ОАО «Казаньоргсинтез» на

Различных рынках,

1 полуг. 2002г./ 1 полуг. 2001г., %.

Для ОАО «Нижнекамскнефтехим» ценовая ситуация по сегментам рынка в 1 полуг. 2002г. складывалась несколько иначе. Средние контрактные экспорт­ные цены на основную продукцию (стирол и пропилен) выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, внутренние, напротив, снизились (рис. 36). Но в результате достигнуто то же соотношение цен, что и по продук­ции ОАО «Казаньоргсинтез», - экспортная цена выше в среднем на 16-20%. По­зитивным фактом является, как видно на следующем графике (рис. 37), рост цен в Европе на стирол, аналогичная ситуация на рынке пропилена. В целом улучшение конъюнктуры способствовало росту объемов выпуска по основным видам продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» (рис. 38). Однако пока тенден­ция снижения средних экспортных цен не переломлена, что отражается на рен­табельности деятельности. В частности, при увеличении ОАО «Нижнекамск­нефтехим» объемов экспорта в 1 кв. 2002г. по сравнению с 1 кв. 2001г. на 22% выручки получено на 26% меньше (рис. 39).

159

             
     


Снижение


Пропилен Стирол  1 МЭГ


экспортных цен на 2,5% внутренних цен на 17,6%


• ж. f «ч мр «•* па >■» in >аш •»» ••• *•>•>«♦ «пар»р nil ты шщ • I»И «1 М «1 lUlll tl fl «I 4 «I «2» 4 It «2 12 ш«л»

 

DВнутренний рынок ■ Внешний рынок




Рис. 36. Динамика цен на

Продукцию ОАО «НКНХ»,

1 полуг. 2002г./1 полуг. 2001г., %



Рис. 37. Динамика цен на стирол на различных рынках, руб./тн.

 

Росс.рынок   Выпуск



Экспорт


ЕИ] фи», объем экспорта


-выручка от экспорта

 



80%

77%

Каучук СКИ 1в4,б%

101%

112%

123%

104% J -J212LJ пропилен! [44,1% [

 

Ю5% I-JH2L Стирол
92,1% | 108% МЭГ
Я9,в% | 119% Бутилкаучук





Кв. 01



Кв. 02

 

Рис. 38. Динамика объемов выпуска и сбыта основных видов продукции ОАО «НКНХ», 1полуг.02/1полуг.01



Рис 39. Динамика физических и стоимостных объемов экспорта продукции ОАО «НКНХ».

ОАО «Нижнекамскшина» в 1 полуг. 2002г. произвело 4,4 млн. шт. шин, что на 2,3% ниже чем в 1 полуг. 2001г. Выпуск легковых шин увеличен на 6,1%, однако, грузовых - снижен на 17%, сельхозшин - снижен в 2 раза (рис. 40). Позитивно можно охарактеризовать почти четырехкратное увеличение экспорта (в страны СНГ), его доля в стоимостном объеме реализации составила уже порядка 16%. Контрактные экспортные цены на шины продолжают сни­жаться - по сравнению с 1 полуг. 2001г. средняя цена одной условной шины «упала» на 33%. Между тем пока еще экспортные цены превышают внутренние в среднем на 40%.

160

 

  Выпуск Экспорт Цена экспорта
Шины, всего 97,7% 361,6% 67,0%
Грузовые 86,9% 287,7% 78,5%
Легковые 106,1% 454,7% 75,1%
liiiiicfx 45,0% 563,4% I 51,4%

Рис. 40. Динамика объемов выпуска и сбыта продукции ОАО «НКШ», 1 полуг. 2002г./1 полуг. 2001г., %

На основе результатов проведенного анализа товарного портфеля НГХК РТ обоснуем стратегические направления его оптимизации.

Стирол, пропилен. Как показал анализ, данные продукты занимают весо­мое положение в структуре выручки предприятия как от экспорта, так и от про­даж на внутренний рынок, но привлекательность рынков и сила рыночной по­зиции оцениваются как «средние», причем как по итогам предыдущих лет, так и в перспективе. Это обусловлено насыщенностью данных рынков, резким уси­лением конкуренции на них, их подверженности колебаниям спроса и цен, снижением доходности. Хотя рост потребления по-прежнему наблюдается, но он все больше удовлетворяется за счет того, что сами потребители организуют на собственной производственной базе выпуск данных продуктов или реализу­ют стратегию слияния с поставщиками. В этой связи очевидно целесообразной стратегией развития данных продуктов является стратегия углубления их пере­работки до выпуска полимеров - полистирола и полипропилена.

Однако задача разработки самостоятельной стратегии развития исходного продукта (мономера) сохраняется, поскольку, во-первых, он может только час­тично использоваться во внутренней переработке, а частично быть товарным, а во-вторых, даже будучи полностью перерабатываемым в конечный продукт (полимер), необходимо тем не менее заниматься вопросами оптимизации его

161

«экономики», поскольку именно от нее в значительной степени зависит конку­рентоспособность конечного продукта.

Кроме того, необходимо также учитывать, что анализируемые продукты могут вырабатываться совместно с прочими продуктами, в частности, пропилен вырабатывается совместно с этиленом в процессе переработки прямогонного бензина (в ОАО «Нижнекамскнефтехим»), а выпуск стирола, хотя и осуществ­ляется на отдельной установке, но также зависит от объемов перерабатываемо­го прямогонного бензина. Причем далее стирол и пропилен могут иметь мно­жество различных направлений переработки как уже действующих, так и пла­нируемых. Таким образом, стратегию отдельных продуктов (особенно мономе­ров) невозможно формировать вне связи с общей стратегией развития товарно-сырьевых потоков как в границах предприятия, так и в рамках региональной модели интеграции и кооперации, а также с общей сбытовой политикой пред­приятий НГХК РТ.

В связи с этим в отношении анализируемых продуктов - пропилена и сти­рола - необходима разработка самостоятельных стратегий, направленных на модернизацию действующих производств, предполагающую увеличение мощ­ностей, снижение удельных затрат сырья, материалов, энергии и труда, умень­шение стадийности технологического процесса, а также снижение «выхода» неликвидной продукции и проч. Кроме того, необходимо эффективное включе­ние данных продуктов в товарно-сырьевой баланс НГХК РТ.

Полипропилен, полистирол. Данное направление оптимизации товарного портфеля комплекса - безусловный приоритет долгосрочной стратегии его раз­вития. Как показал анализ, для данных продуктов, а также полиэтилена и изде­лий на его основе, факторы внешней и внутренней среды применительно к обо­им сегментам рынка (экспорт, внутренний рынок) достаточно благоприятны. Однако внутренний рынок представляется более стратегически привлекатель­ным. Это обусловлено гораздо более динамичным по сравнению с зарубежны­ми рынками ростом потребления пластмасс и изделий из них на российском рынке, приближением внутренних цен, а следовательно, и доходности к миро-

162

вому уровню, а также тем, что в случае организации данных производств, предприятия НГХК РТ могли бы стать лидерами на российском рынке. Зару­бежные рынки имеют «среднюю» привлекательность прежде всего в силу чрез­вычайно высокого уровня конкуренции, выигрывают в которой крупные интег­рированные транснациональные корпорации, имеющие развитое научно-техническое «крыло» и крупные мощности, а также высокоорганизованную сбытовую и маркетинговую систему.

По нашим прогнозам, перспективы «присутствия» татарстанских компа­ний (прежде всего ОАО «Нижнекамскнефтехим») на российском рынке с таки­ми продуктами, как полистирол и полипропилен, имеют следующие «парамет­ры»: доля внутреннего рынка - порядка 20-50%, темпы роста производства - не менее 5-8% в год, рентабельность - не менее 15-20%. В целом внутренний ры­нок потребляет порядка 210 тыс. т полистирола (2001г.), к 2005г. прогнозирует­ся увеличение спроса в 2 раза, до 500 тыс. т. При этом потенциальное предло­жение в СНГ не превышает 150 тыс-, т, и до 2010г. прогнозируется устойчивый дефицит данного пластика на рынке. Кроме того, значителен рынок потребле­ния в СНГ. В странах СНГ насчитывается порядка 280 предприятий-потребителей полистиролов, мощности которых недозагружены. В их число входят предприятия, производящие холодильники, электронную аппаратуру, упаковку, предприятия строительной и пищевой промышленности, авиастрое­ния. Большинство из них сегодня используют импортный полистирол. Рост им­порта полимеров на рынки России и СНГ, конечно, является риском для данно­го проекта, однако, для татарстанских предприятий данная проблема должна быть решена посредством выбора наиболее современной технологии производ­ства пластмасс, позволяющей успешно конкурировать с импортной продукци­ей.

Выпуск другого полимера - полипропилена - в ОАО «Нижнекамскнефте­хим» также является одним из наиболее перспективных проектов, направлен­ных на углубление переработки нефтехимической продукции. Планируемые мощности - 100-120 тыс. т в год при прогнозной потребности российского

163

рынка в ближайшие годы 200-250 тыс. т в год. Решение о старте данного проек­та было подготовлено и принято в 2001г. Ориентировочный срок введения в эксплуатацию — 2005г.

Реализация стратегии создания производств новых видов полимерных ма­териалов требует также решения вопросов выбора альтернативных вариантов размещения их производства - на базе уже существующих в России мощностей (посредством покупки соответствующих предприятий в России и в странах СНГ) или посредством строительства нового производства на собственной площадке. В частности, такая проблема стояла перед ОАО «Нижнекамскнефте-хим» в свете планирования производства полистирола. Нами были проанализи­рованы альтернативные варианты размещения производства полистирола: при­обретение части собственности ОАО «Омскхимпром» в г. Омске (производства кристаллического и ударопрочного полистиролов); приобретение в собствен­ность (частично или полностью) ОАО «АКПО» в г. Актау (Казахстан) (произ­водства кристаллического, ударопрочного и вспененного полистиролов); строительство собственного производства в ОАО «Нижнекамскнефтехим» (здесь возможны также варианты в зависимости от того, по технологии какой компании - «БАСФ» (Германия) или «Фина» (США) - производить полисти­рол). Сравнительный анализ показал значительные преимущества третьего ва­рианта по отношению к двум первым.

В частности, по сравнению с рассматриваемыми вариантами 1 и 2 в дан­ном случае при размещении производств стирола и полистирола на одном предприятии и применении технологии «Фина» будет достигнута большая до­ходность и управляемость производства. Это обеспечивается за счёт следую­щих факторов:

• технология соответствует мировым требованиям качества, ресурсо- и энерго­
эффективности, а также экологической чистоты (производство не имеет сто­
ков и выбросов в атмосферу);

• трансфертная цена стирола на передел не отягощена транспортными и обще­
комбинатскими расходами;

164

• появляется возможность гибкого изменения объёмов производства и продаж
стирола и полистирола в соответствии с конъюнктурой рынков;

• инвестиции (порядка 20 млн. долл.) равноценны совокупным вложениям, не­
обходимым для покупки, восстановления и модернизации собственности в г.
Актау;

• стоимость процессинга будет на 25% ниже, чем в г.Омске или в г.Актау;

• добавленная стоимость и налоговые отчисления остаются в Татарстане.

Стратегическая перспективность «полимерных» проектов в НГХК РТ обу­словлена также их высокой значимостью для развития многочисленных пере­рабатывающих производств, позволяющих получить широкий спектр продук­ции для различных отраслей промышленности и жизнеобеспечения населения.

Полиэтилен. Производство полиэтилена в Татарстане, стабильно рабо­тающее уже многие десятилетия, в современных условиях, несомненно, нужда-

1                  ется в развитии. Как было показано, рынки полиэтилена являются растущими,

однако ОАО «Казаньоргсинтез» выпуск снижает в силу усиления конкуренции

! i%       как со стороны зарубежных, так и отечественных производителей на всех рын-

ках (внутренний рынок и экспорт). При этом даже в случае возникновения

[         «рыночных» возможностей, увеличение производства полиэтилена в ОАО «Ка-

заньоргсинтез» ограничено действующими мощностями: в настоящее время они работают практически в максимальном режиме. Кроме того, их моральное и физическое старение - препятствие на пути повышения ценовой и качествен­ной конкурентоспособности продукции. Поэтому в стратегии данного продукта необходимы кардинальные изменения. Прежде всего нуждаются в существен­ной модернизации действующие этиленовые и полиэтиленовые производства ОАО «Казаньоргсинтез». В настоящее время данная программа достаточно ус-

^        пешно реализуется предприятием. Однако это не решит проблемы сохранения

лидерства на российском рынке. Необходимо расширение номенклатуры вы­пускаемой продукции и в целом объемов выпуска. Фактором конкурентного

|          успеха на данном рынке является также гибкость производственного процесса,

165

позволяющая быстро перестраиваться на выпуск тех или иных видов и марок полиэтилена в зависимости от спроса и ценовой конъюнктуры.

При формировании стратегии необходимо также учесть и временной фак­тор. В частности, по данным исследований авторитетных экспертов, рынок по-лиолефинов ожидает подъем в 2004-2005гт. Компании, разработавшие к данно­му сроку оптимальные стратегии развития производств полимеров, смогут наи­более эффективно воспользоваться благоприятной конъюнктурой на рынках, быстро окупить проекты и расширить долю рынка. При этом следует отметить, что многие российские компании уже предпринимают реальные шаги по созда­нию производств полиэтилена в России и СНГ. В этой связи однозначно не со­ответствующей факторам внешней среды следует оценивать позицию ОАО «Казаньоргсинтез» по задержке реализации перспективных инвестиционных проектов, связанных с организацией выпуска новых видов полиэтилена, прежде всего линейного. Данный проект как перспективный был включен в Программу развития НГХК РТ на период 1999-2003гг., но до сих пор не начал реализовы-ваться. Его параметры - создание нового производства полиэтилена с широким марочным ассортиментом, мощностью 120—250 тыс. т., что позволило бы уве­личить долю на российском рынке на 10-20%. Стоимость проекта - порядка 100-120 млн. долл.

Считаем, что реализацию данного проекта следовало бы начать в «благо­получные» 1999-2000гг. причем с использованием привлеченных средств. В ре­зультате, к настоящему моменту уже были бы созданы существенные заделы. Однако еще одной отличительной чертой стратегии предприятия является пол­ный отказ от долгосрочного заемного финансирования (с 1998г. коэффициент финансирования (отношение собственных средств к заемным) не снижался ни­же 500%), что, по нашему мнению, означает недостаточное использование по­тенциальных резервов для ускоренного инновационного развития предприятия. На момент исследования ОАО «Казаньоргсинтез», столкнувшись со снижением доходности в 2001-2002гг., имеет уже меньше собственных возможностей для капитальных вложений. Так, в 2002г. планируется осуществить в 2,5 раза

166

меньше капитальных вложений, чем в 2001г. и на 25% ниже, чем в 2000г. От­числения в ремонтный фонд останутся на том же уровне, но можно сделать вы­вод, что приходится ограничиваться только ремонтами.

Очевидно, что дальнейшая инновационная стратегия ОАО «Казаньоргсин-тез» должна быть обеспечена привлеченными средствами, причем, учитывая устойчивое финансово-экономическое положение компании в долгосрочном периоде и достаточное залоговое обеспечение, серьезных проблем с привлече­нием кредитов как отечественных, так и зарубежных банков, возникнуть не должно.

Синтетические каучуки. Это также одно из наиболее перспективных на­правлений развития товарной продукции НГХК РТ. В настоящее время ОАО «Нижнекамскнефтехим» занимает достаточно значительные позиции на внут­реннем и внешнем рынках данной продукции и реализует программу развития производств синтетических каучуков: увеличение выпуска и снижение себе­стоимости каучука СКИ-3; организация производства на базе бутилкаучука бо­лее перспективных его видов - галобутилкаучуков; выпуск новых видов каучу­ков СКД, СКД-К, ДССК. Особое место в стратегии расширения данного товар­ного направления должно быть уделено, по нашему мнению, производству кау­чука СКЭПТ (этилен-пропиленовый каучук). Перспективы по данному продук­ту связаны с возможностью выпуска на его основе новых полимерных материа­лов, таких, например, как динамические термоэластопласты, находящие широ­кое применение в различных отраслях промышленности: автомобильной, лёг­кой промышленности, строительстве и др. Тем более известно, что ОАО «Ниж­некамскнефтехим» совместно с итальянским университетом «Ферарра» успеш­но провело работы по повышению качества каучука СКЭПТ, что открывает благоприятные «рыночные» перспективы для данного продукта как на зару­бежных, так и на внутреннем рынках.

Шины. Направления развития производств синтетических каучуков в зна­чительной степени связаны с развитием шинной промышленности. Данный продукт имеет благоприятные перспективы на российском рынке, учитывая







167

динамичный рост автомобильного парка. Однако реализация этой возможно­сти, успешное конкурирование как с отечественными, так и с зарубежными производителями напрямую связаны со способностью ОАО «Нижнекамскши-на» в кратчайшие сроки осуществить модернизацию производства, освоить но­вые перспективные виды и типоразмеры шин прежде всего для легковых и гру­зовых автомобилей. Совершенствование технологий — серьёзная предпосылка к снижению себестоимости. Кроме того, нужно стремиться предлагать рынку но­вое качество как за счет применения усовершенствованных материалов (каучу-ков, кордов и проч.), так и в целом за счет принципиально новых конструктор­ских и технологических решений, позволяющих улучшить качественные пара­метры производимой продукции (проходимость, скорость, боковое скольжение, сцепление, грузоподъемность, термо- и износостойкость и т.д.). Решение дан­ных задач наиболее реально за счет привлечения новейших зарубежных техно­логий. О реализации подобной стратегии уже заявил ряд ведущих компаний на российском шинном рынке, в частности Московский шинный завод и группа «Амтел».

Достаточно привлекательной в этой связи представляется также стратегия «создания промежуточной ниши» на российском рынке - это выпуск «проме­жуточных» по качеству и цене видов шин между отечественной и зарубежной продукцией. Применить данную стратегию намерена компания «Амтел», кото­рой принадлежат Воронежский, Кировский и Красноярский шинные заводы. Летом 2002г. она объявила о создании совместного бизнеса с финским произ­водителем шин «Нокиа» по выпуску шин марки «Нокиа» в России. При этом предполагается создать новую нишу на рынках, промежуточную между рос­сийскими шинами по цене 15-20 долл. и западными за 40-50 долл.

Изделия из пластмасс и другой продукции «большой» химии и нефте­химии. Данное направление имеет особое значение для достижения целей ус­тойчивого развития НГХК РТ и региона в целом, поскольку оно обеспечивает решение комплекса взаимосвязанных задач, прежде всего важнейшей стратеги­ческой задачи на современном этапе - углубления переработки сырья и нефте-

168

химической продукции и получения на этой основе высокой добавленной стоимости в границах региональной экономики. Стратегия углубления перера­ботки - основной инструмент реализации эффективной структурной политики региона и страны, поскольку предполагает переход на использование новейших материалов (прежде всего пластмасс) в различных отраслях промышленности и, соответственно, инновационно - технологическое развитие народного хозяй­ства в целом, его структурное обновление на качественно ином базисе.

Кроме того, данная стратегия дает возможность обеспечения ускоренного развития в нефтехимическом комплексе малого производственного бизнеса. Именно в данной сфере должны быть в настоящее время сконцентрированы объединенные усилия государства и «большой» химии, для которой сектор ма­лого и среднего бизнеса представляет значительный потенциальный рынок сбыта. В Указе Президента РТ «О мерах по стимулированию развития малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан» в качестве приоритетной в республике определена дальнейшая переработка таких продуктов, как полиэтилен, простые полиэфиры, синтетические каучуки, аль-фа-олефины, полистиролы, полипропилен. На основе данных видов продукции возможна организация производства широкого спектра изделий, востребован­ных на внутреннем рынке и имеющих высокие ценовые параметры. В частно­сти, реализация проектов по выпуску различных видов полистиролов позволит обеспечивать строительные и другие организации Татарстана и близлежащих регионов теплоизоляционными материалами, строительными плитами, а также различного рода комплектующими деталями. В частности, на основе ударо­прочного полистирола изготавливаются листы и детали внутренней облицовки холодильников, детали радиотехнического и электротехнического назначения, тара для пищевых продуктов и др.

Организация выпуска полипропилена также открывает благоприятные перспективы для развития перерабатывающих производств в республике. Об­ласти применения полипропилена обширны: приблизительно 50% потребляе­мого полипропилена используется в машиностроении; порядка 30% - в химиче-

169

ской и нефтехимической промышленности, из которых 6% идут на выпуск лис­тов из термопластов; тара и упаковка занимают 7% от объёма потребления по­липропилена; расширяется применение данного пластика в строительстве и из­готовлении товаров народного потребления - соответственно 9% и 13%. При­чём следует отметить, что стоимость изделий из полипропилена является наи­более высокой по сравнению с изделиями из других видов пластмасс.

Среди наиболее перспективных проектов по переработке полимерных ма­териалов в РТ можно выделить следующие (рис. 41).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: