Это общие и наиболее важные стратегические направления развития неф-тегазохимического комплекса РТ, затрагивающие глубинные основы конкурентоспособности предприятий в современных динамично меняющихся условиях внешней среды, поэтому их следует рассматривать в первую очередь. Они имеют долгосрочный характер и в общем виде, по нашему мнению, должны быть следующими:
1. Кардинальное обновление производства на базе внедрения новейших техно
логий мирового уровня, причем на каждом технологическом переделе в
НГХК - от сырья до готовой продукции.
2. Повышение энерго- и ресурсоэффективности производства (за счет эконо
мии ресурсов, модернизации производства, увеличения единичных мощно
стей установок и др.).
3. Выпуск новой конкурентоспособной продукции высоких переделов (прежде
всего новых полимерных материалов—полистирола, полипропилена, поли
этилена и изделий из данных пластмасс) по передовым зарубежным и отече
ственным технологиям.
134
4. Углубление переработки продукции нефтехимии за счет развития действующих и создания новых переделов, в том числе силами малого и среднего нефтехимического бизнеса.
В целях реализации вышеприведенных стратегических направлений развития НГХК РТ целесообразно, на наш взгляд, прежде всего продолжить реализацию инвестиционных проектов, заложенных в Программе развития НГХК РТ на период 1999-2003гг., а также включить в нее ряд новых. В целом считаем стратегически значимыми для НГХК РТ проектами на период до 2007-2010гг. следующие:
> Строительство Нижнекамского НПЗ нефтехимического профиля - базового
комплекса (планируется завершить строительство в конце 2002г.) и комплек
са глубокой переработки нефти.
> Модернизация этиленовых комплексов в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и
ОАО «Казаньоргсинтез».
> Модернизация производств полиэтилена в ОАО «Казаньоргсинтез», расши
рение марочного ассортимента и повышение качества полиэтиленовых труб,
создание малотоннажных производств широкого спектра изделий из поли
этилена и других пластмасс.
> Организация производства ударопрочного полистирола и полистиролов об
щего назначения (ОАО «Нижнекамскнефтехим»).
> Организация производства линейного полиэтилена (ОАО «Казаньоргсин
тез»).
> Организация крупнотоннажного производства полипропилена (ОАО «Ниж
некамскнефтехим»).
> Организация производства хлор- и бромбутилкаучуков (ОАО «Нижнекамск
нефтехим»).
> Продолжение работ по модернизации производств синтетических каучуков в
ОАО «Нижнекамскнефтехим» с наращением мощности, расширением гаммы
марок синтетических каучуков и ростом производства полиизопрена.
135
У Использование альфа-олефинов в производстве синтетических моющих средств (ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нэфис») и моторных масел (ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Татнефть»),
> Проекты по переработке полимерных материалов на предприятиях малого и среднего бизнеса, выпуск товаров широкого потребления.
В целом инвестиционная программа комплекса, по нашим расчетам, проведенным на основе анализа проектов предприятий НГХК РТ, оценивается приблизительно в 1 млрд. долл. (без проекта строительства Нижнекамского НПЗ, стоимость которого также составляет порядка 1 млрд. долл.). 5. Повышение инновационной активности предприятий, тесная интеграция науки и производства, объединение разобщенного потенциала республиканской фундаментальной и отраслевой науки в целях повышения эффективности деятельности комплекса.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов проблемы обеспечения реального сектора экономики и социальной сферы страны и регионов конкурентоспособными химическими продуктами и технологиями тесно связаны с оптимизацией управления определенными приоритетами в научно-технической сфере, что требует, по нашему мнению, проведения соответствующих структурных изменений, имеющих конечной целью создание консолидированных структур в химическом комплексе. В этой связи представляется целесообразным создание в региональном отраслевом масштабе единого центра научных организаций, НИИ и промышленных предприятий, обеспечивающего планирование, координацию и контроль за разработкой и широкомасштабной реализацией продуктов и технологий в рамках мировых и российских приоритетов химической науки и технологии: импортозамещение и выход на зарубежные рынки наукоемкой продукции.
Очевидно, что реальной структурой, уже имеющей опыт такой «консолидирующей и координирующей» деятельности в НГХК РТ, является ОАО «Тат-нефтехиминвест-холдинг». Для усиления его современных функций в области региональной интеграции и инновационного развития НГХК РТ необходимо
136
существующий административный ресурс дополнить соответствующими рыночными механизмами управления, что возможно посредством передачи государственного пакета акций предприятий НГХК РТ в уставный капитал холдинга. Далее данная структура должна стать разработчиком и координатором выполнения региональной стратегии развития комплекса, стержнем которой является инновационная стратегия. В целом в соответствии с принципами регионального отраслевого планирования в НГХК РТ разработка данной стратегии должна осуществляться с участием представителей всех субъектов принятия решений в НГХК РТ.
6. Формирование и развитие менеджмента качества (ИСО-9000), экологии (ИСО-14000) и охраны труда по международным стандартам. В настоящее время требования к качеству в мире все более ужесточаются, и вводятся новые стандарты. Это понятное стремление к обеспечению качества жизни жителей планеты. Но вместе с тем это и инструмент в конкурентной борьбе западных производителей, стремящихся к ежепериодичной паспортизации производств и продукции, изготавливаемой на них. Данный вызов современных мировых рыночных отношений нельзя проигнорировать, так как доходность нефтехимического комплекса в значительной степени будет прирастать экспортом. Особо актуален также вопрос об обеспечении промышленной безопасности — за прошедшие 3-4 года на предприятиях НГХК РТ произошло много серьезнейших аварий с человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. Это может нивелировать эффект, получаемый от вложения крупных инвестиционных ресурсов в новое строительство, внедрение новых технологий.
По нашему мнению, целесообразно внедрять данные системы менеджмента (качества, экологии, безопасности) не в отдельности, а интегрирование Это дает ряд преимуществ: развитие единой системы проще, чем нескольких параллельных, совместный аудит по сравнению с раздельным менее затратен. В целом в компаниях и в отрасли таким образом будет утверждаться равнозначное отношение к качеству, экологии и промышленной безопасности.
137
7. Повышение интеллектуального и профессионального уровня кадрового по
тенциала. Переход к новым высокотехнологичным и высокоорганизованным
производствам объективно предполагает развитие кадрового потенциала пред
приятий НГХК. Это требует проведения последовательной политики как на ка
ждом предприятии комплекса, так и в рамках региональной модели управления
развитием НГХК РТ, направленной на привлечение высококвалифицированных
специалистов, проведение подготовки, переподготовки и повышение квалифи
кации работающего персонала, создание системы мотивации на высокопроиз
водительный и высококвалифицированный труд, повышения культуры труда и
формирование «духа инновационности» в процессах производства и управле
ния, оптимизацию количественного и качественного состава предприятий и т.д.
8. Обеспечение защитных мер как общероссийского, так и регионального зна
чения для отечественной нефтехимической и химической промышленности при
вступлении России в ВТО:
• вступление России в ВТО на условиях длительного переходного периода (не
менее 10 лет), в течение которого должны сохраняться прежние фиксирован
ные таможенные пошлины на импортируемую продукцию, которая произво
дится в России, а также ряд других мер, в той или иной степени «защищаю
щих» конкурентоспособные или потенциально конкурентоспособные произ
водства в отечественной химической и нефтехимической промышленности.
• сохранение низких темпов индексации стоимости услуг естественных моно
полий для обеспечения сравнительной конкурентоспособности продукции.
• отмена или снижение пошлин на импортное оборудование, необходимое для
обновления технологической базы предприятий химии и нефтехимии страны
при условии невозможности его производства на территории России.
• сохранение регулирования взаимопоставок сырья и продукции и цен на них,
а также ряда других мер в рамках региональной модели управления развити
ем НГХКРТ.
Поле 1 «Сильные стороны - возможности» 1. Используя «возможности» - рост спроса на российском рынке (особенно на
138
пластмассы и изделия из пластмасс) при некотором замедлении развития основных российских производителей, а также такие «сильные стороны» комплекса, как высокая конкурентоспособность по сравнению с российскими конкурентами, достигнутая в условиях переходной экономики в рамках региональной модели управления развитием НГХК РТ, и мощная мономерная база, целесообразно реализовать «стратегию лидерства» на российском рынке полимеров и изделий из них.
2. Необходимо переориентировать часть экспортных потоков нефтехимиче
ских и химических компаний РТ в направлении динамично растущих рынков
развивающихся стран и стран СНГ (для экспортоориентированной продукции).
В перспективе после насыщения данных рынков, а также после создания в ком
паниях НГХК РТ новых производств полимеров и продуктов высокой степени
переработки целесообразно в большей степени расширять «присутствие» на
российском рынке. Приемлемая стратегия для продукции, преимущественно
ориентированной в настоящее время на внутренний рынок, - поиск специфиче
ских узких ниш на рынках стран СНГ и развивающихся стран, на которых дан
ный продукт конкурентоспособен.
3. Учитывая опыт поддержки предпринимательства в нефтехимическом
комплексе РТ и то внимание, которое уделяется сегодня вопросам развития ма
лого и среднего бизнеса в Татарстане и России, целесообразно разработать про
грамму мер, направленную на создание системы комплексной поддержки мало
го и среднего бизнеса в НГХК РТ со стороны государства и «большой» химии.
Следует отметит, что именно НГХК может внести сегодня существенный вклад в изменение качества структуры экономики региона, в частности через развитие малого и среднего предпринимательства в РТ, а соответственно и формирование класса средних собственников, являющегося основой стабильности и устойчивости развития региона и государства в целом. Здесь создается наиболее благоприятное для этого сочетание: «большая нефтехимия - химическая наука - предприниматель - государственная поддержка». С учетом этого, на наш взгляд, необходима разработка комплексных мер стимулирования раз-
139
вития малого и среднего бизнеса в НГХК, в числе которых механизм инновационного развития. Привлечение региональной, в том числе отраслевой науки, а также новейших зарубежных технологий будут способствовать формированию в секторе малого и среднего бизнеса соответствующей высокой инженерно-производственной культуры, поскольку высокотехнологичная наукоемкая продукция позволит ускоренно развивать интеллектуальную компоненту. С этих позиций считаем необходимым создание в регионе инновационно-производственного технопарка НГХК на свободных производственных площадях, в достаточной степени имеющихся на предприятиях машиностроения республики. Следует подчеркнуть, что именно взаимодействие субъектов НГХК по типу татарстанской модели управления его развитием служит одной из благоприятных предпосылок для технологических нововведений и инновационного процесса в целом, создания таких прогрессивных форм территориальной организации, как технопарки, технополисы, инкубаторы малого бизнеса. Решению проблемы должны содействовать также и такие меры, как создание венчурного фонда развития малого бизнеса в НГХК (уставный капитал которого может быть сформирован за счет вкладов государства и компаний НГХК и других отраслей), а также включение «малых» производств во внутриреспубликан-скую интеграцию предприятий комплекса и, на начальном этапе, гарантированное сырьевое обеспечение малого и среднего бизнеса.
В целом, по нашему мнению, стратегия развития малого предпринимательства в НГХК должна базироваться на «трех китах»: 1). Отобранные приоритеты инновационного развития малого бизнеса (выявление и анализ перспективных инновационных проектов, которые могут быть освоены силами малого бизнеса). 2). Селективная ресурсная поддержка (сырье, кадры, инвестиции) развития данных приоритетов (конкретных проектов и компаний малого бизнеса, их осваивающих), источниками которой должны быть - «большая» нефтехимия, банковская сфера, государство, частный капитал, венчурные фонды и др. 3). Создание благоприятного инновационного климата с помощью льготных кредитов, создания научных и технологических парков, технополисов
140
и наукоградов, поддержки информационной базы, проведения активной выставочной деятельности, совещаний, советов, заседаний рабочих групп с привлечением субъектов малого предпринимательства и малого инновационного бизнеса, образования единого технологического пространства в региональном и межрегиональном масштабе (например, в Приволжском округе).
4. Используя высокий инвестиционный и кредитный рейтинг предприятий и региона, необходимо реализовать стратегию активного привлечения инвестиций, используя все возможные инструменты: облигации, займы, кредиты российских и иностранных банков, а также повышение капитализации за счет увеличения уставного капитала. Представляется весьма эффективным и такой инструмент, позволяющий привлечь западных инвесторов и поставщиков технологий и гарантировать им снижение рисков, как привлечение их в уставный капитал компаний НГХК РТ на время реализации проекта, что позволит «облегчить» кредитное давление от банков и при этом сохранить самостоятельность.
Поле 2 «Сильные стороны — Угрозы»
1. Продолжить решение «сырьевых» проблем компаний нефтехимического и химического комплекса РТ в рамках модели внутриреспубликанской интеграции предприятий НГХК РТ, еще более расширяя и углубляя ее за счет развития соответствующих переделов. Центральным вопросом в решении «сырьевых» проблем предприятий комплекса в рамках внутриреспебликанской интеграции является строительство Нижнекамского НПЗ. Очевидно, что отказаться от топливного направления НПЗ непросто, однако, ситуация складывается таким образом, что для сохранения позиций татарстанских нефтехимических предприятий на российском и мировом рынках необходимы кардинальные «прорывные» шаги по решению их «сырьевых» проблем. Возможные поставки сырья с Нижнекамского НПЗ для обеспечения потребностей нефтехимических предприятий Татарстана, прежде всего ОАО «Нижнекамснефтехим», при первоначальном варианте строительства (Базовый комплекс и две очереди Комплекса глубокой переработки нефти (КГПН)) представлены в табл. 15. Поставки сырья на этиленовую установку позволят ОАО «Нижнекамскнефтехим»
141
производить этилен на 90% из сырья Нижнекамского НПЗ. Кроме того, сырье от каталитических крекингов Нижнекамского НПЗ и других НПЗ РФ - прежде всего бутан-бутиленовая фракция (ББФ), могло бы на 50% закрывать потребность первой зоны ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Таблица 15. Потенциальные поставки сырьевых ресурсов с Нижнекамского НПЗ на нефтехимические предприятия РТ
тыс.т в год
Сырье для нефтехимии | Базовый комплекс (2001-2002гг.) | 1 очередь кгпн (2002-2004гг.) | 2 очередь КГПН (2008-2009гг.) |
1. Нафта для нефтехимии | 1260 | 1060 | 1113 |
2. Реактивное топливо | 400 | 400 | 303 |
3. Дизельное топливо | 380 | 550 | 600 |
4. Сжиженный газ | - | 30 | 30 |
5. Пропан-пропиленовая фр. | - | 99 | 99 |
Всего для 2 зоны НКНХ | 2040 | 2139 | 2145 |
6. Бутан-бутиленовая фр. (ББФ) | 148 | 148 |
Однако в целом дефицит этилена при таком варианте строительства Нижнекамского НПЗ в республике все же сохранится у ОАО «Казаньоргсинтез». А кроме того, «открытой» остается потребность в бутадиене ОАО «Нижнекамскнефтехим» для обеспечения собственных производств. В этой связи представляется интересным проект строительства в республике нового этиленового комплекса ЭП-300, сырьем для которого будут являться дизельное топливо, авиакеросин, вакуумный газойль (предварительно гидроочищенный) Базового комплекса Нижнекамского НПЗ. Это будет способствовать существенному снижению зависимости ОАО «Казаньоргсинтез» от поставок этана и сжиженных газов от ОАО «Газпром» и ОАО «Сибур» и этилена - от ОАО «Салават-нефтеоргсинтез». Кроме того, дополнительные объемы стирола и пропилена позволят расширить мощности по выпуску полистирола, пластика АБС, полипропилена или окиси пропилена на ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Таким образом, обеспечение сырьем Нижнекамского НПЗ нефтехимических производств: модернизированной установки ЭП-600 (ОАО «Нижнекамскнефтехим») и новой ЭП-300, безусловно, является стратегически целесообраз-
142
ным решением с точки зрения содействия повышению устойчивости и самодостаточности региональной нефтехимии. При таком варианте дополнительное сырье из республики будет получать не только ОАО «Нижнекамскнефтехим», но и ОАО «Казаньоргсинтез».
Строительство второго этапа ННПЗ (комплекса глубокой переработки) требует также решения ряда проблем. Во-первых, это вопрос поставок природного газа для производства водорода, необходимого для процессов обессерива-ния. Его решение потребует взаимодействия с ОАО «Газпром». Во-вторых, серьезной проблемой для республики при переработке высокосернистой нефти уже сегодня является проблема реализации высокосернистого мазута. В этой связи заслуживает внимания технология производства из мазута электроэнергии, пара и водорода. Её успешно применяет ряд мировых фирм (например, «Тексако», «Лурги»). Внедрение данной технологии «на конце» технологической цепочки переработки нефти на ННПЗ позволило бы решить сразу несколько сопутствующих проблем: обеспечить глубокую переработку мазута, получив ценные товарные «выходы», а также водород для использования на самом НПЗ. Соответственно не потребуется привлекать дополнительные ресурсы природного газа для производства водорода, что позволит сохранить и даже увеличивать квоты на газ от ОАО «Газпром» для других потребителей республики. Другие направления развития внутриреспубликанской интеграции представлены в параграфе 3.2.
2. Реализация стратегии создания альянсов с отечественными региональными и межрегиональными нефтехимическими и химическими компаниями и холдингами в целях повышения конкурентоспособности отечественной нефтехимии и химии по сравнению с зарубежными производителями. В задачи альянсов должны, по нашему мнению, входить концентрация ресурсов для проведения совместных инновационных разработок, скоординированная реализация инвестиционных проектов (для исключения их дублирования), согласование сбытовой и маркетинговой политики, комплексное сырьевое обеспечение, лоббирование интересов нефтехимического комплекса (округа и страны) на прави-
143
тельственном уровне, в том числе по вопросам условий вступления России в ВТО, регулирования стоимости услуг естественных монополий и др.
3. Реализация стратегии привлечения ресурсов сырья из других регионов страны в рамках межрегионального взаимодействия (в том числе в рамках стратегических альянсов, о которых говорилось выше). Поскольку резервы внутри-республиканской интеграции объективно ограничены, необходимо установление выгодных взаимоотношений с поставщиками сырья из других регионов страны. Как было показано в параграфе 2.1., в Татарстане уже имеется достаточный опыт такого взаимодействия, прежде всего с предприятиями Башкортостана и ОАО «Газпром».
Среди других возможных направлений межрегиональной кооперации можно выделить проект по организации переработки в Татарстане валанжин-ских газов, добываемых ОАО «Газпром» в Западной Сибири и в настоящее время в смеси с «несырьевыми» газами используемых в качестве топлива. Реализация данного проекта позволила бы существенно повысить обеспечение существующих и перспективных (связанных с реализацией проектов по модернизации производств и выпуску новой продукции) потребностей в углеводородном сырье ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез». Например, поставка этана в объеме 0,76-1 млн. т в год на ОАО «Казаньоргсинтез» позволила бы увеличить производство этилена до 770 тыс.т; полиэтилена низкого давления - до 261 тыс. т; а также обеспечить сырьем новое производство линейного полиэтилена - до 120 тыс. т в год. Кроме того, избыточный этилен мог бы быть поставлен (в объеме 107 тыс.т) на ОАО «Нижнекамскнефтехим» по существующему этиленопроводу в случае возникновения такой потребности.
Следует также отметить, что данный проект представляет интерес с точки зрения возможности реализации совместными усилиями предприятий НГХК Приволжского федерального округа в целях существенного улучшения их сырьевого обеспечения и повышения конкурентоспособности по сравнению с зарубежными производителями, работающими преимущественно на газовом сырье.
144