Поле 4 «Угрозы-слабости»

Это общие и наиболее важные стратегические направления развития неф-тегазохимического комплекса РТ, затрагивающие глубинные основы конкурен­тоспособности предприятий в современных динамично меняющихся условиях внешней среды, поэтому их следует рассматривать в первую очередь. Они имеют долгосрочный характер и в общем виде, по нашему мнению, должны быть следующими:

1. Кардинальное обновление производства на базе внедрения новейших техно­
логий мирового уровня, причем на каждом технологическом переделе в
НГХК - от сырья до готовой продукции.

2. Повышение энерго- и ресурсоэффективности производства (за счет эконо­
мии ресурсов, модернизации производства, увеличения единичных мощно­
стей установок и др.).

3. Выпуск новой конкурентоспособной продукции высоких переделов (прежде
всего новых полимерных материалов—полистирола, полипропилена, поли­
этилена и изделий из данных пластмасс) по передовым зарубежным и отече­
ственным технологиям.

134

4. Углубление переработки продукции нефтехимии за счет развития дейст­вующих и создания новых переделов, в том числе силами малого и среднего нефтехимического бизнеса.

В целях реализации вышеприведенных стратегических направлений разви­тия НГХК РТ целесообразно, на наш взгляд, прежде всего продолжить реализа­цию инвестиционных проектов, заложенных в Программе развития НГХК РТ на период 1999-2003гг., а также включить в нее ряд новых. В целом считаем стратегически значимыми для НГХК РТ проектами на период до 2007-2010гг. следующие:

> Строительство Нижнекамского НПЗ нефтехимического профиля - базового
комплекса (планируется завершить строительство в конце 2002г.) и комплек­
са глубокой переработки нефти.

> Модернизация этиленовых комплексов в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и
ОАО «Казаньоргсинтез».

> Модернизация производств полиэтилена в ОАО «Казаньоргсинтез», расши­
рение марочного ассортимента и повышение качества полиэтиленовых труб,
создание малотоннажных производств широкого спектра изделий из поли­
этилена и других пластмасс.

> Организация производства ударопрочного полистирола и полистиролов об­
щего назначения (ОАО «Нижнекамскнефтехим»).

> Организация производства линейного полиэтилена (ОАО «Казаньоргсин­
тез»).

> Организация крупнотоннажного производства полипропилена (ОАО «Ниж­
некамскнефтехим»).

> Организация производства хлор- и бромбутилкаучуков (ОАО «Нижнекамск­
нефтехим»).

> Продолжение работ по модернизации производств синтетических каучуков в
ОАО «Нижнекамскнефтехим» с наращением мощности, расширением гаммы
марок синтетических каучуков и ростом производства полиизопрена.

135

У Использование альфа-олефинов в производстве синтетических моющих средств (ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нэфис») и моторных масел (ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Татнефть»),

> Проекты по переработке полимерных материалов на предприятиях малого и среднего бизнеса, выпуск товаров широкого потребления.

В целом инвестиционная программа комплекса, по нашим расчетам, про­веденным на основе анализа проектов предприятий НГХК РТ, оценивается приблизительно в 1 млрд. долл. (без проекта строительства Нижнекамского НПЗ, стоимость которого также составляет порядка 1 млрд. долл.). 5. Повышение инновационной активности предприятий, тесная интеграция науки и производства, объединение разобщенного потенциала республиканской фундаментальной и отраслевой науки в целях повышения эффективности дея­тельности комплекса.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов проблемы обеспечения реального сектора экономики и социальной сферы страны и регионов конку­рентоспособными химическими продуктами и технологиями тесно связаны с оптимизацией управления определенными приоритетами в научно-технической сфере, что требует, по нашему мнению, проведения соответствующих струк­турных изменений, имеющих конечной целью создание консолидированных структур в химическом комплексе. В этой связи представляется целесообраз­ным создание в региональном отраслевом масштабе единого центра научных организаций, НИИ и промышленных предприятий, обеспечивающего планиро­вание, координацию и контроль за разработкой и широкомасштабной реализа­цией продуктов и технологий в рамках мировых и российских приоритетов хи­мической науки и технологии: импортозамещение и выход на зарубежные рын­ки наукоемкой продукции.

Очевидно, что реальной структурой, уже имеющей опыт такой «консоли­дирующей и координирующей» деятельности в НГХК РТ, является ОАО «Тат-нефтехиминвест-холдинг». Для усиления его современных функций в области региональной интеграции и инновационного развития НГХК РТ необходимо

136

существующий административный ресурс дополнить соответствующими ры­ночными механизмами управления, что возможно посредством передачи госу­дарственного пакета акций предприятий НГХК РТ в уставный капитал холдин­га. Далее данная структура должна стать разработчиком и координатором вы­полнения региональной стратегии развития комплекса, стержнем которой явля­ется инновационная стратегия. В целом в соответствии с принципами регио­нального отраслевого планирования в НГХК РТ разработка данной стратегии должна осуществляться с участием представителей всех субъектов принятия решений в НГХК РТ.

6. Формирование и развитие менеджмента качества (ИСО-9000), экологии (ИСО-14000) и охраны труда по международным стандартам. В настоящее вре­мя требования к качеству в мире все более ужесточаются, и вводятся новые стандарты. Это понятное стремление к обеспечению качества жизни жителей планеты. Но вместе с тем это и инструмент в конкурентной борьбе западных производителей, стремящихся к ежепериодичной паспортизации производств и продукции, изготавливаемой на них. Данный вызов современных мировых ры­ночных отношений нельзя проигнорировать, так как доходность нефтехимиче­ского комплекса в значительной степени будет прирастать экспортом. Особо актуален также вопрос об обеспечении промышленной безопасности — за про­шедшие 3-4 года на предприятиях НГХК РТ произошло много серьезнейших аварий с человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. Это может нивелировать эффект, получаемый от вложения крупных инвести­ционных ресурсов в новое строительство, внедрение новых технологий.

По нашему мнению, целесообразно внедрять данные системы менеджмен­та (качества, экологии, безопасности) не в отдельности, а интегрирование Это дает ряд преимуществ: развитие единой системы проще, чем нескольких парал­лельных, совместный аудит по сравнению с раздельным менее затратен. В це­лом в компаниях и в отрасли таким образом будет утверждаться равнозначное отношение к качеству, экологии и промышленной безопасности.

137

7. Повышение интеллектуального и профессионального уровня кадрового по­
тенциала. Переход к новым высокотехнологичным и высокоорганизованным
производствам объективно предполагает развитие кадрового потенциала пред­
приятий НГХК. Это требует проведения последовательной политики как на ка­
ждом предприятии комплекса, так и в рамках региональной модели управления
развитием НГХК РТ, направленной на привлечение высококвалифицированных
специалистов, проведение подготовки, переподготовки и повышение квалифи­
кации работающего персонала, создание системы мотивации на высокопроиз­
водительный и высококвалифицированный труд, повышения культуры труда и
формирование «духа инновационности» в процессах производства и управле­
ния, оптимизацию количественного и качественного состава предприятий и т.д.

8. Обеспечение защитных мер как общероссийского, так и регионального зна­
чения для отечественной нефтехимической и химической промышленности при
вступлении России в ВТО:

 

• вступление России в ВТО на условиях длительного переходного периода (не
менее 10 лет), в течение которого должны сохраняться прежние фиксирован­
ные таможенные пошлины на импортируемую продукцию, которая произво­
дится в России, а также ряд других мер, в той или иной степени «защищаю­
щих» конкурентоспособные или потенциально конкурентоспособные произ­
водства в отечественной химической и нефтехимической промышленности.

• сохранение низких темпов индексации стоимости услуг естественных моно­
полий для обеспечения сравнительной конкурентоспособности продукции.

• отмена или снижение пошлин на импортное оборудование, необходимое для
обновления технологической базы предприятий химии и нефтехимии страны
при условии невозможности его производства на территории России.

• сохранение регулирования взаимопоставок сырья и продукции и цен на них,
а также ряда других мер в рамках региональной модели управления развити­
ем НГХКРТ.

Поле 1 «Сильные стороны - возможности» 1. Используя «возможности» - рост спроса на российском рынке (особенно на

138

пластмассы и изделия из пластмасс) при некотором замедлении развития ос­новных российских производителей, а также такие «сильные стороны» ком­плекса, как высокая конкурентоспособность по сравнению с российскими кон­курентами, достигнутая в условиях переходной экономики в рамках региональ­ной модели управления развитием НГХК РТ, и мощная мономерная база, целе­сообразно реализовать «стратегию лидерства» на российском рынке полимеров и изделий из них.

2. Необходимо переориентировать часть экспортных потоков нефтехимиче­
ских и химических компаний РТ в направлении динамично растущих рынков
развивающихся стран и стран СНГ (для экспортоориентированной продукции).
В перспективе после насыщения данных рынков, а также после создания в ком­
паниях НГХК РТ новых производств полимеров и продуктов высокой степени
переработки целесообразно в большей степени расширять «присутствие» на
российском рынке. Приемлемая стратегия для продукции, преимущественно
ориентированной в настоящее время на внутренний рынок, - поиск специфиче­
ских узких ниш на рынках стран СНГ и развивающихся стран, на которых дан­
ный продукт конкурентоспособен.

3. Учитывая опыт поддержки предпринимательства в нефтехимическом
комплексе РТ и то внимание, которое уделяется сегодня вопросам развития ма­
лого и среднего бизнеса в Татарстане и России, целесообразно разработать про­
грамму мер, направленную на создание системы комплексной поддержки мало­
го и среднего бизнеса в НГХК РТ со стороны государства и «большой» химии.

Следует отметит, что именно НГХК может внести сегодня существенный вклад в изменение качества структуры экономики региона, в частности через развитие малого и среднего предпринимательства в РТ, а соответственно и формирование класса средних собственников, являющегося основой стабиль­ности и устойчивости развития региона и государства в целом. Здесь создается наиболее благоприятное для этого сочетание: «большая нефтехимия - химиче­ская наука - предприниматель - государственная поддержка». С учетом этого, на наш взгляд, необходима разработка комплексных мер стимулирования раз-

139

вития малого и среднего бизнеса в НГХК, в числе которых механизм инноваци­онного развития. Привлечение региональной, в том числе отраслевой науки, а также новейших зарубежных технологий будут способствовать формированию в секторе малого и среднего бизнеса соответствующей высокой инженерно-производственной культуры, поскольку высокотехнологичная наукоемкая про­дукция позволит ускоренно развивать интеллектуальную компоненту. С этих позиций считаем необходимым создание в регионе инновационно-производственного технопарка НГХК на свободных производственных площа­дях, в достаточной степени имеющихся на предприятиях машиностроения рес­публики. Следует подчеркнуть, что именно взаимодействие субъектов НГХК по типу татарстанской модели управления его развитием служит одной из бла­гоприятных предпосылок для технологических нововведений и инновационно­го процесса в целом, создания таких прогрессивных форм территориальной ор­ганизации, как технопарки, технополисы, инкубаторы малого бизнеса. Реше­нию проблемы должны содействовать также и такие меры, как создание вен­чурного фонда развития малого бизнеса в НГХК (уставный капитал которого может быть сформирован за счет вкладов государства и компаний НГХК и дру­гих отраслей), а также включение «малых» производств во внутриреспубликан-скую интеграцию предприятий комплекса и, на начальном этапе, гарантиро­ванное сырьевое обеспечение малого и среднего бизнеса.

В целом, по нашему мнению, стратегия развития малого предпринима­тельства в НГХК должна базироваться на «трех китах»: 1). Отобранные при­оритеты инновационного развития малого бизнеса (выявление и анализ пер­спективных инновационных проектов, которые могут быть освоены силами ма­лого бизнеса). 2). Селективная ресурсная поддержка (сырье, кадры, инвести­ции) развития данных приоритетов (конкретных проектов и компаний малого бизнеса, их осваивающих), источниками которой должны быть - «большая» нефтехимия, банковская сфера, государство, частный капитал, венчурные фон­ды и др. 3). Создание благоприятного инновационного климата с помощью льготных кредитов, создания научных и технологических парков, технополисов

140

и наукоградов, поддержки информационной базы, проведения активной выста­вочной деятельности, совещаний, советов, заседаний рабочих групп с привле­чением субъектов малого предпринимательства и малого инновационного биз­неса, образования единого технологического пространства в региональном и межрегиональном масштабе (например, в Приволжском округе).

4. Используя высокий инвестиционный и кредитный рейтинг предприятий и региона, необходимо реализовать стратегию активного привлечения инвести­ций, используя все возможные инструменты: облигации, займы, кредиты рос­сийских и иностранных банков, а также повышение капитализации за счет уве­личения уставного капитала. Представляется весьма эффективным и такой ин­струмент, позволяющий привлечь западных инвесторов и поставщиков техно­логий и гарантировать им снижение рисков, как привлечение их в уставный ка­питал компаний НГХК РТ на время реализации проекта, что позволит «облег­чить» кредитное давление от банков и при этом сохранить самостоятельность.

Поле 2 «Сильные стороны Угрозы»

1. Продолжить решение «сырьевых» проблем компаний нефтехимического и химического комплекса РТ в рамках модели внутриреспубликанской инте­грации предприятий НГХК РТ, еще более расширяя и углубляя ее за счет раз­вития соответствующих переделов. Центральным вопросом в решении «сырье­вых» проблем предприятий комплекса в рамках внутриреспебликанской инте­грации является строительство Нижнекамского НПЗ. Очевидно, что отказаться от топливного направления НПЗ непросто, однако, ситуация складывается та­ким образом, что для сохранения позиций татарстанских нефтехимических предприятий на российском и мировом рынках необходимы кардинальные «прорывные» шаги по решению их «сырьевых» проблем. Возможные поставки сырья с Нижнекамского НПЗ для обеспечения потребностей нефтехимических предприятий Татарстана, прежде всего ОАО «Нижнекамснефтехим», при пер­воначальном варианте строительства (Базовый комплекс и две очереди Ком­плекса глубокой переработки нефти (КГПН)) представлены в табл. 15. Постав­ки сырья на этиленовую установку позволят ОАО «Нижнекамскнефтехим»























































141

производить этилен на 90% из сырья Нижнекамского НПЗ. Кроме того, сырье от каталитических крекингов Нижнекамского НПЗ и других НПЗ РФ - прежде всего бутан-бутиленовая фракция (ББФ), могло бы на 50% закрывать потреб­ность первой зоны ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Таблица 15. Потенциальные поставки сырьевых ресурсов с Нижнекамского НПЗ на нефтехимические предприятия РТ

тыс.т в год

Сырье для нефтехимии Базовый комплекс (2001-2002гг.) 1 очередь кгпн (2002-2004гг.) 2 очередь КГПН (2008-2009гг.)
1. Нафта для нефтехимии 1260 1060 1113
2. Реактивное топливо 400 400 303
3. Дизельное топливо 380 550 600
4. Сжиженный газ - 30 30
5. Пропан-пропиленовая фр. - 99 99
Всего для 2 зоны НКНХ 2040 2139 2145
6. Бутан-бутиленовая фр. (ББФ)   148 148

Однако в целом дефицит этилена при таком варианте строительства Ниж­некамского НПЗ в республике все же сохранится у ОАО «Казаньоргсинтез». А кроме того, «открытой» остается потребность в бутадиене ОАО «Нижнекамск­нефтехим» для обеспечения собственных производств. В этой связи представ­ляется интересным проект строительства в республике нового этиленового комплекса ЭП-300, сырьем для которого будут являться дизельное топливо, авиакеросин, вакуумный газойль (предварительно гидроочищенный) Базового комплекса Нижнекамского НПЗ. Это будет способствовать существенному снижению зависимости ОАО «Казаньоргсинтез» от поставок этана и сжижен­ных газов от ОАО «Газпром» и ОАО «Сибур» и этилена - от ОАО «Салават-нефтеоргсинтез». Кроме того, дополнительные объемы стирола и пропилена позволят расширить мощности по выпуску полистирола, пластика АБС, поли­пропилена или окиси пропилена на ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Таким образом, обеспечение сырьем Нижнекамского НПЗ нефтехимиче­ских производств: модернизированной установки ЭП-600 (ОАО «Нижнекамск­нефтехим») и новой ЭП-300, безусловно, является стратегически целесообраз-

142

ным решением с точки зрения содействия повышению устойчивости и само­достаточности региональной нефтехимии. При таком варианте дополнительное сырье из республики будет получать не только ОАО «Нижнекамскнефтехим», но и ОАО «Казаньоргсинтез».

Строительство второго этапа ННПЗ (комплекса глубокой переработки) требует также решения ряда проблем. Во-первых, это вопрос поставок природ­ного газа для производства водорода, необходимого для процессов обессерива-ния. Его решение потребует взаимодействия с ОАО «Газпром». Во-вторых, серьезной проблемой для республики при переработке высокосернистой нефти уже сегодня является проблема реализации высокосернистого мазута. В этой связи заслуживает внимания технология производства из мазута электроэнер­гии, пара и водорода. Её успешно применяет ряд мировых фирм (например, «Тексако», «Лурги»). Внедрение данной технологии «на конце» технологиче­ской цепочки переработки нефти на ННПЗ позволило бы решить сразу не­сколько сопутствующих проблем: обеспечить глубокую переработку мазута, получив ценные товарные «выходы», а также водород для использования на самом НПЗ. Соответственно не потребуется привлекать дополнительные ресур­сы природного газа для производства водорода, что позволит сохранить и даже увеличивать квоты на газ от ОАО «Газпром» для других потребителей респуб­лики. Другие направления развития внутриреспубликанской интеграции пред­ставлены в параграфе 3.2.

2. Реализация стратегии создания альянсов с отечественными региональны­ми и межрегиональными нефтехимическими и химическими компаниями и холдингами в целях повышения конкурентоспособности отечественной нефте­химии и химии по сравнению с зарубежными производителями. В задачи аль­янсов должны, по нашему мнению, входить концентрация ресурсов для прове­дения совместных инновационных разработок, скоординированная реализация инвестиционных проектов (для исключения их дублирования), согласование сбытовой и маркетинговой политики, комплексное сырьевое обеспечение, лоб­бирование интересов нефтехимического комплекса (округа и страны) на прави-

143

тельственном уровне, в том числе по вопросам условий вступления России в ВТО, регулирования стоимости услуг естественных монополий и др.

3. Реализация стратегии привлечения ресурсов сырья из других регионов страны в рамках межрегионального взаимодействия (в том числе в рамках стра­тегических альянсов, о которых говорилось выше). Поскольку резервы внутри-республиканской интеграции объективно ограничены, необходимо установле­ние выгодных взаимоотношений с поставщиками сырья из других регионов страны. Как было показано в параграфе 2.1., в Татарстане уже имеется доста­точный опыт такого взаимодействия, прежде всего с предприятиями Башкорто­стана и ОАО «Газпром».

Среди других возможных направлений межрегиональной кооперации можно выделить проект по организации переработки в Татарстане валанжин-ских газов, добываемых ОАО «Газпром» в Западной Сибири и в настоящее время в смеси с «несырьевыми» газами используемых в качестве топлива. Реа­лизация данного проекта позволила бы существенно повысить обеспечение су­ществующих и перспективных (связанных с реализацией проектов по модерни­зации производств и выпуску новой продукции) потребностей в углеводород­ном сырье ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез». Например, поставка этана в объеме 0,76-1 млн. т в год на ОАО «Казаньоргсинтез» позво­лила бы увеличить производство этилена до 770 тыс.т; полиэтилена низкого давления - до 261 тыс. т; а также обеспечить сырьем новое производство ли­нейного полиэтилена - до 120 тыс. т в год. Кроме того, избыточный этилен мог бы быть поставлен (в объеме 107 тыс.т) на ОАО «Нижнекамскнефтехим» по существующему этиленопроводу в случае возникновения такой потребности.

Следует также отметить, что данный проект представляет интерес с точки зрения возможности реализации совместными усилиями предприятий НГХК Приволжского федерального округа в целях существенного улучшения их сырьевого обеспечения и повышения конкурентоспособности по сравнению с зарубежными производителями, работающими преимущественно на газовом сырье.

144


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: