> Производство полипропиленовых труб
> Производство листов из термопластов
> Производство упаковочных изделий для пищевой пром-ти
> Производство экструзионного полистирола
> Производство биориентированной полипропил, пленки
> Производство термоусадочной полипропиленовой пленки
> Производство одноразовых медицинских систем
> Производство пенополистирола и строительных изделий
> Производство нетканого волокна - "спанбонд"
> Производство полипропиленовой нити, ковровых покрытий
> Производство композиционных полимерных материалов
> Производства сетчатой полимерной мешкотары
Рис. 41. Перспективные проекты по переработке полимерных материалов вРТ.
Данные проекты имеют рентабельность порядка 30-40%, сроки окупаемости - 2-4 года, приемлемую стоимость, что делает их привлекательными для малого и среднего бизнеса в НГХК РТ. Реализация проектов представляется наиболее эффективной в рамках технопарков и технополисов, комплексно обеспеченных сырьевыми, материальными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами в рамках региональной модели управления развитием НГХК РТ.
Следует отметить, что стратегия углубления переработки должна стать одной из основных в развитии НГХК РТ, «пронизывающей» все стадии технологического передела - от сырья до готовой продукции. Это предполагает необ-
170
ходимость взаимоувязки инвестиционных, инновационных, сбытовых планов предприятий, а также в целом товарно-сырьевых потоков в комплексе. Поэтому, формируя стратегию развития товарной продукции предприятий НГХК РТ, необходимо четко следовать принципу не элементарного суммирования инвестиционных проектов предприятий, не формирования их простой совокупности, а создания комплексной системной программы, предусматривающей интеграцию проектов в общее полотно внутрирегионального взаимодействия в НГХКРТ.
Данная программа должна включать характеристику качественно иного перспективного плана товарно-сырьевых потоков, совместных бизнесов, инвестиционных потоков, комплексную оценку социально-экономического эффекта, оценку эффекта снижения издержек и повышения качества продуктов на самых последних переделах в результате реализации инвестиционных проектов. То есть необходимо дальнейшее развитие внутриреспубликанской интеграции и углубления переработки сырья и полупродуктов в границах региональной экономики.
В качестве основных направлений стратегии углубления переработки в рамках модели внутрирегионального взаимодействия приведем следующие. Например, инвестиционный проект по модернизации этиленового комплекса ОАО «Нижнекамскнефтехим» в значительной степени «интеграционно» связан со строительством базового комплекса ОАО «Нижнекамский НПЗ». В свою очередь поставки сырья с Нижнекамского НПЗ на ОАО «Нижнекамскнефтехим» позволят к 2005г. значительно увеличить в республике выпуск таких продуктов, как этилен и соответственно широкий спектр нефтехимической продукции на его основе, а также стирол и пропилен, что гарантирует стабильное и значительное по объемам сырьевое обеспечение планируемых к строительству производств полистирола и полипропилена. Далее открываются большие возможности для организации перерабатывающих производств данных пластиков в РТ производителями «любой величины» - субъектами крупного, среднего и малого бизнеса.
171
Другой пример внутриреспубликанской интеграции и углубления переработки - это переработка альфа-олефинов, производимых ОАО «Нижнекамскнефтехим». Сегодня в приоритетных инвестиционных планах НГХК РТ находятся такие проекты, как: совместный проект ОАО «Татнефть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» по организации выпуска моторных масел на основе альфа-олефинов; проект производства в ОАО «Нефис» на оборудовании фирмы «Бал-лестра» (Италия) альфа-олефинсульфонатов, получаемых на основе альфа-олефинов и являющихся в свою очередь сырьём для выпуска широкой гаммы синтетических моющих средств; совместный проект ОАО «Нэфис» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» по выпуску линейных алкил-бензолов, которые ОАО «Нэфис» до сих пор закупало со стороны, и которые являются дефицитным продуктом на внутреннем рынке и используются в выпуске синтетических масел, синтетических моющих средств и др. Широкое поле деятельности открывается также по поиску направлений использования фракций высших альфа-олефинов, которые сегодня не находят квалифицированного применения. В частности, исследования показали благоприятные рыночные перспективы и технологические возможности организации на основе данных фракций производств защитных восков, вазелинов, лекарственных и косметических средств.
Таким образом, проведенный анализ товарного портфеля НГХК РТ позволяет сделать выводы о диспропорциях в его структуре, в которой преобладают продукты невысокой степени передела, преимущественно экспортной ориентации, и практически отсутствуют продукты-лидеры; о недостаточной сбалансированности и гибкости сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рынка; а также в целом о низкой конкурентоспособности продукции (прежде всего по качеству и маркетинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами. На этом фоне неоправданными представляются низкие темпы реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов компаниями комплекса, а также их невысокая активность в поиске новых стратегически значимых продуктов. Очевидно, в значительной степени такое положение является следствием недостаточного внимания компаний к проблемам стратегиче-
172
ского планирования и маркетинга, к выработке стратегии укоренного наращивания конкурентных преимуществ. Такой подход может стать причиной нивелирования тех конкурентных преимуществ, которые были достигнуты компаниями в рамках модели управления развитием НГХК РТ.
Вместе с тем, очевидно, что комплекс на современном этапе развития аккумулировал уже достаточный потенциал для реализации стратегии лидерства на российском рынке. В этой связи необходима ускоренная реализация стратегии углубления переработки в НГХК РТ, заключающейся в максимально возможном увеличении числа переделов в технологической цепочке от сырья до готовой продукции как в границах отдельной компании, так и в границах регионального НГХК. Стратегия должна основываться на организации производства новой конкурентоспособной продукции на существующей мономерной и полимерной базе нефтехимии и химии РТ (прежде всего новых полимерных материалов-полистирола, полипропилена, полиэтилена и изделий из данных пластмасс, современных видов каучуков и конструкционных материалов). Це- лесообразно также при формировании стратегии углубления переработки не ограничиваться рамками НГХК, а учитывать предприятия других отраслей экономики региона, прежде всего машиностроительные, предусматривая организацию на их производственно-технологической базе выпуска широкого спектра изделий из пластмасс, в том числе конструкционных материалов. Безусловно, стратегия углубления переработки станет важным инструментом реализации структурной политики региона, поскольку предполагает переход на использование новейших материалов (прежде всего пластмасс) в различных отраслях промышленности и, соответственно, инновационно - технологическое развитие народного хозяйства в целом, его структурное обновление на качественно ином базисе. В конечном счете реализация данной стратегии позволит наращивать добавленную стоимость и получать мультипликативный эффект в границах региональной экономики.
173
Заключение
На основании исследований, проведенных в рамках цели и задач, поставленных в диссертационной работе, можно сделать следующие обобщения и выводы.
1. По мнению автора, особенностью управления экономическим развитием региональных отраслевых комплексов на современном этапе должно стать, во-первых, усиление стратегического характера управления, во-вторых, необходимость осуществления данного процесса посредством согласования решений и объединения стратегий всех субъектов отрасли и региональной власти. Проведенные исследования позволили предложить следующее определение стратегии развития регионального отраслевого комплекса - общий план, генеральный курс развития отраслевого комплекса, разрабатываемый при участии и на основе согласования интересов и действий всех «центров принятия решений» в комплексе (региональной власти, специализированных структур, субъектов отраслевого бизнеса), интегрирующий комплекс их стратегий, прогнозов, программ, планов, проектов и контрактов и обеспечивающий достижение целей развития отрасли. То есть стратегия развития отраслевого комплекса будет представлять собой интегрированную стратегию, включающую стратегические планы развития отдельных компаний и комбинацию методов регионального воздействия на экономическое развитие отрасли, а также стратегию взаимодействия всех субъектов принятия решений в отрасли. При этом основным моментом объединения стратегий должно стать достижение баланса интересов, согласование стратегических позиций всех участников социально-экономического взаимодействия в отраслевом комплексе. Автором подчеркивается, что только в этом случае может быть достигнуто выполнение отраслевых региональных стратегических планов. Осуществлять функции стратегического управления развитием при этом могла бы специально созданная или уже имеющаяся в отрасли структура (возможно также - отраслевые союзы и ассоциации, в которые при этом должны быть введены представители государства), которая будет представлять интересы всех сторон и являться «площадкой» для согласования позиций и выработки общей
174
стратегии развития, а также осуществлять координацию и контроль ее реализации.
2. В работе обоснована целесообразность использования в процессе формирования стратегии развития регионального НГХК таких методов стратегического анализа, как ретроспективный анализ, анализ потенциала НГХК (внутренней среды), анализ макро-, мезо- и микровнешней среды комплекса, а также методы, объединяющие результаты использования вышеперечисленных методов (SWOT-анализ). При этом SWOT-метод целесообразно, по нашему мнению, применять не только для систематизации полученной «стратегической» информации о внутренней и внешней среде регионального НГХК, но также для реализации следующего шага - разработки стратегических направлений его развития. При формировании стратегии оптимизации товарного портфеля комплекса, по мнению автора, успешно могут быть использованы инструменты портфельного анализа, в частности, матрицы «БКГ» и «Шелл».
3. В работе сделан вывод, что в Татарстане в условиях трансформационной экономики был сформирован особый формат взаимодействия компонентов системы регионального НГХК - региональной власти, компаний и специализированных структур, - в процессе управления его развитием. На этой основе автором представлена модель управления развитием нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан: определены участники взаимодействия в процессе управления, охарактеризован процесс взаимодействия, принципы принятия управленческих решений, дана оценка эффективности управления развитием, проведен сравнительный анализ и даны рекомендации относительно развития модели. Так, к числу основных принципов принятия управленческих решений в рамках модели нами отнесены следующие: согласованность, сохранение самостоятельности компаний, приоритет развития нефтехимии и углубления переработки, инновационность, социальная ориентация решений, многоуровневое стратегическое планирование. Основные функциональные области взаимодействия участников региональной модели включают широкий спектр вопросов: от сырьевого обеспечения, инвестиционного и инновационного развития до формирования отраслевой стратегии. В рамках модели в различные периоды времени
175
государством были предоставлены меры поддержки в виде льготных налоговых режимов для секторов НГХК, регулирования тарифов на услуги естественных монополий, а также цен на сырье для нефтехимических предприятий.
Отличительной особенностью татарстанской модели является сохранение самостоятельности крупнейших нефтехимических компаний. Это, несомненно, содействует развитию конкуренции как внутри комплекса, так и на российском рынке, а следовательно благоприятствует процессам совершенствования компаний. При этом можно сделать парадоксальный вывод — по сути нерыночные меры в рамках татарстанской модели управления развитием НГХК более способствовали развитию конкуренции, нежели классическая «рыночная» стратегия интеграции, реализация которой в 1999-2001гг. (имеется в виду экспансия ОАО «Сибур» и др. «сырьевых» компаний) чуть было не привела к чрезмерной монополизации российского нефтехимического рынка и сворачиванию внутренней конкуренции на нем.
Вместе с тем параллельно с внутриреспубликанской интеграцией реализуется модель интеграции ряда компаний вокруг ОАО «Татнефть», таких, как ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Техуглерод», ОАО «Миннибаевский ГПЗ» и других предприятий, находящихся за пределами Татарстана. Однако, учитывая недостаточный период апробации данной меры, преимущества уже действующих мер в рамках региональной модели, высокие (недиверсифицированные) риски превращения всего НГХК региона в единую компанию, дальнейшие интеграционные процессы в республике, по нашему мнению, следует ограничить (прежде всего в интересах ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»).
4. В работе проведен сравнительный анализ существующих моделей управления развитием региональных НГХК с выявлением их основных преимуществ и недостатков. Исследование проведено с учетом особенностей воздействия на процессы развития НГХК региональной власти (как субъекта управления в регионе вообще и как собственника в частности), степени интегрированности компаний внутри НГХК, а также инициаторов интеграции. С этих позиций автором предложено выделить три современные региональные модели управления развитием НГХК, а именно: 1. региональный комплекс как совокупность нескольких
176
самостоятельных компаний и корпораций при «умеренном» участии государства в их собственности (не более 20%), когда региональный центр принятия решений взаимодействует в процессе управления развитием НГХК с многими корпоративными центрами принятия решений, создавая для них особые режимы функционирования и регулируя некоторые интеграционные связи между ними (модель Татарстана); 2. региональный комплекс как единая корпорация при доминирующей доле государства в собственности (более 75%), когда корпоративный и региональный центры принятия решений в комплексе объединены (модель Башкортостана); 3. региональный комплекс как единая корпорация, входящая в состав крупных российских межрегиональных корпораций и холдингов, при доминирующей доле частного капитала в собственности, когда корпоративный центр принятия решений в комплексе находится за пределами региона (модель Самарской, Нижегородской, Пермской и др. областей и регионов).
Проведенный в работе анализ моделей позволил автору обосновать точку зрения, что, признавая положительные стороны второй и третьей моделей и выделяя их недостатки, следует особо отметить в числе последних несбалансированность моделей в плане учета интересов всех участников процесса управления в региональном НГХК (региональной власти и компаний): вторая модель в значительной степени ориентирована на достижение социально-политических целей региональных властей, зачастую в ущерб целям экономическим; в третьей модели корпоративные интересы межрегиональных корпораций и холдингов в основном доминируют над региональными.
В ходе анализа первой модели автором показаны положительные тенденции развития как самого НГХК (сохранение потенциала основных предприятий комплекса, содействие ускоренному выведению его из состояния стагнации и обеспечению динамичного развития), так и позитивное влияние данных процессов на развитие региона в целом, что позволило сделать вывод о сохраняющейся актуальности татарстанской модели. Однако, при этом отмечается, что как любая категория, находящаяся в состоянии развития, данная модель требует постоянной коррекции своей стратегии и поиска наиболее выверенных подходов к процессам углубления и ускорения преобразований в бюджетообразующем сек-
177
торе экономики, консолидации новых экономических интересов субъектов взаимодействия в НГХК, представляющих различные формы собственности. При этом подчеркивается, что в более удаленной перспективе многие методы воздействия на процессы развития НГХК РТ, носящие «переходный» временный характер, должны уступить место новым, адекватным движению к рыночным отношениям. Предпосылкой к этому должно стать существенное повышение конкурентоспособности комплекса, что не в последнюю очередь будет зависеть от эффективности стратегического управления его развитием.
6. Комплекс на современном этапе развития аккумулировал уже достаточный потенциал для ускоренного наращивания конкурентных преимуществ, что обусловлено такими его «сильными сторонами», как: высокие конкурентные позиции по сравнению с российскими производителями; крупнейшие в России производства продуктов-мономеров; активизация в рамках модели управления развитием НГХК РТ инвестиционной, инновационной деятельности, политики стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, решение ряда сырьевых проблем и т.д. Вместе с тем имеют место глубинные «слабые стороны» (недостаточное сырьевое обеспечение, незавершенность технологических цепочек выпуском продукции высокой степени передела, низкая конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями, низкая активность на рынке ценных бумаг; недостаточный уровень развития инженерно-технического персонала, ухудшение финансово-экономического положения предприятий и т.д.), что в условиях осложнения ситуации во внешнем окружении (ухудшение конъюнктуры рынков, усиление конкуренции со стороны отечественных и зарубежных производителей, рост стоимости услуг естественных монополий, предстоящее вступление России в ВТО и др.), может привести по меньшей мере к стагнации в отрасли.
В этой связи, по нашему мнению, важнейшими стратегическими направлениями развития комплекса должны стать такие, как: совершенствование системы управления развитием комплекса за счет усиления центра ответственности в лице специализированной структуры управления НГХК РТ; коренное обновление и создание новых производств посредством внедрения современных технологий
178
мирового уровня в рамках реализации инновационной стратегии развития комплекса, причем на каждом технологическом переделе - в рамках концепции «от сырья до готовой продукции»; стимулирование и поддержка развития малого и среднего бизнеса посредством объединенных усилий государства и «большой» химии и нефтехимии; развитие внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции предприятий НГХК РТ; а также формирование и развитие в отрасли менеджмента качества (ИСО-9000), экологии (ИСО-14000) и охраны труда по международным стандартам. Данные процессы необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием инновационной деятельности самих компаний НГХК, а также объединением разобщенного научно-технического потенциала региона и отраслевой науки, тесной интеграции ее с производственным и инвестиционным звеньями цепи инновационного механизма, что также обусловливает актуальность централизованной координации данных процессов в масштабах отрасли.
Таким образом, предложенный в работе комплекс мер и стратегия развития НГХК РТ ориентированы прежде всего на прогрессивные сдвиги в его структуре производства с приближением ее к наукоемкому типу при существенном усилении социальной и экологической направленности. Это обусловлено не только совокупностью благоприятных предпосылок, включая уже созданный мощный потенциал отрасли, но и тем, что именно НГХК и прежде всего его нефтехимическая и химическая составляющие сориентированы, чтобы стать зоной «прорыва» к инновационному типу развития экономики региона.
7. Проведенный анализ товарного портфеля НГХК РТ позволил сделать выводы о диспропорциях в его структуре, в которой преобладают продукты невысокой степени передела, преимущественно экспортной ориентации, и практически отсутствуют продукты-лидеры; о недостаточной сбалансированности и гибкости сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рынка; а также в целом о низкой конкурентоспособности продукции (прежде всего по качеству и маркетинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами. На этом фоне неоправданными представляются низкие темпы реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов компаниями комплекса, а также их
179
невысокая активность в поиске новых стратегически значимых продуктов. Очевидно, в значительной степени такое положение является следствием недостаточного внимания компаний к проблемам стратегического планирования и маркетинга, к выработке стратегии укоренного наращивания конкурентных преимуществ. Такой подход может стать причиной нивелирования тех конкурентных преимуществ, которые были достигнуты компаниями в рамках модели управления развитием НГХК РТ.
Вместе с тем, в работе показано, что комплекс на современном этапе развития имеет достаточный потенциал для реализации стратегии лидерства на российском рынке. В этой связи необходима ускоренная реализация стратегии углубления переработки в НГХК РТ, заключающейся в максимально возможном увеличении числа переделов в технологической цепочке от сырья до готовой продукции как в границах отдельной компании, так и в границах регионального НГХК. Стратегия должна основываться на организации производства новой конкурентоспособной продукции на существующей мономерной и полимерной базе нефтехимии и химии РТ (прежде всего новых полимерных материалов-полисти-рола, полипропилена, полиэтилена и изделий из данных пластмасс, современных видов каучуков и конструкционных материалов). Целесообразно также при формировании стратегии углубления переработки не ограничиваться рамками НГХК, а учитывать предприятия других отраслей экономики региона, прежде всего машиностроительные, предусматривая организацию на их производственно-технологической базе выпуска широкого спектра изделий из пластмасс, в том числе конструкционных материалов. Безусловно, стратегия углубления переработки станет важным инструментом реализации структурной политики региона, поскольку предполагает переход на использование новейших материалов (прежде всего пластмасс) в различных отраслях промышленности и, соответственно, инновационно - технологическое развитие народного хозяйства в целом, его структурное обновление на качественно ином базисе. В конечном счете реализация данной стратегии позволит наращивать добавленную стоимость и получать мультипликативный эффект в границах региональной экономики.
180
Список использованной литературы
1. Авдашева С, Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и
проблемы реорганизации // Вопросы экономики. 2001. №5. С.113-125.
2. Адамеску А.К. К совершенствованию территориально-организационной
структуры России // Российский экономический журнал. 1993. №10. С.60-71.
3. Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике.
М.: Наука, 1990.
4. Андрианов В. Правила хорошего тона для компаний // Нефть России. 2002. №2.
С.38-40.
5. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
6. Антоневич В. Нижегородская нефтехимия на подъеме // Волга-бизнес. 2002.
№5.СЛ8.
7. Арская Л.П. Японские секреты управления. - М.: Универсум, 1991.
8. Арсюхин Е. Скромные амбиции. Президент критикует Правительство за планы
экономического развития // Российская газета. 2002. №64. С.2.
9. Ахтямов Р., Бикбаев А., Каримов Э., Хисматуллин Д. Клоны Башнефти // Рынок
ценных бумаг. 2002. №11 (218). С. 50-53.
Ю.Бабкин В.В. Россия развивается динамично // Химия и рынок. 2001. №4 (17). С.
2-6. 11.Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд. М.:
Экономика, 2001. 12.Базоев С. Мировой бизнес: эпоха слияний компаний // Рынок ценных бумаг.
1999. №4. 13.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и
статистика, 2000. Н.Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация //
Проблемы теории и практики управления. 1998. №5. С. 85-90. 15.Бачурин А. Эволюция рынка при капитализме и государственное
регулирование. М.: Экономика, 1991. №2. С.78-88.
181
16.Безруков А., Зубченко Л. Европейское сообщество на пути к единому рынку:
роль транснационального капитала. -М., 1990.
П.Белова А., Попова Е. Когда рынок пасует // Эксперт. 2002. № 42. С.48-52. 18.Бизнес-справочник «Российская химия и нефтехимия». 2000. Выпуск III.
Часть 1. 19.Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне
высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.:
Экономика, 1997. 20.Болотов СП. Разработка стратегии предприятия. - Сыктывкар: Сыктывкарский
ун-т, 1994. 21.Большой экономический словарь. 2-е изд / Под ред. А.Н. Арзилияна. - М.:
Институт новой экономики, 1997.
22.Бондарь Е. Что принесет отмена льгот // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.6. 23.Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Биржи и банки.
ЮНИТИ, 1997. 24.Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода:
методология и практика. — М.: Экономика. ТОО «КоМаркт Лтд», 1997. 25.Браверман А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятий
// Вопросы экономики. 1998. №6. С. 108-121.
26.Бутрин Д. «Сибуру» отменили эмиссию // Коммерсант. 2002. №46. С.1. 27.Васильев М.Г. Химический комплекс России: проблемы и решения // Химия и
рынок. № 1-2 (14-15). С.21-25. 28.Васильев М.Г. Химический комплекс России (этапы развития, состояние,
направления структурной перестройки). - М.: ОАО «НИИТЭХИМ», 2002. 29.Ведута Е. Государственные экономические стратегии / Рос. эконом, акад. им.
Г.В. Плеханова. -М.: Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 30.Веснин В.Р. Основы менеджмента - М.: Институт международного права и
экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996. 31.Вид Л.Б., Иванов Е.А. Новая философия планирования. -М.: Наука, 1990.
182
32.Виноградов А. Российская химия и нефтехимия: рынок акций пока в проекте? //
Рынок ценных бумаг. 2002. №8(215). С. 30-34.
ЗЗ.Виньков А. Посторонним вход разрешен // Эксперт. 2002. №32. С. 20-21. 34.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. -М.: Гардарика, 1998. 35.Внешняя торговля РФ нефтехимическими продуктами в 2000г. // Химия и
рынок. 2001. №6(80). С.20-26. 36.Вопросы совершенствования межотраслевого и отраслевого планирования и
управления / Под ред. А.Р. Лейбкинда. - М.: Наука, 1987. 37.Воротников А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных
властей в области корпоративной политики // Российский экономический
журнал. 2000. №7. С.94-95. 38.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002. - 239с. 39.Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность
в микро-, мезо-, макроуровневых измерениях // Российский экономический
журнал. 1998. №3. С.67-77. 40.Гельвановский М., Извеков Н. Российская реформа: геоэкономический ракурс //
Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.3-10. 41.Герасименко В. К итогам и перспективам отечественных реформационных
поисков//Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.10-18. (С.15). 42.Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. 43.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 1998. 44.Глазьев С. Ю. Перспективы экономического роста в 1996 году // Вопросы
экономики. 1996. №5. С.42-44. 45.Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических
систем: возможности и границы централизованного регулирования. -М.: Наука,
1992.
46.Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб.: Специальная литература, 1995. 47.Говриленков Е. Как переварить ревальвацию // Эксперт. 2001. №19. С. 54.
183
48.Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2001.
49.Государственное регулирование монополий и конкуренции в промышленно-
развитых странах: Науч.-ан. обзор. - М.: РАН, 1992. 50.Государственное регулирование промышленности: новые отрасли и передовые
технологии (на материалах Франции). - М.: ИНИОН, 1992. 51.Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина,
Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2000. 52.Государство в меняющемся мире. Всемирный банк. - М.: Прайм-ТАСС, 1997. С.
III. 53.Грицай О.В. Западная Европа: региональные контрасты на новом этапе НТР. -
М.: Мысль, 1988. 54.Гришин Б.С., Соловьев В.А., Мезенцев Б.А. Производство и рынок шин в
России: современное состояние и перспективы развития // Химия и рынок. 2001.
№1. С. 31-38. 55.Губаев Ш.Ш. Нефтегазохимический комплекс Татарстана. Стратегическое
управление. Конкуренция. Инвестиции. - Казань: Изд-во ЦЭСИ при КМ РТ,
1998. 56.Губаев Ш.Ш. Региональный нефтегазохимический комплекс в условиях
социально-экономической трансформации. Модель развития. Стратегический
менеджмент. - М.: Республика, 1999. 57.Губаев Ш.Ш., Ардашева Е.П. Развитие нефтегазохимического комплекса
Республики Татарстан в условиях трансформации: результаты и перспективы.
Учебн. пособие. - Казань: Яналиф. 2001. 58.Губаев Ш.Ш. Стратегическое управление в условиях трансформационной
экономики / Материалы Международной научно-практической конференции
«Реформирование системы управления на современном предприятии». — Пенза,
2001. С. 101-104. 59.Губкин А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур
// Экономист. 2000. №11. С. 41-49.
184
бО.Гулямов С.С., Камилов III., Каримов Д. Моделирование развития региональных
хозяйственных комплексов. - Ташкент: Фан, 1991.
61.Гурова Т., Ивантер А. Рецессия перешла в рост // Эксперт. 2002. №35. С. 17-24. 62.Демидова В. Политика «Сибура» привела «Волтайр» к жизни в кредит //
Деловое Поволжье. 2002. №30. Сб. бЗ.Джарасова СВ. Формирование новой системы хозяйствования в регионе /
Материалы научн. семин. и теор. конф. аспирантов «Эффективные рыночные
формы хозяйствования». Росс. акад. упр. Центр пробл. рыночн. экон. - М, 1993.
С.23-26.
64.Дианов Е. Стратегия конкуренции // Нефть России. 2002. №2. С 34-37. 65.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. - СПб., 1999. бб.Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. - М.:
Технологическая школа бизнеса, 1999. 67.Дранкина Е., Кабалинский Д. Наследники Менделеева // Эксперт. М. 2001.,
№16,С.48-56.
68.Дранкина Е., Татевосова М. Яшина тюря // Эксперт. 2002. №3. С.13-18. 69.Дроздовский Э.Е., Баландин Е.С, Назаренко А.В. Некоторые принципы
формирования региональных программ устойчивого развития. - УлГТУ, 1999. 7О.Дунаев В.Ф., Сухоносенко Г.Г. Концептуальные основы стратегического
управления ООО «Оренбурггазпром» // Нефть, газ и бизнес. 2001. №6. С17-20. 71.Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. -
Донецк, 1971. 72.Емельянов С На гребне конъюнктурной волны. Удержатся ли российские
производители? // Экономика и жизнь. 2001. №48. С.ЗО. 73.Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. — М.: Финпресс,
2001. 74.Журавлев Д.А. Конкурентные стратегии и стратегическое позиционирование
нефтяных компаний на международном нефтяном рынке // Нефть, газ и бизнес.
2001. №6. С36-45.
185
75.Иванов В.П. Об итогах работы и задачах Российского Союза химиков // Химия
и рынок. №5 (18), 2001. С. 52-54. 76.Иванов В.П. О перспективах удержания предприятиями отрасли позиций на
рынках химикатов в условиях дальнейшей либерализации внешней торговли в
связи со вступлением России в ВТО // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С. 46-47. 77.Иванов В.П. Химическая промышленность России: состояние и перспективы
развития // Химия и рынок. 2000. №3(10). С. 5-7. 78.Иванов СВ. Состояние химического комплекса РФ и пути обеспечения его
устойчивого развития // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С. 44-46. 79.Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 2000. 80.Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и
анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом
«Филинъ», 1996. 81.Илларионов А. Пора побороть «голландскую болезнь» // Деловое Поволжье.
2001. №47. СЮ. 82.Инвестиционные возможности Республики Татарстан // Рынок ценных бумаг.
2000. Август. Специальный выпуск. 83.Инновации: престиж, успех и реальная прибыль // Экономика и жизнь. 2002.
№14. С.2-3. 84.Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический
обзор. - М: ИНИОН, 1994. 85.Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы
социогуманитарного познания: Сб. статей / Под ред. В.Д. Шапиро. — М., 1996. 86.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / СД. Ильенкова, Л.М.
Гохберг, СЮ. Ягудин и др. -М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 87.Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2001 году. -
Казань: ГУП ПИК «Идел-пресс», 2002. 88.Калиниченко Н. Стратегия сотрудничества. Приоритеты внешней и
межрегиональной экономической политики Республики Мордовия // Волга-бизнес. 2002. №5. С. 36-37.
186
89.Карбовский В. Российская нефтехимия - потенциал есть // Рынок ценных бумаг.
2001. №13(196). С.64-68. 9О.Карибский А.В., Рязанов И.В., Сорокин Л.Р., Хохлов А.С., Шестаков Н.В.,
Шишорин Ю.Р. Методология и практика разработки бизнес-планов
реконструкции предприятий химико-технологического типа. - М.: Препринт.
1998.
91.Карпова И. Кризис преодолен?! // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.6. 92.Кирьян П. На пути к восьмому переделу // Эксперт. 2001. №25. С.10. 93.Клейнер Г. Защита от агностицизма // Эксперт. 2000. №10. С.8. 94.Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое
планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. №9. С.46-65. 95.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и
маркетинга, 2000. 96.Кожурин Ф.Д. Процесс управления: системные исследования и разработки на
примере региона.-М.: Мысль, 1988. 97.Конищева Т. Четыре сценария Всемирного банка // Российская бизнес-газета.
2002.№21(361).С.2. 98.Корнаи Я. Путь к свободной экономике: страстное слово в защиту
экономических преобразований. - М.: Наука, 1990. 99.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 1997.
100. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1998.
101. 100 крупнейших химических предприятий России // Российская химия и
нефтехимия. 2000. №1(9). С. 16-18, 2001. №1(13). С.18-20.
102. Куликов Г.В. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской
экономики // Российский экономический журнал. 1998. №1. С.77-81.
103. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. - М.:
Финстатинформ, 1997.
104. Лабзунов П.П. Российские цены на химическую продукцию: тенденции и
прогноз // Химия и рынок. №4 (17), 2001. С. 37- 40.
187
105. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер, с
франц. - СПб.: Наука, 1996.
106. Ларина Н.И. Смена парадигмы региональной политики // Регион: экономика
и социология. 2000. №4. С.3-21.
107. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика
регулирования регионального развития. - М.: Издательство «УРСС», 1997.
108. Липсиц И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы //
Вопросы экономики. 1998. №9. С.87-104.
109. Любовный В.Я. Управление регионами в новых условиях хозяйствования //
Регионология. 1993. №4. С.70-75.
ПО. Мамедов М. Обзор состояния химической промышленности Азербайджанской республики // Химия и рынок. 2000. №3(10). С. 38-41.
111. Масклаков В.В., Зубков К.И., Пленкин В.Ю. Модель региона —
квазикорпорация //Регион: экономика и социология. 2000. №1. С. 152-159.
112. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под
ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Наука, 2001.
113. Мельникова М. Россия-ВТО // Экономика и жизнь. 2002. №15(8917). С.2-3.
114. Менеджмент организации / Румянцева ЗП., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и
др. - М.: ИНФРА-М, 1995.
115. Мерджанов В. Курс на развитие и интеграцию. Стратегические ориентиры
развития химического и нефтехимического комплекса Самарской области //
Волга-бизнес. 2002. №5. С. 16-17.
116. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело,
1992.
117. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных
проектов. - М.: Экономика, 2000.
118. Мильнер В., Евенко Л., Рапопорт В. Системный подход в организации
управления. - М.: Экономика, 1983.
119. Мировой химический рынок: тенденции развития // Химия и рынок. 2001.
№1-2 (14-15). С. 53-59.
188
120. Митяев Д. Стратегия в эпоху глобализации // Экономические стратегии.
2000. Май-июнь. С. 37-44.
121. Мкртчян М., Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы перехода к
ресурсоэкономному развитию // Российский экономический журнал. 1997. №11-
12. С. 43-52.
122. Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического
роста: Научное издание. - М.: Изд-во Рос.ЭА, 1997.
123. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001.
124. Назарова Л. Облигации ведут к инвестициям // Экономика и жизнь. 2002.
№2. С.5.
125. На II съезде Российского Союза химиков // Химия и рынок. 2001. №5 (18). С.
51-52.
126. Невструев А.А. Техническое перевооружение продолжается. Химическая и
нефтехимическая промышленность Волгоградской области в 2001г. // Волга-
бизнес. 2002. №5. С. 19.
127. Нефтехимия России // Рынок ценных бумаг. 2001. №13(196). С.69-74.
128. Никифорова СВ. Теоретические и методологические аспекты
стратегического маркетинга. — СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.
129. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса
России // Нефтегазовая вертикаль. 2000. №1 (39).
130. Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.
131. Отрасль в политико-экономическом окружении // Химический комплекс
России. 2001. №5 (79). С. 26-28.
132. Попов С. Губернатор Титов взялся за бизнес // Российская газета. 2002. №172
(3040). Сб.
133. Пармон В.Н., Симагина В.И., Милова Л.П. Катализаторы России: от
прошлого к будущему // Химия и рынок. 2001. №5(18). С.22-26.
134. Перспективы развития регионов России: формула Татарстана // Время и
деньги. 2001. №100.
189
135. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятий. -
СПб.: СПбУЭФ, 1993.
136. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1998.
137. Покровский С. Не сойти с беговой дорожки. Новые технологии на службе
российской нефтехимии // Нефтегазовая вертикаль. 2001. №13. С. 107-109.
138. Положение на мировом рынке органических химикатов // Химический
комплекс России. 2001. №5(79). С. 15-23.
139. Поржицкая Г.И. Итоги развития экономики России и химического комплекса
за 2001 год / Доклад на заседании правления ЗАО «Росхимнефть» 28.03.02г. -
М.: Московское химическое общество им. Менделеева, 2002.
140. Пороховник Ю.М., Лисицина Е.Б. Инвестиционный менеджмент: Учебно-
методическое пособие. — СПб.: ГИЭА, 1996.
141. Пороховский А. Национальные рыночные модели экономического развития
// Российский экономический журнал. 1997. №11-12. С.85-100.
142. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с
предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.
143. Послание Президента Республики Татарстан Государственному совету. 2001.
144. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г.
Морозовой, А.В. Пикулькина. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
145. Путилов А.В., Бесфамильный И.Б., Бирюков А.Л. Актуальные проблемы в
области новых материалов, химии и химической технологии // Химия и рынок.
2001. №4 (17). С. 31-35.
146. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. — М.: «Бизнес-
школа «Интел-Синтез», 1999.
147. Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2000.
148. Регулирование территориального развития в условиях перехода к рыночной
экономике: Сб. науч. тр. -М., 1991.
149. Ритвельд Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий
как инструмент стратегического планирования // Проблемы теории и практики
управления. 2000. №3. С.40-44.
190
150. Российский химический комплекс в 2001г. // Бюллетень Российская химия и
нефтехимия. 2002. №3(15). С.3-22.
151. Рубенштейн А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в
территориальных системах. - Новосибирск, 1988.
152. Рынок химической продукции: итоги 2001 года // Бюллетень Российская
химия и нефтехимия. 2002. №3(15). С. 23-25.
153. Савельева Л., Митрофанова Н., Панова М. По какому рецепту лечить
экономику // Экономика и жизнь. 2002. №3. С.2-3.
154. Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути
устойчивого развития / К.А. Титов, В.Я. Любовный, Г.Р. Хисаев и др. - М.:
Наука, 1996.
155. Сапир Ж. Структурные аспекты реформы // Мировая экономика и
международные отношения. 1992. № 12. С. 64.
156. Сармурзина Р.Г. Состояние и перспективы развития химической
промышленности Республики Казахстан // Химия и рынок. 2001. №6(19). С. 30-
33.
157. Свинаренко А. Инновации — ключевой фактор роста российской экономики //
Деловое Поволжье. 2002. №8. С. 10.
158. Семь нот менеджмента. - М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 1997.
159. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии
развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. №6.
С.79-85.
160. Смирнов К. Владимиру Путину не нравится низкий рост // Коммерсант. 2002.
№62. С. 1.
161. Состояние и перспективы мирового рынка основных нефтехимикатов //
Химический комплекс России. 2001. №6(80). С. 1-8.
162. Социально-экономическое развитие РФ в 2003-2005годах // Деловое
Поволжье. - 2002. - №29. С. 10.
163. Сторожев Ю. «Лукойл» жмет на газ // Нефть России. 2002. №2. С. 12-13.
191
164. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова.
41. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
165. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина - М.: Тандем. ЭКМОС,
1998.
166. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под общ. Ред.
А.П. Градова, Б.И. Кузина. - СПб.: «Специальная литература», 1996.
167. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на
период до 2010г./Министерство промышленности, науки и технологий РФ. — М.,
2001.
168. Стратегическое видение развития Поволжья до 2015г. // Волга-бизнес. 2002.
№5. С. 48-49.
169. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных
механизмов реализации / Под ред. Д.Ю. Миропольского, А.В. Харламова. —
СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 336с.
170. Суспицын С.А. Подход к комплексной оценке влияния государственной
политики на региональное развитие // Регион: экономика и социология. 2000.
№3. С.42-60.
171. Таймл Р. У нефтехимии большое будущее // Нефть России. 2002. №1. С.87-
CQ
Оо.
172. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно-
целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология.
2000. №1.С.З-37.
173. Тенденции рынка органических химикатов России // Химический комплекс
России. 2001. №5 (79). С. 1-14.
174. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах
экономического развития / Под ред. В.А. Мартынова. - М.: Экономика, 1993.
175. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и
биржи. ЮНИТИ, 1998.
176. Тор-100. Российский экспорт // Эксперт. 2001. №27 (287). С. 71 -76.
192
177. Трейвиш А.И. Новые подходы в развитии регионов России и их асимметрия
// http. www. sir. ru.
178. Управление организацией / Под. Ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 1998.
179. Уровень социально-экономического развития регионов РФ за 2000год //
Экономика и жизнь. 2001. №41. С.4.
180. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление. - М: ИНФРА-М, 2000.
181. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2000.
182. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М: Дело, 2001.
183. Федоренко Н.П., Календжан CO., Мильнер П.А. Комплексное региональное
планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 1989.
184. Хазова Т.Н. Российский рынок полипропилена // Химия и рынок. 2002. №4
(17). С. 7-11.
185. Хазова Т.Н., Титова Н.М. Российский рынок полиэтилена // Химия и рынок.
2001. №1-2 (14-15). С.26-31.
186. Хайруллов Д.С. Государственное регулирование процессов социально-
экономической трансформации и развития Республики Татарстан. - Казань:
ФЭН, 1997.
187. Химическая промышленность // Власть. 2001. №36 (438). С.61 -72.
188. Химический комплекс России: 2001 год // Химия и рынок. 2001. №1. С. 6-12.
189. Химический комплекс России - итоги трех кварталов 2001 года и проблемы
// Химический комплекс России. 2002. №1 (87). С. 2-32.
190. Цакаев А.Х. Государственное регулирование экономики национально-
территориальных образований. - М.: АНХ при Правительстве РФ, 1998.
191. Цены на нефтехимикаты в российской Федерации // Химический комплекс
России. 2001. №6(80). С. 9-19.
192. Чего мы ждем от ВТО // Российская газета. 2002. №44 (2912). С. 1,4.
193
193. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.
-М.:ИНФРА-М,2000.
194. Шинная промышленность докатилась до кризиса, «Рынок ждет ценовая
борьба» // Коммерсант. 2000. №219. С. 8.
195. Штульберг Б.М., Котилко В.В., Полынев А.О., Левитская Е.Н. Регулирование
территориального развития в условиях рыночной экономики. - М.: Наука, 1993.
196. Щербаков Е.Т. Повышение конкурентоспособности продукции - важнейшее
условие вступления России в ВТО // Химия и рынок. №4 (17), 2001. С. 41-42.
197. Экологическая доктрина Российской Федерации (основные тезисы) //
Деловое Поволжье. 2002. №13. С. 10.
198. Экономика химической отрасли. Учеб. пособие для вузов / И.А. Садчиков,
В.Е. Сомов, М.Л. Колесов, В.А. Балукова, под ред. И.А. Садчикова. — СПб.:
Химиздат, 2000.
199. Экономический потенциал Самарской области. - Самара: Издательский дом
«Агни», 1998.
200. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты/ МэиМО. 1997. №6.
201. Якутии Ю.В. Региональный вектор деятельности корпоративных
объединений // Российский экономический журнал. 2000. №9.
202. Lorange P. Corporate Planning: An Executive Viewpoint (Englewood Cliffs). - N.
J.: Prentice Hall, 1980. P.2.
203. Public Polici. Issuse, Analysis and Ideology. Ed, be E. F. Paul and Ph.A. Russa. -
New Jersey, 1982. P. 299.
204. Heilbroner R.H. Beyond Boom and Qrash. N.Y., 1978. P. 79-89.
205. Weidenbaum M. H. Business, Government and the Public Interest. - N.Y., 1981.
206. Rifkin J. The End of Work The Decline of the Global Labor Force and Dawn of the
Post-Market Era.- N. Y.: Putnams Sons, 1995.
207. The Nation. - 1996. - 15-22 July.
208. World Economic Outlook. - 1997. May. P 45.
194
Приложение 1 Краткое содержание научных подходов к менеджменту [180,181,182]
Наименование подхода | Краткое описание |
1. Логический | Основой логического подхода к выполнению практически любой работы являются принципы диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относятся принципы объективности рассмотрения объекта, всесторонности рассмотрения объекта и историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип исключенного третьего и достаточного обоснования. |
2. Системный | Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1)внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь свнешней средой, обратная связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. |
3. Воспроизводственно-эволюционный | Ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка сменьшими (по сравнению случшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Каждый новый объект должен быть лучше заменяемого. |
4. Комплексный | Подход, учитывающий технические, экологические, экономические, организационные, социальные и др. аспекты менеджмента в их взаимосвязи |
5. Ситуационный (вариантный) | Концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте в конкретное время. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств. |
6. Интеграционный | Подход, нацеленный на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали; г) между субъектами управления по горизонтали |
7. Инновационный | Ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, на основе разработки и внедрения новшеств. |
8. Глобальный | Сущность подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности |
195
крупных объектов точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. | |
9. Стандартиза-ционный | Заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества |
10. Маркетинговый | Подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач в условиях рыночных отношений на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, ресурсосбережения, применения системы менеджмента. |
11. Эксклюзивный | Заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности. |
12. Функциональный | Заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций из нескольких альтернативных объектов, удовлетворяющих эти функции, выбирается тот, который требует минимума совокупных затрат на единицу полезного эффекта. Данный подход - альтернатива предметному подходу, при котором менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. При применении функционального подхода идут от обратного -от потребностей, ищутся новые решения для выполнения существующих или потенциальных потребностей. Подход применяется совместно с системным, воспроизводственным, маркетинговым. |
13. Процессный | Подход, рассматривающий функции управления как взаимосвязанные, процесс управления как общую сумму всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий |
14. Структурный | Это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения соответствующих ресурсов. |
15. Виртуальный | Заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне. На основе виртуального подхода создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное обслуживание, заключаются сделки и др. |
196
16. Нормативный | Заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и по времени. |
17. Оптимизационный | Заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Данный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона конкуренции, зависимостей между показателями качества товара и затратами по стадиям жизненного цикла и т.д. |
18. Директивный (административный) | Заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах. В основе подхода лежат методы принуждения, опирающиеся на систему законодательных актов страны и региона, систему нормативно-директивных и методических документов, систему планов, программ, заданий, систему оперативного руководства, граничащую с психологическими воздействиями |
19. Поведенческий | Основан на применении концепций поведенческих наук к построению фирмы и управлению ею. Основной целью подхода является повышение эффективности функционирования организации за счет ее человеческих ресурсов. |
20. Деловой подход | Это комплексный и сложный подход, определяющий качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества |
Приложение 2