141. Пороховский А. Национальные рыночные модели экономического развития
// Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.85-100.

142. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с
предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

143. Послание Президента Республики Татарстан Государственному совету. 2001.

144. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г.
Морозовой, А.В. Пикулькина. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.

145. Путилов А.В., Бесфамильный И.Б., Бирюков А.Л. Актуальные проблемы в
области новых материалов, химии и химической технологии // Химия и рынок.
2001. №4 (17). С. 31-35.

146. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. — М.: «Бизнес-
школа «Интел-Синтез», 1999.

147. Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2000.

148. Регулирование территориального развития в условиях перехода к рыночной
экономике: Сб. науч. тр. -М., 1991.

149. Ритвельд Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий
как инструмент стратегического планирования // Проблемы теории и практики
управления. 2000. №3. С.40-44.

190

150. Российский химический комплекс в 2001г. // Бюллетень Российская химия и
нефтехимия. 2002. №3(15). С.3-22.

151. Рубенштейн А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в
территориальных системах. - Новосибирск, 1988.

152. Рынок химической продукции: итоги 2001 года // Бюллетень Российская
химия и нефтехимия. 2002. №3(15). С. 23-25.

153. Савельева Л., Митрофанова Н., Панова М. По какому рецепту лечить
экономику // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.2-3.

154. Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути
устойчивого развития / К.А. Титов, В.Я. Любовный, Г.Р. Хисаев и др. - М.:
Наука, 1996.

155. Сапир Ж. Структурные аспекты реформы // Мировая экономика и
международные отношения. 1992. № 12. С. 64.

156. Сармурзина Р.Г. Состояние и перспективы развития химической
промышленности Республики Казахстан // Химия и рынок. 2001. №6(19). С. 30-
33.

157. Свинаренко А. Инновации — ключевой фактор роста российской экономики //
Деловое Поволжье. 2002. №8. С. 10.

158. Семь нот менеджмента. - М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 1997.

159. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии
развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. №6.
С.79-85.

160. Смирнов К. Владимиру Путину не нравится низкий рост // Коммерсант. 2002.
№62. С. 1.

161. Состояние и перспективы мирового рынка основных нефтехимикатов //
Химический комплекс России. 2001. №6(80). С. 1-8.

162. Социально-экономическое  развитие РФ в 2003-2005годах // Деловое
Поволжье. - 2002. - №29. С. 10.

163. Сторожев Ю. «Лукойл» жмет на газ // Нефть России. 2002. №2. С. 12-13.

191

164. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова.
41. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

165. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина - М.: Тандем. ЭКМОС,
1998.

166. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под общ. Ред.
А.П. Градова, Б.И. Кузина. - СПб.: «Специальная литература», 1996.

167. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на
период до 2010г./Министерство промышленности, науки и технологий РФ. — М.,
2001.

168. Стратегическое видение развития Поволжья до 2015г. // Волга-бизнес. 2002.
№5. С. 48-49.

169. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных
механизмов реализации / Под ред. Д.Ю. Миропольского, А.В. Харламова. —
СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 336с.

170. Суспицын С.А. Подход к комплексной оценке влияния государственной
политики на региональное развитие // Регион: экономика и социология. 2000.
№3. С.42-60.

171. Таймл Р. У нефтехимии большое будущее // Нефть России. 2002. №1. С.87-

CQ
















































































Оо.

172. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно-
целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология.
2000. №1.С.З-37.

173. Тенденции рынка органических химикатов России // Химический комплекс
России. 2001. №5 (79). С. 1-14.

174. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах
экономического развития / Под ред. В.А. Мартынова. - М.: Экономика, 1993.

175. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и
биржи. ЮНИТИ, 1998.

176. Тор-100. Российский экспорт // Эксперт. 2001. №27 (287). С. 71 -76.

192

177. Трейвиш А.И. Новые подходы в развитии регионов России и их асимметрия
// http. www. sir. ru.

178. Управление организацией / Под. Ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 1998.

179. Уровень социально-экономического развития регионов РФ за 2000год //
Экономика и жизнь. 2001. №41. С.4.

180. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление. - М: ИНФРА-М, 2000.

181. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2000.

182. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М: Дело, 2001.

183. Федоренко Н.П., Календжан CO., Мильнер П.А. Комплексное региональное
планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 1989.

184. Хазова Т.Н. Российский рынок полипропилена // Химия и рынок. 2002. №4
(17). С. 7-11.

 185. Хазова Т.Н., Титова Н.М. Российский рынок полиэтилена // Химия и рынок.
2001. №1-2 (14-15). С.26-31.

186. Хайруллов Д.С. Государственное регулирование процессов социально-
экономической трансформации и развития Республики Татарстан. - Казань:
ФЭН, 1997.

187. Химическая промышленность // Власть. 2001. №36 (438). С.61 -72.

188. Химический комплекс России: 2001 год // Химия и рынок. 2001. №1. С. 6-12.

189. Химический комплекс России - итоги трех кварталов 2001 года и проблемы
// Химический комплекс России. 2002. №1 (87). С. 2-32.

190. Цакаев А.Х. Государственное регулирование экономики национально-
 территориальных образований. - М.: АНХ при Правительстве РФ, 1998.

191. Цены на нефтехимикаты в российской Федерации // Химический комплекс
России. 2001. №6(80). С. 9-19.

192. Чего мы ждем от ВТО // Российская газета. 2002. №44 (2912). С. 1,4.

193

193. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.
-М.:ИНФРА-М,2000.

194. Шинная промышленность докатилась до кризиса, «Рынок ждет ценовая
борьба» // Коммерсант. 2000. №219. С. 8.

195. Штульберг Б.М., Котилко В.В., Полынев А.О., Левитская Е.Н. Регулирование
территориального развития в условиях рыночной экономики. - М.: Наука, 1993.

196. Щербаков Е.Т. Повышение конкурентоспособности продукции - важнейшее
условие вступления России в ВТО // Химия и рынок. №4 (17), 2001. С. 41-42.

197. Экологическая доктрина Российской Федерации (основные тезисы) //
Деловое Поволжье. 2002. №13. С. 10.

198. Экономика химической отрасли. Учеб. пособие для вузов / И.А. Садчиков,
 В.Е. Сомов, М.Л. Колесов, В.А. Балукова, под ред. И.А. Садчикова. — СПб.:
Химиздат, 2000.

199. Экономический потенциал Самарской области. - Самара: Издательский дом
«Агни», 1998.

 200. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты/ МэиМО. 1997. №6.

201. Якутии Ю.В. Региональный     вектор деятельности корпоративных
 объединений // Российский экономический журнал. 2000. №9.

 202. Lorange P. Corporate Planning: An Executive Viewpoint (Englewood Cliffs). - N.
J.: Prentice Hall, 1980. P.2.

203. Public Polici. Issuse, Analysis and Ideology. Ed, be E. F. Paul and Ph.A. Russa. -
New Jersey, 1982. P. 299.

 204. Heilbroner R.H. Beyond Boom and Qrash. N.Y., 1978. P. 79-89.

 205. Weidenbaum M. H. Business, Government and the Public Interest. - N.Y., 1981.

 206. Rifkin J. The End of Work The Decline of the Global Labor Force and Dawn of the
Post-Market Era.- N. Y.: Putnams Sons, 1995.

207. The Nation. - 1996. - 15-22 July.

208. World Economic Outlook. - 1997. May. P 45.

194

Приложение 1 Краткое содержание научных подходов к менеджменту [180,181,182]

 

Наименование подхода Краткое описание
1. Логический Основой логического подхода к выполнению практически любой рабо­ты являются принципы диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относят­ся принципы объективности рассмотрения объекта, всесторонности рассмотрения объекта и историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип исключенного третьего и достаточного обоснования.
2. Системный Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1)внешнее окружение, вклю­чающее в себя вход, выход системы, связь свнешней средой, обратная связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных ком­понентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.
3. Воспроизвод­ственно-эволюционный Ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка сменьшими (по сравнению случшим аналогичным объектом на данном рынке) сово­купными затратами на единицу полезного эффекта. Каждый новый объект должен быть лучше заменяемого.
4. Комплексный Подход, учитывающий технические, экологические, экономические, организационные, социальные и др. аспекты менеджмента в их взаимо­связи
5. Ситуационный (вариантный) Концентрируется на том, что пригодность различных параметров и ме­тодов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте в конкретное время. Поскольку существует такое обилие факто­ров как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же це­ли во время принятия или реализации управленческого решения (пла­нов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
6. Интеграцион­ный Подход, нацеленный на исследование и усиление взаимосвязей: а) ме­жду отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали; г) между субъектами управления по горизонтали
7. Инновацион­ный Ориентирован на развитие экономики на основе активизации иннова­ционной деятельности, на основе разработки и внедрения новшеств.
8. Глобальный Сущность подхода заключается в том, что при формулировании и ре­шении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности

195

 

  крупных объектов точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, ком­плексности в рамках мирового сообщества.
9. Стандартиза-ционный Заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо сис­темы (организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, тех­нической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества
10. Маркетинго­вый Подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач в условиях рыночных отношений на потре­бителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение ка­чества объекта в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) экономия ре­сурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, ресурсосбережения, применения системы ме­неджмента.
11. Эксклюзив­ный Заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конку­рентным преимуществом в любой области деятельности.
12. Функциональ­ный Заключается в том, что потребность рассматривается как результи­рующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения по­требности. После установления функций из нескольких альтернатив­ных объектов, удовлетворяющих эти функции, выбирается тот, кото­рый требует минимума совокупных затрат на единицу полезного эф­фекта. Данный подход - альтернатива предметному подходу, при кото­ром менеджеры идут по пути совершенствования существующих сис­тем. При применении функционального подхода идут от обратного -от потребностей, ищутся новые решения для выполнения существую­щих или потенциальных потребностей. Подход применяется совместно с системным, воспроизводственным, маркетинговым.
13. Процессный Подход, рассматривающий функции управления как взаимосвязанные, процесс управления как общую сумму всех функций, серией непре­рывных взаимосвязанных действий
14. Структурный Это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установ­ления рациональности соотношения (структуры) и повышения обосно­ванности распределения соответствующих ресурсов.
15. Виртуальный Заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и дру­гих средств электронной связи с целью формирования виртуальных ор­ганизационных структур, получения, обработки, использования и пе­редачи информации для удовлетворения соответствующих потребно­стей, действуя на местном уровне. На основе виртуального подхода создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное об­служивание, заключаются сделки и др.

196

 

16. Нормативный Заключается в установлении нормативов управления по всем подсис­темам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны ус­танавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспе­чивающей, управляемой, управляющей. Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, пер­спективности применения по масштабу и по времени.
17. Оптимизаци­онный Заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Данный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, за­кона конкуренции, зависимостей между показателями качества товара и затратами по стадиям жизненного цикла и т.д.
18. Директивный (административ­ный) Заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормати­вов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менедж­мента в нормативных актах. В основе подхода лежат методы принуж­дения, опирающиеся на систему законодательных актов страны и ре­гиона, систему нормативно-директивных и методических документов, систему планов, программ, заданий, систему оперативного руково­дства, граничащую с психологическими воздействиями
19. Поведенче­ский Основан на применении концепций поведенческих наук к построению фирмы и управлению ею. Основной целью подхода является повыше­ние эффективности функционирования организации за счет ее челове­ческих ресурсов.
20. Деловой под­ход Это комплексный и сложный подход, определяющий качество, эффек­тивность и перспективность деятельности человека, его культуру, про­фессионализм, обязательность и другие качества

Приложение 2
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: